Познавательно-исследовательский проект «Комнатные растения»
проект (старшая группа)
Познавательно-исследовательский проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_komnatnye_rasteniya.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 27»
143914, Россия, Московская область, город Балашиха, ул.Свердлова, д.49 тел./факс 8 (495) 523-93-40
e-mail: blsh_school27@mosreg.ru http://bal-sch27.edumsko.ru
Познавательно-исследовательский проект
«Комнатные растения» в старшей группе
Подготовила воспитатель
Первой квалификационной категории
Омарова Ф.Н.
Балашиха
2023г.
Вид проекта: Познавательно-исследовательский
Продолжительность: месяц
Участники проекта: Дети группы, воспитатель, родители.
Актуальность темы: Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Назначение комнатных растений – не только в создании уюта. Растения способны очищать воздух в помещениях, насыщать его кислородом.
Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В повседневной жизни у дошкольников воспитывается познавательное отношение к природе, желание ухаживать за цветами. Комнатные растения – дидактический материал, с помощью которого решаются задачи экологического образования.
Цель проекта: Способствовать формированию представлений детей о комнатных растениях, как живых организмах, способах ухода за ними, о значимости комнатных растений, используя игры экологической направленности.
Гипотеза: Воспитанники группы будут, бережнее относится к комнатным цветам, когда узнают, что обыкновенные растения помогают здоровью человека
Задачи:
Познавательное развитие: Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага). Знакомить детей с видами цветущих растений (герань, бегония, фиалка), особенностями их строения. Развивать первичные умения сравнивать, выделять общие и отличительные признаки, обобщать, на основе обобщений делать выводы.
Речевое развитие: Побуждать детей к активной речевой деятельности, внимательно слушать рассказы товарищей, дополнять ответы. Пополнять и активировать словарь детей на основе углубления знаний о комнатных растениях. Формировать умение описывать растение, отмечая при этом его характерные признаки. Развивать умение поддерживать беседу. Развивать слуховое внимание, восприятие, мышление, память; воспитывать любовь к чтению.
Социально - коммуникативное развитие: Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности. Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за растениями в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку вместе заниматься общим интересным делом, трудиться.
Физическая культура: Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу, творчество.
Художественно - эстетическое развитие: Развивать эстетическое восприятие, учить видеть красоту комнатных растений. Обращать внимание детей на сходство и отличие растений по форме, величине, цвету; побуждать передавать эти отличия в рисунках. Развивать умение рисовать, лепить с натуры. Закреплять умение детей создавать изображения цветов (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски, вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие), создавать из этих фигур изображения цветов.
Предполагаемые результаты: Ребенок проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности; умеет поддерживать беседу, высказать свою точку зрения, делится с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями, ссылается на источник полученной информации; отвечает на вопросы полными предложениями; может описывать комнатные растения, сравнивать их между собой, ухаживать за ними, знает способы вегетативного размножения растений; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач.
Ресурсное (материально-техническое) обеспечение проекта:
Мультимедиа презентация «Комнатные растения», художественная
литература: стихи, загадки о комнатных растениях, «Сказки о комнатных растениях» О. Яралек, «Рассказы, притчи и сказки о комнатных цветах» JI. В.Скребцова, журналы о комнатных растениях, Энциклопедия «Комнатные растения», открытки, фотографии цветов; семена герани, отроски и черенки цветов, комнатные растения (алоэ, герань, каланхое, традесканция, фиалка, кактус, фикус); палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки; разрезные картинки, цветная бумага, бумага для рисования, акварель, цветные карандаши, пластилин.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
1.Подготовительный
• Создание инициативной группы среди родителей для реализации проекта.
• Определение целей и задач проекта.
• Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного и музыкального материала по теме проекта.
• Подбор материала для продуктивной деятельности.
• Составление плана работы.
2. Основной этап:
Планирование образовательной деятельности.
Мероприятия | Цели | Участники |
І этап (1-я неделя)
| Выявить знания детей о цветах, уходе, условиях роста в соответствии с возрастом. Заинтересовать детей, создав проблемную ситуацию, совместное составление плана действий (прочитаем, посадим и т.д.) Просвещение родителей Создать условия для трудовой и практической деятельности. | Педагоги, дети Педагоги, дети Педагоги Педагоги, родители |
ІІ этап (2-4-я недели)
Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», «Привередица» русская народная сказка, стихотворения Е.Благинина «Бальзамин», Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония» и др.,Л. Пилипенко «Аспарагус», «Каланхоэ», «Алоэ», «Камнеломка» и др., В. Тушнова «Не понимаю», С. Каратов «Комнатные цветы», Н. Нищева «Комнатные цветы», О. Аленкина «Кактус», И. Евдокимова«Кактус», Ю. Лысаков «Кактус», Б. Ферпер «Бегония», Б. Пастернак «Герань» и др.
П. Чайковский «Вальс цветов», отрывок из Concerto for cello e-moll Ф. Мендельсона, музыкальный отрывок из «Ромео и Джульетты» С.С. Прокофьева | Выяснить из опыта детей, что знают о комнатных растениях, какие цветы знают. Учить детей более полно описывать растения, отличая существенные признаки внешнего вида. Расширить словарь детей точными определениями внешнего вида отдельных частей растений (вьющийся ствол, шероховатые листья, край листа с зубчиками и. т. д) Способствовать развитию представлений о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, тепло, свет). Детям предлагаются карточки, необходимо выбрать, что нужно для роста и развития растений (вода, воздух, свет, тепло) Формировать представления об одном из назначений комнатных растений: они украшают комнату, они красивые. Развивать у детей способность наблюдать, сравнивать, с помощью взрослых пытаться делать простейшие выводы Формировать представление о растениях, как о живом организме, которые чувствуют изменение условий их обитания, реагируют на них Создавать условия для формирования первичных умений ухода за комнатными растениями. Формировать представления об одном из назначений комнатных растений: они могут быть лечебными. Формировать представления об одном из назначений комнатных растений: они могут быть лечебными. Формирование представлений о способах размножения растений. Рассматривание листа растения через лупу. Развивать исследовательские навыки. Знакомство со способом ухода за комнатными растениями, предметами для полива. Дать представление о новом способе мытья комнатных растений - опрыскивании. Познакомить детей с потребность корней растений в кислороде. Поддерживать интерес детей к художественной литературе о растениях. Развивать память, умение выразительно рассказывать стихи. Развивать (учить) создавать образ растений разными видами изобразительной деятельности. Развивать умение применять ранее полученные знания. | Педагоги, дети Педагоги, дети Педагоги, дети Педагоги, дети Педагоги, дети Педагоги, дети Педагоги, дети Педагоги, дети Педагоги, дети Педагоги, дети Педагоги, дети Педагоги, дети, родители Педагоги, дети Педагоги, дети Педагоги, дети Педагоги, дети |
ІІІ – этап (5-я неделя)
| Закрепить знания детей о комнатных растениях и приёмах ухода за ними. Углубить знания о лекарственных свойствах растений. Воспитывать умение работать сообща. | Педагоги, дети, родители |
В ходе реализации данного проекта у детей:
– обогатилась предметно-развивающая среда в группе;
– сформировалась система знаний о комнатных растениях, практические навыки ухода за комнатными растениями;
– дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных ситуациях;
– родители стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада.
Что мы узнали:
• Забота о комнатных растениях делает человека добрее.
• Комнатные растения это источник - красоты, веселого настроения, доброты, чистого воздуха, здоровья.
• Провели подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», «Растения», «Кто быстрее посадит цветы»;
• Провели хороводные игры: «Мы на луг ходили», «Галя по садочку гуляла».
• Провели экологическую игру «Если бы ты был комнатным цветком»
• Оформили схему-памятку по уходу за комнатными растениями:
-Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой - утром.
-Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен - не повреди корни растений.
-Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными, очищают от пыли мягкой кисточкой.
-Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
• Оформили выставки:
• рисунков «Наши комнатные растения»,
• поделок «Цветок»
Оформили экологическую книгу «Лекарственные растения в нашем доме».
В ходе работы над проектом дети научились:
• Вести наблюдения
• Проводить опыты
• Различать растения по виду и происхождению
• Правильно ухаживать за комнатными растениями.
З. Заключительный этап
• Оформление альбома с детскими рисунками по теме проекта
• Итоговое мероприятие «Путешествие в мир комнатных растений»
Выводы: В ходе проектной деятельности у детей повысился уровень знаний о комнатных растениях. Сформированы представления о значимости комнатных растений. 75% родителей проявили заинтересованность по данной теме. У детей были выявлены трудности при составлении описательных рассказов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?»
Проектно - исследовательская деятельность в дошкольном образовании. Проект "Как живут растения" рассчитан на детей 5 - 6 лет с общем недоразвитием речи. В ходе проекта через учебную, опытническу...
Познавательно-исследовательский проект "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ - НАШИ ДРУЗЬЯ"
Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года во 2 младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников . . ....
Познавательно-исследовательский проект "Комнатные растения-наши друзья".
Проект краткосрочный, познавательно-исследовательский для детей средней группы "Комнатные растения-наши друзья"....
Познавательно-исследовательский проект "Комнатные растения - наши друзья ".
Познавательно-исследовательский проект "Комнатные растения - наши друзья "....
Познавательно- исследовательский проект « В мире растений»
Познакомить с разнообразием растительного мира,с его значимостью.Формировать навыки исследовательской деятельности. Развивать умения сравнивать и анализировать....
Познавательно-исследовательский проект "Комнатные растения - наши друзья ".
Познавательно-исследовательский проект "Комнатные растения - наши друзья ".Корнеева Валентина Анатольевна Тип проекта: групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский.Уч...
Познавательно-исследовательский проект "Комнатные растения - наши друзья ".
Ознакомление с окружающим...