Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Моя семья»
план-конспект занятия (старшая группа)

Черникова Наталья Вячеславовна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» с. Тербуны

Тербунского муниципального района Липецкой области

 

 

 

 

 

Конспект образовательной деятельности в старшей группе

по познавательному развитию    

 на тему: «Моя семья»

                                                                                                  (квест - игра)

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

Черникова Н.В.

 

 

 

Тербуны 2023

 

 

Цель: Формирование представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью.

Задачи:

1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи, используя модели.

2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.

3. Воспитывать любовь и уважение к окружающим и членам своей семьи.

 

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Планируемые результаты: сформировать у детей понятие о семье, как о людях, которые живут вместе                                  

Целевые ориентиры.: Ребёнок,  имеет представление о семье, родственных отношениях, семейных традициях

Материалы и оборудование: картинки с изображением членов семьи, картинки с изображением детёнышей животных, геометрические фигуры, набор «Овощи, фрукты», разрезная картинка «Семья»

 

Предварительная работа:

Заучивание фамилии, имени ребенка и родителей.

Рассматривание семейных альбомов (фотографий)

Чтение и рассматривание иллюстраций в книжках о семье

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»; «Моя семья»; «Строим дом».

Словарная работа: семья, бабушка, дедушка,мама,папа,брат,сестра , родственники

 

Содержание ОД по следующей структуре:

 

Введение в образовательную ситуацию.

 

Со звонком в руках входит воспитатель.

 

Мой звоночек звенит заливается,
И ребята вокруг собираются.
Мой звоночек звенит и звенит,
Всем ребятам собраться велит.

Воспитатель: Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемcя

Дети :Здравствуйте!

Психологическая установка на занятие.

Наши глазки внимательно смотрят.

Наши ушки внимательно слушают.

Наши ножки нам не мешают.

Наши ручки нам помогают.

Стук в дверь

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то стучится. Кто же это пришёл к нам в гости?

Входит бабушка и плачет

Воспиьтатель:Ой,  бабушка, что у вас случилось?

Чего Вы, так плачите?

Бабушка: Меня зовут бабушка Варварушка. У моей внучки Маши День рождение. К ней в гости должны прийти её друзья. Я для них приготовила угощения, но они исчезли.

Воспитатель :Как исчезли?

Бабушка: Да вот так, были и исчезли. А что делать я не знаю. Внучка моя Машенька очень огорчится.

В группу залетает воздушный шар,

с прикрепленным к нему листом бумаги.

 

Актуализация знаний

 

Воспитатель: Смотрите, ребята, шарик прилетел. К нему привязана записка

 Здравствуйте ребятишки, меня зовут Бяка-забияка, я спрятала  угощение приготовленные для Маши и её друзей в вашей группе, в надежном месте  и мне очень хочется посмотреть, как вы справитесь с моими заданиями. Место, где спрятано угощение, вы можете найти, только пройдя все испытания и выполнив все задания. Задания выполняем по -порядку. В конце последнего вас ждёт корзина с угощениями. Если вы  все их выполните,  то доберетесь  до тайника. НО! Прежде чем приступить к выполнению заданий, внимательно рассмотрите шар. А на шаре я поместила ребус. Если вы узнаете слово которое я загадала , то сможете приступить к выполнению заданий.  За каждое выполненное задание вы получите деталь пазла и сердечко

Воспитатель:

Воспитатель: Ребята мы поможем бабушке найти угощения?

Дети:Да

Воспитатель:Дети, смотрите внимательно, что  изображено на шаре и что бы это могло значить? Может вы догадываетесь?

 

 

Ответы детей.   На нем написана цифра 7 и буква «Я».

Воспитатель: Какая это цифра?

Дети: цифра 7.

Воспитатель: А какая буква?

Дети: буква «Я».

Воспитатель: Что  у нас получилось?

 Дети: СЕМЬЯ.

Воспитатель:Верно, семья.

 

Воспитатель: Дети, а что же такое семья? Как вы это понимаете?

Ответы детей

Раньше в старину на Руси говорили: семья – это семь Я, то есть семь и более человек, которые живут в одном доме, большой дружной и крепкой семьей.

Воспитатель:  Бяка - забияка приготовила необычные испытания в форме иры. Только не простой игры, а КВЕСТ- игры

Воспитатель: Что же такое квест?

Ответы детей

Воспитатель:  Квест – это командная  игра  , во время которой  участникам необходимо преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, разгадать логические загадки, справиться с трудностями, которые возникают на их пути для достижения общей цели.

Надеюсь, подготовленные Бякой- забиякой задания будут не очень трудными для вас. Приступаем к выполнению

1 задание«Разгадай кроссворд»

Ребята, вам нужно выполнить задание – разгадать кроссворд. Если вы верно справитесь с заданием, то получите часть пазла и сердечко.

Вопросы:

1.      Живет в твоей семье девочка, ну а тебе она (сестренка).

2.  Кто вылазит из пеленок, это маленький… (ребенок).

3.     Кто вас, дети больше любит? Кто вас нежно так голубит?

 И заботится о вас, не смыкая ночью глаз? (мама)

4.      Пусть ваше семью обходят ненастья, желаем, вам  дети, огромного… (счастья)

5.      Тебе дано, а другими называется (имя)

Пальчиковая гимнастика:

 Этот пальчик – пальчик-дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Это пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну, а это –я,

Вот и всё  , это вся моя семья!

Воспитатель:У нас у всех есть семья. У кого-то большая, у кого –то поменьше Но в каждой семье нас любят и о нас заботятся.

2 задание «Игра РОМАШКА»

Ребята, а у меня для вас есть ромашка. Вы знаете, что  ромашка – это символ семьи и она не простая, а с загадками.

Давайте сорвем лепесток и отгадаем загадки.

1.«Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

Всех милее наша…»      (мама)

Давайте сорвем следующий лепесток, и узнаем, про кого будет следующая загадка.

2. Кто же трудную работу

Может делать по субботам?

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш… (папа)

3. У нее с утра очень сложная пора.

 Внуков в садик разбудить,

Завтрак приготовить.

И прибраться  не забыть.

И не хмурить брови. (бабушка)

Прочитаем, что написано на следующем лепестке.

4.Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый...(дед)

5       «Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он — старший»( Брат.)

6  Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая...(сестра)

 

7 Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: Как живете?
Когда же  в гости к нам придёте? (Тётя)

3 задание. «Мама и папа… Они какие?»

Ребята, вам надо разобрать и собрать пирамиду, при этом необходимо охарактеризовать своих родителей добрыми словами. Если вы с заданием справитесь, то получаете часть пазла и сердечко.

Задания:

1.      Разбираем пирамиду – называем самые лучшие качества мамы (ласковая, любимая, заботливая и пр.)

2.     Собираем пирамиду – называем лучшие качества папы (сильный, заботливый, смелый и пр.)

Физ. минутка. «Кто живет у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)

4 задание. «Наши добрые дела»

На магнитной доске расположен круг желтого цвета. У каждого участника по 2 лепестка. Дети подходят по одному с лепестком и рассказывает чем и как они помогают дома родителям по дому, как поручения выполняют.

Посмотрите, цветок от наших добрых дел раскрылся. Молодцы, ваша помощь очень нужна и необходима  родителям, так же как и вам нужна и важна их помощь.

А сейчас поиграем: я буду называть поступки, а вы, если считаете этот поступок огорчит маму – топать ногами, если порадует – хлопать в ладоши.

-   убрали за собой одежду,

-   оставили после еды грязную посуду на столе,

-   разбросали одежду по всей квартире,

-   помыли свою тарелку,

-   почистили зубы,

-   не умылись утром,

-   оставили кровать не застеленной,

-   прибрали комнату,

 

 

5 задание. « Кто кем приходится?»

А сейчас поиграем в игру – «Кто кем приходится?»

-   Девочка для мамы и для папы кто? (дочка)

-   Мальчик для папы и для мамы кто? (сын)

-   Мальчик для дедушки и для бабушки кто? (внук)

-   Девочка для бабушки и для дедушки кто? (внучка)

-   Папа для дедушки и для бабушки кто? (сын)

-   Мама для дедушки и для бабушки кто?  (дочь)

-   Кто папа для мамы? (Муж)

-   Кто мама для папы? (Жена)

-   Мальчик для девочки в семье кто? (брат)

-   Девочка для мальчика в семье кто? (сестра)

Молодцы ребята, хорошо усвоили, кто кем кому приходится в семье.

