Обобщение опыта работы по теме: « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности »
материал
Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников на современном этапе является актуальной, так как от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 41.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Актуальность.
Современный уровень научно-технического прогресса способствует снижению уровня развития кистевой моторики рук у детей, мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка.
Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников на современном этапе является актуальной, так как от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Как говорил выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев».
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Целью моей работы является развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности. Повысить собственный уровень знаний по теме, путём самообразования
Мною были поставлены следующие задачи:
1. Развивать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста.
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного
запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
6. Создавать эмоционально - комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно -развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Прежде чем приступить к работе по данной теме, мною была изучена соответствующая литература. Анализ психолого- педагогической литературы показал, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. В.А. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи»- такой же, как артикуляционный аппарат. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого- развитию речевой функции.
Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами ( особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой
областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.
Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.П. Бехтерева и др. показали исключительную роль движений двигательно- кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. И.М.Сеченов писал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое. Известно высказывание И.М. Сеченова
о том, что мне даже кажется, что я никогда не думаю словом, а всегда мышечными ощущениями. По мнению И.П. Павлова: речь – это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.
В системе итальянского педагога, врача и психолога Марии Монтессори разработано много специальных упражнений, позволяющих реализовать потребности ребенка в каждый момент его развития. Известная во всем мире система становится популярной и в России. Все упражнения системы Монтессори имеют следующий принцип: «Помоги мне сделать самому».
Ребенку даются задания, с которыми он может справиться, и делают все, чтобы он чувствовал себя максимально комфортно при выполнении заданий. Главный принцип развития ребенка по методике Монтессори таков: «Каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде». Система М. Монтессори является интересной и востребованной ретроинновацией в нашей современной действительности. Использование этой системы способствует реализации требований ФГОС ДО.
Провела диагностику детей по развитию мелкой моторики: на начало года: высокий уровень – 8%; средний – 25%; низкий – 67%, на конец года: высокий уровень – 33%; средний – 42%; низкий – 25%.
Во время работы мною были разработаны:
- перспективный план работы, включающий в себя работу с родителями, воспитанниками и педагогами.
- дидактические игры и пособия: «Вязанный конструктор», «Весёлые прищепки», «Змейки», «Гусеница», «Тактильная коробка», «Вязанные цветы», «Разноцветные клубочки»; «Моталочка»; «Чудо-нитки»; «Волшебные палочки»; «Заплети косичку»; «Геометрическая мозайка»; «Собери бусы»; «Погремушка»; «Скрути улитку»; «Найди крышку к баночке»; игры с крупой, пуговицами, песком, солёным тестом и др.
- оформила картотеки: «Дидактические игры направленные на развитие мелкой моторики рук детей»; «Пальчиковые игры»; «Пальчиковая гимнастика».
- оформила в группе уголок сенсорики и моторики .
На протяжении учебного года я проводила занятия с детьми с использованием пальчиковых игр, как в рамках НОД, так и в свободной деятельности детей в течение дня.
Создание развивающей предметно-пространственной среды.
В ходе своей работы я постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности, и в тоже время, решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
Центр сенсорного развития -составлена картотека «Пальчиковые игры»; сделаны игры по сенсорному развитию с прищепками, упражнения на развитие мелкой моторики рук: игры-шнуровки, дидактические игры с пуговицами.
Уголок изодеятельности, где дети могут самостоятельно лепить, рисовать, развивая творчество, воображение, самостоятельность и мелкую моторику рук, родители принесли тетради для детей штриховки-дорисовки.
Уголок экспериментирования -пополнен природным и бросовым материалом, различными видами круп.
Уголок конструирования – приобретены конструкторы ЛЕГО , в который дети с огромным удовольствием играют и делают различные постройки.
Театральный уголок - с помощью родителей сделан пальчиковый театр из фетра, в который дети любят играть, что развивает мелкую моторику рук, воображение , речь ребенка и его социально-коммуникативные навыки.
Работа по развитию мелкой моторики проходит через все образовательные области:
1. Художественно-эстетическое развитие -детские поделки, рисунки.
2. Социально-коммуникативное развитие -общение детей во время игровой деятельности.
3. Познавательное развитие -использование счетного материала, ознакомление с окружающим миром, экспериментальная деятельность.
4. Речевое развитие -стихи, загадки, скороговорки, пальчиковые игры.
5. Физическое развитие -утренние гимнастики, физкультминутки, физические упражнения.
Решая поставленные мною цель и задачи, использую разнообразные методы и приёмы:
Наглядные методы: наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интереса к играм, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Практические методы: В развитии мелкой моторики ведущая деятельность детей - практическая. Она направлена на получение конкретного продукта. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.
Словесные методы: Позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.
Так же мною были использованы такие методы, как:
1. Массаж ладоней и пальчиков рук -это оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
2. Пальчиковая гимнастика: катание деревянных шариков различного диаметра по столу, перекладывание пуговиц, фасолей, карандашей и др. предметов из одной руки в другую.
3. Пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением -дети учатся выполнять произвольные движения по команде взрослого, тем самым развивается не только мелкая моторика рук, но и речь, концентрация внимания, многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
4. Сенсорные игры -развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, расширение знаний о качестве предмета.
5. Игры с конструктором, мозаикой -способствуют интеллектуальному развитию детей, наглядно -образному мышлению, развитию памяти и мелкой моторики.
К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся:
1.Игры с прищепками, шнуровка -развивает сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
2.Нанизывание пуговиц, крупных бусин на нитку -развивает у детей логику, усидчивость, тактильные ощущения, глазомер.
3.Работа с песком -развивает мелкую моторику пальчиков рук, воображение и творческие способности, улучшает память и пространственное мышление, внимание и усидчивость. Песок приятен на ощупь, а его текучие свойства позволяют расслабится и получать удовольствие от процесса.
4.Массаж с помощью мячика Су-джок.
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Между непрерывной образовательной деятельностью я провожу динамические паузы с массажером «Су-Джок».
Массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз).
Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:
• “Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз).
• “Зайчик” – и. п.: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.
• “Кольцо” – и. п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.
Примерные упражнений с применением массажера “Су-Джок”:
Прямолинейные движения колючего шарика:
– По тыльной и ладонной стороне кисти рук (предварительно попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки). Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
Круговые движения по ладони:
– Сначала одной руки;
– Потом другой руки.
Спиралевидные движения:
– По тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).
Зигзагообразные движения:
– По ладоням обеих рук (можно использовать игровой образ в общении с детьми: обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).
Слабое покалывание всех пальцев:
– Подушечек одной руки;
– Подушечек другой руки.
5.Техника - ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству.
Метод ниткографии позволяет не только развивать мелкую моторику, но и вырабатывает усидчивость, кропотливость; у детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити; желание довести работу до нужного результата, а также решать сразу несколько дидактических задач:
а) развивать мышление, внимательность, аккуратность;
б) совершенствовать зрительное восприятие детей;
в) развивать зрительно-моторную координацию; г) подготавливать руку ребенка к письму;
д) формировать плавность, ритмичность и точность движений руки.
Для занятий ниткографией, в качестве «волшебной нити» может быть использована толстая (не менее 2 мм толщиной) хлопчатобумажная или шерстяная нитка. Чем младше ребенок, тем толще должна быть нить. Детям трехлетнего возраста стоит дать для занятий не нитку, а шнурок, толщиной 4-5 мм. Важно, чтобы он легко изгибался и не был скользким (поэтому синтетические волокна не годятся). Длина шнурка (нити) должна быть 25-30 см.
Нужно взять толстый картон или ДВП, нанести произвольный рисунок карандашом. Рисунок по контуру покрывается клеем. Затем на клей выкладываются нитки. Нитки можно брать любые: шерстяные, акриловые. Даже самые маленькие остатки от вязания идут в дело (в общем, расход для ниткографии небольшой). Можно использовать нитки как новые, так и после роспуска, если на них нет катышков. Распущенные нитки выпрямляются наматыванием на тугой клубок. Толщина нитей желательна одинаковая, если, конечно, речь не идет о специальной рельефной работе. После этого клей наносится на отдельный участок, по которому затем выкладывается нить одного цвета. И так далее, постепенно заполняются все участки.
Ниткография может быть хорошим средством для развития мелкой моторики - это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению умственной и речевой активности, развитию воображения. Для этого нужно использовать комплекс занятий, соблюдать поэтапность от простого задания, к более сложному, учитывать возможности каждого ребенка, начинать обучение с готового образца, сочетать занятия с развитием речи, в дальнейшем пересказ с изобразительной деятельностью.
Совершенствование развития мелкой моторики через продуктивно -творческую деятельность:
1. В процессе рисования происходит совместное развитие руки и глаза, т. к. на всех этапах необходим зрительный контроль, происходит формирование первоначальных графических навыков, ребенок обучается правильно держать карандаш, складывания большой, средний и указательный палец в «щепотку».
2. Работа с бумагой -один из любимых видов деятельности детей. Уверенно пользоваться ножницами помогают упражнения на вырезание фигурок, а развитию точных движений способствует плетение ковриков из разноцветных полос. В процессе занятий рука приобретает точность, гибкость и уверенность.
3. Конструирование -создавая постройку, дети представляют, какой она будет в конечном итоге и в какой последовательности следует совершать движения, в результате у ребенка развивается мелкая моторика пальцев, пространственное и тактильное восприятие, зрительно-моторная координация и творческая активность.
4. Лепка -главное ее преимущество то, что в процессе создания задействованы обе руки, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом или кисточкой. Ребенок активно задействует все десять пальцев. Это приводит к координации как движений обеих рук, так и работы обеих полушарий головного мозга.
5. Изготовление поделок из природного материала процесс очень трудоемкий и кропотливый, т. к. природный материал, как правило, очень хрупкий. Данная работа развивает силу руки и пальцев, укрепляет мышцы пальцев и кистей, обеспечивает смену тонуса маскулатуры рук. Кроме этого развивается фантазия, воображение, образное мышление.
Я представила вашему вниманию совсем малую часть игр, которые использую в своей работе.
Провожу работу по совершенствованию сенсорного восприятия и развитию руки на прогулке. Это, конечно же, игры с песком и снегом. Нравится ребятам рисовать палочкой на песке, но и ставить отпечатки ладошками, изображая цветочки или бабочки. Рисовать следы животных, автомобильные дороги, мир, который видит ребенок своими глазами. Это разнообразно, интересно и поучительно.
Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями была направлена на повышение их грамотности в данном вопросе, для этого была оформлены папки – передвижки: «Развитие мелкой моторики рук», «Игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук»; проведены консультации на темы «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?», «Важные факторы в развитие мелкой моторики», «Для чего нужны пальчиковые игры?», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?», «Организация дидактических и развивающих игр в условиях семейного воспитания», запланирован мастер-класс «Волшебные пальчики». Раздала памятки для родителей «Пальчиковая гимнастика», «Использование дидактических игр в семье». Провела анкетирование с родителями «Как развита мелкая моторика у вашего ребёнка?».
Единство требований, скоординированная деятельность воспитателя и родителей, направленная на всестороннее развитие ребёнка, даёт возможность добиться хороших результатов в развитии дошкольника.
Для родителей эта тема оказалось очень интересной, они изучали представленный материал, получали консультации, принимали активное участие в совместных поделках вместе с детьми, участвовали в конкурсах, приносили различный материал для игр, пособий по развитию мелкой моторики, занимались с детьми дома.
Для педагогов ДОУ провела мастер-класс по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику - ниткография».
Заключение.
Умелыми пальцы, сформированные мышление и речь становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки и занятия продуктивной деятельностью должны проводиться систематически. Только постоянная тренировка мелкой моторики рук позволит подготовить базу для развития умственной и речевой деятельности. А комплексный подход будет способствовать развитию психических процессов детей, в том числе мышления и речи.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
Таким образом, развивая мелкую моторику через различные виды деятельности, совершенствуя условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста, я добилась следующих результатов: улучшилась координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук; улучшилось развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность; создана эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми
В перспективе планируется дальше продолжать работу по развитию мелкой моторики рук:
1. Обогащать развивающую предметно-пространственную среду играми и дидактическим материалом;
2. Продолжать активную работу с родителями;
3. Изучать литературу и пособия по данной теме;
4. Искать новые методические приемы, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Список использованной литературы:
Е.А.Смирнова. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. - Спб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,2013г.
Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. - М.: Издательство ГНОМ,2015г
- Крупенчук О. И.
Тренируем пальчики – развиваем речь. Петербург, 2013.
- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
Интернет ресурсы:
http://nsportal.ru/ Социальная сеть педагогических работников
http://www.maam.ru/ Сайт для воспитателей детских садов
http://dohcolonoc.ru/ Сайт воспитателей детский садов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"
Цель: рассказать об опыте работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные ви ды деятельности....
Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности
Система работы по развитию мелкой моторики...
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:
Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:
Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...
План работы по самообразованию 2020-2022 учебный год на тему: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Самообразование - это обучение чему-то новому своими силами....
Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"
Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"...
Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности....