Подкрепляющие стимулы в сопровождении детей с РАС
материал (средняя группа)
Поощрения действительно нужны всем детям. Однако существует различия в то, что здоровый ребенок имеет внутренние (естественные) и усвоенные стимулы, в том числе в связи с пониманием и восприятием социальных норм, ценностей и смысла взаимодействия с другими людьми. Дети с РАС в силу искаженного восприятия мира не имеют мотивации ко многим видам деятельности, они не обладают пониманием необходимости вещей, отсутствует к ним интерес. Данные нарушения проявляются в коммуникативных и речевых отклонениях, узости интересов, стереотипизации деятельности и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsionnye_stimuly_dlya_detey_s_ras.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подкрепляющие стимулы в сопровождении детей с РАС Поощрения действительно нужны всем детям. Однако существует различия в то, что здоровый ребенок имеет внутренние (естественные) и усвоенные стимулы, в том числе в связи с пониманием и восприятием социальных норм, ценностей и смысла взаимодействия с другими людьми. Дети с РАС в силу искаженного восприятия мира не имеют мотивации ко многим видам деятельности, они не обладают пониманием необходимости вещей, отсутствует к ним интерес. Данные нарушения проявляются в коммуникативных и речевых отклонениях, узости интересов, стереотипизации деятельности и т.д.
У ребенка с РАС может полностью отсутствовать желание разговаривать с другими людьми (даже с близкими родственниками), так как они не понимают назначение данного действия. Они не обладают такими естественными потребностями для коммуникации как любовь к матери или живой интерес к чему-либо. Однако, эти дети не только плохо разговаривают (не имея для этого прямых физиологических предпосылок), но и не могут зачастую себя полноценно обслуживать. У них отсутствуют социально-бытовые навыки, поскольку им недоступен смысл социальных норм. Например, ребенок с РАС не понимает зачем ему нужна одежда, если ему хорошо и без нее. Подкрепление — это процесс, приводящий к увеличению вероятности появления поведенческой реакции в будущем. Стимул-последствие, появление которого сразу после реакции приводит к тому, что вероятность ее появления в будущем увеличивается, называется подкрепляющим стимулом. Поощрение детей с РАС используется как стимулирующие подкрепление их деятельности, которое необходимо для развития нужных навыков и преодоления выявленных отклонений. В общем методика поощрений проходит путь развития от предоставления материальных объектов до естественной мотивации, выраженной социальным одобрением, а также до само стимулированию, оценки своих действий и способности принимать решения. На последних этапах может проявляться выражение взрослыми объективного недовольства. Но при этом количество поощрений должно преобладать, чем недовольств, высказанных строго в адрес действий ребенка, а не его личности. Такая поведенческая методика основывается на том, что любое проявление навыков должно вознаграждаться, а невыполнение ожидаемых действий не наказываться. Таким образом, четкое представление об особенностях поведения ребенка и понимания его личной мотивации, являющимся для него источником позитивных и негативных эмоций (следовательно, и стимулом к выполнению или отказу от деятельности), помогают создать комфортную обстановку для обучения ребенка. С помощью поощрений ребенок приобретает новые навыки, достигает уровень приемлемой социализации. Подкрепляющие стимулы можно разбить на три основные группы: материальные, социальные и занятия, виды деятельности. Материальными стимулами могут быть лакомства, любимые игрушки, книги и т.п. К социальным стимулам относится все, что связано с общением: улыбка другого человека, приятный тактильный контакт, словесное одобрение и т. п. Занятия, виды деятельности — рисование, прослушивание музыки, общение по телефону и т. д. — все это может использоваться как подкрепляющий стимул. Правила для того, чтобы положительное подкрепление было эффективным:
Для эффективного применения стимулов, создается индивидуальный набор поощрений. На первом этапе составления набора используется обычный перечень. После формирования данного перечня необходимо распределить пункты по убыванию предпочтений. Для выполнения данного этапа требуется провести следующие наблюдения за ребенком, когда ему предлагается тот или иной предмет:
Пять этапов применения набора индивидуальных поощрений Первый этап подразумевает использование первичных простейших подкреплений:
Второй этап предполагает награждение предметами, отражающими достижения ребенка:
На третьем этапе предполагается обретение статуса за правильные действия:
На четвертом этапе можно перейти к утрированной форме социального одобрения в виде устной похвалы. На пятом этапе возможно сформировать принятие самостоятельных решений:
На последнем этапе мы приходим к самостоятельному преодолению возникающих задач и способности оценивать свою деятельность:
Необходимо понимать, что данный список обобщен. Он может быть видоизменен иными этапами. При составлении подбора подкрепляющих стимулов необходимо руководствоваться способностями и интересами ребенка. Таким образом, все этапы должны быть максимально стимулирующие, с нарастающим интересом привлечения ребенка к деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей
Моделирование комплексного подхода педагогической реабилитации ребенка в условиях ДДИ, презентация. Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей....
Педагогический проект. Тема: "Устное народное творчество, как стимул социальной адаптации детей раннего возраста"
Педагогический проект в адаптационный период....
Проект. Организация комплексного непрерывного межведомственного сопровождения детей с особыми потребностями посредством внедрения индивидуальной карты непрерывного комплексного сопровождения ребёнка
проект направлен на создание и внедрение индивидуальной карты сопровождения ребёнка-инвалида (и/или с ОВЗ) для ведения специалистами дошкольного образовательного учреждения и реабилитационного ц...
Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...
Подкрепляющие стимулы в сопровождении детей с РАС
Этапы применения подреплений...
Проект «ППРС – как стимул речевого развития детей раннего возраста».
Проект «ППРС – как стимул речевого развития детей раннего возраста»....