Познавательно – творческий проект «Готовы к школе!»
проект (подготовительная группа)
Как говорила Мария Монтессори: «Я не готовлю детей к школе, я готовлю их к жизни». Школа – это не только интеллектуальное развитие, это значительный скачок в организационной и социальной жизни ребенка, который нельзя делать резко и остро, а для благополучного привыкания лучше сделать процесс освоения ребенка в школе мягким и плавным.
Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям, связанным со школой.
Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gotovy_k_shkole.docx | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ Г. ПОДОЛЬСК
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
(МОУ СОШ №31)
дошкольное отделение
Познавательно – творческий проект
«Готовы к школе!»
Подготовила и провела:
воспитатель
Гордейчик Татьяна Михайловна
Г.о. Подольск, 2023 г.
Познавательно - творческий проект «Готовы к школе!»
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель, воспитатель.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (сентябрь-май), групповой, познавательный.
Актуальность.
Как говорила Мария Монтессори: «Я не готовлю детей к школе, я готовлю их к жизни». Школа – это не только интеллектуальное развитие, это значительный скачок в организационной и социальной жизни ребенка, который нельзя делать резко и остро, а для благополучного привыкания лучше сделать процесс освоения ребенка в школе мягким и плавным.
Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям, связанным со школой.
Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе.
Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.
Проблема.
Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?
Гипотеза.
Проект «Готовы к школе!» разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки детей. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Цель.
Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса.
Задачи.
- формирование положительной учебной мотивации;
- формировать представления детей о школе и её значении;
-воспитывать культуру общения и культуры поведения в общественных местах;
-развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
-развитие творчески активной личности, развитию навыков общения, работы в коллективе;
-систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе.
-воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей.
- активизировать словарный запас, развивать выразительностью речи, средствами вербального и невербального общения;
- повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки
- предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой; психо -эмоционального развития ребенка и коррекции речевых нарушений.
Ожидаемые результаты проекта.
- сформировать у детей подготовительной к школе группы «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;
- накопление большого багажа знаний о школе;
- снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением;
- нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;
- повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.
- у детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения.
- подготовка руки к письму;
- обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
Этапы реализации проекта.
I Этап (сентябрь 2019г.)
Подготовительный
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
- проведения мониторинга состояния речевого развития, мотивации к школьному обучению.
- подбор методического материала для составления перспективных планов работы с детьми и родителями;
- подбор методик, справочной литературы по подготовке детей к школе;
- подготовка необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);
- анкетирование родителей;
- консультация для родителей «Совместная деятельность семьи и педагогов ДОУ по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению.
II Этап (октябрь 2019г – апрель 2020г.)
Основной
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
- определение уровня психологической готовности детей к школе;
- укрепление материально- технической базы в ДОО и построение соответствующей развивающей среды;
-беседы с детьми;
- индивидуальные консультации-практикумы для родителей;
развивающая работа с детьми, испытывающими временные трудности в развитии основных познавательных процессов;
- развивающая работа, направленная на личностное развитие ребёнка (мотивационная готовность к школе, развитие умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новой социальной ситуации);
- встреча с учителями начальных классов;
- родительские собрания;
- изготовление памяток, рекомендаций для родителей и педагогов.
III Этап (май 2020г.)
Итоговый
Цель: подведение итогов реализации проекта.
Завершающий этап включает в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
Включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:
- оценка эффективности реализации проекта;
- определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;
- проводя работу по проекту «Готовы к школе!» в период с 2021-2022 годы можно сделать следующие выводы:
- проект «Готовы к школе!» хорошо сочетается с программой обучения и воспитания детей в МАДОУ;
- данный проект помогает научиться работать в команде, вырабатывая алгоритм действий достижения поставленной цели;
- взаимодействие с семьёй позволило добиться хороших результатов в подготовке детей к обучению в школе.
Продукты проектной деятельности
Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности»
Оформление фото альбома, презентации о проделанной работе по проекту.
Итоговое мероприятие «Выпускной утренник».
Сроки выполнения: Сентябрь.
Название мероприятий:
Словесные и дидактические игры школьной тематики. «Домино «Первоклассник», «Дроби»
Игра - путешествие «Путь от дома до школы»
Беседа о школе.
Чтение и рассказывание стихотворений о школе.
«Что такое школа» Автор: Л.А. Арсенова M. Зощенко «Пора вставать!»
Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов.
Слушание детских песен
"Буквы и слова" Слова: Ольга Безымянная Музыка: Игорь Римденок
«Дважды два - четыре» Слова: М. Пляцковский Музыка: В. Шаинский
Пополнение картотеки игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: учить детей распознавать эмоции по мимике и интонации; изображать эти эмоции используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей.
Экскурсия в школу (презентация)
Работа с родителями:
Практикум для родителей «Каким я представляю своего ребёнка в школе»
Памятка для родителей будущих первоклассников «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет»
Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником».
Консультация «Если ребенок левша»
Сроки выполнения: Октябрь, Ноябрь
Название мероприятий:
Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности»
Лото «Школьные принадлежности. Дидактические игры «Собери портфель», «Расшифруй слова»
Беседа о правилах поведения в школе
НОД «Школьные принадлежности»
Чтение стихотворений про 1 класс «Слово о моей учительнице»
Чтение А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса, не желавшая играть в куклы». Виктор Голявкин «Карусель в голове»
Аппликация «Школьные принадлежности»
Слушание песни «Первый раз в первый класс» Слова и музыка Сергея Ярушина
Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Работа с родителями:
Памятка родителям будущих первоклассников - «Особенности психологии старших дошкольников»
Игры на развитие коммуникации: социально-личностного развития.
Учитель - логопед «Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма».
Советы педагога-психолога родителям «Готов к школе!»
Сроки выполнения: Декабрь
Название мероприятий:
НОД по обучению грамоте «Волшебный цветок».
Чтение «Три звонка» Автор: Агния Барто
Знакомство с пословицами и поговорками об учении.
Вечер загадок «Скоро в школу».
Аппликация «Школа»
Дидактические игры «Читаем по буквам», «Кубики для всех», «Забавные истории»
Чтение стихотворений о школьных принадлежностях О. Дриз «Когда человеку шесть»
Беседа о прочитанном Ю. Вийра «Дедушкины валенки».
Конструирование «Здание школы»
Слушание песни «Первоклашка» Слова: Юрий Энтин. Музыка: Владимир Шаинский.
Работа с родителями:
Консультация педагога – психолога «Внимание – один из важных психических процессов для развития личности ребенка. Как побороть рассеянность».
Сроки выполнения: Январь
Название мероприятий:
Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня
Чтение и беседа по произведениям Н. Носов «Незнайка учится» Л.Толстой «Филиппок»
Виктор Голявкин «Моя работа»
Слушание песни «Наташка - первоклашка» Слова: Константин Ибряев Музыка: Юрий Чичков
Консультация «Режим дня будущего первоклассника»
Просмотр мультфильмов на школьную тему.
Дополнительная адаптированная коррекционно-развивающая программа психолого-педагогической направленности эмоционального развития детей «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Работа с родителями:
Консультация ««Критерии готовности ребенка к школьному обучению"
Сроки выполнения: Февраль
Название мероприятий:
Дидактические игры «Сложи узор», «Читаем предложения», «Числовые домики»
Составление рассказа по картине «В школу»
Беседы: «Мы будущие первоклассники», «Что получится, то и получится»
«Папа, мама, я - спортивная семья»
Интегрированная деятельность «В поисках улыбки»
Цель: выявление уровня сформированности интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы готовности ребенка к школе.
Час загадок и ребусов о школе.
Работа с родителями:
Консультация «Готовим руку к письму»
Родительские собрания с участием педагога-психолога с обсуждением причин возникновения трудностей в период адаптации детей к школе, роли семьи в преодолении этих трудностей;
Подготовлены рекомендации и памятки по развитию и воспитанию.
Сроки выполнения: Март
Название мероприятий:
Дидактические игры «Расшифруй слова», «Цепочка слов».
Беседа «Каким ты представляешь себя в школе»
Чтение рассказов К. Драгунская «Когда я была маленькая» М. Зощенко. «Не надо врать»
Рисование «Портрет мамочки» «Цветы для бабушки»
Слушание и пение музыкальных произведений о маме. Аудизапись «Нам в первый класс» слова: Яков Серпин Музыка: Томас Корганов
«Игры для развития речи». Сюжетно-ролевая игра «Школа».
Круглый стол с показом деятельности
«Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации стандартов образования»
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Что значит: Быть готовым к школе»?
Шесть правил адаптации ребенка к школе.
Сроки выполнения: Апрель
Название мероприятий:
Дидактические игры лото «Считаем и читаем», «Составляем предложение»
Заучивание стихотворения «Что ждет меня в школе?» Автор: В. Моруга
Слушание аудиозаписи ««Здравствуй первый класс!» Слова: Владимир Степанов Музыка: Станислав Стемпневский
Работа в тетради по ФЭМП
Вечер (скороговорки и пословицы о цифрах)
Работа с родителями:
Консультация для родителей будущего первоклассника
"Психологическая готовность к школьному обучению"
Советы педагога - психолога «Кризис 7 лет и как с ним справиться»
Родителям на заметку «Комната первоклассника».
Сроки выполнения: Май
Название мероприятий:
Чтение рассказа Автор: В.Кодрян «В школу»
Заучивание стихотворений: Агния Барто «Маленькая школьница» Сергей Махотин «Вот папа дает!»
Аппликация «Моя школьная форма»
Рисование «Школьный ранец»
Слушание и пение «На урок» музыка и слова В. Топильницкого
Работа с родителями:
Родительское собрание. «Ребенок на пороге школы. Идём в школу с радостью».
Открытый показ деятельности для родителей «Проделки ворона Метра»
Оформление фото альбома, презентации о проделанной работе по проекту.
Итоговое мероприятие «Выпускной утренник».
Выводы:
Реализация данного проекта оказала благотворное влияние на всех ее участников.
Формирование компетенций, необходимых будущему школьнику, помогла система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом. Обеспечила всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе помогли только объединенные усилия воспитателей, учителей и родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка, однако, в дошкольном и школьном учреждении формируется и развивается личность ребёнка. Лучше всего на практике видно, как сказывается на развитии ребёнка единство взаимодействия семьи, детского сада и школы.
Познавательно – творческий проект «Готовы к школе!» помог сформировать «внутреннюю позицию школьника» у детей подготовительной группы, а также поможет перенести адаптационный период, порой затянувшийся, на более ранние сроки, т. е. до начала учебного процесса, и ребёнок пойдёт в школу с устойчивыми компетенциями:
- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
- Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем
мире.
- Эмоционально отзывчивый.
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками.
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; соблюдающий элементарные, общепринятые нормы и правила поведения.
- Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и точно выполнять его инструкции.
- Овладевший необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.
Список литературы:
1. Абашина В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский сад от А до Я. – 2008. – №5. – с. 139–141.
2. Александрова Т.И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003. – № 4. – с. 29–32.
3. Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я – 2007. – № 5. – с. 139–142.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.-М.: Большая Российская Энциклопедия. – 2002. – с. 528.
5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240.
6. Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько.-4-е изд., стереотип.-М.: Изд. центр “Академия”, 2000. – с. 288.
7. Семина О. Учимся взаимодействовать с родителями // Дошкольное образование. – 2003. – № 4. – с. 33–36.
8. Соколова Т.П. Сотрудничество детского сада и школы как одно из условий обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 5. – с. 129–139.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА «СКОРО В ШКОЛУ» ДЛЯ ДЕТЕЙПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения дет...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА «СКОРО В ШКОЛУ» ДЛЯ ДЕТЕЙПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА «СКОРО В ШКОЛУ» ДЛЯ ДЕТЕЙПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...
Познавательно-творческий проект "Скоро в школу"
ЦЕЛЬ:формирование представления о школе и положительного отношения к школьной жизни у детей подготовительной группы.ЗАДАЧИ:Øформирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;Øспособс...
Познавательно-творческий проект "Скоро в школу "
Повысить уровень индивидуального развития и развить интерес воспитанников к школе. Обобщить знания дошкольников о школе/ Сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к при...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СКОРО В ШКОЛУ» (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
laquo;Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться». (Л. Н. Венгер)Данный краткосрочный познавательно-творческ...
Познавательно-творческий проект: "СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ" для периода самоизоляции
Познавательно-творческий проект в подготовительной школе детского сада "Ступеньки к школе", среднесрочный: апрель-июнь. Данный проект рассчитан для детей 6-7 лет, родителей и воспитателей. У...
Познавательно-творческий проект "Скоро в школу!"
Презентация познавательного проекта в подготовительной группе "Скоро в школу!"...