Статья: "Использование материнского фольклора для разностороннего развития детей раннего возраста"
статья

Дорофеева Алена Игоревна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_materinskiy_folklor.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Использование материнского фольклора

для разностороннего развития детей раннего возраста

Дорофеева Алена Игоревна

воспитатель

Гончарова Алина Владимировна,

воспитатель

МБДОУ «ДСОВ № 41»,

город Братск

alenpro2012@mail.ru

Что такое материнский фольклор?

Материнский фольклор – это основной инструмент развития ребёнка в период грудного вскармливания и до перехода ребёнка в детское сообщество, то есть от рождения и до трех лет.

Другими словами, это та часть детского фольклора, которая обращена к ребенку, которую используют в процессе его пестования, взращивания.

Но, к сожалению, на сегодняшний день современным взрослым, как педагогам, так и родителям, непросто дается использование материнского фольклора. Почему, спросите вы, вроде бы все просто и понятно? А по существу, фольклор воспринимается часто как нечто устаревшее и неактуальное.

Чтобы доказать обратное, вспомним о том, что для каждого возраста                                 необходимы определенные виды общения и формы активности ребенка. В раннем детстве ребенку необходимо общение с взрослым, его личное присутствие и реакция на каждое его проявление.

И именно материнский фольклор обеспечивает такое взаимодействие. Именно поэтому мы активно работаем в данном направлении.      

Задачи, которые мы решаем в процессе данной деятельности:

1. Проанализировать и раскрыть педагогический потенциал материнского фольклора как стартового механизма развития ребёнка раннего возраста.

2. Формировать представления у детей раннего возраста о социо-культурном окружении, о собственной телесности.

3. Способствовать закладыванию основания нравственного  и речевого развития, эстетического образа мира, музыкальных способностей у детей от 1 до 3 лет.

4. Создать банк методических и практических материалов по данной теме.

К материнскому фольклору относятся хорошо знакомые колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.

Используя материнский фольклор в  работе с малышами, мы охватываем все 5 образовательных областей, что соответствует ФГОС дошкольного образования.

Для раннего возраста физическое развитие имеет ключевое значение.

И вопрос не только в том, чтобы ребенок овладел определенными действиями, крупной и мелкой моторикой, но и в том, чтобы представления о собственной телесности вошли в его картину мира, что происходит в играх с пестушками.

Соединение в пестушках тактильного и эмоционального контакта со словом и передаваемым им эмоциональным образом и есть основной педагогический приём, используемый в народной педагогике.

Фольклорные произведения используем при одевании, кормлении, укладывании спать, при проведении зарядки. Они сопровождаются действиями и обыгрываются с помощью игрушек.

Огромное значение для будущего интеллектуального и познавательного развития имеет сенсорное и перцептивное развитие малыша, для этого мы проводим игры с применением вязаного материала, и с элементами фольклора, что придаёт обучению яркую, эмоциональную окраску, способствует эффективному усвоению как математического, так и литературного материала.

Воспитательные возможности народной игры огромны, с её помощью развивается у детей память, внимание, быстрота интеллектуальных и физических реакций, сноровка и общительность, а также гармоничное душевное состояние.

Для развития мелкой моторики используем игры с пальчиками на фольклорном материале. Они очень нравятся детям и к концу года дети знают их много, потому, что мы проговариваем их как на занятиях, так и в свободной деятельности.

Социально-коммуникативное развитие ребенка нацелено не столько на раннюю социализацию ребенка, сколько на формирование у него ценностно-смысловой картины мира.

Целый пласт колыбельных учит ребёнка быть в будущем благодарным родителям за пестование и воспитание, отдарить своих нянек «пряничком» за их труд и заботу.

Для быстрого и комфортного засыпания используем вязаные игрушки.

Через колыбельные у малышей формируются представления о труде.

Ребенок начинает познавать окружающий его мир и каждое явление этого мира обретает свой живой образ.

Особенностью  работы в данном направлении в нашем дошкольном учреждении является использование демонстрационного вязаного материала.

С помощью вязаного материала мы знакомим малышей с овощами и фруктами, с цветами, грибами, с геометрическими объемными фигурами, с животными. Дети играют с шарами Фребеля, вязаными пирамидками и другими материалами.

Для развития речи у детей сензитивный период приходится на возраст от 1,5 до 3 лет. Это период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. 

А одной из важных функций материнского фольклора является правильное формирование звуков. Для этого используются потешки с повторяющимися звуками.

Широко используем загадки, прибаутки, заклички. Ценность их состоит в том, что слово можно соединить с действием ребёнка, используя при этом вязаные игрушки. Загадывая детям загадки, я обязательно их выставляю на стол. Дети быстро отыскивают глазами отгадку, потому что она стоит перед ними.

Трудно представить мир ребёнка без сказки. Для усвоения детьми слов и обогащения словарного запаса мы обыгрываем сказки, используя вязаный театр.

Художественно-эстетическое развитие малышей осуществляем через использование колыбельных песенок, пестушек, хороводных игр.

Ведь пение – это основное средство развития музыкальности детей раннего возраста.

Таким образом, материнский фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.

Традиция пестования — это целенаправленный педагогический процесс формирования и развития личности ребёнка.

Закончить хочется словами Максима Горького: «Изучайте фольклор, учитесь на нём. Без знания прошлого нет будущего».

Литература

1. Лыкова И.А. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет. / Под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, О.С. Ушаковой. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. – 160 с.

2. Лыкова И.А. Методические рекомендации к образовательной программе «Теремок». – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2021. – 144 с.

3. Теплова А.Б. Материнский фольклор в образовательной среде. Методическое пособие для реализации образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет. / Под общей редакцией И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста

В статье рассмотрены основные задачи детей раннего возрата по эмоциональному развитию при использовании малых форм фальклора...

Статья (младший возраст) на тему: "Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста."

Произведения русского  фольклора  начиная с колыбельных песенок, потешек  и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь:...

Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме «Влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей раннего возраста»

Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи...

Разностороннее развитие детей раннего возраста посредством использования многофункционального дидактического пособия «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка»

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социал...