Воспитатель: Ребята, вот  и корзинка с гостинцами нашлась!

Теперь бабушка  порадует внучку .

Бабушка благодарит  детей и в благодарность угощает их гостинцами

Рефлексия

Ребята, вы – МОЛОДЦЫ! Справились со всеми сложными заданиями. Осталось последнее – сложить ПАЗЛ.

Что у вас получилось? Что на картинке нарисовано- СЕМЬЯ.

У вас всех есть семья, которую вы очень любите.

Каждому из вас я предлагаю бережно взять в руки частичку

любви ваших родителей – сердечко, и выложить на ковре одно большое сердце.

Что же такое семья?

Для чего она нужна человеку?

Какие бывают семьи?

Что вам понравилось на занятии?

Что вы узнали нового?

 У вас у каждого есть большая, крепкая, дружная семья- это счастье, радость и любовь.

У нас с вами тоже семья. Это наша групповая семья. И я вас всех очень люблю и горжусь вами. Вы сегодня меня очень порадовали, хорошо отвечали, вели себя достойно. Я вами очень горжусь

Вы хотите узнать , кого же мне больше всех понравился на занятии?

Дети: Да

Воспитатель: У меня есть волшебная коробочка , в которой лежит фотография наиболее  активного ребенка. Сейчас , каждый из вас подойдет и посмотрит..Но никому не скажет ,чьё там лежит фото.

Дети подходят , смотрят и видят своё отражение в зерколе.

Воспитатель:Я хочу вам пожелать:

Всегда будьте вместе, семьей дорожите,

Обиды и ссоры подальше гоните!

Хочу, чтоб про вас говорили друзья,

Какая хорошая ваша СЕМЬЯ!.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dekabr_20232.docx37.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» с. Тербуны

Тербунского муниципального района Липецкой области

Конспект образовательной деятельности в старшей группе

по познавательному развитию    

 на тему: «Моя семья»

                      (квест - игра)

 

Подготовила

Черникова Н.В.

Тербуны 2023

Цель: Формирование представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью.

Задачи:

1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи, используя модели.

2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.

3. Воспитывать любовь и уважение к окружающим и членам своей семьи.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие 

Планируемые результаты: сформировать у детей понятие о семье, как о людях, которые живут вместе                                  

Целевые ориентиры.: Ребёнок,  имеет представление о семье, родственных отношениях, семейных традициях

Материалы и оборудованиекартинки с изображением членов семьи, картинки с изображением детёнышей животных, геометрические фигуры, набор «Овощи, фрукты», разрезная картинка «Семья»

 

Предварительная работа: 

Заучивание фамилии, имени ребенка и родителей.

Рассматривание семейных альбомов (фотографий)

Чтение и рассматривание иллюстраций в книжках о семье

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»; «Моя семья»; «Строим дом».

Словарная работа: семья, бабушка, дедушка,мама,папа,брат,сестра , родственники

Содержание ОД по следующей структуре:

Введение в образовательную ситуацию.

Со звонком в руках входит воспитатель.

Мой звоночек звенит заливается,
И ребята вокруг собираются.
Мой звоночек звенит и звенит,
Всем ребятам собраться велит.

Воспитатель: Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемcя

Дети :Здравствуйте!

Психологическая установка на занятие.

Наши глазки внимательно смотрят.

Наши ушки внимательно слушают.

Наши ножки нам не мешают.

Наши ручки нам помогают.

Стук в дверь

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то стучится. Кто же это пришёл к нам в гости?

Входит бабушка и плачет

Воспиьтатель:Ой,  бабушка, что у вас случилось?

Чего Вы, так плачите?

Бабушка: Меня зовут бабушка Варварушка. У моей внучки Маши День рождение. К ней в гости должны прийти её друзья. Я для них приготовила угощения, но они исчезли.

Воспитатель :Как исчезли?

Бабушка: Да вот так, были и исчезли. А что делать я не знаю. Внучка моя Машенька очень огорчится.

