«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
консультация по коррекционной педагогике на тему

НАзарук Александра Сергеевна

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ.

«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в
соответствии с требованиями ФГОС ДО»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. 

Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Стандарт  направлен на достижение следующих целей:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт включает в себя требования к:

  • структуре Программы и ее объему;
  • условиям реализации Программы;
  • результатам освоения Программы.

Содержание Программы должно охватывать следующие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области)

  • Социально-коммуникативное развитие,
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие,
  • Художественно-эстетическое развитие,
  • Физическое развитие.

Целевые ориентиры дошкольного образования:

- Представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных  достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО.

- Определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её  характера, особенностей развития  детей и видов Организации, реализующей Программу.

- Не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основой объективной оценки подготовки детей.

Целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного и  начального общего образования.

При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими ДО.

Стандарт направлен на:

обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.

Инклюзивное образование:

обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.  

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья

физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Специальные условия для получения образования детей с ОВЗ

Под специальными условиями понимаются:

  • Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических  средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • Обеспечение доступа в здание ДОО и другие условия без которых невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ОВЗ.

Специальные условия должны быть внесены в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

  • обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
  • освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
  • Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Организация и содержание инклюзивного образования ДОО

Ограничение возможностей здоровья – любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или

частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах.

В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.

Основные направления работы педагогического коллектива с детьми ОВЗ:

  • диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
  • комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы;
  • планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;
  • организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;
  • мониторинг инклюзивного образовательного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziya.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ.

«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в
соответствии с требованиями ФГОС ДО»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. 

Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Стандарт  направлен на достижение следующих целей:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт включает в себя требования к:

  • структуре Программы и ее объему;
  • условиям реализации Программы;
  • результатам освоения Программы.

Содержание Программы должно охватывать следующие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области)

  • Социально-коммуникативное развитие,
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие,
  • Художественно-эстетическое развитие,
  • Физическое развитие.

Целевые ориентиры дошкольного образования:

- Представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных  достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО.

- Определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её  характера, особенностей развития  детей и видов Организации, реализующей Программу.

- Не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основой объективной оценки подготовки детей.

Целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного и  начального общего образования.

При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими ДО.

Стандарт направлен на:

обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.

Инклюзивное образование:

обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.  

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья

физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Специальные условия для получения образования детей с ОВЗ

Под специальными условиями понимаются:

  • Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических  средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • Обеспечение доступа в здание ДОО и другие условия без которых невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ОВЗ.

Специальные условия должны быть внесены в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

  • обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
  • освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
  • Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Организация и содержание инклюзивного образования ДОО

Ограничение возможностей здоровья – любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или

частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах.

В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.

Основные направления работы педагогического коллектива с детьми ОВЗ:

  • диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
  • комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы;
  • планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;
  • организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;
  • мониторинг инклюзивного образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Тема коррекционной работы специалистов в детском саду в условиях ФГОС ДО очень актуальна в последнее время, и мы не остались в стороне. На очередном заседании творческой группы специалистов дошкольных...

Организация экологического образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС

Задачи экологического образования дошкольников:   общая культура личности, ценность здорового образа жизни;-основы безопасного поведения в быту, социуме, природе;-позитивные установки к различным...

«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями в ГОС ДО»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физио...

«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями в ГОС ДО»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физио...

"Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Презентация на МО в детском саду о законах, в которых говорится о поддержке и правилах воспитания  детей с ограниченными возможностями  в детских садах....

Реализация сопровождения в инклюзивной практике образовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС

Реализация сопровождения в инклюзивной практике образовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС...

Консультация "Реализация сопровождения в инклюзивной практике образовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС"

Реализация сопровождения в инклюзивной практике образовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС...