Консультация "Роль наставничества в ДОУ"
консультация

Кузьмина Янина Анатольевна

Статья посвящена проблеме профессионального становления молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Консультация содержит информацию о работе с молодыми педагогами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rol_nastavnichestva_v_dou.docx95.84 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Сортавальского МР РК Детский сад 23 «Ладушки»

Консультация

«Роль наставничества в дошкольном
образовательном учреждении»

Выполнила: методист Кузьмина Я.А.

Молодые педагоги, поступающие в дошкольное образовательное учреждение, сталкиваются с различными проблемами: наблюдаются трудности в адаптации к новому коллективу, ведении различных документов, организации учебной деятельности, написании планов и конспектов, грамотном применении знаний на практике. Исходя из этого, чтобы обеспечить быстрый профессиональный рост, возникла необходимость найти форму работы с молодыми педагогами. Особенность работы начинающих педагогов заключается в том, что в первый день они полностью выполняют все служебные обязанности и несут ответственность вместе с опытными педагогами с многолетним стажем работы. Составляется перспективный план наставника воспитателя - с молодым специалистом.

В первый год работы педагоги, которые не получают поддержки коллег и руководства, чувствуют неуверенность в себе и разочарование, бывают случаи, когда педагоги уходят из профессии навсегда. Чтобы этого не произошло, педагогу необходимо оказывать всестороннюю поддержку и содействие. Поэтому такая форма работы, как наставничество, все чаще используется в дошкольных образовательных учреждениях.

Цель наставничества — помочь молодым и начинающим педагогам в их профессиональном развитии. Наставничество начинающему педагогу дает возможность заручиться поддержкой более опытного коллеги, повысить его профессиональные компетенции и позволяет передать педагогу-наставнику - свой педагогический опыт. Только от опытного специалиста молодой специалист на рабочем месте может получить помощь, как практическую, так и теоретическую.

Назначение наставника должно производиться по обоюдному согласию наставника и молодого специалиста. Нельзя забывать о психологической совместимости наставника и молодого специалиста. Перед наставником ставятся непростые задачи: заинтересовать профессией педагога, ускорить процесс профессионального развития, помочь адаптироваться в новой команде. К педагогу-наставнику предъявляется много требований—   кмпетентность и опыт работы с людьми, умение выстраивать межличностные отношения с молодыми педагогами (доброжелательность и взаимоуважение, уважительное отношение к мнению доброжелателей);

Наставник — это человек, который заслужил доверие коллектива, способен организовать процесс профессионального развития молодого специалиста, и наставника        поддержать его стремление к самостоятельной деятельности, имеет желание развивать свои педагогические навыки. Рекомендуется, чтобы наставник начал свою работу, проведя опрос или собеседование, которое поможет выбрать наиболее подходящие формы работы с молодым педагогом и его содержанием. Наставник, опираясь на данные, полученные в ходе собеседования, и наблюдая за работой педагога, составляет план работы с молодым специалистом, согласовывает его со старшим воспитателем.

Используются различные формы работы, например:

-педагог-наставник предлагает совместно планировать образовательную деятельность, оказывает помощь в составлении планирования организованной образовательной деятельности (далее — ООД);

-рекомендует методическую литературу;

-посещает режимные моменты, смотрит на молодого педагога и анализирует их;

-приглашает понаблюдать за его работой;

-организует открытые демонстрации выполнения режимных моментов, организацию прогулок, ООД и других мероприятий с обсуждением увиденного;

-консультации, собеседования;

-знакомит с нетрадиционными формами взаимодействия с семьями воспитанников, оказывает помощь в подготовке консультативного материала для родителей;

-помогает в самообразовании, подготовке к педсоветам.

Наставничество — это постоянный диалог, поэтому педагоги-наставники по отношению к молодым педагогам должны быть уважительными, терпеливыми, делиться своим опытом, не забывать замечать положительные стороны в работе молодого специалиста, продвигать педагогические находки. С другой стороны, даже молодые специалисты должны стремиться правильно, выстраивать отношения с наставником.

Самым сложным этапом в работе, как молодого специалиста, так и наставника является стажировка. В это время необходимо эмоционально поддержать молодого специалиста, укрепить веру в свои силы, найти взаимопонимание. Наставник знакомит молодого специалиста с детским садом, с ведением документации, в то же время молодой воспитатель может контролировать выполнение режимных процессов, прогулок, и других видов деятельности (игры, работа и т.д.). Демонстрация активности осуществляется таким образом, что воспитатель постепенно вовлекается в работу, набираясь опыта в общении с детьми.

Наставник обращает внимание на то, что в его работе есть помощники не только в лице старшего воспитателя и наставника, но и его коллега в группе с практическим опытом тоже может быть помощником. Напоминает об отношениях между воспитателем и детьми. Он пытается показать на практике, что педагог всегда относится к своему помощнику с уважением, тем самым показывая пример детям и родителям. Нельзя забывать, что работа молодого специалиста строится под руководством и в тесной связи с воспитателем.

Когда молодой специалист начинает работать на своей группе, наставник посещает отдельные моменты режима, ООД. Затем вместе с молодым специалистом они анализируют, обсуждают, какие ошибки были допущены, как их устранить. В дальнейшем молодой специалист изучает не только опыт наставника, но и других коллег. Молодого специалиста приглашают на методические объединения воспитателей, творческие доклады, привлекают к работе в творческих группах, для подготовки педагогических советов.

image7

По мере того, как молодой специалист начинает все больше и больше вовлекаться в работу, положительная оценка наставника становится более важной, чем когда-либо. Здесь важно замечать даже небольшие успехи - дети быстро и аккуратно убирают игрушки, не забывают благодарить за ГОД ПЕДАГОГА за помощь, педагоги стараются быстро прийти на помощь детям  И НАСТАВНИКАвразрешении конфликтов, продумывании предварительной работы, игровых приемов.

Похвала укрепляет уверенность в себе, повышает интерес к профессии. На последнем этапе наставник анализирует свою работу, выявляет недостатки и планирует работу по их устранению. При необходимости привлекаются и другие специалисты дошкольного учреждения (логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог).

Таким образом, использование системы наставничества в дошкольном учреждении позволяет воспитателям быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в своих силах, обеспечить правильный выбор профессии, наладить эффективное сотрудничество с коллегами, доказать, что эта система приносит наставнику не меньшую пользу. Работа с молодыми специалистами помогает повысить их профессиональную компетентность: воспитатели стараются следовать новейшим методическим материалам, участвуют в педагогических конкурсах, конференциях, используют передовые технологии в своей работе. Общаясь с молодыми коллегами, наставник приобретает новый взгляд на развитие и воспитание детей.

C:\Users\skazka1\Desktop\media\image8.jpeg

t


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о наставничестве

Положение о наставничестве в детском саду....

Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ

Функции наставничестваЭтапы формирования профессиональной педагогической деятельностиРоль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ...

«Сущность и содержание понятия «наставничество». Наставничество в современной образовательной практике».

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.Задача наставника &nda...

Заседание по наставничеству:"Обобщение опыта работы наставничества воспитателей по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО."

Цель: Провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направ...

Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"

В данной Программе наставничества описана система работы по  реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъект...

Проект по наставничеству «Компетентный педагог» Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»

Проект по наставничеству «Компетентный педагог»Номинация: «Эффективная система работы   наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве го...

Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования.

Выступление на педагогическом совете«Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса»...