Педагогический опыт работы. Тема: "Социализация в разновозрастной группе дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"
материал

Смолькина Екатерина Сергеевна

Педагогичсекий опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогический опыт работы. 38.67 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогичкский опыт работы

Смолькиной Екатерина Сергееевны, воспитателя МДОУ "Старошайговский детский сад "Колосок" Старошайговского муниципального района Республики Мордовия

Тема: "Социализация в разновозрастной группе дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры".

Сведения об авторе: Я, Смолькина Екатерина Сергеевна 22.01.1991 года рождения, образование-высшее. Окончила в 2013 году Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования, «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»  по специальности "Дошкольная педагогика и психология". Квалификация: преподаватель дошкольной педагогики и психологии.

Общий трудовой стаж составляет 10 лет. Стаж работы в данном дошкольном учреждении, в должности воспитатель 4 года. Курсы повышения квалификации прошла в ООО "Импульс" по программе "Федеральная образовательная программа дошкольного образования: требования и особенности организации образовательного процесса» 2023 год.

Актуальность педагогического опыта

Дошкольный возраст - это активный период освоения социальных норм. Высокого психического и личностного развития детей дошкольного возраста, их открытость миру и новому опыту создают благоприятную психологическую основу для вхождения в социальную жизнь. Именно в дошкольном возрасте формируется индивидуальный стиль поведения человека, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Благополучие ребенка в дальнейшей жизни в значительной степени зависит от того, насколько успешным был его ранний социальный опыт. В соответствии с ФОП и на основании структурыдошкольного образования включает в себя область социально-коммуникативного развития, она направленана усвоение  норм и ценностей в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

Актуальность проблемы заключается в том, что дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, недостаточноориентированнымив социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Поэтому социальные отношения должны быть предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни. Оптимальной формой этих отношений является сюжетно-ролевая игра. Отсюда важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребенка.

Цель: Формирование социального опыта, индивидуальных качеств на основе включения их в систему социальных отношений через сюжетно-ролевую игру.

Для того, чтобы реализовать свои педагогические идеи, развивать творческие способности и знания детей, я поставила перед собой следующие задачи:

Образовательные:

1. Создание условий, которые позволяют выстраивать длительные сюжетно-ролевые игры.

2. Использовать воспитательный потенциал игры в формировании межличностных отношений детей в группе.

Развивающие:

1. Развивать у детей системы социальных мотивов, навыков совместной деятельности, общения, владение их поведением.

2. Развитие педагогической компетентности родителей в области организации игровой деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать дружеские отношения.

2. Воспитывать чувство ответственности, доброжелательности.

Оздоровительные:

1. Укрепить здоровье с помощью здоровьесберегающих технологий.

2. Благоприятно влиять на эмоциональное и интеллектуальное развитие детей.

3.В основе моего педагогического исследования я использовала принципы, направленные на личностно-ориентированный подход обучения и воспитания детей:

- принцип последовательности (переход от простого к сложному)

- принцип наглядности (развитие образной памяти у детей)

- принцип личности (учитывая темперамент и характер ребенка)

- принцип аналогии (мы ищем новые варианты, новые техники и материалы)

- принцип связи с реальной жизни

Основная идея педагогического опыта

Основная идея педагогического опыта в том, чтобы создать условия для приобретения опыта социализации дошкольников  посредством сюжетно-ролевой игры, содействовать развитию социальной компетентности личности; развивать речь и коммуникативные навыки детей; создать условия для развития творческой активности. Обеспечить условия для взаимодействия с другими видами деятельности в общем педагогическом процессе, а также поддерживать познавательный и творческий потенциал ребенка.

Теоретическая база

У детей дошкольного возраста социализация в обществе сверстников и их развитие позволяет им успешно адаптироваться к условиям детского сада.

Социализация- процесс и результат развития личности, который начинается и протекает в дошкольном учреждении в ходе целенаправленной организованной педагогической деятельности. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как часть общества, к которой она принадлежит.

Реализуя программу дошкольного образования и воспитания область социально-коммуникативного развития направлена на:

  • развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений;
  • усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российском обществе;
  • формирование семейной, гражданской, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

В дошкольном возрасте возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике называется сюжетно-ролевой (творческой).

Сюжетно-ролевая игра это деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Многочисленные исследования российских педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкой, А.В Черкова, Б. Г. Саморуковой, Н.В. Королевой, Л. С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г.Ананьев. Б. Усова и т. д..) показали, что сюжетно – ролевая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому такая игра является важнейшим средством воспитания, психического развития и социализации детей дошкольного возраста.

           Разработка проблемы педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми продолжилась в  30-х годах 20 века (Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская). Были определены пути целенаправленного педагогического воздействия на содержание детских игр с целью решения задач нравственного и умственного воспитания дошкольников. Были разработаны методы формирования детской игры, педагогические аспекты сочетания разных приёмов с целью развития игры и расширения её влияния на ребёнка (Т. А. Маркова, А. И. Матусик, В. Е.Воронова, А. А. Анциферова и др.).

