Тактильно-кинестетическое восприятие, как важная часть сенсомоторного развития детей с ОВЗ
презентация
Данная презентация раскрывает важность развития тактильно-кинестетического восприятия у дошкольников, особенности его развития у детей с ОВЗ и пути кореекции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сенсомоторное развитие – фундамент умственного развития человека 1. С первых дней малыш развивается и познаёт мир. Происходит это благодаря слаженной работе органов чувств 2. Первые 7 лет жизни ребёнок получает информацию в результате прямого взаимодействия мира и движений. 3. Успешное сенсомоторное развитие процессов способствует дальнейшему развитию ментальных навыков и основой усвоения счёта, письма, чтения. 4. Представления о целостности предметов и их свойствах дети осваивают через интеграцию всех сигналов, получаемых через анализаторы: тактильные ощущения, проприоцептивные , зрительные, слуховые и т.д.
Тактильная и проприоцептивная системы интенсивно развиваются в первые годы жизни 1. Одними из первых систем, которые развиваются наиболее интенсивно в первые годы жизни являются тактильная и проприоцептивная . Отставание в этих сферах повлечёт трудности во всём развитии ребёнка 2. На первом году жизни ребёнка, в период активного сенсомоторного развития все системы налаживают свою работу. Если в силу каких-либо причин одна из систем или несколько недостаточно хорошо работают, то осложняется переход к другим более высоким стадиям развития.
Нарушения у детей с ОВЗ 1. У детей с ОВЗ сенсомоторное развитие отстаёт по срокам и происходит чрезвычайно неравномерно. 2. У многих детей снижена или повышена болевая и тактильная чувствительность, поэтому у них возникает «сенсорный дефицит» 3. В силу отставания развития мозговых структур сенсорные ощущения диффузны и не дифференцированы. 4. Не складывается целостный образ предметов. И в этом случае тактильно-кинестетическое восприятие может стать помощником. 5. Но следует учитывать, что у таких детей, как правило, нет ни стремления, ни умения к тактильно-кинестетическому обследованию предметов и этому их надо учить.
Роль тактильной системы 1. тактильная система формируется у ребёнка одной из первых. Первым видом действия ребёнка с предметами является хватание, то есть знания ребёнок получает на ощупь. 2. тактильное восприятие включает в себя тактильные ощущения ( различение предметов по фактуре –гладкое/шершавое, твёрдое/мягкое, определение формы предметов – плоское/ объемное,маленькое-большое . температурные ощущения. 3. тактильные функции достигают своей зрелости уже к 4-5 годам
Нарушения тактильного восприятия и их последствия 1. При повышенной чувствительности тактильные импульсы недостаточно сдерживаются соответствующей системой фильтров головного мозга, вследствие чего воспринимаются, как неприятные. Они недостаточно локализованы и плохо дифференцированы. Дети стараются избегать контактов, не дотрагиваться до каких-либо предметов (дети с РАС и др ) и вследствие этого иметь сенсорный дефицит 2. При пониженной восприимчивости тактильные импульсы слабо воспринимаются структурами мозга. Дети получают неточные ощущения от тактильных рецепторов, и вследствие этого формируется недостаточная картина мира. Такие дети могут «заявлять» о своей потребности, предпочитая ходить босиком, снимать носки, обниматься, лежать на полу, сидеть в шкафчике.
Роль кинестетической системы Кинестетический контроль формируется в норме лишь к 7 годам И.М. Сеченов считал, что «мышечное чувство» является не только регулятором движения, но и психофизиологической основой пространственного видения, восприятия времени, предметных суждений и умозаключений. 1. Тактильная и кинестетическая системы взаимодействуют друг с другом и дополняют друг друга. С первых дней жизни ребёнок хватает предметы, грызёт, сосёт их, манипулирует ими. 2. Кинестетическая система обеспечивает: усвоение и выполнение последовательных действий (езда на велосипеде, письмо, работа с инструментами), планирование и точность движений, темп и ритм движений, звукообразование, развитие графомоторных навыков, развитие восприятия форм и их различение, умение рассчитывать силу.
Нарушения в кинестетической системе Например: дети с интеллектуальной недостаточностью часто не могут быстро и точно начать движение, поменять темп и ритм движений. Они не умеют дозировать силу, точность. 1. Нарушается ощущение собственного тела, двигательные возможности. 2.Дети падают, наскакивают на предметы, неточно выполняют движения. 3. Не умеют выстригать, лепить. 4. Крупная и мелкая моторика не соответствует возрасту. 5. Невозможно правильное артикулирование и звукообразование .
Способы работы Способы работы: тактильные: 1. Со всеми детьми полезно играть в грязные игры (песок, мука, глина, пальчиковые краски). 2. Полезно ползать по траве. лежать на песке, строить замки из песка, глины. камушков. 3. Трогать, перебирать, застёгивать, рвать. 4. Игры с фасолинами , макаронинами, крупой, пуговицами. 5. Игры «Угадай на ощупь», «Волшебный мешочек» Кинестетические: 1. Пальчиковые гимнастика, 2. Учимся владеть своим телом ( игры "Изобрази животное",, «Изобрази посуду», "Надувная кукла"). 3. Ходьба, бег, догонялки, 4. Игры с мячом(бросаем, катаем, носим, ловим, перекатываемся), 5. Прыжки, лазанье, висение на кольцах, 6. Плаванье, игры в воде, 7. Жмурки, прятки. 8. Играем в специальные игрушки на рассчёт силы: Молоточки
Упражнения на развитие кинестетики 1) Для регуляции силы движений (основной принцип – чередование напряжения и расслабления): «Тяни-толкай» – перетягивание каната в положении сидя или стоя. Игра развивает силовые движения. 2) Для развития крупной моторики. Главная задача – помочь ребёнку почувствовать своё тело. Подойдут различные «качалки»: ребёнок обхватывает колени руками и раскачивается с боку на бок, на спину и обратно. 3) Для поддержания устойчивой позы. Предложите ребёнку лечь на пол и дайте ему в руки неустойчивую конструкцию – например, поднос с каким-то предметом. Ребёнок будет получать обратную связь от этой конструкции. Поднос можно класть на ноги или выполнять упражнение стоя.
Упражнения на развитие кинестетики 1. Имитационные игры: бабочка летает, обезьянка прыгает, кенгуру скачет, пружинка распрямляется, маятник раскачивается. 2. Игры на восприятие предметов в движении: игры в воображаемые снежки, рисование орнамента, цифры, буквы, геометрической фигуры в воздухе, 3. Игры на восприятие команды в движении: остановка по одному сигналу, движение по другому сигналу (умение вовремя остановиться и двигаться. А не только внимание) 4. Сделай по рисунку и замри: ребёнку показывают карточки со схематичным изображением движения и позы. Ребёнок должен принять такую же позу. 5.Игры на расслабление: « Хлопай и качайся» (под успокаивающую музыку), «Штанга» (имитация подъёма и бросания на пол), «Холодно-жарко» 6.Упражнения на выразительность движений: «Пешеходы идут» (бабушка., ребёнок), «Холодный предмет- горячий» (отдёргивать руку) 7. Игры на развитие мимики: «Назойливая муха» – воображаемая муха летает- следим, села на нос- сморщились, сдуваем, махнули рукой, нахмурились…
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактиктической игры в сенсомоторном развитии детей с задержкой психического развития
В данной работе раскрывается значение дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе с детьми с задержкой психического развития, в частности в сенсомоторном развитии....
Развитие тактильного восприятия как основа сенсомоторного развития детей с ОВЗ
Тактильная и кожная чувствительность и восприятие у умственно отсталых детей как способ познания окружающего мира...
Мяч-как средство сенсомоторного развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Вследствие специфического развития дети со сложной стру...
Система игр и игровых упражнений, по сенсомоторному развитию детей, направленных на подготовку детей к занятиям на лечебно-диагностической аппаратуре
Данный материал поможет воспитателям правильно планировать коррекционную работу с детьми с нарушением зрения течении дня....
Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста-фундамент речевого развития ребёнка
Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста-фундамент речевого развития ребёнка Речь - великий дар природы, благодаря которому люди...
Сенсомоторное развитие детей раннего возраста, как фундамент речевого развития.
Ранний возраст - это период наиболее интенствного развития организма, период, когда у ребёнка происходит становление и развитие всех сторон речи. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является и...
Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста
Песок – это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нерв...