Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»
материал
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию:
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности. Повысить собственный уровень знаний по теме, путём самообразования.
Задачи:
1. Развивать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста.
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного
запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
6. Создавать эмоционально - комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно -развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Методы и приемы работы:
• Массаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
• пальчиковый театр;
• лепка из пластилина;
• рисование по трафаретам;
• дидактические игры;
• шнуровка, застёгивание пуговиц;
• игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок);
• пазлы, мозаика;
Актуальность:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
- выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
- у малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
План мероприятий по теме самообразования:
Этапы | Содержание | Сроки |
Теоретический | 1. Изучение научной и учебно-методической литературы: Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006. Кольцова М. М «Развитие моторики» Елена Данилова «Пальчиковые игры» Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка». - Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014. - Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Петербург, 2013. - Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014. - Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013. | Сентябрь - Декабрь |
Подготовительный | . Составление перспективного плана работы .Анкетирование родителей «Как развита мелкая моторика у Вашего ребенка?». . Подбор материалов и игровых упражнений по развитию мелкой моторики. . Создание условий для эффективного использования игр. | Сентябрь –Декабрь |
Практический | Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у воспитанников. Составление картотеки пальчиковой и артикуляционной гимнастики, игр на развитие дыхания.
Создание картотеки дидактических игр по развитию мелкой моторики. Внедрение в практику: - Пальчиковые игры и гимнастики; - лепка из пластилина и соленого теста; - игры с кубиками, конструкторами; - рисование с использованием шаблонов, трафаретов; - массаж кистей рук; Консультация для родителей « Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»
Конструирование из строительного материала «Дорожка». Настольная игра «Мозаика». Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый» Буклет для родителей «Пальчиковые игры для детей» Пальчиковые игры: «Грибы», «Фрукты», «Овощи», « Осень». Настольная игра «Найди фигуре место» Конструирование из лего - конструктора. Игры с прищепками. Конструирование из счетных и деревянных палочек; Консультации на стенде информации для родителей: «Для чего нужны пальчиковые игры» Пальчиковые игры: «Солнечные зайчики», «Как вчера у бабушки». Игры с крышками от пластиковых бутылок. Раскручивание и закручивание пластмассовых гаечек на болтиках. Конструирование: «Паровозик из пуговиц». Рисование с помощью ватных палочек. Игры с прищепками
Консультация для родителей «Важные факторы в развитие мелкой моторики» Выкладываие простых узоров из веревочки (по карточкам, образцам), игры с клубочками. Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком). Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками) Инсценирование руками стихов «Голуби», «Веселый зоопарк». Пальчиковые игры: «Мебель», «Посуда», «Профессии», «Армия». Игры с прищепками, с клубочками, со счетными палочками, застегивание пуговиц, шнуровки. Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». Мастер – класс для родителей «Волшебные пальчики». Мастер – класс для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику - ниткография».
Пальчиковые игры «Мошка», «Голуби», «Барабанщики». Массаж рук: игровое упражнение: «Покатаем машинки». Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы. Повторение знакомых пальчиковых игр и игровых упражнений. Работа с крупами (фасоль, рис, гречка, пшено, орехи лесные), песком. Вязанный конструктор (домик, кораблик). Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т.д. Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у воспитанников на конец года. | Сентябрь
Октябрь
Ноябрь Декабрь Январь Февраль
Март Апрель |
Заключительный | Написание отчета о проделанной работе за учебный год. Выступление на итоговом педсовете. Презентация «Развиваемся, играя!» | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/11/picture-1217835-1581425080.jpg)
Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности. Задачи:Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;Содействовать нормализации речевой функции;Развивать воображение, логичес...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/08/picture-891397-1486558231.jpg)
Программа по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/26/picture-1268991-1611649420.jpg)
Планирование работы в соответствии с темой самообразования «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2020-2021 г.
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Задачи: 1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук; 2....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/12/picture-1354042-1634052614.jpg)
Программа по самообразованию " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Программа по самообразованию " Развтите мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/07/picture-905150-1683472347.jpg)
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/10/picture-831579-1639151120.jpg)
план самообразования «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/14/picture-1501458-1702544598.jpg)
Обобщение опыта работы по теме: « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности »
Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников на современном этапе является актуальной, так как от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависи...