Моя педагогическая находка. Воспитатель года 2024
презентация

Щербакова Олеся Владиславовна

Произведения искусства входят в жизнь современных детей с раннего возраста. Согласно Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из структурных единиц содержания программ дошкольного образования является область художественно-эстетического развития, которая «предполагает развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства», в том числе и изобразительного, «формирование элементарных представлений о видах искусства», самостоятельную творческую деятельность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_nahodka_gotovo.docx22.82 КБ
PDF icon ped_nahodka_prezentatsiya.pdf1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами своей педагогической находкой «Картинная галерея как средства решения задач художественно – эстетического и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Развитие художественно-творческих способностей у ребенка - одна из важных задач дошкольного образования на современном этапе.

В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей- на их кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Произведения искусства входят в жизнь современных детей с раннего возраста. Согласно Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из структурных единиц содержания программ дошкольного образования является область художественно-эстетического развития, которая «предполагает развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства», в том числе и изобразительного, «формирование элементарных представлений о видах искусства», самостоятельную творческую деятельность детей.
        В связи с этим, детским садам необходимо использовать новые формы организации образовательного пространства, способствующие приобщению дошкольников к национальному и мировому художественному наследию; проектированию занятий, направленных на воспитание и развитие творческих способностей детей с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка.

Проблема: Удаленность от культурных центров не дает детям возможности посещать картинные галереи, музеи, выставочные залы. Этот факт имеет большое значение для эстетического воспитания личности ребенка-дошкольника, формирования познавательного интереса детей. В связи с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования, в детском саду должны быть: музей, вернисаж или картинная галерея.

 Решить эту проблему можно, внедрив новый элемент предметной развивающей среды детского сада – инновационный проект «Картинная галерея».

Актуальность данной педагогической находки: Картинная галерея не только насыщает предметно-пространственную среду ДОО в соответствии с возрастными возможностями и потребностями детей и содержанием программы, но и является ее быстро и легко трансформируемым и доступным для детей объектом. Организована она для создания целостной эстетической среды ДОО и используется для формирования основ музыкальной и театральной культуры, восприятия художественной литературы, воспитания эмоционального восприятия окружающего мира, развития эстетических и патриотических чувств.

Произведения художественно – эстетического и устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. С этой целью в конце февраля 2023 года, мы приобрели инновационное пособие по решению задач художественного эстетического и познавательного развития детей «Картинная галерея в детском саду».

Цель педагогической находки: разработка систематических занятий по картинной галереи и художественной деятельности, способствующая разностороннему развитию ребенка и  к приобщению  национальному художественному наследию через создание новых форм образовательного пространства.

Задачи:

•Формировать у дошкольников представление о картинной галерее;

• Формировать художественно-образное мышление и эмоционально-чувственные отношения к произведениям изобразительного искусств;

• Развивать эстетические чувства, желание рассматривать картины, видеть мелкие незначительные детали;

• Прививать ценности, воспитывать патриотические чувства с помощью репродукций картин русских художников;

• Расширять представления детей о живописи, ее характере и направлениях.

В рамках деятельности картинной галереи мы с детьми узнали такие профессии как художник, реставратор, скульптор, познакомились с Михаилом Третьяковым и с Государственной Третьяковской галереей и ее историей. В сентябре и октябре в саду прошел осенний проект «Красками Осени» где дети знакомились с биографией и творчеством таких художников как Левитан, Волков, Остроухов, Васильев. Побуждение высказываться по сюжету картины, способствует к развитию речи детей, обогащению словарного запаса.

Так же дети знакомились и с литературными произведениями и поэзией. А для эмоционального настроя наш музыкальный руководитель предложил составить картотеку музыкального сопровождения при изучении картинной галереи, так дети и познакомились с композитором Ф. Шопеноми А.  Вивальди.

Ребята освоили такие жанры как натюрморт, бытовой жанр, пейзаж, портрет. Особенно привлек их внимание так им знакомый портрет А.С. Пушкина художника О. Кипренского. После обсуждения этой картины дети сами предложили перечитать уже знакомые им сказки, познакомились на развитии речи с сказкой «О царе Салтане», оттуда появилась желание проявить свои способности и в театральной деятельности. На занятии по рисованию дети изображали сказочных персонажей, придумывали своих. К сказкам интерес у детей всегда большой, поэтому мы не остановились на этом, и начали искать картины, написанные по сказкам таких художников как В. Васнецов и М. Врубель. Из одной картины вышел целый ряд занятий, тему которых придумали сами дети. Не забывали и про самый любимый жанр детей – пейзаж, который воспитывает любовь к родному краю, уважение к истории и умение видеть и понимать красоту родной природы.

Так же в процессе знакомства с галереей были разработаны некоторые дидактические игры, карточки по распределению картин по жанрам, игры на оттенки «Найди оттенок», «От теплого к холодному», «Яркий-светлый» и по смешиванию цветов с использованием круга Иттена.

Основой каждой картины является цвет, который несет в себе и настроение и характер картины. И для того чтобы грамотно рассказать о картине, я разработала занятия по цветоведению, где мы с детьми изучаем цвета, спектры, экспериментируем, смешиваем и фантазируем. Изучая с детьми виды живописи, я применяю разнообразные приемы и формы работы с детьми, особенно ребята любят нетрадиционные техники. Например, использование природного материала (сухих листьев, снега, воска), использования разных техник (Монотипия, кляксография, витражная роспись). Рассматривая картины, дети незаметно для самих себя накапливают бесценный опыт эстетического отношения к действительности. Дети учатся сопереживать художнику, а значит, учатся понимать искусство.

Картинная галерея предлагает очень широкое использование интегрированных форм работы:

- литературно-музыкальные занятия («Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето» в стихах, музыке);

- проекты (времена года «Краски осени», патриотическое воспитание «Богатыри»);

-развлечения («Хлебород», «Осень золотая»);

-выставки, конкурсы («Осенними красками» «Зимний пейзаж»)

-театрализованная деятельность («Портреты писателей» «Сказки Пушкина»)

Как отдельные картины, так и тематическую выставку можно при необходимости перемещать по ДОО: в группы, изостудию, музыкальный зал. Методическое сопровождение картинной галереи, это описание картин, биография художников, и их портреты, разработки НОД всегда доступны всем педагогам, и во многом могут упростить и разнообразить их работу.

Предполагаемый результат:

  • Дети познакомятся с различными видами живописи, узнают о художниках, научатся создавать свои картины, различать жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.

  • Дошкольники разовьют умение составлять описательные рассказы по картинам, обогащать словарный запас.

  • Научатся творчески мыслить и использовать различные материалы в создании картин.

  • Плодотворный результат по художественному-эстетическому, творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка и т.д.)

  • Развитие духовно-познавательных потребностей детей.

  • Развитие эстетической, этической, познавательной мотивации.

  • Дальнейшее увеличение количества экспонатов, размещаемых в картинной галерее ДОУ

  • Развитие социального сотрудничества и привлечение новых партнеров.

  • Расширение спектра мероприятий, форм работы для развития творческих способностей детей ознакомление и приобщение к искусству воспитанников.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическая находка (Воспитатель года-2020)- конспект интегрированного занятия в средней группе Любознайка и кормушка.

Авторская разработка конспекта интегрированного занятия в средней группе на тему: « Любознайка и кормушка » (лексическя тема "Зимующие птицы")....

Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2024" Конкурсное задание " Педагогическая находка"

Здравствуйте уважаемые коллеги! Я хочу вас познакомить вас со своей педагогической находкой "Кейс-чудес маленьких исследователей". Представить вашему вниманию собственную профессиональную пр...

Конкурсное задание " Моя педагогическая находка" на Муниципальный конкурс Воспитатель года -2024

Тема «Развитие социальной компетентности  дошкольников в процессе ознакомления их с профессиями»...

Конкурсное задание "Моя педагогическая находка" на Муниципальный конкурс "Воспитатель года-2024"

Презентация и доклад на тему "Нетрадиционные техники рисования в ДОУ"...

Конкурсное задание "Моя педагогическая находка" на Муниципальный конкурс "Воспитатель года-2024"

Призеетация и доклад на тему "«Опытно-экспериментальная и исследовательская  деятельность в познавательном развитии детей»...

Педагогическая находка(участие в конкурсе Воспитатель года 2024)

Тема «Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста»К.Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудьнеизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрас...