Краткосрочный проект в подготовительной группе: «Кто с природой дружен, мусор тем не нужен!»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка»
Краткосрочный проект
в подготовительной группе:
Проект: «Кто с природой дружен, мусор тем не нужен!»
Разработала:
воспитатель первой
квалификационной категории
Цитович Екатерина Васильевна
2022 г.
Проект: «Кто с природой дружен, мусор тем не нужен!»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: познавательно-творческий
По содержанию: ребенок и охрана природы
Участники проекта: дети – педагоги – родители
По количеству участников: коллективный
По продолжительности реализации проекта: двухнедельный
Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему»
Гипотеза: если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?
Чисто не там, где убирают,
а там, где не мусорят.
1.Актуальность проблемы
Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Загрязнение окружающей нас среды – масштабная проблема современности. На данный момент о ней известно многое – написано большое количество научных работ и книг, проведены многочисленные исследования. Но в решении проблемы человечество продвинулось совсем незначительно. Загрязнение природы по-прежнему остаётся важным и актуальным вопросом, откладывание которого в долгий ящик может обернуться трагично.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!». Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать представления о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды.
Цель проекта: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите экологии и сохранение природы своего края.
Задачи:
- Развивать экологическую культуру воспитанников и их родителей.
- Формировать познавательную активность детей к проблемам загрязнения окружающей среды.
- Формировать формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни, атак же навыков исследовательской деятельности;
- Развивать эстетическое отношение к природе родного края.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детским садом.
Ожидаемые результаты по проекту:
- для детей:
- осознание значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде
- работа в творческой мастерской (изготовление игрушек из бросового материала)
- для родителей:
- активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность
- привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей
-для педагогов
- осуществляют инновационную деятельность
- повышают профессиональный уровень
- расширяют свой экологический кругозор
Методы и приемы:
- наглядный (просмотр иллюстраций, фото, презентаций и обучающих познавательных фильмов, виртуальные экскурсии на мусороперерабатывающие заводы);
- словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы);
- игровой;
- практический (трудовая деятельность, художественное творчество).
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |
1половина дня | |||||
1. Нод «Бросим умный взгляд на мусор». «Виртуальная экскурсия на мусоро-перерабаты-вающий завод» 2. Д/и «Экологический поезд». | 1. Лепка «Вазочка из бутылочек из-под йогурта». 2. Д/и «Найди друзей». 3. Экспериментальная деятельность “Если закопать в землю мусор, что произойдет?” | 1. Беседа на тему «Что такое мусор». Показ презентации «Жалобная книга природы».
2. Д/и «Наоборот». | 1. Проблемная ситуация: «Может ли батарейка быть вредной?» (сбор батареек на утилизацию) 2. П/и «правильно- неправильно». | 1. Нод «Чистая вода – здоровая земля». 2. Д/и «Что из чего». | |
2 половина дня | |||||
1. Просмотр мультфильма «Как мусор уничтожил мир» 2. Настольная игра «Сортировка в баки» | 1. Сказка «История одной капли» 2. Сюжетно-ролевая игра «Юные экологи». | 1. Д/и «Очистим озеро от мусора» 2. Разрезные картинки «Планета Земля» | 1. Чтение «Почему у Земли платье зеленое» А. Лопатина 2. Д/и «Планета плачет, планета смеётся». | 1.Просмотр мультфильмов «Как мусор уничтожил мир», «Свинка Пеппа: переработка мусора». 2. Отгадывание загадок; | |
Работа с родителями. | |||||
Анкета для родителей «Бытовой мусор. Реалии сегодняшнего дня» | Папка- передвижка: «Вторая жизнь мусора», Прикоснись к природе сердцем». | Памятка для родителей «Правила поведения в природе». | Консультация «Давайте беречь природу вместе».
| Рекомендации для родителей: что можно сделать из бросового материала. | |
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |
1половина дня | |||||
1. Нод «Зачем собирают макулатуру. 2. Д/и «Отгадай материал».
| 1. Поделки «Кормушки» из пластиковых бутылок» 2. Д/и «Что лишнее». | 1. Рисование «Изготовление природных знаков» 2. Нод «Мусор- это хорошо или плохо | 1. Тематическая прогулка «Чистый участок нашего детского сада». 2. Д/и «Найди игрушки из резины». | 1. Развитие речи «Составление рассказа «Мой чистый город» 2. Д/и «Расскажи о предмете». | |
2 половина дня | |||||
1. Чтение экологической сказки "Хламище" Автор сказки: Ирис Ревю». 2. П/и «Весёлая уборка». | 1. Д/и «Вершки-корешки» 2. С/р игра «Команда спасателей природы» | 1. Мультфильм «Крокодил гена и Чебурашка. Очистка реки от мусора». 2. Сюжетно-ролевая игра «За продуктами в магазин». | 1.Чтение стихотворения А.Усачёва «Мусорная фантазия» 2. П/и «Что в ведро мы соберем» | 1.Просмотр иллюстраций «Мусор вокруг нас» 2. П/и «Собери и разложи мусор». | |
Работа с родителями. | |||||
Консультация: «Мусор проблема №1»; | Выпуск плаката: «Берегите природу». | Консультация «Как можно использовать бросовый материал с пользой». | Изготовление лепбука «Берегите окружающую природу»
| Оформить выставку в раздевалке «Мусорный вернисаж» |
Литература:
1. Аничев К. В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов. – М.: «Прогресс».- 1974.
2. Берлянт А. М. Новая энциклопедия школьника. Земля.- М.: «Росмэн»- 2003
3. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.
4. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.
5. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.
6. Новиков Ю.В. Природа и человек, М.: «Просвещение», 1991 г.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.
7.Коробко В.И., Бычкова В.А. Твёрдые бытовые отходы. Экономика. Экология. Предпринимательство.- М., 2012.
Приложение
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Прикоснись к природе сердцем»
«Я сорвал цветок, и он завял.
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял:
Прикоснуться к природе
Можно только сердцем».
Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и пение кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волн и торжественную тишину ночи. Услышал, и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
Музыку удивительной планеты – Земля! Природа нашей земли – это наше богатство. И наша задача сберечь это богатство для следующих поколений.
Взрослым часто приходится отвечать на вопросы детей:
• Почему Землю называют общим домом?
• Что необходимо человеку и всем живым существам на этой Земле?
• А от чего гибнут растения, исчезают животные и болеют люди?
• Кто и как загрязняет нашу планету?
• Как помочь планете, которая плачет от боли?
Найти ответы на эти и другие вопросы, уметь любить природу всем сердцем, ребенок научится, только сотрудничая с родителем
Научите детей:
• узнавать, какое влияние оказывает вода, земля, воздух, огонь на растительный и животный мир, птиц и людей;
• вести осознанное наблюдение в ходе выполнения простейших опытов, находить занимательные, необычные факты, задавать вопросы о них, высказывать простейшие аргументированные суждения по возникающим проблемам;
• приобщатся к окружающей природе как к дому, в котором они живут, как к живому миру, наполненному тайнами и загадками;
Ребенку необходимо учить родителей:
• в эколого-оздоровительных походах с целью осознания того, что «человек – часть природы», с целью совместной игровой деятельности, с целью познания тайн природы;
• в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;
• в совместном озеленение улиц родного города;
• в творческих выставках, организованных образовательными учреждениями;
• в выпуске семейных экологических газет.
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. А ваше сотрудничество в вопросах экологии – это ваш личный вклад в экологию своего родного города и всей нашей планеты – ЗЕМЛЯ!
Анкета для родителей.
- Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю?
- Сортируете ли вы мусор для утилизации?
- Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т.д.)
- Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?
- Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?
- Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?
- Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?
- Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?
- Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома?
- Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?
- Какую информацию вы бы хотели узнать о бытовых отходах?
- Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашем селе?
Ваши предложения по утилизации отходов в нашем городе.
Мусорная фантазия
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
Экскурсия по территории детского сада
Цель: наблюдение за состоянием окружающей среды на территории детского сада и вокруг него.
Ход
Воспитатель. Ребята, какая сегодня погода? Чем она отличается от вчерашней? (Ответы детей.) Послушайте загадку:
Утром глянул я чуть свет:
Двор по-зимнему одет.
Распахнул я настежь двери, В сад гляжу, глазам не верю. Эй! Смотрите, чудеса – Опустились небеса! Было облако над нами, Оказалось под ногами.
А. Гунали
– О каком времени года загадка? Правильно, ребята, о зиме.
А теперь попробуйте ладошкой, какой снег на ощупь? Правильно, холодный.
Но для земли и растений снег – самое настоящее теплое одеяло. Чем больше зимой снега, тем теплее травам, кустарникам. Снег защищает их от сильных морозов и шаров. Давайте посмотрим, как спят под белым пушистым одеялом растения. (Воспитатель осторожно разгребает снег до почвы и демонстрирует детям зеленые травинки.) А когда придет весна, снег растает, и травка снова будет зеленеть и расти.
Давайте пройдем вперед и посмотрим, что произошло с нашими деревьями. Есть ли на них листочки? (Ответы детей.) Правильно, ребята, деревья стоят голые, нет ни одного листика. Скажите, а есть такое дерево, которое не меняет осенью и зимой свой наряд?
