Проект "Хлеб - сему голова"
проект (подготовительная группа)

Блонская Елена Владимировна

Познавательный прект "Хлеб- всему голова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hleb.docx60.97 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Хлеб – всему голова»

                       

Актуальность проблемы

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы и ее связи с человеком.

При этом важно найти интересующую детей тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально - оценочного отношения к происходящему.

Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу?

Знакомство детей с процессом выращивания и производство хлеба, с людьми, участвующими непосредственно в его изготовлении, способствуют расширению кругозора детей, умению определять названия хлебобулочных изделий, техники, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных продуктов, определять технологию хлебобулочного изделия.

В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий, использованием муки и зерна в жизни человека пополняется активный словарь детей, а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом.

Цель проекта: формировать у детей представление о ценности хлеба, общественной значимости труда хлебороба.

Задачи проекта:

• Закрепить первоначальное представление о злаковых культурах.

• Формировать знания о процессе производства хлеба.

• Расширять представления детей о хлебе как одном из величайших богатств земли.

• Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые его выращивают.

Предполагаемый результат:

Понимание детьми ценности хлеба, важности труда хлебороба, уважения к людям труда. Представления детей о технологии приготовления хлеба.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Продолжительность: 1 неделя

Этапы  проекта

1  этап, подготовительный (разработка проекта)

-определение проблемы, постановка цели и задач;

- составление перспективного плана мероприятий;

- определение методов работы;

- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала.

2 этап, основной (выполнение проекта)

- формирование знаний, умений, навыков, в частности в решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.

3 этап презентация проекта

Образовательные области

Физическое развитие

Физкультминутка: «Замесим тесто», «Колоски».

Утренняя гимнастика: «Колосья»

П/и «Пекарь»

 Игра малой подвижности:

 «Где мы были мы не скажем, что мы делали, покажем!», «Из муки – не из муки».

Хороводная игра

 «Каравай».

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Хлебное поле»

Аппликация «Колосок».

Лепка из соленого теста «Бублики, баранки, сушки».

Прослушивание музыки П. Чайковского из альбома «Времена года» («Песня косаря»«Жатва»

Речевое развитие

Русские народные сказки:  «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб», В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «и другие.

Загадки о  хлебе Пословицы  и  поговорки  о  хлебе.

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры:

«Что из чего?», «Узнай на вкус», «Кто больше назовет», «От зернышка до булочки», «Какой хлеб?».

Сюжетно-ролевая игра:

 «Хлебный магазин», «Булочная»;

« Мы – хлеборобы» »

Познавательное развитие

Беседы: «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»
«Кто такой хлебороб?»
«Хлеб всему голова!»
«Беседы о роли труда в жизни людей посредством ознакомления с различными профессиями»

«Культура поведения за столом» (бережное отношение к хлебу) Ситуативный разговор «от зёрнышка до каравая»

Конструирование – «Дом для зерна», «Хлебозавод»

Взаимодействие с родителями

Консультации для родителей«Значение хлеба в жизни человека»«Вторая жизнь черствого хлеба».

папки - передвижки «История пшеницы».

Выпечка пирожков, булочек.

Заключительный этап: 
обобщение результатов работы; 
оформление экспозиции поделок из теста;

выпечка печенья

презентация проекта.

 Выводы:

Результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели. В процессе данной работы дети узнали об истории пшеницы, откуда пришел хлеб, какое значение имеет в жизни человека. Через чтение художественной литературы, воспитывали бережное и уважительное отношение к хлебу.

                 Приложение      

Загадки о хлебе:
1. Был крупинкой золотой, стал зеленою стрелой.
Солнце летнее светило, и стрелу позолотило. Что за стрела? (колос).
2. Какое море за селом волнует ветерок?
В нем волны можно собирать, укладывать в мешок (поле).
3. Сто братьев в одну избушку сомкнулись ночевать (зерна в колосе).
4. Загадаю загадку: заброшу за грядку, в год пущу, в другой выпущу (озимь).
5. В землю крошки, из земли — лепешки (пшеница).
6. Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают ножом (хлеб).
7. Тарелка супа меж локтями, а он в руках у всех ломтями,
Без него, как видно, не вкусно и не сытно (хлеб).
8. Есть такие слова: «Он всему голова»
9. Хрустящей корочкой одет, мягкий черный, белый (хлеб).
10. Мы ржаные Кирпичи в жаркой испекли печи,
На машину загрузили - покупайте в магазине (хлеб).
11. На одном большом заводе, он - и не кирпичный вроде,
В огнедышащей печи выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед, ведь к обеду нужен (хлеб).
12. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок!
В землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких как я, будет целая семья (зернышко).
13. Одно бросил - целую горсть взял (зерно).
14. В долг зерно возьмет - каравай вернет (хлебное поле).
15. Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит (колос).
16. Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан, а не поясом,
Не поднимешь - так и не встанет (сноп).
17. Косою острой скошено, горой высокой сложено (сено).
18. Парикмахер необычный гладко чуб стрижет пшеничный,
И лежат за ним вразброс копны золотых волос (комбайн).
19. Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос).
20. Зубья ходят, гребни машут, жатки по полю бегут,
Как мальчишку под машинку, поле наголо стригут (жатва)

                             Стихи о хлебе.

                              Т. Лаврова
Из чего печется хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печется из муки,
Что дают нам колоски.

Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Черный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!

До чего же вкусен хлеб,
Хлеб водой запил - обед,
А на ужин две горбушки
С молоком по полной кружке,
Что осталось, все в ладошку,
Птицам кинуть на дорожку.

А. Малахова
Есть такие слова:
«Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет,
Очень Мягкий белый ХЛЕБ.

Я. Коваль
На столе краюшка хлеба
Мягкого, душистого,
Сверху корочка хрустит
Цвета золотистого.
Если ломоть мы отрежем,
И намажем маслом свежим,
То получим бутерброд
И отправим прямо в рот.

Приметы о хлебе:
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: «Добро сеять при полном месяце!»
Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном.
Если солнышко закатилось – «не починай новой ковриги», а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок.
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Беседа  «Что такое злаки и из чего пекут хлеб»?

Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о хлебе.

Я уверена, что все вы видели хлеб, ели его за завтраком, обедом, полдником и ужином.

И пшеница и рожь пришли к людям из глубокой древности более десяти тысяч лет назад! И с тех пор они кормят нас, недаром в народе хлеб называют «кормильцем».

И рожь и пшеница – злаковые растения.

Какие растения называются злаковыми? Эти растения имеют стебель в виде полой (пустой внутри) соломинки, которая заканчивается колосьями.

* * *

Мы расскажем о пшенице

И о ржи – ее сестрице,

Они кормят за обедом

Нас душистым сдобным хлебом!

♦ А знаете ли вы, из чего пекут хлеб?

Хлеб пекут из муки. Чтобы превратить зерна злаков в муку, их нужно измельчить, смолоть.

В старину для этого на берегах рек строили мельницы. Текущая речная вода крутила большие мельничные колеса, а те, в свою очередь, приводили в движение тяжелые каменные жернова, перетиравшие зерно и превращавшие его в муку.

А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветряные мельницы.

Порывы налетающего ветра вращали крылья такой мельницы, а те приводили в движение жернова.

Мельница

Труженица-мельница

Встала у реки.

Намели нам, мельница,

Из зерна муки!

Мельница не ленится –

Вертит жернова,

И шумит и пенится

Быстрая вода.

А мука струится

И бежит ручьем,

С медом и корицей[1]

Коврижку испечем!

В наши дни зерна пшеницы и ржи превращают в муку с помощью электрического тока. Он передвигает жернова, куда струйкой сыплется зерно.

Попробуйте представить завтрак, обед, ужин без хлеба, булочек или печенья.

Нет, это невозможно! На завтрак мы кладем на ломтик хлеба кусочек сыра, колбасы или ветчины.

И суп и второе блюдо мы обязательно едим с хлебом. А вечерний чай, как правило, сопровождают бутерброды с вареньем или медом.

Какой хлеб лучше?

Собрались как-то в булочной батоны, булки, кексы, калачи, черный хлеб и куличи и заспорили, какой хлеб лучше и вкуснее.

Белый батон шею гордо выпятил и говорит:

– Я всех вкуснее. Меня и с супом, и с кашей, и с мясом едят.

Булка сладкая хвастается:

– Я всех лучше! Я мягкая, сладкая, меня дети любят, молоком запивают.

Калач говорит:

– А я всех пышнее, белее. Я на сумочку похож, у меня и ручка есть.

Слойки хвастали слоеным тестом.

Тут и черный хлеб в беседу скромно вступил.

– Куда мне с белым пшеничным равняться! Но недаром ведь говорят: «Рожь кормит всех сплошь, а пшеница по выбору». Пшеничный хлеб богатые едят, а черный, ржаной, – все: и крестьяне и бедняки.

Кстати, бывает и черный хлеб особенный – боярский! В тесто добавляют и сметану, и сливки, и масло, и молоко, и орешки лущеные, и изюм. Дорогой он получается, вот и едят его дворяне да бояре.

В неурожайные годы недаром меня голодным зовут: я от голода людей спасаю. И во время войн и бедствий тоже. «Черный хлеб – батюшка кормилец!» Хотя порой добавляют в меня и траву-лебеду.

Выслушали все хлебы рассказ ржаного хлеба и похвалили его за доброту.

– А теперь я о себе расскажу – начал свой рассказ кулич. – Зовут меня куличом и пекут лишь один раз в году, на Пасху. Испекут меня и в храм божий понесут, а там священник святой водой меня и окропит.

Потом за праздничным пасхальным столом съест каждый кусочек кулича и скажет: «Христос Воскрес», – а ему ответят: «Воистину воскрес!» Так положено! Надо трижды со всеми поцеловаться – похристосоваться.

Пасха – самый светлый, радостный праздник! Купола храмов золотом горят, колокола звенят. Ведь воскрес спаситель мира – Иисус Христос.

– Значит, ты самый главный хлеб на русской земле! Другого такого нет! – решил весь хлеб в булочной.

♦ Где собрались разные сорта хлеба?

♦ О чем они заспорили?

♦ Чем хвастался батон?

♦ О чем говорила сладкая булочка?

♦ Чем гордился калач?

♦ Что рассказал ржаной хлеб?

♦ Почему ржаной хлеб называют «голодным»?

♦ Когда пекут куличи?

Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Самых достойных гостей встречали хлебом-солью. Про хлеб говорили так: «Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска». «Хлеб – всему голова!», «Хлеб – мать всех кушаний».

Главная забота русского крестьянина всегда была о хлебе. Недаром в народной пословице говорится: «У кого хлеб родится, тот веселится».

Перед началом полевых работ крестьяне парились в баньке, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке, просили о богатом урожае.

В храмах служили молебен и обходили поля с иконами и зажженными свечами. А еще молились святому Николаю-Чудотворцу, который почитался в народе покровителем землепашца.

* * *

Угодник Николай!

Дай нам щедрый урожай,

Дай нам солнечных дней,

Теплых дождей

Ты для нас не жалей,

Землю-матушку полей!

Чтобы выросла рожь,

Чтоб ячмень был хорош,

Чтоб пшеница налилась,

Чтоб гречиха поднялась.

Сбереги посевы

От небесного гнева,

От жары, от града,

От ночного хлада!

Перед тем как начинать весеннюю пахоту, крестьяне, как учили их отцы и деды, наблюдали за окружающей природой.

Если загремел «весенний первый гром», закуковала кукушка в березовой роще, зазвенели над полями песни жаворонка, заквакали лягушки, зацвела черемуха, значит пришла пора поле пахать.

«Первая борозда – праздник!» – говаривали люди в старину. К вспаханной борозде прикасались раскрытыми ладонями, примечали, если от нее исходит холод и влага, то сеять рано, а если веет теплом, пора начинать сев. «Кто весной не сеет, тот осенью жалеет», – такую поговорку сложили в русской деревне. Говорили и так: «Не пиры пировать, когда хлеб засевать». Поле вспахивали плугом, запрягая в плуг лошадку.

Летом хлеба наливаются зрелостью, поспевают. Колосья становятся тяжелыми, полными зерен, золотисто-желтыми.

Народ давно приметил: «Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливается, две недели подсыхает». А народная поговорка гласит: «Хлеб в колосу – пора жать полосу». Когда начинается жатва[2], дорога каждая минута. Перезревшие колосья могут уронить зерна на землю, и урожай будет потерян. Когда созревают хлеба, у земледельцев наступает самое горячее время – «страда». Зерно надо вовремя и без потерь собрать с поля и убрать в специальные зернохранилища – элеваторы.

Ответьте на вопросы

♦ Какие злаки вы знаете?

♦ Почему в народе говорят: «Хлеб – всему голова!», «Будет хлеб – будет и обед»?

♦ Какая пора у хлеборобов называется «страдой»?

♦ Почему говорят: «Хлеб да вода – наша главная еда»?

♦ Какой ваш любимый хлеб?

Выполните задания

♦ Нарисуйте и раскрасьте колосок пшеницы.

Отгадайте загадки

Их в поход с собой берем

И от влаги бережем,

А холодною зимой

Они помогут нам с тобой.

(Сухари.)

Чтобы караваем мы могли гордиться,

В поле собираем колоски… (пшеницы).

Беседа вторая. Пшеница

Дорогие ребята! Представьте себе, что мы зашли в булочную. Как чудесно пахнет свежим хлебушком! На полках аккуратно, рядками разложены батоны, булки, буханки, пирожки, бублики и слойки. И все это выпекается из белой пшеничной муки.

Пожалуй, нет ничего лучше мягкого пшеничного хлеба!

Ломоть хлеба

Хлеба мягкого ломоть,

Свежего, пшеничного.

Хлеба белого ломоть,

Что в нем необычного?

Дело, может быть, простое

Белый хлебушек испечь.

Тесто замесить густое

И его поставить в печь.

Но сначала, детки, нужно

В поле вырастить зерно,

Летним днем трудиться дружно,

Чтобы налилось оно.

Чтоб поднялся колос спелый,

Полный зерен, золотой,

Чтоб пшеница зазвенела

На ветру тугой струной.

Надо в срок убрать пшеницу,

И зерно в муку смолоть,

Чтобы мог на свет родиться

Хлеба белого ломоть!

Как же пшеница стала спутницей и кормилицей человека? Может быть, это произошло так, как рассказано в сказке.

Сказка о пшеничном зернышке

Давным-давно это было, в те незапамятные времена, когда люди еще жили в пещерах, носили одежду из звериных шкур, а согревались возле костров.

В одной глубокой каменной пещере недалеко от лесной реки жило племя первобытных людей. Каждый делал свое дело, и все помогали друг другу. Мужчины обтачивали и заостряли камни и мастерили из них каменные топоры, палицы и наконечники для стрел. С этим оружием они охотились на диких зверей.

Женщины готовили еду на горячих камнях и углях: жарили мясо и коренья. Старухи нянчили малышей, а старики хранили знания и мудрость и передавали их сыновьям и внукам.

В этом племени жила девочка по имени Ирата. Однажды она долго собирала съедобные плоды и коренья. Ирата устала и присела отдохнуть на большой камень. Ей очень хотелось есть.

Вдруг ногу ей защекотала какая-то сухая золотистая травинка. Девочка наклонилась, сорвала стебелек с колоском, и на ладонь высыпалось несколько твердых зернышек.

– Может быть, их можно есть? – подумала Ирата и положила зернышки в рот.

Она разжевала их. Зерна оказались хоть и твердыми, но вкусными. Девочка нашла еще несколько золотых колосков и утолила зернами голод. А один колосок Ирата взяла с собой, принесла в пещеру, где жило ее племя, и показала бабушке.

Бабушка была старенькая и разжевать зернышки не могла. Тогда смышленая девочка положила зерна на большой камень, что лежал у входа в пещеру, и растерла их другим камнем. Собрала муку в пригоршню и дала отведать бабушке. Девочка и не заметила, как одно пшеничное зернышко упало на землю и затаилось до весны.

Бабушке пшеничная мука пришлась по вкусу. Ведь зерна, которые нашла Ирата, были именно из этого злака.

Вскоре многие женщины и девочки племени стали собирать колоски дикой пшеницы, растирать их на камнях и, добавляя воду, научились варить из них кашу.

Как-то раз бабушка Ираты смешала пшеничную муку с водой и вылила клейкое тесто на раскаленный камень. Тесто запеклось и превратилось в румяную хрустящую лепешку.

Вот это и был самый первый хлеб на Земле!

– Как вкусно! – обрадовалась Ирата, уплетая лепешку.

А весной пшеничное зернышко, упавшее на землю, проросло!

Скоро около пещеры вырос золотой колосок, полный вкусных зерен. Женщины заметили его и догадались, что колоски пшеницы можно не только собирать на лугах и полянах, но и сажать возле своего жилища.

Другие племена тоже узнали о замечательных зернышках, вкусных и сытных, способных долго храниться, и в случае неудачной охоты спасти людей от голода.

Вот так и стали наши далекие предки растить пшеницу и печь хлеб.

