Программа по дополнительному образованию в средней группе: «Эковичок».
рабочая программа (средняя группа)

Цитович Екатерина Васильевна

Программа по дополнительному образованию в средней группе "Эковичок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_programma_po_dopolnitelnomu_obrazovaniyu.docx83.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад «Сказка»

Программа по дополнительному образованию

в средней группе:

«Эковичок».

C:\Users\Администратор\Desktop\0568e240d13556938796b7d40ff5f32a_big.jpg                                                       

                                                                          Разработала:

                                                                    воспитатель первой

                                                   квалификационной категории

                                                 Цитович Екатерина Васильевна

2022- 2023 г.

Пояснительная записка

Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

В связи с этим возникла идея проведения кружка по экологии в нашей группе, где дети могут дополнительно узнать об окружающей нас природе, увидеть ее красоту, а также научиться заботиться о животном и растительном мире.

Кружок способствует воспитанию любви к природе, чуткому отношению ко всему живому; развивает познавательную активность, наблюдательность, творческие возможности.

Цель кружка: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.

Задачи кружка:

- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;

- развитие познавательных интересов, наблюдательности и любознательности в процессе ознакомления с явлениями природы; развитие интереса к экспериментированию

- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к живому.

Виды деятельности:

  • Индивидуальная работа
  • Групповая работа
  • Коллективная работа
  • Опытно-экспериментальная работа
  • Проектно-исследовательская работа
  • Акции
  • Конкурсы

Организация деятельности и режим:

Кружок проводится с сентября по май, во второй половине дня во вторник

1 раз в неделю по 20 минут, в год 33 занятия.

Методы, используемые в работе кружка:

Наглядные: рассматривание картин, предметных картинок, наблюдения за объектами природы

Словесные: беседы, чтение художественной литературы, разгадывание загадок, словесные игры, рассказ воспитателя

Игровые: дидактические игры, подвижные игры, хороводные игры

Практические: организация продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка), экспериментирование, сбор природного материала

Планируемые результаты освоения программы:

Дети умеют:

  • называть 3-4 дерева разных пород, кустарники, различать хвойные и лиственные деревья, 3-4 травянистых растения, 5-6 видов овощей и фруктов, 2-3 птицы, 3-5 насекомых, 8-10 диких и домашних животных и птиц;
  • определять состояние погоды (солнечная, пасмурная, дождливая, снежная, ветреная, облачная);
  • называть 2 вида комнатных растений; ухаживать за комнатными растениями в уголке природы, знают правила посадки цветов на рассаду и лука;
  • называть свойства воды и воздуха, провести элементарные опыты с водой и воздухом самостоятельно;
  • называть значение человека для природы и природы для человека;
  • назвать правила поведения в природе.

Сентябрь: 1 неделя. «Овощи и фрукты»

Закреплять представление детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

1. Рассматривание иллюстраций с их изображением.

2. Разгадывание загадок.

3. Игра «Угадай на вкус».

2 неделя. «Домашние животные – друзья человека».

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными

 (их кормят, лечат, выгуливают).

1. Беседа о домашних животных.

2. Отгадывание загадок про домашних животных.

3. Игра «Кого не стало».

3 неделя. «Зелёная аптека»

Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой, подорожником. Воспитывать бережное отношение к растениям.

1.Беседа о лекарственных травах.

2. Загадки.

3. Доктор лечит от простуды: «Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя».

3 неделя. «Чудо- ягодка»

 Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде

произрастания, качествах(лечат, имеют запах).

1. Рассматривание иллюстраций, муляжей.

2. Отгадывание загадок.

3. Дидактическая игра «Лесные и садовые ягоды».

 

Октябрь: 1 неделя. «Наш дом-природа»        

Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого.

 Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать

природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе

1. Наблюдение на экологической тропе «Что такое природа?»

2. Дать понятие живая, не живая природа.

3. Беседа: «Дом – жилище человека» и «Дом - природа»

4. Д/и «Природа – не природа»

5. Внести календарь природы.

2 неделя.         «Путешествие в страну осень»        

Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный

интерес. Воспитывать любовь к природе.        

1. Наблюдение за состоянием погоды на участке.

2. Чтение стихотворения «Осень»

3. Беседа о сезонных изменениях в природе.

4. Работа с календарём природы.

3 неделя.         «Лес»        

Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Учить распознавать 2-3

вида деревьев, кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений.

Воспитывать у детей любовь к природе.        

1. Что такое лес?

2. Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт.

3. Рассматривание иллюстраций «Лесные животные»

4. Собирание гербария.

4 неделя.         «Царство грибов»        

Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные,

 несъедобные. Побеседовать о пользе грибов.        

1. Рассмотреть иллюстрации «Грибы»

2. Рассказ воспитателя о грибах.

3. Рисование «Грибы» 

Ноябрь: 1 неделя.          «Перелётные птицы»        

Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных

птицах. Показать связь птиц со средой обитания.

Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.        

1. Рассмотреть иллюстрации птиц.

2. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края».

3. Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка».

4. На прогулке организовать п/и «Перелётные птицы».

2 неделя. «Знакомство детей с почвой»        

Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля».

Почему нельзя загрязнять почву. Воспитывать у детей бережное отношение к

 природе.

1. Просмотреть обучающий фильм «География для самых маленьких».

2. Беседа «почему нельзя загрязнять почву»

3 неделя.          «Глина и земля»        

Познакомить детей с природными материалами-земля, глина. Учить сравнивать

землю и глину.        

1. Рассказ о свойствах земли и глины. Как используются эти природные материалы.

2. Рассмотреть землю и глину. Чем они отличаются.

3. Совместно с детьми посадить в землю цветок (комнатное растение).

Наблюдение за ним.

4 неделя.          «Ваза с яблоками»        

Продолжать знакомить детей со свойствами глины. Формировать представление

о её использовании.        

1. Беседа о свойствах глины

2.Просмотр иллюстраций

«Глиняные изделия»

3. Лепка из глины «Ваза с яблоками» (коллективная работа)

Декабрь: 1 неделя.           «Растения зимой»        

Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость

 изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать

познавательную активность детей.

Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки,

названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее.        

1. Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа

2. Беседа «Для чего растениям снег»

3. Наблюдение за деревьями.

2 неделя.           «Ёлочка – красавица»        

Расширять представление детей о сосне, её полезных свойствах. Воспитывать

бережное отношение к растениям, стремление заботиться.        

1. Дать понятие хвойные деревья.

2. Беседа о сосне.

3. Рассмотреть шишки

(внести в познавательно – исследовательский уголок)

3 неделя.           «Зимующие птицы»        

Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению,

издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять

названия зимующих птиц.

Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам.        

1. Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы»

2. Рассказ о жизни птиц зимой

3. Беседа «Чем мы можем помочь птицам»

4 неделя.           «Путешествие в зимний лес»        

Формировать представления детей о жизни животных в холодный период. Учить

 распознавать следы лесных обитателей на снегу

Воспитывать любовь и сочувствие к животным.        

1.Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные»

2.Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем питаются животные зимой,

способы передвижения, места обитания)

2.Просмотр слайдов «Следы лесных обитателей на снегу» 

Январь: 1 неделя.            «Зимние явления в неживой природе»        

Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе.

 Развивать способность анализировать и обобщать,

1. Дать определение понятию - зимние явления.

2. Беседа «Если на улице сильный мороз»

3. Наблюдения на прогулке, работа с календарём природы

2 неделя.            «Вода вокруг нас»        

Формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком

виде существует вода в окружающей среде. Воспитывать бережное отношение

 к воде.        

1. Просмотр слайдов

«Вода в окружающей среде.

2. Рассказ о значении воды в нашей жизни, о необходимости бережного

Отношения к ней.

3 неделя.   «Кто живёт в реке»        

Познакомить детей с представителями водных животных. Показать их особенности.        

1. Беседа, «Какие животные называются водными»

2. Просмотр познавательного фильма «Речные обитатели»

Обратить внимание на внешние особенности.

4 неделя.   «Речные и морские камни»        

Формировать представление о том, что камни могут быть не только на земле, но и в

реках морях. Развивать у детей познавательный интерес. Развивать сенсорные

ощущения.

1. Рассмотреть камни речные и морские

2. Назвать их свойства и особенности.

2. Вместе с детьми придумать сказку «Как камень из моря в детский сад попал» 

 Февраль: 1 неделя.    Наблюдения «Морозные узоры»        

Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Развивать

познавательный интерес.        

1. Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться

ладошкой до окон с узорами?

2. Чтение стихотворения «Ледяные цветы» Ю. Марцинкявичус

3. Обсуждение стихотворения

2 неделя.  Наблюдения «Снег»

Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются.

Вспомнить о защитных свойствах снега.        

  1. Наблюдение за свойствами снега (Какого цвета снег в солнечную погоду,
  2. в пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? В какую погоду
  3. он хрустит под ногами? и т.д.)

2. Беседа о защитных свойствах снега

3 неделя. «Воздух»        

Формировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить

значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать

познавательную активность в процессе экспериментирования.

Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окружающей. среде.        

1. Познакомить детей с воздухом и его свойствами, способами его обнаружения.

2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого

3. Игра – эксперимент «Дуем – играем»

4 неделя. «Как рождается ветер»

Дать представление о движении воздуха (ветре). Показать детям роль ветра в

природе и жизни человека. Закреплять знания детей о воздухе. Развивать

познавательную активность        

1. Видеофильмы «Что такое воздух?», «Как рождается ветер?»

2. Наблюдение за ветром (использование вертушек)

Март: 1 неделя.   

1 неделя.            «Почему белые медведи не живут в лесу?»        

Формировать представление детей о приспособлении животных к жизни в

природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах,

к которым они приспособлены.        

