Детский сад и семья: вопросы взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО
статья

Павлова Любовь Владимировна

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_vzaimodeystviya_dou_s_roditelyami_1.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад и семья: вопросы взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО

 (из опыта работы)

     Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.         
Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.        

     В ФГОС отмечено, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьей, и является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и их развития.

Основными задачами взаимодействия ДОУ с родителями являются следующие:

1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

2. Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

3.  Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).

4. Повышение уровня компетентности родителей.

     Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно использую инновационные формы и методы:

- презентация образовательной деятельности ДОУ;

- фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;

- информационные буклеты;

- организация Дней открытых дверей;

- совместное проведение досугов;

- тематические выставки по итоговым дням, совместным проектам, праздникам.

     Переписка педагогов и родителей «записка» – письменное сообщение, выраженное в краткой и лаконичной форме. «Почтовый ящик», «Телефон доверия» сбор вопросов, предложений, советов от родителей

- групповые встречи – практикумы, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, видеопрезентации; Мастер – класс. Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер – класс может быть, как теоретическим, так и практическим. Педагоги и психологи могут обучать родителей приемам закаливания, массажа, нетрадиционному рисованию, лепке, аппликации и т.п

- «Это всё Я» - оформление папки успехов и достижений своего ребёнка ежемесячно;

- тематические досуги «Осенняя ярмарка», «Моя семья», «День матери»,

«Новогодние путешествие», «Защитники Отечества», «Знатоки природы»;

- вовлечение в конкурсы (осенних поделок, кормушек для птиц, снежных

построек, новогодних игрушек, «Маленькая модница», и тд);

- оздоровительные праздники «Папа, мама, я – дружная семья», «От

простуды босиком»;

- совместные развлечения в рамках ООП «Безопасность»;

- театрализованные представления для родителей с участием детей «Репка»

- Еще хочется отметить, что вошло в практику и является успешным привлечение родителей к проведению праздников, утренников, где родители являются участниками сценария

     Опираясь на данные позиции, я приветствую любые формы включения родителей в жизнь детского сада. Для этого:

- информирую родителей обо всем, что происходит или будет происходить в

группе и в детском саду в специальном информационном стенде в фойе группы; или в социальных сетях «вконтакте», «WhatsApp».

- предлагаю творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе.

- призываю к участию родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъемка.

     Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. В некоторых случаях предлагаю родителям совместную деятельность с детьми, а далее перехожу к обсуждению проблемы уже без детей.

     Коллективное творческое дело помогло сплотить коллектив детей и родителей, по-иному оценить друг друга, познать и, возможно, открыть для себя новые грани содержания личности друг друга, причем это касается и взрослых, и детей.

     Акцентируя внимание на проблемах организации индивидуальных и групповых консультаций, я считаю необходимым рассказать родителям, что важно не только грамотно заниматься с ребенком, но и добиваться результата. Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки дошкольника и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, зачастую не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. В процессе консультаций стараюсь объяснить родителям, что ребенок обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижения, поэтому именно домашние отношения часто являются главными средствами компенсации недостаточных успехов или недооценки окружающих вне семьи.

     Просветительская работа периодически касается вопросов организации видов детской деятельности. В своей работе обращаю внимание родителей на значение игровой деятельности. Ребенок развивается как индивид и личность

в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении.

     Родители имеют возможность предложить свои идеи по лексическим темам, принести материалы или книги, поделиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами. Для этого родителям совершенно не нужно обладать педагогическими способностями. Например, рассказать о своей профессии, чем она важна, и т.д.

     Посещение детского сада во время «Дни открытых дверей» - 2 раза в год     Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки (темы выставок «Осенняя ярмарка» - поделки из овощей и фруктов, «Осенняя фантазия» -  из природного материала, «По правилам дорожного движения», «Новогодняя ёлочка», «По страницам сказок», и др.). Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность.

     Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома.

Огромное значение придаю виду сотрудничества – праздники. Готовят их не только педагоги с детьми, но активно участвуют в них и родители. И, несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к участию в праздниках, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой – лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.

     Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

1. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»2.  Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного...

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО

Статья раскрывает основные аспекты взаимдействия с семьей в условиях современного детского сада, определяет основные трудности и барьеры, а также рассказывает о возможных путях выхода их них....

"Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»".

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пр...

Детский сад и семья: вопросы взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО ( из опыта работы)

Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема партнерства детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет, так  как эта проблема включает в себя...

Детский сад и семья: вопросы взаимодействия в условиях реализации ФГОС

В процессе целостного развития личности ребенка важнейшее место занимает взаимодействие детского сада и семьи. Ведь только совместными усилиями родителей и педагогов можно достичь хороших результатов ...

«Детский сад и семья: вопросы взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы).»

Синельникова Павлина Алексеевна, воспитательГБДОУ детский сад №75 Приморского районаСанкт-Петербурга    «Детский сад и семья: вопросы взаимодействия в условиях реализации ФГО...

Детский сад и семья: вопросы взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО

Основная цель всех форм и видов социального партнерства ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом св...