          В 60-е годы 20 века А. П. Усова впервые сделала объектом специального исследования детские реальные отношения и на основе изучения этапов игры и уровня детских взаимоотношений определила пути дифференцированного педагогического воздействия на развитие игры и положительных взаимоотношений дошкольников. В 70-е годы 20 века продолжаются исследования Р. А.Иванкова, Н. Е.Михайленко, В. И.Судакова.

          На современном этапе также огромное внимание уделяется проблеме руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников (С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина). В разработке этой проблемы можно выделить  направление, для которого свойственно довольно жёсткая регламентация игры (К. Я. Вольцис), некоторые авторы допускают возможность руководить игрой при помощи косвенных приёмов (Н. В. Седж, Р. Л. Непомнящая). Вместе с тем теоретически обосновано и применяется на практике в детском саду комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми. В нём сочетается в единое целое приобретение детьми знаний об окружающем мире, что даёт возможность развивать игровые сюжеты, и создание условий для развития самостоятельности и творчества детей.

     Таким образом, рассмотрев проблему развития игровой деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов, можно сделать вывод о том, что игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Новизна опыта работы

Опыт работы актуален, поскольку он позволяет решить некоторые противоречия:

-между желанием и стремлением ребенка включиться во взрослую жизнь и неумениеммоделировать взаимоотношения.

Специфика моего педагогического опыта состоит в следующем:

- разработка сюжетно-ролевых игр на основании перспективного планирования в разновозрастной группе

- пополнение и обновление игровой среды в группе для сюжетно-ролевых игр.

- разработаны план-конспекты для сюжетно-ролевых игр.

- изготовлены дидактические игры для обогащения игрового опыта

дошкольников.

- созданы презентации по данной темедля младшей и старшей  группы.

Данный опыт может быть полезным для совместной деятельности взрослых и детей, развитие социальных мотивов, навыков совместной деятельности, общения и овладения своим поведением.

Технология опыта

В современном детском саду в настоящее время большое внимание уделяется материальной оснащенности игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры, как деятельности. Для того, чтобы осуществлять верные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре педагогу необходимо хорошо понимать ее содержание, представление, ее особенности развития в дошкольном возрасте, а также уметь играть с детьми.

 Во многих детских садах  созданная игровая среда не отличается разнообразием, недостаточно внимания уделяется формированию у детей представлений о социальной действительности. Подчинение игры задачам обучения наносит некоторый вред, снижает познавательную мотивацию детей, что является основой формирования игровой деятельности. Важность формирования знаний игровой деятельности детей и их взаимодействия между собой почти полностью выпали из поля зрения педагогов.

Была поставлена задача поиска эффективных технологий по организации и руководства сюжетно-ролевой игры для дошкольников всех возрастов.

Для достижения данной цели в своей работе я применяю следующие формы и методы:

  • сюжетно-дидактическиеигры:"оденем куклу Соню", "Уложим куклу Соню спать", "Алена заболела", "День рождения Мишки" и так далее.
  • инсценировка сказок, такие как: "Теремок", "Колобок", "Волк и семь козлят";
  • инсценировка стихов К. И. Чуковского "Телефон", "Кто колечко найдет» С. Маршака и других;
  • театр фланелеграфа, настольный театр, театр «Рукавичка».
  • чтение и рассказывание сказки;
  • для развития у детей способности принять роль животного в своей практике использовала такие игры, как "Лиса", "Медведи", "Кошки", "Лошади", "Ежик" и т. д.
  • наблюдение труда взрослых;
  • Были созданы различные игровые зоны, такие как "В гостях у Айболита", "Салон красоты", "Дом", "Магазин", "Кафе у Пчелки", "Почта». Большой вклад в создании игровых зон внесли родители, совместно былиизготовленынеобходимые атрибуты дляигровых зон.
  • консультации для родителей;
  • игры-занятия "Шоферы уходят в рейс", "Подготовка корабля к плаванию", "Капитан и матросы".
  • оформление уголка ряжанья.

Объект исследования: процесс социализации детей младшего и старшего возраста разновозрастной группы.

Предмет исследования: влияние сюжетно-ролевых игр на социализацию детей разновозрастной группы.

Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра может выступать эффективным средством для развития и формирования социальных навыков дошкольников  при соблюдение ряда условий:

  • учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • тщательная подготовка к игре;
  • тактичное руководство самостоятельной игровой деятельностью детей.

Сюжетно-ролевая игра в разновозрастной группе

Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых ребенок в ходе игры, примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых людей. В таких играх ребенок формируется как самостоятельная личность, они помогают ребенку наладить общение со сверстниками, научиться оказывать помощь, проявлять внимание, заботится об окружающих.

Организация игровой деятельности в разновозрастной группе имеет определенную сложность, поскольку от педагога требуются знания специфики работы с разными возрастами, умение соотносить программные требования с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей.

