Мастер- класс по теме «Экспериментирование в детском саду»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Кольниченко Татьяна Николаевна

Конспект мастер-класса по теме "Эксперементирование  в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klass.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс по теме «Экспериментирование в детском саду»

Экспериментирование  является одним из эффективных методов воспитания дошкольников.

Мой опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать.  

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления, интерес к окружающим объектам  неживой и особенно живой природы  появляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают  сезонные изменения  в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно попробовать на вкус.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования  ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами  на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности  создаются ситуации, которые ребенок разрешает  посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением  о том или ином  законе или явлении.

Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет стою структуру:

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых  лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». В дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать – научиться – познать».

Благодаря исследованиям, проводимых детьми, мы предполагаем формирование у них следующих представлений:

О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день – ночь, месяц, сезон, год).

Об агрегатных состояниях воды  (вода – основа жизни; как образуется  град, снег, лед, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок через лупу и т.п.)

О мире растений (особенности строения поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание  и сравнение веток растений – цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений)

О воздухе (чем дышит человек, как увидеть воздух)

О земле (огород на подоконнике)

В моей группе создана предметно развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Так называемая лаборатория.

Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках  и контейнерах в уголке природы. Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки.  Это позволяет  на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных занятий  и организации разной деятельности с детьми.

Предоставляю возможность детям  проявлять больше самостоятельности.

Ничего не сообщаю в готовом виде. Новые знания дети открывают самостоятельно в процессе выполнения заданий. Стараюсь избегать прямых указаний, что и как делать; поощрять познавательную активность ребенка.

Дошкольники в силу своих возрастных особенностей  не могут работать не разговаривая. Поэтому я не лишаю их этой возможности проговаривать свои действия т.к. это один из ведущих факторов развития ребёнка.

Очень ответственным является конечный этап эксперимента – анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую  не могут выразить то, что понимают. В этом случае я не устраиваю фронтальный опрос, а предоставляю детям  возможность в непринужденной форме поделиться радостью открытия.

Перед выполнением работы знакомлю детей  с правилами техники безопасности  при проведении эксперимента.

И сейчас я предлагаю вам  посетить   нашу лабораторию …….

  1. ЭКСПЕРЕМЕНТ: «СУХОЙ   ИЗ  ВОДЫ»

Будем определять,  занимает ли воздух место?

Для этого, что нам потребуется, назовите, что стоит у вас на столах?

Тарелочка с водой, сухой прозрачный стакан, свеча и монетка.

 

Положите монетку на дно тарелки и залейте её водой. Как её достать, не замочив  пальчиков?

Тарелку нельзя наклонять. Поставьте свечу в тарелку  и подожгите её, подержите стакан над пламенем, чтобы он немного нагрелся, а затем накройте свечу. Огонь потухнет, вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монетку не замочив пальцев.

Почему вода втянулась во внутрь стакана, что происходит?

Вывод: пламя создает под стаканом разряженную воздушную среду (кислород выгорает). В результате, вода закачивается под стакан.

  1. ЭКСПЕРИМЕНТ: «АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ»

Возьмите стакан  налейте в него воду до половины. Прикрываем стакан листом плотной бумаги   и придерживая бумагу (необходимо, чтобы поверхность была ровная) быстро переворачиваем стакан  вверх дном.

Вода из стакана не выливается. Почему это происходит?

Вывод: сверху на бумагу давит вода, а с низу воздух. Воздух давит сильнее, поэтому вода из стакана не выливается.

  1. ЭКСПЕРЕМЕНТ: «ИМЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ ВЕС?»

Возьмите палочку, на её середине закрепим верёвочку, а к концам палочки привяжем два одинаково надутых шарика. Подвесим палочку за веревочку. Палочка весит в горизонтальном положении. Протыкаем один шар.  Конец  палочки, к которому он был привязан, поднимается вверх.

Вывод: шарик без воздуха стал легче, значит, воздух имеет вес.

  1. ЭКСПЕРЕМЕНТ: «ТОНЕТ ИЛИ НЕ ТОНЕТ?»

Отпустите в  емкость с водой  целый мандарин  - что происходит?

Он не тонет. Рассмотрите  кожуру мандарина  через лупу – что вы можете сказать? в ней много дырочек, а  в дырочках (порах) воздух, он держит мандарин на поверхности.

А теперь отчистите мандарин от кожуры и отпустите его в воду  - что произошло? он ушел на дно. Какой мы можем сделать вывод?

Вывод:  предметы, в которых есть воздух, могут плавать на поверхности воды.  

  1. ЭКСПЕРЕМЕНТ: «ВОДА ДАЕТ ЖИЗНЬ ВСЕМУ ЖИВОМУ!»

У нас на столе два стаканчика  в одном проросшая фасоль, а в другом нет.  Мы  сейчас с вами посадим эти семена  фасоли.

возьмите стаканчики с землей и посадите в зеленый стаканчик проросшее семя, а простое семя в прозрачный стаканчик. Семя в зеленом стаканчике мы будем поливать ежедневно, а в прозрачном нет. Теперь нам остается наблюдать не один день, что же будет происходить. Может уже  кто, то догадался, что произойдет и скажет нам…

Вывод: Растения не могут жить без воды, как и вся живая природа. Чтобы  любое растение росло и  цвело, его необходимо поливать.

А закончить наши эксперименты я хочу китайской пословицей:

«Расскажи  -  и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!»

желаю всем успеха в развитии интереса  у детей к исследованию живой и неживой природы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей детского сада на тему: "Экспериментирование в детском саду со старшими дошкольниками"

Цели, задачи, экспериментирования.Условия, методика проведения опытов и экспериментирования.Картотека опытов и экспериментов.Конспекты НОД....

Мастер - класс для педагогов "Экспериментирование в детском саду"

Мастер - класс для педагогов по повышению уровня мастерства в экспериментальной деятельности, в процессе активного педагогического общения....

Мастер-класс по теме «Городки в детском саду»

Мастер-класс посвящён русской народной игре "Городки"....

Мастер-класс на тему "Экспериментирование с разными материалами"

Мастер-класс на тему "Экспериментирование с разными материалами"...

Мастер-класс на тему «Преемственность между детским садом и начальной школой»

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества универсальных учебных действий, сформированных в дошкольном детстве, от ур...

Мастер-класс на тему «Преемственность между детским садом и начальной школой»

Мастер-класс на тему «Преемственность между детским садом и начальной школой»Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по преемственности между детским садом и ...