Для родителей "Развитие памяти ребенка"
материал
Предварительный просмотр:
Развиваем память
Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка?
Что такое память?
Это отражение прошлого опыта. Она основана на трех процессах - запоминании, сохранении и воспроизведении.
Запоминание - это процесс образования и закрепления информации в виде нервных импульсов в нервных клетках головного мозга. В результате этого устанавливаются новые нервно-рефлекторные связи - пути поступления и извлечения информации. При запоминании происходит установление связи между новой и уже существующей информацией. Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называют ассоциацией. Без ассоциаций невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе, и запоминание.
Воспроизведение - процесс появления в сознании ранее воспринятой информации, выполнение заученных движений. При воспроизведении, образы, закрепленные в памяти, "оживают" быстро без вспомогательной, опорной информации. Но чтобы добиться буквально автоматического воспроизведения нужной информации, необходимо неоднократное ее повторение.
Виды проявления памяти чрезвычайно многообразны. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия (признака):
1.Объект запоминания
В зависимости от того, что именно воспринимает и воспроизводит человек, различают три основных вида памяти:
- наглядно - образная, способствующая хорошему запоминанию лиц, звуков, цветов, форм предметов и так далее;
- словесно - логическая (или словесно-смысловая), при которой информация запоминается на слух;
- двигательная (моторная) - память движений и эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события.
2. Степень волевой регуляции памяти
По этому признаку память делится на произвольную (которая используется, если нужно запомнить что-либо и сам процесс, который требует усилий от человека) и непроизвольную (задача запоминания не ставится, это происходит само собой).
3. Длительность сохранения информации в памяти
По этому критерию память разделяется на кратковременную и долговременную.
От чего зависят способности к запоминанию?
Здесь существует несколько факторов. В первую очередь, возраст - чем старше ребенок, тем лучше у него работает память. Такая прямая зависимость связана не столько с непосредственным развитием памяти, сколько с совершенствованием техники ее применения. Малыш запоминает предлагаемый материал, не прилагая усилий, основываясь на своей естественной способности.
Дети постарше и взрослые для запоминания прибегают к одним из определенным приемам, - связывают новую информацию с прежним опытом, образуя ассоциации, готовят заметки и т. д.
Иначе говоря, активнее включают механизм, так называемой, опосредованной памяти.
Помимо возраста значение имеет накопленный багаж знаний - память развивается с увеличением объема знаний.
На развитие памяти также влияет уровень умственных способностей - чем больше малыш умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить.
По мере взросления ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе развивается память.
Особенности памяти дошкольника
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых.
Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности.
Именно поэтому новые знания должны иметь для ребёнка какое-то значение - чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит.
Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы способствовать развитию всех видов памяти.
В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития она опережает другие способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-6 летние детишки запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное.
Элементы произвольной памяти появляются у ребенка к концу дошкольного детства в тех ситуациях, когда малыш ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить. Это желание надо всячески поощрять, учить кроху запоминанию с помощью игр и упражнений, контролировать правильность усвоения информации.
Как развивать память у ребенка?
Кроме реализации всех общих условий, способствующих развитию памяти, стимулировать этот процесс помогут специальные упражнения и игры.
Как только ребёнок произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что кушали на завтрак, с какими игрушками возились в песочнице.
Сначала, конечно, перечислять все это будут взрослые, но постепенно малыш присоединится к игре.
Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов - все это помимо общего развития, прекрасно развивает память.
Успехов вам в общении с ребенком!
БУКЛЕТ
Развиваем память
Подготовила
Матюхина Р.Т.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие слуховой памяти ребенка
стендовая информация для родителей...
Упражнения для развития памяти ребенка
Предлагаю вашему вниманию упражнения,которые помогут развить память вашего ребенка....
Развитие слухоречевой памяти ребенка.
Игры для развития слухоречевой памяти....
Презентация "Новогодние стихи для развития речи и памяти ребенка"
Новогодние стихи для дошкольников...
Доклад о памяти ребенка.
Развитие памяти дошкольного возраста.Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией ...
Доклад о памяти ребенка.
Развитие памяти дошкольного возраста.Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией ...
Стихи – отличный метод развития памяти ребенка!
В данной статье рассматривается роль заучивания стихотворений в развитии памяти детей. Польза стихов для ребёнка, советы для родителей: как заинтересовать дошколят процессом заучивания стих...