Познавательно-творческий проект «Русский народный костюм»
проект (старшая группа)

Елена Николаевна Пигушина

Исследовательски-творческий проект «Русский народный костюм»

Русские народные сказки неотъемлемая  часть нашего народа, его истории, его традиции! С каким удовольствием дети слушают русские народные сказки и как завораживают описания главных героев – Ивана – царевича, Василисы Премудрой, их нарядов, головных уборов! И тут невольно возникает вопрос, знакомы ли наши дети с особенностями и традициями русского народного костюма, его историей?  С целью обогащения знаний о русском народном костюме воспитанников группы «Золотая рыбка», мы реализовали исследовательски-творческий проект «Русский народный костюм». Изучение мы начали с путешествия по страницам истории русского народного костюма, узнали о названии каждого элемента одежды составляющий мужской и женский народный костюм о изменении его в холодное время года, а игры-викторины помогли закрепить полученные знания.  В творческой мастерской ребята самостоятельно расписали и изготовили Матрену Ивановну, создали сестрицу Аленушку, раскрасили картинки-раскраски русских народных костюмов. С целью формирования представлений детей о народных костюмах различных губерний были предложены дидактические игры «Наряд для Маши и Вани», «Откуда костюм»  «Части - целое», «Найди отличия», «Собери картинку». На прогулке дети с удовольствием играли в русскую народную игру «Наш платочек голубой».

Итогом проекта стала выставка детского творчества, создание мини-музея русского народного костюма, а самое главное неподдельный интерес детей к истории русского народного костюма и искреннее желание  дальше изучать традиции и культуру своей Родины.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natsionalnyy_kostyum_rossii_-_kopiya.docx64.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида  № 28 «Колосок»

357600, Ставропольский  край, г. Ессентуки,  ул. Партизанская, д. 5 «а», тел. (87934)7-30-70, Е-mail: sadikkolosok28@mail.ru.

Познавательно-творческий проект

«Русский народный костюм»

Воспитатель:

Пигушина Е.Н.

 «Национальный костюм России»

​​Паспорт проекта

Руководитель проекта: Пигушина Е.Н.

Участники: воспитанники старшей  группы компенсирующей направленности.

Вид проекта:

  • По количеству участников: групповой;
  • По приоритету метода: познавательно- творческий;
  • По контингенту участников: дети 5-6 лет;
  • По продолжительности: краткосрочный .

Актуальность проекта

В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.

Цель проекта: формирование представлений у детей о русском народном

костюме посредствам познавательно-исследовательской и продуктивной

деятельности.

Задачи проекта:

1.Образовательные:

- создать условия для восприятия сведений о русском народном костюме

-обогатить и активизировать словарный запас детей;

-привлечь внимание родителей и детей к изучению и сбору материала о

деталях русского народного костюма

-способствовать воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за

русский народ посредством восприятия русских народных сказок,

рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам, ситуативных

разговоров, продуктивной деятельности

2 Развивающие:

-развивать коммуникативные навыки;

- развивать познавательный интерес;

-развивать мышление, творческое воображение.

3 Воспитательные:

-воспитывать интерес к русской народной культуре ;

- воспитывать нравственные качества.

Предполагаемый результат: 

  • развитие эстетического восприятия красоты народного костюма;
  • создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;
  • умение создавать изображения по мотивам народной декоративной вышивки, использовать цветовой строй и элементы композиции, уметь использовать для украшения оживки;
  • создание мини-музея «Народный костюм»

    Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно – эстетическое развитие;

Этапы реализации проекта

    Подготовительный:

  • Изучение методической литературы по теме, подбор иллюстративного, демонстрационного материала, Подбор русских народных сказок, былин, стихов и потешек  для детей 5-6 лет, подбор дидактических, игр, творческих заданий,
  • Создание условий для самостоятельной деятельности: альбомы «Герои русских народных сказок», «История русского народа», «Русские народные промыслы», настольные игры: «Собери сказку» и т.п , стенды с изделиями народных промыслов. Предварительные беседы с родителями воспитанников; разработка перспективного планирования деятельности по теме данного проекта. Приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, акварель, пластилин)

Основной этап.    

  Социально – коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры:

- драматизации сказки «Сарафан в гостях у Рубахи»

Дидактические игры: 

– «Одень куклу в русский народный костюм»;

-«Подбери узор к сарафану»; 

-«Помоги Машеньке найти корзинку»;

Ручной труд:

-Рисование   с элементами «Городецкая роспись»;

-конструирование «Укрась Матрену сказочным узором».

Беседы: 

-Беседа об обычаях и традициях русского народа.   

 Беседа об истории русского народа. 

-Беседа о художественных промыслах.

 Познавательное развитие

-знакомство с  понятиями музей; 

-знакомство с народным костюмом его различиях;

-знакомство с элементами женского и мужского костюма;

– просмотр презентации «История кокошника»;

– Знакомство с разными профессиями в старину и соответствием одежды;

Речевое развитие

-Рассматривание сюжетных картин и составление описательных и повествовательных рассказов по ним; 

-Знакомство  с произведениями  малых форм народного фольклора ( песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.);

– Заучивание наизусть понравившихся произведений;

-Чтение былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»;

-Чтение сказок «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Художественно – эстетическое развитие

Рисование:

– « Дымковская красавица» (раскраски);

– рисование «Русская красавица»;

-рисование «Укрась Матрену узором».

    Конструирование:

– «Машенька»;

Физическое развитие

Подвижные игры:

-«Два Мороза»;

-«Гуси-лебеди».

     Физкультминутки:

-«Шепоток»;

-«Молчание»;

Работа с родителями

-оформление папок – передвижек, памяток «Народный костюм»; 

-привлечение родителей к организации досугов; 

Заключительный этап

Выставка детских работ «Русский народный сарафан для Машеньки», «Матрена», «Русский народный кокошник». Пополнение патриотического центра в группе, кукла в русском народном костюме.

Результат реализации проекта.

После окончания проекта стало очевидным, что у детей нашей группы  появилось желание как можно больше знать о народной культуре, её традициях. Ребята пересказывают прочитанное в саду своим родным, с удовольствием играют в народные игры, задают вопросы по русской культуре. У детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение  определять  виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции. Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.

Список использованных источников

1. Вохринцева С. Национальные костюмы. Демонстрационный материал. Издательство «Страна Фантазий», 2019 г.

2. Князева О.О, Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб, 2010 г.

3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русский народный костюм"

Презентация проекта "Русский народный костюм" в старшей группе....

Проект "Русский народный костюм"

Как одевались в старину русские люди....

Проект "Русский народный костюм"

Восстановление традиционной духовности и нравственности стало приоритетной задачей нашего государства. Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, спосо...

Проект "Русский народный костюм"

ull;У русской национальной одежды многовековая история. Ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, характеру труда русского народа.•Русский н...

Проект "Русский народный костюм". Презентация открытого занятия.

Воспитание у детей интереса и любви к национальной культуре через проектную деятельность....

Проект "Русский народный костюм"

Презентация проекта на тему "Русский народный костюм"...

Проект " Русский народный костюм"

Проект " Русский народный костюм"...