ВЛИЯНИЕ ИГР С ПРАВИЛАМИ НА РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья
В статье рассматривается вопрос влияния игр с правилами на развитие волевых качеств дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_igr_s_pravilami_na_razvitie_volevyh_kachestv.docx | 14.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ ИГР С ПРАВИЛАМИ
НА РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
Воля является действенной стороной сознания человека, которая влияет на практическую деятельность. Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы добиться результатов в какой - либо деятельности. Волевые качества относятся к волевой регуляции и проявляются они в конкретных специфических условиях преодолеваемой трудности.
Коломенский дал следующее определение воли: «Воля, как способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая препятствия, как сознательное регулирование человеком своего поведения, связанного с преодолением [121] внутренних и внешних препятствий. Воля – как способность человека, которая проявляется
в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений» [4].
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, в развитии волевых качеств игры выполняют особую роль. Как писала Л. И. Божович: «Значительная роль в формировании воли в дошкольном возрасте принадлежит игре. Игра, как деятельность увлекательная, необязательная, не направленная на определенный результат, часто противопоставляется таким видам деятельности, как труд или учение. Действительно, игра, в отличие от учения и труда, является деятельностью непроизвольной, соответствующей непосредственным интересам и желаниям дошкольников. И тем не менее игре свойственны такие особенности, которые способствуют формированию волевого поведения у детей этого возраста» [2].
К особенностям развития воли дошкольников можно отнести: формирование цели, возникновение игры, соподчинение мотивов, появления внутреннего контроля в поведении, развитие способности к волевому усилию. Фактическое волевое поведение – это выражение на поведенческом уровне направленности личности [3].
Для формирования волевых усилий детей, необходимо использовать игры в которых
присутствуют правила, при этом ребенку нужно приложить волевые усилия, для того чтобы не нарушить их. Такие игры могут быть и дидактическим и подвижными. В дидактических играх формируется умение подчиняться правилам, таким образом развивается волевое поведение и произвольная концентрация внимания. Подвижные коллективные игры с правилами укрепляют саморегуляцию. В игре с правилами ребенок может практиковать, осваивать и присваивать нужные формы поведения. Они мобилизуют дошкольников, учат быть сосредоточенными, самостоятельными, помогают контролировать процесс игры и свои действия.
Одним из признаков воли у дошкольников является самостоятельность, которая проявляется: в умении организовывать свою деятельность, желании вступать в контакт со сверстниками, умении взаимодействовать с другими при организации деятельности и ее выполнении. В старшем дошкольном возрасте самостоятельность становиться качественным приобретением личности ребенка. Формирование волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как воспитан дошкольник в нравственно - волевом отношении зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Список использованной литературы:
1. Авраменко В. В. Возрастная психология: пособие. – Могилев, 2005.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. О природе человеческой воли // Психологический журнал. 2005.
№3.
3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4 – е издание. – СПб.: Питер,
2009. –208с.
4. Коломинский, Я. Л. Развитие волевой сферы ребенка. – Я. Л. Коломинский СПб., 2004.
- 280 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие волевых качеств дошкольников в детском саду
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие ег...
Консультация для родителей и воспитателей по развитию волевых качеств дошкольников.
К числу качеств которые надо развивать у дтей как можно раньше, принадлежит и сила воли. Правильные и своевременные развитые качества ребенка - это и есть дисциплина на уроках , собранность и подтянут...
Развитие волевых качеств дошкольника: методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям.
методические рекомендации педагогам ДОУ и родителям...
Влияние подвижных игр на физическое развитие и формирование эмоционально-волевых качеств дошкольников.
Консультация для педагогов по физическому воспитанию. Раздел подвижные игры....
Развитие волевых качеств дошкольника. Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям.
В данной статье описываются особености эмоционально -волевой сферы дошкольников, а также даны рекомендации педагогам и родителям по развитию волевых качеств у детей....
Влияние музыкальных подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников
Психологи, педагоги и медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений –снижение двигательной активности детей, а для ребёнка-дошкольника потеря в движениях – это п...
Развитие волевых качеств дошкольника
В статье речь идет о составляющих волевого действия и о развитии волевых качеств у ребенка без давления....