В группу залетает воздушный шар,

с прикрепленным к нему листом бумаги.

Актуализация знаний

Воспитатель: Смотрите, ребята, шарик прилетел. К нему привязана записка

 Здравствуйте ребятишки, меня зовут Бяка-забияка, я спрятала  угощение приготовленные для Маши и её друзей в вашей группе, в надежном месте  и мне очень хочется посмотреть, как вы справитесь с моими заданиями. Место, где спрятано угощение, вы можете найти, только пройдя все испытания и выполнив все задания. Задания выполняем по -порядку. В конце последнего вас ждёт корзина с угощениями. Если вы  все их выполните,  то доберетесь  до тайника. НО! Прежде чем приступить к выполнению заданий, внимательно рассмотрите шар. А на шаре я поместила ребус. Если вы узнаете слово которое я загадала , то сможете приступить к выполнению заданий.  За каждое выполненное задание вы получите деталь пазла и сердечко

Воспитатель: 

Воспитатель: Ребята мы поможем бабушке найти угощения?

Дети:Да

Воспитатель:Дети, смотрите внимательно, что  изображено на шаре и что бы это могло значить? Может вы догадываетесь?

 

Ответы детей.   На нем написана цифра 7 и буква «Я».

Воспитатель: Какая это цифра?

Дети: цифра 7.

Воспитатель: А какая буква?

Дети: буква «Я».

Воспитатель: Что  у нас получилось?

 Дети: СЕМЬЯ.

Воспитатель:Верно, семья.

Воспитатель: Дети, а что же такое семья? Как вы это понимаете?

Ответы детей

Раньше в старину на Руси говорили: семья – это семь Я, то есть семь и более человек, которые живут в одном доме, большой дружной и крепкой семьей.

Воспитатель:  Бяка - забияка приготовила необычные испытания в форме иры. Только не простой игры, а КВЕСТ- игры

Воспитатель: Что же такое квест?

Ответы детей

Воспитатель:  Квест – это командная  игра  , во время которой  участникам необходимо преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, разгадать логические загадки, справиться с трудностями, которые возникают на их пути для достижения общей цели.

Надеюсь, подготовленные Бякой- забиякой задания будут не очень трудными для вас. Приступаем к выполнению

1 задание«Разгадай кроссворд»

Ребята, вам нужно выполнить задание – разгадать кроссворд. Если вы верно справитесь с заданием, то получите часть пазла и сердечко.

Вопросы:

  1. Живет в твоей семье девочка, ну а тебе она (сестренка).
  2. Кто вылазит из пеленок, это маленький… (ребенок).
  3. Кто вас, дети больше любит? Кто вас нежно так голубит?

 И заботится о вас, не смыкая ночью глаз? (мама)

  1. Пусть ваше семью обходят ненастья, желаем, вам  дети, огромного… (счастья)
  2. Тебе дано, а другими называется (имя)

Пальчиковая гимнастика:

 Этот пальчик – пальчик-дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Это пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну, а это –я,

Вот и всё  , это вся моя семья!

Воспитатель:У нас у всех есть семья. У кого-то большая, у кого –то поменьше Но в каждой семье нас любят и о нас заботятся.

2 задание «Игра РОМАШКА»

Ребята, а у меня для вас есть ромашка. Вы знаете, что  ромашка – это символ семьи и она не простая, а с загадками.

Давайте сорвем лепесток и отгадаем загадки.

1.«Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

Всех милее наша…»      (мама)

Давайте сорвем следующий лепесток, и узнаем, про кого будет следующая загадка.

2. Кто же трудную работу

Может делать по субботам?

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш… (папа)

  1. У нее с утра очень сложная пора.

 Внуков в садик разбудить,

Завтрак приготовить.

И прибраться  не забыть.

И не хмурить брови. (бабушка)

Прочитаем, что написано на следующем лепестке.

4.Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый...(дед)

  1. «Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он — старший»( Брат.)

6  Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая...(сестра)

7 Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: Как живете?
Когда же  в гости к нам придёте? (Тётя)

3 задание. «Мама и папа… Они какие?»

