Познавательно-творческий проект «Русский народный костюм»
проект (старшая группа)
Исследовательски-творческий проект «Русский народный костюм»
Русские народные сказки неотъемлемая часть нашего народа, его истории, его традиции! С каким удовольствием дети слушают русские народные сказки и как завораживают описания главных героев – Ивана – царевича, Василисы Премудрой, их нарядов, головных уборов! И тут невольно возникает вопрос, знакомы ли наши дети с особенностями и традициями русского народного костюма, его историей? С целью обогащения знаний о русском народном костюме воспитанников группы «Золотая рыбка», мы реализовали исследовательски-творческий проект «Русский народный костюм». Изучение мы начали с путешествия по страницам истории русского народного костюма, узнали о названии каждого элемента одежды составляющий мужской и женский народный костюм о изменении его в холодное время года, а игры-викторины помогли закрепить полученные знания. В творческой мастерской ребята самостоятельно расписали и изготовили Матрену Ивановну, создали сестрицу Аленушку, раскрасили картинки-раскраски русских народных костюмов. С целью формирования представлений детей о народных костюмах различных губерний были предложены дидактические игры «Наряд для Маши и Вани», «Откуда костюм» «Части - целое», «Найди отличия», «Собери картинку». На прогулке дети с удовольствием играли в русскую народную игру «Наш платочек голубой».
Итогом проекта стала выставка детского творчества, создание мини-музея русского народного костюма, а самое главное неподдельный интерес детей к истории русского народного костюма и искреннее желание дальше изучать традиции и культуру своей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natsionalnyy_kostyum_rossii_-_kopiya.docx | 64.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 28 «Колосок»
357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Партизанская, д. 5 «а», тел. (87934)7-30-70, Е-mail: sadikkolosok28@mail.ru.
Познавательно-творческий проект
«Русский народный костюм»
Воспитатель:
Пигушина Е.Н.
«Национальный костюм России»
Паспорт проекта
Руководитель проекта: Пигушина Е.Н.
Участники: воспитанники старшей группы компенсирующей направленности.
Вид проекта:
- По количеству участников: групповой;
- По приоритету метода: познавательно- творческий;
- По контингенту участников: дети 5-6 лет;
- По продолжительности: краткосрочный .
Актуальность проекта
В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.
Цель проекта: формирование представлений у детей о русском народном
костюме посредствам познавательно-исследовательской и продуктивной
деятельности.
Задачи проекта:
1.Образовательные:
- создать условия для восприятия сведений о русском народном костюме
-обогатить и активизировать словарный запас детей;
-привлечь внимание родителей и детей к изучению и сбору материала о
деталях русского народного костюма
-способствовать воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за
русский народ посредством восприятия русских народных сказок,
рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам, ситуативных
разговоров, продуктивной деятельности
2 Развивающие:
-развивать коммуникативные навыки;
- развивать познавательный интерес;
-развивать мышление, творческое воображение.
3 Воспитательные:
-воспитывать интерес к русской народной культуре ;
- воспитывать нравственные качества.
Предполагаемый результат:
- развитие эстетического восприятия красоты народного костюма;
- создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;
- умение создавать изображения по мотивам народной декоративной вышивки, использовать цветовой строй и элементы композиции, уметь использовать для украшения оживки;
- создание мини-музея «Народный костюм»
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно – эстетическое развитие;
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
- Изучение методической литературы по теме, подбор иллюстративного, демонстрационного материала, Подбор русских народных сказок, былин, стихов и потешек для детей 5-6 лет, подбор дидактических, игр, творческих заданий,
- Создание условий для самостоятельной деятельности: альбомы «Герои русских народных сказок», «История русского народа», «Русские народные промыслы», настольные игры: «Собери сказку» и т.п , стенды с изделиями народных промыслов. Предварительные беседы с родителями воспитанников; разработка перспективного планирования деятельности по теме данного проекта. Приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, акварель, пластилин)
Основной этап.
Социально – коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры:
- драматизации сказки «Сарафан в гостях у Рубахи»
Дидактические игры:
– «Одень куклу в русский народный костюм»;
-«Подбери узор к сарафану»;
-«Помоги Машеньке найти корзинку»;
Ручной труд:
-Рисование с элементами «Городецкая роспись»;
-конструирование «Укрась Матрену сказочным узором».
Беседы:
-Беседа об обычаях и традициях русского народа.
Беседа об истории русского народа.
-Беседа о художественных промыслах.
Познавательное развитие
-знакомство с понятиями музей;
-знакомство с народным костюмом его различиях;
-знакомство с элементами женского и мужского костюма;
– просмотр презентации «История кокошника»;
– Знакомство с разными профессиями в старину и соответствием одежды;
Речевое развитие
-Рассматривание сюжетных картин и составление описательных и повествовательных рассказов по ним;
-Знакомство с произведениями малых форм народного фольклора ( песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.);
– Заучивание наизусть понравившихся произведений;
-Чтение былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»;
-Чтение сказок «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Художественно – эстетическое развитие
Рисование:
– « Дымковская красавица» (раскраски);
– рисование «Русская красавица»;
-рисование «Укрась Матрену узором».
Конструирование:
– «Машенька»;
Физическое развитие
Подвижные игры:
-«Два Мороза»;
-«Гуси-лебеди».
Физкультминутки:
-«Шепоток»;
-«Молчание»;
Работа с родителями
-оформление папок – передвижек, памяток «Народный костюм»;
-привлечение родителей к организации досугов;
Заключительный этап
Выставка детских работ «Русский народный сарафан для Машеньки», «Матрена», «Русский народный кокошник». Пополнение патриотического центра в группе, кукла в русском народном костюме.
Результат реализации проекта.
После окончания проекта стало очевидным, что у детей нашей группы появилось желание как можно больше знать о народной культуре, её традициях. Ребята пересказывают прочитанное в саду своим родным, с удовольствием играют в народные игры, задают вопросы по русской культуре. У детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции. Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.
Список использованных источников
1. Вохринцева С. Национальные костюмы. Демонстрационный материал. Издательство «Страна Фантазий», 2019 г.
2. Князева О.О, Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб, 2010 г.
3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Русский народный костюм"
Презентация проекта "Русский народный костюм" в старшей группе....
Проект "Русский народный костюм"
Как одевались в старину русские люди....
Проект "Русский народный костюм"
Восстановление традиционной духовности и нравственности стало приоритетной задачей нашего государства. Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, спосо...
Проект "Русский народный костюм"
ull;У русской национальной одежды многовековая история. Ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, характеру труда русского народа.•Русский н...
Проект "Русский народный костюм". Презентация открытого занятия.
Воспитание у детей интереса и любви к национальной культуре через проектную деятельность....
Проект "Русский народный костюм"
Презентация проекта на тему "Русский народный костюм"...
Проект " Русский народный костюм"
Проект " Русский народный костюм"...