1. Демонстрационный материал «Животные Севера»

2. Видеофильм «Животные севера»

3. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу»

2 неделя.             «Животные жарких стран»        

Дать первоначальное представление о пустыне, растениях и животных пустыни.

 Доступно рассказать о приспособлении всего живого к погодным условиям

пустыни. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к

которым они приспособлены.        

1. Демонстрационный материал «Животные жарких стран»

2. Видеофильм «Животные жарких стран»

3 неделя.             «Весенние явления в неживой природе»        

Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин

и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Упражнять в сравнении признаков

зимы и весны.

1. Рассмотреть иллюстрацию «Весна»

2. Беседа «Признаки весны»

3. Сравнение признаков зимы и весны

4 неделя.             «Как солнце жизнь дает земле»

Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ.

Развивать познавательный интерес.        

1. Чтение и рассматривание иллюстраций «География для малышей»

2. Просмотр мультфильма «Краденое солнце»

Апрель: 1 неделя.    «Огород на окошке»        

Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей

о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность.        

1. Беседа «Что нужно растению?»

2. Посадить лук, петрушку.

3. Дальнейшие наблюдение и уход.

2 неделя.    «Насекомые»        

Формировать представление о жуках (майский, носорог, божья коровка); бабочках

(капустница, крапивница).

На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек.

Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к

насекомым.

1. Рассмотреть иллюстрации.

2. Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые.

3. Рисование «Бабочка»

3 неделя.             «Растения весной»        

Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава.

Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе.

Закреплять знание названий растений. Развивать способности анализировать и

сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к

растениям.        

1. Наблюдение за деревьями.

2. Вспомнить названия некоторых деревьев и кустарников

3. Работа с календарём природы.

4 неделя.             «Встречаем птиц»

Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения

птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц

птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек и т. д.        

1. Рассмотреть иллюстрации птиц. Вспомнить их названия

2. Загадать загадки про птиц

3. Беседа «Для чего нужен скворечник»

4. Игра с бумажными птицами.

Май: 1 неделя.    «Человек – живой организм»        

Подвести к осознанию себя как живого существа, которое имеет свои особенности

и потребности. Формировать представление детей, о некоторых органах человека,

о положительном и отрицательном влиянии на них.        

1. Рассмотреть энциклопедию «Тело человека»

2. Рассказ воспитателя о некоторых органах человека

3. Беседа «Что для человека вредно, а что полезно»

2 неделя.             «Цветущий сад»        

Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев

(цветением). Продолжать устанавливать связи между изменениями условий

(тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать

эстетические чувства.        

1. Наблюдение за яблоней.

2. Беседа «Почему цветут деревья»

(установить связь с

погодными условиями)

3. Работа с календарём природы.

3 неделя.             «Экологическая тропа»        

Приблизить детей к природе, учить общаться с ней, любить ее. Уточнять,

имеющиеся знания об окружающей природе.        

1. Чтение стихотворения Р. Рождественского «Береги природу»

2. Целевая прогулка по экологической тропе

3. Беседа «Что будет, если…»

4 неделя.             КВН «Мы – друзья природы»

Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания, о птицах, о деревьях; активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев диких животных и птиц; развивать мыслительные операции: сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать; развивать внимание,

 память, мышление; воспитывать любовь, бережное отношение к природе и

проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Диагностика          

 

Список литературы:

  1. Н.А. Рыжова. Я и природа: Учеб. -метод. комплект по экологическому
  2. образованию дошкольников. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996,

с. 56, (Сер. «Наш дом — природа»).

2. Н.А. Рыжова «Волшебница вода».

3. С.Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой –

Педагогическое общество России, Москва 2005.

  1. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного
  2. возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

4. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред.

О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

5. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова.

«Конспекты занятий: познавательное развитие, развитие речи, экология». 2008.

6. Интернет – источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа Кружок «Веселый язычок» (средняя группа)

Программа кружка «Веселый язычок» направлена на предупреждение на раннем этапе трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения, а также на  профилактику...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад №14 города Красноармейска Саратовской области». Конспект занятия по дополнительному образованиюв старшей группе №1 Тема: "Павлин». Воспитатели: Бушмакина Елена Николаевна;

Структура занятия:1. Организация начала2. Актуализация знаний, умений3. Целеполагание4. Планирование деятельности5. Самостоятельное выполнение работы6. Подведение итогов7. РефлексияЦель: создание...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «РобоМышь» Средняя группа

Что такое робот Робомышь? Это дружественный ребенку программируемый мини-робот. Он прост в использовании и выполнен из прочных безопасных материалов, является одним из средств формирования информацион...

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные игры Воскобовича» средняя группа

1.  Пояснительная запискаДополнительная общеразвивающая программа «Волшебные игры Воскобовича»разработана на основе и в соответствии со следующими нормативно – правовыми докумен...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Волшебное оригами» средняя группа

Занятия в кружке «Волшебное оригами» - это работа, используемая как средство дополнительного образования.  Эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания б...

Рабочая программа кружка "Пластилинография" программа дополнительного образования средняя группа

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его п...