Ребята, вам надо разобрать и собрать пирамиду, при этом необходимо охарактеризовать своих родителей добрыми словами. Если вы с заданием справитесь, то получаете часть пазла и сердечко.

Задания:

  1. Разбираем пирамиду – называем самые лучшие качества мамы (ласковая, любимая, заботливая и пр.)
  2. Собираем пирамиду – называем лучшие качества папы (сильный, заботливый, смелый и пр.)

Физ. минутка. «Кто живет у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)

4 задание. «Наши добрые дела»

На магнитной доске расположен круг желтого цвета. У каждого участника по 2 лепестка. Дети подходят по одному с лепестком и рассказывает чем и как они помогают дома родителям по дому, как поручения выполняют.

Посмотрите, цветок от наших добрых дел раскрылся. Молодцы, ваша помощь очень нужна и необходима  родителям, так же как и вам нужна и важна их помощь.

А сейчас поиграем: я буду называть поступки, а вы, если считаете этот поступок огорчит маму – топать ногами, если порадует – хлопать в ладоши.

  • убрали за собой одежду,
  • оставили после еды грязную посуду на столе,
  • разбросали одежду по всей квартире,
  • помыли свою тарелку,
  • почистили зубы,
  • не умылись утром,
  • оставили кровать не застеленной,
  • прибрали комнату,

5 задание. « Кто кем приходится?»

А сейчас поиграем в игру – «Кто кем приходится?»

  • Девочка для мамы и для папы кто? (дочка)
  • Мальчик для папы и для мамы кто? (сын)
  • Мальчик для дедушки и для бабушки кто? (внук)
  • Девочка для бабушки и для дедушки кто? (внучка)
  • Папа для дедушки и для бабушки кто? (сын)
  • Мама для дедушки и для бабушки кто?  (дочь)
  • Кто папа для мамы? (Муж)
  • Кто мама для папы? (Жена)
  • Мальчик для девочки в семье кто? (брат)
  • Девочка для мальчика в семье кто? (сестра)

Молодцы ребята, хорошо усвоили, кто кем кому приходится в семье.

Воспитатель: Ребята, вот  и корзинка с гостинцами нашлась!

Теперь бабушка  порадует внучку .

Бабушка благодарит  детей и в благодарность угощает их гостинцами

Рефлексия

Ребята, вы – МОЛОДЦЫ! Справились со всеми сложными заданиями. Осталось последнее – сложить ПАЗЛ.

Что у вас получилось? Что на картинке нарисовано- СЕМЬЯ.

У вас всех есть семья, которую вы очень любите.

Каждому из вас я предлагаю бережно взять в руки частичку

любви ваших родителей – сердечко, и выложить на ковре одно большое сердце.

Что же такое семья?

Для чего она нужна человеку?

Какие бывают семьи?

Что вам понравилось на занятии?

Что вы узнали нового?

 У вас у каждого есть большая, крепкая, дружная семья- это счастье, радость и любовь.

У нас с вами тоже семья. Это наша групповая семья. И я вас всех очень люблю и горжусь вами. Вы сегодня меня очень порадовали, хорошо отвечали, вели себя достойно. Я вами очень горжусь

Вы хотите узнать , кого же мне больше всех понравился на занятии?

Дети: Да

Воспитатель: У меня есть волшебная коробочка , в которой лежит фотография наиболее  активного ребенка. Сейчас , каждый из вас подойдет и посмотрит..Но никому не скажет ,чьё там лежит фото.

Дети подходят , смотрят и видят своё отражение в зерколе.

Воспитатель:Я хочу вам пожелать:

Всегда будьте вместе, семьей дорожите,

Обиды и ссоры подальше гоните!

Хочу, чтоб про вас говорили друзья,

Какая хорошая ваша СЕМЬЯ!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему : « Будем в армии служить»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литератур...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (мир природы) на тему: «Волшебница – вода» (с элементами экспериментальной деятельности)

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (мир природы) на тему: «Волшебница – вода» (с элементами экспериментальной деятельно...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: Квест – игра «Путешествие в страну здорового и вкусного питания»

Цель: формировать у детей представление о правильном питании, как основе здорового образа жизни.         Задачи:...