Программа по дополнительному образованию в средней группе: «Эковичок».
рабочая программа (средняя группа)
Программа по дополнительному образованию в средней группе "Эковичок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_programma_po_dopolnitelnomu_obrazovaniyu.docx | 83.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка»
Программа по дополнительному образованию
в средней группе:
«Эковичок».
Разработала:
воспитатель первой
квалификационной категории
Цитович Екатерина Васильевна
2022- 2023 г.
Пояснительная записка
Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
В связи с этим возникла идея проведения кружка по экологии в нашей группе, где дети могут дополнительно узнать об окружающей нас природе, увидеть ее красоту, а также научиться заботиться о животном и растительном мире.
Кружок способствует воспитанию любви к природе, чуткому отношению ко всему живому; развивает познавательную активность, наблюдательность, творческие возможности.
Цель кружка: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.
Задачи кружка:
- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
- развитие познавательных интересов, наблюдательности и любознательности в процессе ознакомления с явлениями природы; развитие интереса к экспериментированию
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к живому.
Виды деятельности:
- Индивидуальная работа
- Групповая работа
- Коллективная работа
- Опытно-экспериментальная работа
- Проектно-исследовательская работа
- Акции
- Конкурсы
Организация деятельности и режим:
Кружок проводится с сентября по май, во второй половине дня во вторник
1 раз в неделю по 20 минут, в год 33 занятия.
Методы, используемые в работе кружка:
Наглядные: рассматривание картин, предметных картинок, наблюдения за объектами природы
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, разгадывание загадок, словесные игры, рассказ воспитателя
Игровые: дидактические игры, подвижные игры, хороводные игры
Практические: организация продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка), экспериментирование, сбор природного материала
Планируемые результаты освоения программы:
Дети умеют:
- называть 3-4 дерева разных пород, кустарники, различать хвойные и лиственные деревья, 3-4 травянистых растения, 5-6 видов овощей и фруктов, 2-3 птицы, 3-5 насекомых, 8-10 диких и домашних животных и птиц;
- определять состояние погоды (солнечная, пасмурная, дождливая, снежная, ветреная, облачная);
- называть 2 вида комнатных растений; ухаживать за комнатными растениями в уголке природы, знают правила посадки цветов на рассаду и лука;
- называть свойства воды и воздуха, провести элементарные опыты с водой и воздухом самостоятельно;
- называть значение человека для природы и природы для человека;
- назвать правила поведения в природе.
Сентябрь: 1 неделя. «Овощи и фрукты»
Закреплять представление детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.
1. Рассматривание иллюстраций с их изображением.
2. Разгадывание загадок.
3. Игра «Угадай на вкус».
2 неделя. «Домашние животные – друзья человека».
Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными
(их кормят, лечат, выгуливают).
1. Беседа о домашних животных.
2. Отгадывание загадок про домашних животных.
3. Игра «Кого не стало».
3 неделя. «Зелёная аптека»
Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой, подорожником. Воспитывать бережное отношение к растениям.
1.Беседа о лекарственных травах. 2. Загадки. 3. Доктор лечит от простуды: «Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя». 3 неделя. «Чудо- ягодка» Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах(лечат, имеют запах). 1. Рассматривание иллюстраций, муляжей. 2. Отгадывание загадок. 3. Дидактическая игра «Лесные и садовые ягоды». |
| |||
Октябрь: 1 неделя. «Наш дом-природа» Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе 1. Наблюдение на экологической тропе «Что такое природа?» 2. Дать понятие живая, не живая природа. 3. Беседа: «Дом – жилище человека» и «Дом - природа» 4. Д/и «Природа – не природа» 5. Внести календарь природы. 2 неделя. «Путешествие в страну осень» Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе. 1. Наблюдение за состоянием погоды на участке. 2. Чтение стихотворения «Осень» 3. Беседа о сезонных изменениях в природе. 4. Работа с календарём природы. 3 неделя. «Лес» Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Учить распознавать 2-3 вида деревьев, кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений. Воспитывать у детей любовь к природе. 1. Что такое лес? 2. Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт. 3. Рассматривание иллюстраций «Лесные животные» 4. Собирание гербария. 4 неделя. «Царство грибов» Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедобные. Побеседовать о пользе грибов. 1. Рассмотреть иллюстрации «Грибы» 2. Рассказ воспитателя о грибах. 3. Рисование «Грибы» Ноябрь: 1 неделя. «Перелётные птицы» Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. 1. Рассмотреть иллюстрации птиц. 2. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края». 3. Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка». 4. На прогулке организовать п/и «Перелётные птицы». 2 неделя. «Знакомство детей с почвой» Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». Почему нельзя загрязнять почву. Воспитывать у детей бережное отношение к природе. 1. Просмотреть обучающий фильм «География для самых маленьких». 2. Беседа «почему нельзя загрязнять почву» 3 неделя. «Глина и земля» Познакомить детей с природными материалами-земля, глина. Учить сравнивать землю и глину. 1. Рассказ о свойствах земли и глины. Как используются эти природные материалы. 2. Рассмотреть землю и глину. Чем они отличаются. 3. Совместно с детьми посадить в землю цветок (комнатное растение). Наблюдение за ним. 4 неделя. «Ваза с яблоками» Продолжать знакомить детей со свойствами глины. Формировать представление о её использовании. 1. Беседа о свойствах глины 2.Просмотр иллюстраций «Глиняные изделия» 3. Лепка из глины «Ваза с яблоками» (коллективная работа) Декабрь: 1 неделя. «Растения зимой» Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать познавательную активность детей. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее. 1. Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа 2. Беседа «Для чего растениям снег» 3. Наблюдение за деревьями. 2 неделя. «Ёлочка – красавица» Расширять представление детей о сосне, её полезных свойствах. Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться. 1. Дать понятие хвойные деревья. 2. Беседа о сосне. 3. Рассмотреть шишки (внести в познавательно – исследовательский уголок) 3 неделя. «Зимующие птицы» Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц. Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам. 1. Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы» 2. Рассказ о жизни птиц зимой 3. Беседа «Чем мы можем помочь птицам» 4 неделя. «Путешествие в зимний лес» Формировать представления детей о жизни животных в холодный период. Учить распознавать следы лесных обитателей на снегу Воспитывать любовь и сочувствие к животным. 1.Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные» 2.Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем питаются животные зимой, способы передвижения, места обитания) 2.Просмотр слайдов «Следы лесных обитателей на снегу» Январь: 1 неделя. «Зимние явления в неживой природе» Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать, 1. Дать определение понятию - зимние явления. 2. Беседа «Если на улице сильный мороз» 3. Наблюдения на прогулке, работа с календарём природы 2 неделя. «Вода вокруг нас» Формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Воспитывать бережное отношение к воде. 1. Просмотр слайдов «Вода в окружающей среде. 2. Рассказ о значении воды в нашей жизни, о необходимости бережного Отношения к ней. 3 неделя. «Кто живёт в реке» Познакомить детей с представителями водных животных. Показать их особенности. 1. Беседа, «Какие животные называются водными» 2. Просмотр познавательного фильма «Речные обитатели» Обратить внимание на внешние особенности. 4 неделя. «Речные и морские камни» Формировать представление о том, что камни могут быть не только на земле, но и в реках морях. Развивать у детей познавательный интерес. Развивать сенсорные ощущения. 1. Рассмотреть камни речные и морские 2. Назвать их свойства и особенности. 2. Вместе с детьми придумать сказку «Как камень из моря в детский сад попал» Февраль: 1 неделя. Наблюдения «Морозные узоры» Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Развивать познавательный интерес. 1. Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами? 2. Чтение стихотворения «Ледяные цветы» Ю. Марцинкявичус 3. Обсуждение стихотворения 2 неделя. Наблюдения «Снег» Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега.
2. Беседа о защитных свойствах снега 3 неделя. «Воздух» Формировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окружающей. среде. 1. Познакомить детей с воздухом и его свойствами, способами его обнаружения. 2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого 3. Игра – эксперимент «Дуем – играем» 4 неделя. «Как рождается ветер» Дать представление о движении воздуха (ветре). Показать детям роль ветра в природе и жизни человека. Закреплять знания детей о воздухе. Развивать познавательную активность 1. Видеофильмы «Что такое воздух?», «Как рождается ветер?» 2. Наблюдение за ветром (использование вертушек) Март: 1 неделя. 1 неделя. «Почему белые медведи не живут в лесу?» Формировать представление детей о приспособлении животных к жизни в природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. 1. Демонстрационный материал «Животные Севера» 2. Видеофильм «Животные севера» 3. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу» 2 неделя. «Животные жарких стран» Дать первоначальное представление о пустыне, растениях и животных пустыни. Доступно рассказать о приспособлении всего живого к погодным условиям пустыни. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. 1. Демонстрационный материал «Животные жарких стран» 2. Видеофильм «Животные жарких стран» 3 неделя. «Весенние явления в неживой природе» Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны. 1. Рассмотреть иллюстрацию «Весна» 2. Беседа «Признаки весны» 3. Сравнение признаков зимы и весны 4 неделя. «Как солнце жизнь дает земле» Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес. 1. Чтение и рассматривание иллюстраций «География для малышей» 2. Просмотр мультфильма «Краденое солнце» Апрель: 1 неделя. «Огород на окошке» Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность. 1. Беседа «Что нужно растению?» 2. Посадить лук, петрушку. 3. Дальнейшие наблюдение и уход. 2 неделя. «Насекомые» Формировать представление о жуках (майский, носорог, божья коровка); бабочках (капустница, крапивница). На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. 1. Рассмотреть иллюстрации. 2. Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые. 3. Рисование «Бабочка» 3 неделя. «Растения весной» Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям. 1. Наблюдение за деревьями. 2. Вспомнить названия некоторых деревьев и кустарников 3. Работа с календарём природы. 4 неделя. «Встречаем птиц» Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек и т. д. 1. Рассмотреть иллюстрации птиц. Вспомнить их названия 2. Загадать загадки про птиц 3. Беседа «Для чего нужен скворечник» 4. Игра с бумажными птицами. Май: 1 неделя. «Человек – живой организм» Подвести к осознанию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности. Формировать представление детей, о некоторых органах человека, о положительном и отрицательном влиянии на них. 1. Рассмотреть энциклопедию «Тело человека» 2. Рассказ воспитателя о некоторых органах человека 3. Беседа «Что для человека вредно, а что полезно» 2 неделя. «Цветущий сад» Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением). Продолжать устанавливать связи между изменениями условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства. 1. Наблюдение за яблоней. 2. Беседа «Почему цветут деревья» (установить связь с погодными условиями) 3. Работа с календарём природы. 3 неделя. «Экологическая тропа» Приблизить детей к природе, учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе. 1. Чтение стихотворения Р. Рождественского «Береги природу» 2. Целевая прогулка по экологической тропе 3. Беседа «Что будет, если…» 4 неделя. КВН «Мы – друзья природы» Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания, о птицах, о деревьях; активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев диких животных и птиц; развивать мыслительные операции: сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать; развивать внимание, память, мышление; воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому. Диагностика
Список литературы:
с. 56, (Сер. «Наш дом — природа»). 2. Н.А. Рыжова «Волшебница вода». 3. С.Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой – Педагогическое общество России, Москва 2005.
4. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с. 5. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. «Конспекты занятий: познавательное развитие, развитие речи, экология». 2008. 6. Интернет – источники. | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа Кружок «Веселый язычок» (средняя группа)
Программа кружка «Веселый язычок» направлена на предупреждение на раннем этапе трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения, а также на профилактику...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад №14 города Красноармейска Саратовской области». Конспект занятия по дополнительному образованиюв старшей группе №1 Тема: "Павлин». Воспитатели: Бушмакина Елена Николаевна;
Структура занятия:1. Организация начала2. Актуализация знаний, умений3. Целеполагание4. Планирование деятельности5. Самостоятельное выполнение работы6. Подведение итогов7. РефлексияЦель: создание...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «РобоМышь» Средняя группа
Что такое робот Робомышь? Это дружественный ребенку программируемый мини-робот. Он прост в использовании и выполнен из прочных безопасных материалов, является одним из средств формирования информацион...
Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебное тесто" в средней группе
Рабочая программа по лепке в средней группе....
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные игры Воскобовича» средняя группа
1. Пояснительная запискаДополнительная общеразвивающая программа «Волшебные игры Воскобовича»разработана на основе и в соответствии со следующими нормативно – правовыми докумен...
Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Волшебное оригами» средняя группа
Занятия в кружке «Волшебное оригами» - это работа, используемая как средство дополнительного образования. Эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания б...
Рабочая программа кружка "Пластилинография" программа дополнительного образования средняя группа
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его п...