Мастер- класс по теме «Экспериментирование в детском саду»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Конспект мастер-класса по теме "Эксперементирование в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klass.docx | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс по теме «Экспериментирование в детском саду»
Экспериментирование является одним из эффективных методов воспитания дошкольников.
Мой опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать.
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления, интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно попробовать на вкус.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет стою структуру:
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». В дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать – научиться – познать».
Благодаря исследованиям, проводимых детьми, мы предполагаем формирование у них следующих представлений:
О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день – ночь, месяц, сезон, год).
Об агрегатных состояниях воды (вода – основа жизни; как образуется град, снег, лед, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок через лупу и т.п.)
О мире растений (особенности строения поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений – цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений)
О воздухе (чем дышит человек, как увидеть воздух)
О земле (огород на подоконнике)
В моей группе создана предметно развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Так называемая лаборатория.
Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных занятий и организации разной деятельности с детьми.
Предоставляю возможность детям проявлять больше самостоятельности.
Ничего не сообщаю в готовом виде. Новые знания дети открывают самостоятельно в процессе выполнения заданий. Стараюсь избегать прямых указаний, что и как делать; поощрять познавательную активность ребенка.
Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут работать не разговаривая. Поэтому я не лишаю их этой возможности проговаривать свои действия т.к. это один из ведущих факторов развития ребёнка.
Очень ответственным является конечный этап эксперимента – анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае я не устраиваю фронтальный опрос, а предоставляю детям возможность в непринужденной форме поделиться радостью открытия.
Перед выполнением работы знакомлю детей с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.
И сейчас я предлагаю вам посетить нашу лабораторию …….
- ЭКСПЕРЕМЕНТ: «СУХОЙ ИЗ ВОДЫ»
Будем определять, занимает ли воздух место?
Для этого, что нам потребуется, назовите, что стоит у вас на столах?
Тарелочка с водой, сухой прозрачный стакан, свеча и монетка.
Положите монетку на дно тарелки и залейте её водой. Как её достать, не замочив пальчиков?
Тарелку нельзя наклонять. Поставьте свечу в тарелку и подожгите её, подержите стакан над пламенем, чтобы он немного нагрелся, а затем накройте свечу. Огонь потухнет, вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монетку не замочив пальцев.
Почему вода втянулась во внутрь стакана, что происходит?
Вывод: пламя создает под стаканом разряженную воздушную среду (кислород выгорает). В результате, вода закачивается под стакан.
- ЭКСПЕРИМЕНТ: «АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ»
Возьмите стакан налейте в него воду до половины. Прикрываем стакан листом плотной бумаги и придерживая бумагу (необходимо, чтобы поверхность была ровная) быстро переворачиваем стакан вверх дном.
Вода из стакана не выливается. Почему это происходит?
Вывод: сверху на бумагу давит вода, а с низу воздух. Воздух давит сильнее, поэтому вода из стакана не выливается.
- ЭКСПЕРЕМЕНТ: «ИМЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ ВЕС?»
Возьмите палочку, на её середине закрепим верёвочку, а к концам палочки привяжем два одинаково надутых шарика. Подвесим палочку за веревочку. Палочка весит в горизонтальном положении. Протыкаем один шар. Конец палочки, к которому он был привязан, поднимается вверх.
Вывод: шарик без воздуха стал легче, значит, воздух имеет вес.
- ЭКСПЕРЕМЕНТ: «ТОНЕТ ИЛИ НЕ ТОНЕТ?»
Отпустите в емкость с водой целый мандарин - что происходит?
Он не тонет. Рассмотрите кожуру мандарина через лупу – что вы можете сказать? в ней много дырочек, а в дырочках (порах) воздух, он держит мандарин на поверхности.
А теперь отчистите мандарин от кожуры и отпустите его в воду - что произошло? он ушел на дно. Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: предметы, в которых есть воздух, могут плавать на поверхности воды.
- ЭКСПЕРЕМЕНТ: «ВОДА ДАЕТ ЖИЗНЬ ВСЕМУ ЖИВОМУ!»
У нас на столе два стаканчика в одном проросшая фасоль, а в другом нет. Мы сейчас с вами посадим эти семена фасоли.
возьмите стаканчики с землей и посадите в зеленый стаканчик проросшее семя, а простое семя в прозрачный стаканчик. Семя в зеленом стаканчике мы будем поливать ежедневно, а в прозрачном нет. Теперь нам остается наблюдать не один день, что же будет происходить. Может уже кто, то догадался, что произойдет и скажет нам…
Вывод: Растения не могут жить без воды, как и вся живая природа. Чтобы любое растение росло и цвело, его необходимо поливать.
А закончить наши эксперименты я хочу китайской пословицей:
«Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!»
желаю всем успеха в развитии интереса у детей к исследованию живой и неживой природы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей детского сада на тему: "Экспериментирование в детском саду со старшими дошкольниками"
Цели, задачи, экспериментирования.Условия, методика проведения опытов и экспериментирования.Картотека опытов и экспериментов.Конспекты НОД....
Мастер - класс для педагогов "Экспериментирование в детском саду"
Мастер - класс для педагогов по повышению уровня мастерства в экспериментальной деятельности, в процессе активного педагогического общения....
Мастер-класс по теме «Городки в детском саду»
Мастер-класс посвящён русской народной игре "Городки"....
Мастер-класс на тему "Экспериментирование с разными материалами"
Мастер-класс на тему "Экспериментирование с разными материалами"...
Мастер-класс на тему «Преемственность между детским садом и начальной школой»
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества универсальных учебных действий, сформированных в дошкольном детстве, от ур...
Мастер-класс на тему "Экспериментирование с применением сказки"
Предлагаемый мастер-класс "Организация опытно-экспериментальной деятельности с применением сказки" познакомит всех желающих как провести с детьми занимательные экспериментирования (опыты) из...
Мастер-класс на тему «Преемственность между детским садом и начальной школой»
Мастер-класс на тему «Преемственность между детским садом и начальной школой»Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по преемственности между детским садом и ...