♦ Чем занималось племя первобытных людей?

♦ Что нашла девочка Ирата?

♦ Зачем первобытные люди собирали колоски дикой пшеницы?

♦ Понравился ли людям хлеб?

С тех пор прошло много тысячелетий, и колосья современной культурной пшеницы уже не похожи на колоски, называемой однозернянкой. Этот древний вид пшеницы до сих пор выращивают в Турции. Его мелкие жесткие зерна очень трудно обмолачивать[3], их используют только на корм скоту.

♦ Как же выглядит пшеница?

У нее плотный полый стебель, удерживающий колос, полный зерна. Спелые зерна пшеницы продолговатые желтовато-золотистого цвета, окружены довольно твердой оболочкой, защищающей их от высыхания.

Пшеница, которую сейчас выращивают на хлебных полях, бывает двух видов: твердая и мягкая. Из твердой делают макароны, вермишель. Для выпечки хлеба она не годится, потому что в ней мало клейковины – вещества, придающего хлебу рыхлость и пористость. Хлеб же пекут из мягкой пшеницы, в которой много клейковины.

Летом пшеничный колос наливается золотой спелостью, становится крупным и тяжелым.

* * *

У созревшей пшеницы

Стебелек клонится

Он не может устоять,

Тяжкий колос удержать.

В старину в период жатвы пшеничные колосья срезали острым серпом, потом связывали их в снопы. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Недаром говорится: «Красно поле снопами, а овин – скирдами».

Колосья собранной пшеницы молотили цепами[8], чтобы извлечь из них зерна, провеивали их, очищая от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна – амбары.

Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю деревянными боронами, жали колосья серпами, а молотили цепами.

Теперь на помощь земледельцам пришли умные машины – трактора, распахивающие бескрайние хлебные поля, комбайны, убирающие зерно.

Ребята! Поговорим с вами о том, как возделывают пшеничный и ржаной хлеб на полях в наши дни.

Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью специальными машинами – разбрасывателями на поля вносят удобрения.

Потом на поля приходят помощники хлебопашцев – трактора. Они вспахивают землю, перемешивают ее с удобрениями и одновременно боронуют матушку-землю, чтобы не было комков и поле стало ровным.

Борона – это специальный механизм, который рыхлит землю, чтобы проходили в нее и влага, и воздух, и тепло.

Весной, когда прилетают грачи, люди примечают: «Грач на горе – весна на дворе». Весной солнце пригревает, снег тает, бегут ручейки. Оттаивает и земля.

И снова на поля выходят помощники землепашцев – трактора, управляют которыми трактористы. Земля уже оттаяла, просохла и готова к пахоте.

Трактор тянет за собой тяжелый плуг, который глубоко вспахивает землю.

Трактор

Трактора выходят в поле,

На весеннее раздолье,

Режут плугом день за днем

Влажный, жирный чернозем.

Затем землю рыхлят с помощью больших грабель, которые называются бороной. У нее острые стальные зубья. Земля после такой обработки становится рыхлой, мягкой, готовой к севу.

Вот теперь можно начинать сев. Недаром говорится: «Кто весной не сеет, тот осенью жалеет». О севе сложено немало пословиц, таких, например: «Сей густо – не уродится пусто», «Сей хлеб – не спи, будешь жать, не станешь дремать», «Сей зерно доброе, уберешь – спорое»[9].

♦ Попробуйте объяснить эти пословицы.

К трактору прикрепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи.

Наступают жаркие летние деньки. Вот и взошла пшеница. Все лето созревают зерна в колосьях на полях. За ее ростом наблюдает агроном. Это человек, который знает, как растить хлеб, какие болезни и вредители могут помешать его росту. Внимательно посмотрит агроном на маленький колосок и видит: напали на хлебное поле жуки-вредители. Их необходимо уничтожить, иначе весь урожай может погибнуть. Тогда агроном обращается к летчикам и просит их помочь. Пилоты заливают в специальные баки «лекарство» для хлебного поля, уничтожающее вредителей. Летит самолет над полем и распыляет это лекарство.

Хлебное поле называют красивым древнерусским словом «нива».

Нива

Хороша ты, нива,

Нивушка родная,

Ты блестишь красиво,

Нива золотая!

А в колосьях, знаем,

Летом зерна зреют,

Добрым урожаем,

Наши души греют.

Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев – жатва. На поля выходят другие машины – комбайны, управляемые комбайнерами.

О комбайне сложена загадка: «По полю идет, рожь, пшеницу срезает, из широкой трубы зерно вытекает».

Комбайн срезает колосья, выколачивает из них зерна, которые по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. Машины ведут шоферы. По сигналу комбайнера машина, полная зерна, уезжает и подъезжает другая. Хлебопашцы не теряют ни минуты времени.

* * *

В знойную погоду

Жатва началась,

Дорог хлебопашцу

Нынче каждый час.

Из накопителя соломы комбайна через определенные промежутки времени сходят большие желто-золотистые брикеты соломы.

♦ Для чего используют солому?

Правильно, она идет на корм и подстилку для домашних животных.

♦ Куда же грузовые машины везут зерно?

Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеваторами. Там его сушат и хранят.

Элеватор – это зернохранилище с механическим оборудованием для приема, очистки, сушки, отгрузки зерна.

♦ Что же происходит с зерном дальше?

Из него получают муку. В начале нашей книги мы описывали водяные и ветряные мельницы. С помощью ветра, воды, тяжелых жерновов получали люди из зерна муку, а из нее хлеб и все хлебные изделия. Зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют из зерна муку. На мукомольных заводах зерно перерабатывается в муку с помощью электрического тока, который приводит в движение тяжелые жернова.

♦ Что происходит с мукой потом?

Ее везут на хлебозавод. Там стоят огромные чаны с закваской. В чан добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи, и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. Причем в чан к трем частям муки добавляют одну часть жидкости.

Тесто

Представь, что нам с тобою дан

Огромный-преогромный чан.

Что насыпаем мы туда?

Нам нужны мука, вода,

Соль и сахар нам нужны,

Меж собой они дружны!

Дрожжи знают свое место,

Без дрожжей какое тесто?

Это надо все смешать,

Кто нам станет помогать?

«Руки» механические,

«Руки» электрические.

Другие машины режут тесто на одинаковые части, подают в большие печи для выпечки батонов, булочек, баранок, бубликов и прочих вкуснейших вещей!

Наконец хлеб попадает в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим.

Ребята! Вы, конечно, знаете пословицу: «Повторенье – мать ученья!», поэтому повторим еще несколько пословиц, посвященных хлебу.

Без хлеба – нет обеда.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Будет хлеб – будет и песня.

Много света – много хлеба.

Хлеба бери столько, сколько съешь.

Хлеб всегда надо доедать.

Хлеб нельзя на пол бросать, если не хочешь беды наживать.

♦ Попробуйте объяснить эти пословицы.

Но и сейчас труд хлебороба по-прежнему очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба!

Жатва

В знойную погоду

Жатва началась.

Дорог хлеборобу

Нынче каждый час!

Полилось рекою

Золотой зерно.

Кормит нас с тобою

Хлебушком оно.

Мы на стол поставим

Пышный каравай.

Землю-мать восславим

Мы за урожай!

Хлеб – всему голова

Каждому знакомы

Мудрые слова:

Хлеб – хозяин дома,

Всему он голова!

Крепкою державой

Его звали встарь,

Хлебушек по праву

В государстве – царь!

Как отец родимый,

Он питает нас.

Яровой[10], озимый[11]

Каждый день и час.

Он дороже злата,

Серебра ценней,

Крепкого булата[12]

Хлебушек сильней.

Хлеб – живая сущность

Неба и земли.

Хлебушек насущный,

Нива, нам пошли!

Ответьте на вопросы

 Расскажите сказку о пшеничном зернышке.

♦ Как выглядит пшеница?

♦ Какие есть сорта пшеницы?

♦ Почему уборку урожая называют «страдой»?

♦ Как в старину убирали урожай пшеницы?

♦ Какие машины помогают современным земледельцам пахать поле, убирать зерно?

♦ Как вы думаете, почему в старину на Руси считалось большим грехом бросить кусок хлеба?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Здоровье всему голова»

Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

Публикация на тему "Здоровье - всему голова " в сборнике "Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в формировании ЗОЖ детей дошкоольного возраста"

Публикация на тему "Здоровье - всему голова " в сборнике "Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в формировании ЗОЖ детей дошкоольного возраста"...

Совушка-сова -большая голова, на пеньке сидит, головой вертит!

Лепка с использованием природного материала (грецкий орех)...

Мини-музей «Хлеб — всему голова» Проект "Хлеб - всему голова"

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых...