«Использование кейс-технологии в работе с дошкольниками»
консультация
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. В настоящее время мы воспитываем детей «21 века», т.е. ребенка «думающего», способного мыслить аналитически. И сейчас нам стоит переходить от непосредственной передачи готовых знаний, мы должны мотивировать наших воспитанников, стремиться проявить у них инициативу и самостоятельность в решении возникших вопросов. И здесь на помощь приходят именно кейс-технологии, в большей степени методы игрового проектирования, методы ситуативного анализа (кейс-иллюстрации; фото-кейсы) и методы ситуационно-ролевых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klasss_keys_tehnologii.docx | 19.15 КБ |
master-klass_keys-tehnologii.pptx | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование кейс-технологии
в работе с дошкольниками»
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников. В настоящее время, в дошкольном образовании, очень часто используются кейс-технологии. Что же это такое? Само название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Впервые кейс-технологии были применены в 1924 году в Гарвардском университете. Применяется данный метод, в основном, при обучении учащихся и студентов. Кейс – метод выступает как способ коллективного обучения (группа, подгруппа) взаимный обмен информацией, предполагает решение проблемы. Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти детей. Конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от ребенка активного умственного и эмоционального участия в анализе и обсуждении.
К кейс-технологиям относятся:
• метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; кейс-иллюстрации; фото-кейсы);
• метод ситуационно-ролевых игр;
• игровое проектирование;
• метод инцидента;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• метод дискуссии.
Чаще, в дошкольных учреждениях, используют первые три метода.
Напомню еще раз, что сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).
Кейс – метод развивает:
1. умственные, сенсорные и речевые способности.
2. аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.
3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).
4. практические умения.
5. социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).
Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно - образовательном процессе.
Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.
Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.
Мне бы хотелось более подробно остановиться на «Фото-кейсе». Данный вид кейс-технологий активизирует мысли детей, развивает воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывает чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.
В «фото – кейс» входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Для успешного внедрения кейс-метода в практику необходимо освоить методику работы. Предлагаю рассмотреть ее практически: я в роли педагога, а вам предлагаю роль обучающихся.
Прежде чем начать решать кейс, необходимо познакомиться с алгоритмом работы.
Алгоритм работы над фото-кейсом:
Первый этап: подготовительный
Знакомство с ситуацией (фотографией).
В ходе рассматривания зачитывается текст.
На втором этапе: мотивационном, дети совместно со взрослым выделяют проблему, определяют целевую установку.
Постановка проблемы: «Как вы думаете, в чем проблема?»
На третьем этапе: «мозговой штурм»,
педагог активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоционально-чувственный опыт детей, осуществляет координационную работу вовремя поисковый деятельности воспитанников.
Четвертый этап –анализ принятия решения, воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, дети демонстрируют умения логически мыслить.
И на пятом, оценочно-рефлексивном, этапе, дети размышляют, выдвигают аргументы, применяют полученные знания.
Практическая часть
«А теперь попробуйте самостоятельно, опираясь на алгоритм действий, заполнить таблицу алгоритма решения кейса для детей старшего дошкольного возраста.
1.Фото-кейс «Кукла»
Текст к фотосюжету:
Во время игры Настя разрешила поиграть со своей любимой куклой подруге Оле. Оля пообещала поиграть и вернуть куклу обратно. Но нечаянно ее сломала. Оля боялась об этом сказать Насте.
2. Фото-кейс «Как правильно переходить улицу»
Мама отправила Машу в магазин за хлебом. Магазин находится через дорогу от дома Маши, а до пешеходного перехода идти далековато.
Каждая из команд получает таблицу для заполнения. Затем один из участников каждой команды представляют сой фото-кейс.
Заключительная часть
Как вам кажется, в рамках каких занятий можно использовать данные кейсы? (ответы).
И сейчас подводя итоги всего вышесказанного, остановлюсь на значении кейс-метода в образовательной деятельности детского сада.
В процессе освоения кейс-технологий дети учатся:
−получать необходимую информацию в общении;
−соотносить свои устремления с интересами других;
−доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
−отстаивать свою точку зрения;
−принимать помощь.
Кроме этого у них формируются коммуникативные навыки, то есть
−происходит формирование навыков работы в команде;
−умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
−развивается умение адекватно реагировать в возникающих
конфликтных ситуациях;
−обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
−учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений
В дальнейшем, в своей работе с детьми я планирую чаще использовать данный метод, так как в настоящее время, мы воспитываем детей 21 века, то есть детей думающих, способных мыслить аналитически. Мы должны не только передавать готовые знания детям, но и мотивировать их, и делать так, чтобы они проявляли интерес и самостоятельность в решении возникающих вопросов, в учебном процессе и режимных моментах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кейс-технология интерактивная техника обучения, использующая описание реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Кейс – метод выступает как способ коллективного обучения (группа, подгруппа), взаимный обмен информацией, предполагает решение проблемы. Метод « Кейс-стади » был применен впервые в 1924 году в Гарвардском университете. Кейс-метод применяется в основном при обучении учащихся и студентов. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.
Методы кейс-технологий: Метод разбора деловой корреспонденции Игровое проектирование Метод ситуативного анализа Метод инцидента Метод ситуационно-ролевых игр Метод дискуссии
Кейс – метод развивает : 1. умственные, сенсорные и речевые способности; 2. аналитические умения (классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы) ; 3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать) ; 4. практические умения; 5. социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение) .
Фото-кейс активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.
В « фото – кейс» входЯт : Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему; Текст к кейсу , который описывает совокупность событий; Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Алгоритм работы: Первый этап : подготовительный . Знакомство детей с ситуацией (фотографией). Фиксация их внимание и создание положительного отношения к ситуации. Второй этап: мотивационный . Выделение проблемы, определение целевой установки. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска. Третий этап: мозговой штурм . Активизация детей при помощи ключевых вопросов, поддержание эмоционального опыта детей, осуществление координационной работы во время поисковой деятельности воспитанников. Четвертый этап : анализ принятия решения. В овлечение детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать. Пятый этап: оценочно-рефлексивный. Происходит выдвижение детьми аргументов. Ребята размышляют, применяют полученные знания.
Первый этап: Подготовительный Деятельность педагога Деятельность детей Показывает фотографию, зачитывает текст Знакомятся с ситуацией Второй этап: Мотивационный Деятельность педагога Деятельность детей - формирует суть проблемы; - формирует задание; - мотивирует к поиску решения. - осознают проблему; - концентрируются на поиске решений в данной ситуации. Третий этап: «Мозговой штурм» Деятельность педагога Деятельность детей - активизирует детей при помощи ключевых вопросов; - помогает проанализировать принятое решение. - представляют свои варианты решения; - находят совместное решение; - формулируют выводы. Четвертый этап: оценочно-рефлексивный Деятельность педагога Деятельность детей - побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания - размышляют, выдвигают аргументы; - применяют полученные знания
Разберем на примере:
Первый этап: «Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника» Второй этап: Постановка проблемы : «Как вы думаете, в чем проблема?» (Ребенок мешает). Задание: «Какие действия предпринять, чтобы ребенок не мешал остальным»
Третий этап: Решение: Дать ребенку особую роль – суфлер. Беседа с ребенком до праздника «Как ведёт себя настоящий артист». Заинтересовать ребенка другими видами деятельности (кружковая работа). Работа с родителями. Дать рекомендации «Формирование сдержанности у дошкольников», «Сферы применения способности быстрого, объемного запоминания» (шахматы, шашки, ГО). Если родитель не осознает проблему, то найти точки соприкосновения по вопросам формирования адекватной самооценки.
Четвертый этап: Вопрос «Почему мальчик так поступает?» Хочет привлечь внимание Хочет показать, что все знает Хочет чтобы его похвалили Пятый этап: Вывод : необходимость знания психологических особенностей каждого ребенка своей группы и, в крайнем случае, привлечение педагога-психолога с целью формирования у ребенка адекватной самооценки и коррекции эмоционально-волевой сферы.
Текст: Во время игры Настя разрешила поиграть со своей любимой куклой подруге Оле. Оля пообещала поиграть и вернуть куклу обратно. Но нечаянно ее сломала. Оля боялась об этом сказать Насте. Фото кейс: «Кукла»
Текст : Мама отправила Машу в магазин за хлебом. Магазин находится через дорогу от дома Маши, а до пешеходного перехода идти далековато. Фото-Кейс: «Как правильно переходить улицу»
В процессе освоения кейс-технологий дети учатся: получать необходимую информацию в общении; соотносить свои устремления с интересами других; доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; отстаивать свою точку зрения; принимать помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Кейс – технологии в работе с дошкольниками. Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»
В своей работе я использовала разные технологии, и пришла к выводу, что одними из самых эффективных являются "кейс-технологии". Хочу познакомить педагогов дошкольного образования с технологией "...
Мастер–класс «Использование кейс-технологии в работе с дошкольниками»
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слу...
Мастер класс для педагогов: "Использование фото-кейс технологии в работе с дошкольниками"
Научить педагогов использовать кейс-метод в образовательной деятельности с детьми....
«Кейс – технологии» в работе с дошкольниками. Технология – «Кейс – стади (ситуация)»
Основная задача - сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями....
Использование «кейс технологии» в работе с дошкольниками.
Способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная на обучение детей анализу проблемной ситуации и активизации речемыслительной деятельности дет...
Консультация "Использование кейс – технологии в работе с родителями дошкольников"
Кейс-технология – это практико - ориентированная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний,...