Статья: "Использование материнского фольклора для разностороннего развития детей раннего возраста"
статья
Предварительный просмотр:
Использование материнского фольклора
для разностороннего развития детей раннего возраста
Дорофеева Алена Игоревна
воспитатель
Гончарова Алина Владимировна,
воспитатель
МБДОУ «ДСОВ № 41»,
город Братск
Что такое материнский фольклор?
Материнский фольклор – это основной инструмент развития ребёнка в период грудного вскармливания и до перехода ребёнка в детское сообщество, то есть от рождения и до трех лет.
Другими словами, это та часть детского фольклора, которая обращена к ребенку, которую используют в процессе его пестования, взращивания.
Но, к сожалению, на сегодняшний день современным взрослым, как педагогам, так и родителям, непросто дается использование материнского фольклора. Почему, спросите вы, вроде бы все просто и понятно? А по существу, фольклор воспринимается часто как нечто устаревшее и неактуальное.
Чтобы доказать обратное, вспомним о том, что для каждого возраста необходимы определенные виды общения и формы активности ребенка. В раннем детстве ребенку необходимо общение с взрослым, его личное присутствие и реакция на каждое его проявление.
И именно материнский фольклор обеспечивает такое взаимодействие. Именно поэтому мы активно работаем в данном направлении.
Задачи, которые мы решаем в процессе данной деятельности:
1. Проанализировать и раскрыть педагогический потенциал материнского фольклора как стартового механизма развития ребёнка раннего возраста.
2. Формировать представления у детей раннего возраста о социо-культурном окружении, о собственной телесности.
3. Способствовать закладыванию основания нравственного и речевого развития, эстетического образа мира, музыкальных способностей у детей от 1 до 3 лет.
4. Создать банк методических и практических материалов по данной теме.
К материнскому фольклору относятся хорошо знакомые колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.
Используя материнский фольклор в работе с малышами, мы охватываем все 5 образовательных областей, что соответствует ФГОС дошкольного образования.
Для раннего возраста физическое развитие имеет ключевое значение.
И вопрос не только в том, чтобы ребенок овладел определенными действиями, крупной и мелкой моторикой, но и в том, чтобы представления о собственной телесности вошли в его картину мира, что происходит в играх с пестушками.
Соединение в пестушках тактильного и эмоционального контакта со словом и передаваемым им эмоциональным образом и есть основной педагогический приём, используемый в народной педагогике.
Фольклорные произведения используем при одевании, кормлении, укладывании спать, при проведении зарядки. Они сопровождаются действиями и обыгрываются с помощью игрушек.
Огромное значение для будущего интеллектуального и познавательного развития имеет сенсорное и перцептивное развитие малыша, для этого мы проводим игры с применением вязаного материала, и с элементами фольклора, что придаёт обучению яркую, эмоциональную окраску, способствует эффективному усвоению как математического, так и литературного материала.
Воспитательные возможности народной игры огромны, с её помощью развивается у детей память, внимание, быстрота интеллектуальных и физических реакций, сноровка и общительность, а также гармоничное душевное состояние.
Для развития мелкой моторики используем игры с пальчиками на фольклорном материале. Они очень нравятся детям и к концу года дети знают их много, потому, что мы проговариваем их как на занятиях, так и в свободной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие ребенка нацелено не столько на раннюю социализацию ребенка, сколько на формирование у него ценностно-смысловой картины мира.
Целый пласт колыбельных учит ребёнка быть в будущем благодарным родителям за пестование и воспитание, отдарить своих нянек «пряничком» за их труд и заботу.
Для быстрого и комфортного засыпания используем вязаные игрушки.
Через колыбельные у малышей формируются представления о труде.
Ребенок начинает познавать окружающий его мир и каждое явление этого мира обретает свой живой образ.
Особенностью работы в данном направлении в нашем дошкольном учреждении является использование демонстрационного вязаного материала.
С помощью вязаного материала мы знакомим малышей с овощами и фруктами, с цветами, грибами, с геометрическими объемными фигурами, с животными. Дети играют с шарами Фребеля, вязаными пирамидками и другими материалами.
Для развития речи у детей сензитивный период приходится на возраст от 1,5 до 3 лет. Это период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса.
А одной из важных функций материнского фольклора является правильное формирование звуков. Для этого используются потешки с повторяющимися звуками.
Широко используем загадки, прибаутки, заклички. Ценность их состоит в том, что слово можно соединить с действием ребёнка, используя при этом вязаные игрушки. Загадывая детям загадки, я обязательно их выставляю на стол. Дети быстро отыскивают глазами отгадку, потому что она стоит перед ними.
Трудно представить мир ребёнка без сказки. Для усвоения детьми слов и обогащения словарного запаса мы обыгрываем сказки, используя вязаный театр.
Художественно-эстетическое развитие малышей осуществляем через использование колыбельных песенок, пестушек, хороводных игр.
Ведь пение – это основное средство развития музыкальности детей раннего возраста.
Таким образом, материнский фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.
Традиция пестования — это целенаправленный педагогический процесс формирования и развития личности ребёнка.
Закончить хочется словами Максима Горького: «Изучайте фольклор, учитесь на нём. Без знания прошлого нет будущего».
Литература
1. Лыкова И.А. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет. / Под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, О.С. Ушаковой. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. – 160 с.
2. Лыкова И.А. Методические рекомендации к образовательной программе «Теремок». – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2021. – 144 с.
3. Теплова А.Б. Материнский фольклор в образовательной среде. Методическое пособие для реализации образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет. / Под общей редакцией И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование малых форм русского народного фольклора в физическом развитии детей раннего возраста
Материал полезен для начинающих воспитателей...
Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста
В статье рассмотрены основные задачи детей раннего возрата по эмоциональному развитию при использовании малых форм фальклора...
Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста
фольклер часть1...
Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста, часть 2
фольклер, часть2...
Статья (младший возраст) на тему: "Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста."
Произведения русского фольклора начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь:...
Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме «Влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей раннего возраста»
Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи...
Разностороннее развитие детей раннего возраста посредством использования многофункционального дидактического пособия «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка»
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социал...