Зимой и летом одним цветом.
– Что это? Правильно, ёлка. Всю зиму елочка стрит зеленая, она не боится морозов, вместо листиков у нее красивые зеленые иголочки. Очень скоро зелёная ёлочка придет к нам на праздник. Догадались, какой? Правильно, зимой все люди празднуют встречу Нового года.
Подойдите к рябине и посмотрите, что с ней произошло. На рябине много красивых, красных ягодок. Зимой от мороза эти ягоды становятся очень вкусными. Их с удовольствием клюют птички. А вот и наша кормушка. Давайте положим в нее корм, птички прилетят и поблагодарят нас за это. Вспомните, почему птиц зимой надо подкармливать. (Ответы детей).
А теперь давайте поиграем в русскую народную игру “Два Мороза”. (Игра предварительно разучивается в группе).
Игра “Два Мороза”
В конце прогулки воспитатель вместе с детьми делает вывод о состоянии окружающей среды на территории детского сада и вокруг него.
Экспериментальная деятельность
“Если закопать в землю мусор, что произойдет?”
Цель: выяснить, исчезает мусор в природе или остается навсегда.
Закопаем в ящик с землей консервную банку, кусок картона, полиэтиленовый пакет, лоскуток ткани, огрызок яблока. Выставим ящик на улицу. Через два месяца раскопаем землю и посмотрим, что произойдет с этими предметами.
Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов.
Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы.
Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.
Конспект тематической прогулки
«Чистый участок нашего детского сада».
Цель.
Наблюдение за состоянием окружающей среды на территории детского сада и вокруг него.
Прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде.
Воспитывать интерес и уважение к работе дворника.
Ход прогулки.
— Сегодня, ребята, мы с вами совершим прогулку не только по территории детского сада, но и вокруг, для того, чтобы посмотреть в каком состоянии находятся дорожки, газоны и вся территория вокруг детского сада.
— Ребята, обратите внимание на дорожки. Чистые они или на них есть мусор? (Ответы детей).
— Да, дети. На дорожках встречается мусор: бумажки от конфет, бутылочки от лимонада, разные ветки и другой мусор.
— А вы, ребята, бросаете мусор на землю? (Ответы детей.)
— А видели, как взрослые мусорят?
— Скажите мне, пожалуйста, что будет, если все будут выбрасывать мусор на улицу?
— Правильно! Везде будет мусорная свалка. А вы хотели бы жить на мусорной свалке?
— Молодцы, ребята! А что мы с вами можем сделать для того, чтобы на улицах нашего города всегда было чисто?
— Конечно же, если мы не будем бросать на землю фантики от конфет, баночки от йогуртов, обёртки от шоколадок и т. д., то в нашем любимом городе будет всегда чисто, красиво и уютно.
— Ребята, а на территории детского сада есть мусор?
— А как вы думаете почему?
— Да, конечно же, мы не бросаем мусор на дорожки, а только в урну, а если на дорожках появляются опавшие листья или принесёт ветром, то его убирает дворник.
— Молодцы, ребята, вы очень правильно всё рассказали. Мы хотим жить в чистом, красивом, уютном городе, а для этого необходимо выполнять некоторые правила:
Нельзя бросать мусор на землю!
Если на ваших глазах кто-то бросил бумажку, нужно указать ему на неправильное поведение.
«Не бросайте никогда корки, шкурки, палки…
Быстро наши города превратятся в свалки!»
Занятие “Мусор – это хорошо или плохо?”
Цель: различать и называть материалы, формировать представление об охране природы за счёт рационального использования ненужных предметов и их переработке.
Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах). Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами.
Изготовление детьми природоохранных знаков. В дальнейшем по возможности, размещение их у реки, пруда, детского сада (на экскурсии);
Установление правила: сортировать групповой мусор (две мусорных корзинки: в одну собирать лом от игрушек, в другую - бумажные обрезки, которые необходимо утилизировать в компостные ямы).
Чтение С. А. Анишина «На городском субботнике», Е. Смирнова «Давайте землю украшать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём»
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём»«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу - значит охранять Родину»....
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём»
Актуальность проекта:Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником п...
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём»
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и ...
Экологический проект в подготовительной группе "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!"
Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процес...
Экологический проект в старшей группе «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»
Цель проекта:познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды мусором , сформировать представление о необходимости переработки мусора....
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём».
Краткосрочный проект в подготовительной группе«Природу вместе сбережём»....
Экологический проект в средней группе «Мы с природой дружим – мусор нам не нужен».
- Познакомить дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.-Дать начальные представления об окружающей...