Развитие волевых качеств дошкольника
статья по психологии
В статье речь идет о составляющих волевого действия и о развитии волевых качеств у ребенка без давления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_volevyh_kachestv_doshkolnika.docx | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Как писал Алексей Николаевич Леонтьев, воля - тонкий внутренний психический процесс, который сложно поддается объективному изучению.
Когда мы говорим «волевой человек», мы имеем в виду человека, который может, несмотря на сложности и препятствия, предпринимать действия для достижения определенной цели. Цель эта рождается в борьбе мотивов (если такой борьбы нет, «я хочу прочитать книгу – я ее читаю», мы не говорим о волевом действии). При этом волевым может быть как действие, так и бездействие, требующее терпения и выдержки.
В дошкольном детстве ребенок постепенно переходит от действий непроизвольных, импульсивных, спонтанных к действиям намеренным, и даже волевым. Если трехлетка живет по принципу «хочу и буду», то к шести-семи годам ребенок способен действовать по принципу «хочу, но сначала нужно сделать». Важнейшее приобретение дошкольного возраста состоит в превращении поведения ребенка из «полевого» в «волевое» (А.Н.Леонтьев).
Каждый шаг волевого действия может представлять для ребенка сложность:
- Поставить цель
- Найти мотив, для чего это нужно сделать
- Спланировать свои действия
- Удерживать образ цели в голове
- Действовать, не отвлекаясь на что-то более интересное или легкое
- Противостоять внешним обстоятельствам (или людям) и внутренним препятствиям
- Достичь результата, проверить, правда ли ты его достиг, отпраздновать победу.
Согласитесь, не все взрослые люди могут похвастаться успешным прохождением этих семи шагов.
Как же помочь ребенку в развитии волевых качеств?
Прежде всего, это развитие происходит в тесном общении со взрослым, в развитии общего кругозора, в созревании личности и расширении сфер влияния ребенка. Для дошкольника важно быть значимым, успешным, порадовать родителя, помочь другому ребенку и т.д. Значит, сделать подарок маме, собрать игрушки, нажать кнопку лифта или подержать полотенце, когда купают младшего брата, - такие простые действия ведут к пониманию, как ставить цель, как удержать ее, как радостно и приятно, когда получилось.
Часто родители дошкольников обращают внимание, что ребенок прекращает делать что-то, если у него не получается. Бросает, берется за другое или говорит «у меня не получится». Чаще всего это означает, что у ребенка мало опыта достижения результата, или у взрослых слишком высокие требования к ребенку, которые он не в состоянии выполнить и отказывается заранее.
Самая частая родительская ошибка – попытка договориться с 4-5летним ребенком на тему «ты мне обещал», «мы с тобой договаривались», «нужно держать свое слово». Конечно, ребенок пообещает, он не хочет расстраивать маму. В этом возрасте волевые усилия только зарождаются, действуют на простых правилах (сначала убираем эту игру, потом достаем другую), и тут же рушатся, если появляется новый сложный мотив (ребенок боится врача, или не хочет уходить с праздника). В таком случае все обещания обнуляются, родитель сердится, ребенок чувствует себя виноватым, неуспешным, непринимаемым.
Ситуации, в которых естественны образом развиваются волевые качества:
- Любые игры по правилам. Дают возможность ребенку понять, что существуют определенные правила, и если их не выполнить, игра не получится. Есть порядок ходов, есть ограничения. И радость игры позволяет принять эти ограничения и учиться терпению, внимательности, саморегуляции.
- Спорт. Индивидуальный спорт отлично развивает дисциплину, настойчивость, волю. Ребенок видит свои успехи, и это помогает ему не бросить, даже если сложно. С поддержкой взрослых, конечно. Групповые виды спорта развивают дисциплину и умение взаимодействовать, учат вкладывать свои силы в общую победу.
- Домашние обязанности. Уход за растениями, кормление животных, помощь взрослым на кухне важны для ребенка не потому, что иначе он не научится, а потому, что видны те действия, которые мы делаем, чтобы вместе поужинать, например, или чтобы питомец не остался голодным. Совместная работа также покажет ребенку пример того, как Вы преодолеваете препятствия.
- Выбор. Предоставляя ребенку возможность выбирать еду, одежду, игру, занятие, взрослый подкрепляет проявление самостоятельности, придает желаниям произвольный осознанный характер, учит принимать решения. Важно проговаривать и обсуждать с ребенком последствия выбора (Если мы пойдем гулять, мы не успеем испечь печенье. Как сделаем?)
- Откликаться на инициативу ребенка. Его предложения и пожелания – это первые шаги в проявлении инициативы и самостоятельности. Если только это возможно, старайтесь отнестись серьезно и сделать или запланировать дело, которое предлагает ребенок.
- Празднование победы. Различные исследования показывают, что именно положительные эмоции дают ребенку желание действовать, поэтому очень важно отмечать успехи, прогресс, любое положительное стремление ребенка (спасибо, что помогаешь!) Вспомнить, «как в прошлый раз получилось» - хорошая стратегия придать сил и веры в себя.
- Правила дома и режим дня. Дети любят стабильность и предсказуемость. Правила усваиваются легче, когда они четкие и понятные. Режим помогает настроить время дня для разных активностей, не превращая их в хаос. Последовательность действий в течение дня, недели, года дает ребенку в принципе понимание последовательности.
- Свободная игра. В игре, которую ведет ребенок, ему нужно придумать сюжет, найти интерес. Наблюдая и участвуя в игре, взрослый может время от времени спрашивать: «Во что ты играешь?», «А кто живет в этом домике?», «Куда же они пойдут гулять?» И ребенок выстраивает в голове воображаемый мир со своими правилами. Сначала они могут казаться странными, нелогичными, но воздержитесь от комментариев «Так не бывает». Это же волшебный мир, в нем все бывает.
Важно помнить, что в дошкольном возрасте волевые качества только закладываются. А еще, что есть дети от природы более сильные, решительные, упорные, есть более слабые, ранимые, созерцательные. Будьте наблюдательны. Если у Вас растет апельсин, не нужно стараться вырастить из него ананас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие волевых качеств дошкольников в детском саду
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие ег...
Развитие волевых качеств у дошкольников
Нравственность личности является следствием таких морально волевых качеств, как самостоятельность, организованность, целенаправленность, настойчивость, дисциплинированность, смелость....
Консультация для родителей и воспитателей по развитию волевых качеств дошкольников.
К числу качеств которые надо развивать у дтей как можно раньше, принадлежит и сила воли. Правильные и своевременные развитые качества ребенка - это и есть дисциплина на уроках , собранность и подтянут...
Развитие волевых качеств дошкольника: методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям.
методические рекомендации педагогам ДОУ и родителям...
Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. Развивать нравственно- волевые качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте. К ним относятс...
Развитие волевых качеств дошкольника. Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям.
В данной статье описываются особености эмоционально -волевой сферы дошкольников, а также даны рекомендации педагогам и родителям по развитию волевых качеств у детей....
ВЛИЯНИЕ ИГР С ПРАВИЛАМИ НА РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается вопрос влияния игр с правилами на развитие волевых качеств дошкольников....