Мастер-класс для педагогов "программирование в детском саду с РобоМышью"
материал

Матюхина Рена Тагировна

Расширение педагогической компетениции при освоении образовательной робототехники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_novyy.docx586.73 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения Российской Федерации

Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла

муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение -                                                                                детский сад № 95 города Орла

302014, Россия, Орловская область, город Орел, ул. Емлютина, 4

тел./факс (4862)30-70-95                                                                                   эл. адрес orel_ds95@orel-region.ru

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Программирование в детском саду

 с РобоМышью»

1701981720101.jpg

Составитель:

Матюхина Рена Тагировна,

воспитатель 1 квалификационной

категории

Орел, 2023

Тема: «Программирование в детском саду с РобоМышью»

Цель:  расширение компетенции участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению образовательной робототехники.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с комплектом «Алгоритмика с РобоМышью в детском саду»;

- расширить компетенцию педагогов в области образовательной робототехники;

- организовать активное педагогическое взаимодействие в процессе освоения способов применения робототехники в образовательной деятельности с дошкольниками.

        Структура мастер-класса:

1.Вступительная часть

2. Теоретически-демонстрационная часть

3. Практическая часть

4. Рефлексия участников мастер-класса «Башня эмоций»

Актуальность

Программирование в последнее время стало одной из самых перспективных сфер жизни человека. Соответственно, владение  азами этого направления открывает перед людьми новые перспективы и возможности. Люди, которые хорошо разбираются в таких вопросах, получают высокую заработную плату и всегда могут работать удаленно, эффективно совмещая отдых, карьеру, заботу о здоровье и общение с близкими.

Не менее важно понимать и тот факт, что различные гаджеты и компьютерные программы – ближайшее будущее. Совсем скоро именно компьютеры будут формировать реальность. Потому в ней нужно хорошо разбираться.

Польза программирования заключается не только в этих важных аспектах. Дети, которые активно осваивают данную сферу, отличаются:

  • прекрасными навыками логического мышления;
  • умением понимать разные процессы, происходящие в мире;
  • высоким уровнем грамотности;
  • уверенностью в себе;
  • большим творческим потенциалом;
  • склонностью к успешному изучению иностранных языков.

  1. Вступительная часть

Добрый день, уважаемые  коллеги! Рада приветствовать вас на мастер-классе «Программирование в детском саду с РобоМышью». (Слайд 1).

Сообщение цели мастер-класса (Слайд 2).

В наше время дети постоянно окружены предметами технологического прогресса, которые не могут не вызывать у них интерес. Все эти технологичные устройства, окружающие ребёнка, становятся все более умными и продвинутыми. Существенный плюс в изучении программирования – дети развиваются  и сами становятся создателями   собственных технологий. (Слайд 3,4). Этому и  способствует образовательная робототехника.  В нашем детском саду я веду активную деятельность в данной области.

Сегодня я с удовольствием познакомлю вас с программируемым роботом и  комплектом «Алгоритмика в детском саду с РобоМышью». (Слайд 5).

 Данный набор подходит для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с педагогом, занятий дома с родителями.

2. Теоретически-демонстрационная часть

Программирование сейчас стало универсальным навыком грамотности, как когда-то было чтение. Сейчас трудно представить человека, который не умеет читать и писать. Точно так  же и с программированием. В чем заключается смысл обучения дошкольников программированию, не рано ли? – возникает вопрос.

IT-технологии пронизывают все сферы нашей жизни. Эта жизненная необходимость диктует нам то, что мы должны помочь нашим детям влиться в современную структуру жизни.

Чтобы люди были востребованы, как специалисты, в будущем, необходима техническая грамотность и программирование. Конечно, не все дети в итоге станут программистами. Но важно отметить, что доказано учеными, исследователями и психологами, что обучение программированию развивает критическое мышление (навык людей будущего; это Soft skills — это надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми).

Для того чтобы это обучение носило здоровьесберегающий характер (не портилось зрение детей, их нервная система), существует безэкранный способ обучения программированию с помощью РобоМыши. (Слайд 7).

Ребенок выкладывает карточками последовательность движений РобоМыши, программирует ее, запускает. (Слайд 7,8,9). В процессе движения робота, ребенок  анализирует, правильно РобоМышь выполняет команды или нет. Здесь необходимо отметить очень большой плюс – ребенок не боится допустить ошибку,  он без труда может внести изменения в алгоритм и все исправить.

Слайд 10.

Перед вами два программируемых робота – наши главные героини – Робомыши. Одна голубого цвета (реализуется в наборе «Делюкс») другая фиолетовая (в наборе «Базовый»). Они различаются только цветом, функционал абсолютно одинаковый.  РобоМышь очень просто устроена, и тем она хороша. Интерфейс данного робота мы видим у него на спине: мы можем запустить РобоМышь вперед, назад, влево и вправо на один шаг, либо задать сразу  последовательность команд, которую она выполнит от начала до конца. Конечно, как у настоящего робота есть  кнопка «запуск» - круглая зеленая, кнопка, «очистка памяти»  -  желтая круглая, и кнопка «действие» - красная круглая. Нажав на красную кнопку РобоМышь запищит, подмигнет или проедет один раз вперед-назад, это сделано для повышения мотивации детей, эта функция вносит игровой элемент. Одно нажатие кнопки «Вперед» или  «Назад» равно одному ее шагу. Соответственно, нажав 2 раза подряд  - проедет сразу на два шага вперед или назад и т.д. А повороты РобоМышь выполняет на месте строго на 90 градусов.

3.Практическая часть

Итак, давайте научимся программировать РобоМышь.

Перед вами образец базового поля, которое легко сделать своими руками с разным количеством клеток, разной формы. При этом обязательно соблюдение пропорций (12,5см на 12,5см)  при создании клеток поля и карточек по теме занятия. Итак, начнем. Робомышь, как и все мыши, любит сыр. Предлагаю вам 2 карточки с изображениями кусочков сыра – большого и маленького.

Расположите карточки на поле для РобоМыши. Накроем их специальной прозрачной обложкой, чтобы они не смещались, и карточками кодирования покажем движение РобоМыши от маленького сыра к большому. Наша задача, чтобы РобоМышь из  своего сектора добралась до маленького сыра, а от него  - к большому.

(Участники располагают карточки с изображением сыра на поле для РобоМыши. Проговаривают маршрут движения, выкладывают его карточками кодирования, программируют РобоМышь – выполняют задание).

-Молодцы, вы здорово справились, это очень интересно и увлекательно, согласны?

Таким образом можно применять Робомышь на любом этапе образовательной деятельности и на любую тему.

Как, например, по экологии для детей старшего возраста я разработала игру  по теме сортировки мусора «Уберем с полянки мусор». Главными героями нашей игры являются  эколята, каждому из которых Робомышь помогает сортировать отходы из пластика, бумаги, стекла  и металла.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам поиграть в эту игру. Пожалуйста, выберите героя-эколенка, вместе с которым вы увидите карточки с изображениями бытовых отходов, которые нужно собрать и отправить в соответствующий контейнер.

(Участники раскладывают карточки на поле для РобоМыши, проговаривают маршрут движения от выбранного героя до контейнера. Программируют и запускают РобоМышь).

Таким образом, набор «Алгоритмика с РобоМышью» легко интегрируется со всеми образовательными областями:

Использование полей позволяет придумать для РобоМыши разные тематические приключения.

Первый комплект называется «Городские истории»

Поле «Город» позволяет составлять несложные программы для робота с учетом дорожных знаков и параллельным изучением профессий.

Поле «Зоопарк» предполагает изучение видов и особенностей диких животных.  

На этих тематических полях мы с вами поиграем с РобоМышью.

Поле «Ферма» - дети знакомятся с различными видами животных и с-х культур.

Поле «Стройка» поможет ориентироваться в пространстве и освоить соответствующие профессии.

Тематическое поле «Базовое» легко адаптировать под различные темы, например, научить детей математике, алфавиту, рассказать о животных и т.д.

Второй комплект «Чудеса России с РобоМышью»:

Тематическое поле «Русские народные сказки». В основе 13 русских народных сказок.  Изображения носят универсальный характер и могут использоваться как элементы мнемотехники. Дети могут пройти по сюжетным картинкам и по этому алгоритму определить, что это за сказка, или придумать и рассказать собственную сказку.

Тематическое поле «Москва – столица России» дает возможность строить маршруты, исходя из различных подходов: проекты, экскурсии, тематические прогулки. Дети учатся добираться до конечной точки как можно быстрее, параллельно знакомясь с достопримечательностями города.

Тематическое поле «Золотое кольцо России» - это маршрут из древних городов, которые находятся недалеко от Москвы. Эти города имеют особую историю и красивые памятники архитектуры.

Тематическое поле «30 чудес света» рекомендуется для детей постарше, 6-7 лет. Карта содержит информацию о местах, которые признаны чудесами России, так как являются уникальными объектами.

Тематическое поле «Красная книга России» поможет познакомить с Красной книгой России и окружающим миром.

С помощью этих  пособий мы можем организовать целое путешествие!

4. Рефлексия участников мастер-класса «Башня эмоций»

- В заключение нашей встречи предлагаю построить башню эмоций.

        Кубики зеленого цвета -  «Мастер-класс мне понравился, все понятно».

 Кубики желтого цвета  - «Мастер-класс интересный, но мне многое непонятно».

Кубики синего цвета - «Мастер-класс не понравился, было трудно и непонятно».

Участники строят башню своих эмоций.

- Завершая строительство, я поставлю сверху зеленый кубик,  так как мне очень понравилось с вами сотрудничать, и я точно знаю, что в организованной таким образом образовательной деятельности, у  детей всегда будут рождаться новые творческие идеи и фантазии, которые будут способствовать развитию   интеллектуальной личности ребенка.

Благодарю вас, коллеги.

Спасибо всем за участие в мастер-классе!


STEM-образование:

-S-science (наука)

-T-technology (технология)

-Е-engineering (инженерия)

-А - Algorithmi (алгоритм)

-М-athematics (математика)

Программируемый робот РобоМышь помогает дошкольникам освоить навыки программирования и кодирования при параллельном интерактивном изучении окружающего мира: диких и домашних животных, профессий, природных и архитектурных достопримечательностей России.

- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;

-позволяет педагогу сочетать образованиевоспитание и развитие дошкольников в игре;

-формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества.

Комплект «Алгоритмика в детском саду с РобоМышью» соответствует требованиям ФОП и ФГОС ДО; эстетичен, безопасен для ребенка, создает условия как для совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Этапы работы

с РобоМышью

1 этап -  педагог самостоятельно выкладывает алгоритм, предлагая ребенку запрограммировать робота для достижения цели.

2 этап — алгоритм просчитывается и выкладывается совместно взрослым и ребенком.

3 этап - после понимания детьми основы работы  с Робомышью, дети самостоятельно выкладывают и программируют ее.

Формы организации занятий с набором:

- Программирование по образцу. Задания даются в форме «сделай как я». В основе лежит подражательная деятельность.

- Программирование по модели - усложненная разновидность конструирования по образцу.

- Программирование по схемам и чертежам. Развивается зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.

- Программирование по замыслу позволяет творчески и самостоятельно использовать полученные знания.

- Программирование по теме - создание лабиринтов по заданной теме, актуализация и закрепление знаний и умений.

Мышь_база.jpg

https://fgoskomplekt.ru/upload/iblock/3683/62/product_image_208962_1147347.jpg

Состав комплекта 

«Алгоритмика в детском саду с РобоМышью»:

- Набор «Мышиный код. Делюкс»;

- Набора «Мышиный код. Базовый», 2шт.;

- Алгоритмическая игра «Мышемания»;

- Комплект «Математические коврики» с набором аксессуаров;

- Тематические поля «Городские истории» и «Чудеса России».

Комплект сочетает традиции и инновации удивительным, грамотным и правильным способом.

Содержит грамотно оформленные методические рекомендации, которые позволяют педагогу организовать обучение, даже при незнании исторических и географических тонкостей;

Предлагает использование интересных кодов и даёт возможность для творчества: придумать личную квест-игру и «погрузить» детей в то или иное событие на поле.

Чему может научить запрограммированный робот?

- Решению задач;

- Работе над ошибками;

- Критическому мышлению;

- Аналитическому мышлению;

- Логическим операциям;

- Совместной работе;

- Навыкам рассуждения и коммуникации;

- Пространственным понятиям и расчету расстояния.

Министерство просвещения Российской Федерации

Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла

муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение -                                                                                детский сад № 95 города Орла

302014, Россия, Орловская область, город Орел, ул. Емлютина, 4

тел./факс (4862)30-70-95                                 эл. адрес orel_ds95@orel-region.ru

«Программирование

 в детском саду с РобоМышью»

Робомышь Колби (дополнение к набору Робомышь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2017 год - Мастер-класс "Обследование предметно-развивающей среды детского сада "

В материале по обследованию предметно-развивающей среды старшей группы детского сада представлено содержание и наполнение центров и уголков....

"Божья коровка" мастер-класс для педагогов и воспитанников детского сада

Лето... Как много насекомых!!! Мы предлагаем вам сделать своими руками божью коровку из цветной бумаги.Итак, начинаем.Намочим прямоугольник в ёмкости с водой......отожмём бумагу... ...аккуратно распра...

Мастер-класс с участием пап воспитанников детского сада

Сделать подарок маме своими руками поможет папа. Наши папы помогали детям сделать рамку для фотографии к Дню матери....

Мастер-класс «Использование театрализованной деятельности в детском саду».

Повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей....

Мастер- класс по физической культуре в детском саду.

Практическая часть на семинаре " Формирование оптимальной двигательной активности у дошкольников при занятии физической культурой" в форме мастер - класса.Цель: Закрепление знаний педагогов по теме на...

Мастер- класс по теме «Экспериментирование в детском саду»

Конспект мастер-класса по теме "Эксперементирование  в детском саду"...

МАСТЕР - КЛАСС Тема: «Речевые коммуникации педагога детского сада»

Совместная отработка методических приемов формирования коммуникативных умений у воспитателя ДОУ....