Роль педагога- направить действия детей так, чтоб они дополняли друг друга, опирались на действия предыдущего партнера по игре, и обеспечивали четкое и слаженное взаимодействие друг с другом.

Требования к организации игры в разновозрастной группе:
- необходимо четко понимать объем программных требований для каждой возрастной группы;

- дети младшего возраста разновозрастной группы являются не пассивными наблюдателями, а активным участникамив  игровом процессе;

- игра должна соблюдать принцип постепенности – от простого к сложному, т. е. навыки, которые формируются на протяжении дошкольного возраста, от года к году расширяются в объеме и усложняются требованиями воспитателяк их выполнению.

Работая в малокомплектном детском саду, с разновозрастной группой (от 1,5 – 7лет) при построении предметно-пространственной среды я руководствовалась принципами В.А. Петровского:

•        Открытость;

•        Гибкого зонирования;

•        Стабильности - динамичности.

•        Полифункциональности;

•        Гендерный подход

что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

В групповой комнате были организованы следующие игровые зоны: аптеку, парикмахерскую, магазин, дом, медицинский уголок, уголок "мать дочерью", уголок "Маленькая хозяюшка", кукольный и настольный театр. Каждая игровая зона предназначена для детей всех возрастов.

Для детей младшего возраста основным содержанием игры являются действия спредметами. Основные сюжеты бытовые. Действия детей однообразны,иногда повторяются. Охотно играют с взрослыми. Самостоятельная игра быстро надоедает. Большое значение в формировании сюжетно-ролевой игры оказывает организация предметно-игровой среды.

Для детей старшего возраста основное содержание игры остается действия с предметами, но эти действия развиваются более полно и последовательно в соответствии с ролью. Основные сюжеты остаются бытовые. Одна и та же игра может повторяться много раз. Дети объединяются в небольшие группы, но это объединение недолгое.

Наблюдая за игровой деятельностью детей старшего возраста, мы организовываем совместные игры с детьми младшего возраста, с целью обогащения  игрового опыта детей.

Подключаясь к игре как партнер-носитель дополнительной информации, я пытаюсь использовать его на тему игры, которая заинтересует каждого ребенка. Использование интересов детей позволяет расширить тематическое разнообразие игр, разнообразие ролей, которые привлекают детей, позволяет расширить игровой опыт для детей всех возрастов. В ходе совместных игры своими вопросами и репликами активизируется ролевая речь детей.

Если игру начинает ребенок, я пытаюсь присоединиться ненавязчиво и непринужденно.

Для того, чтобы ребенок чувствует себя уверенно в игре, я даю возможность играть все роли, которые есть. Таким образом, происходит обмен ролями, накапливается игровой опыт. Возможность попробовать себя в главной роли способствует активизации познавательного и творческого потенциала.

Анализ результативности

В результате целенаправленной и систематической работы по социализации дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в разновозрастной группе, я добилась положительных результатов по этой теме. Произошли качественные и количественные изменения показателей уровня социализации. У детей сформировались навыки игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил.

Была проведена большая работа с родителями - это помощь в построении предметно-пространственной среды группы для всех возрастов. Родители принесли сшитые своими руками костюмы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

Проводились совместные с родителями и детьми праздники и развлечения.

Таким образом, использование сюжетно-ролевых игр в формирования социализации ребенка становится возможным при условии соблюдения следующих условий:

  • насыщении этой деятельности интересным и эмоциональным для детей содержанием;
  • постепенное и последовательное ознакомление с различными вербальными и невербальными средствами самовыражения;
  • наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
  • совместное участие детей и педагога в процессе игры.

Список использованной литературы

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской федерации от 25.11.2022г. №1028.)

2. «Мы в Мордовии живем» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования. Авторы: О.В.Бурляева, Л.П.Карпушина и др. 2011г.

3. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Н. В. Краснощекова. 2008г.

4.  Виноградова.Н.А, Позднякова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников», -М: Айрис-пресс.-  2009г.

5. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. – СПб.: Речь, 2004 г.

6. Комарова Н.Ф. «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду», ОО «Издательство «Скрипторий 2003»- 2010 г.

7. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2008 г.

8. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002 г. - №4

9. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду   -2006 г.- № 2,3,4.

10. Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: НОУ «Учебный центр им. Л.А.Венгера «Развитие». -М., 2009 г.

11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 2001 г.

Приложение

https://nsportal.ru/ekaterina-smolkina  - ссылка  Смолькиной Екатерины Сергеевны, воспитателя МДОУ «Старошайговский детский сад «Колосок» Старошайговского муниципального района Республики Мордовия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы по теме: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ»

Педагогический опыт работы по теме: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»...

Формирование навыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры (из опыта работы)

В статье рассказывается о работе над формированиемнавыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры, прилагается картотека игр по данной теме....

План самообразования на тему "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"

План самообразования на тему "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"...

Самообразование на тему "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно - ролевой игры"

Самообразование на тему "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно - ролевой игры"...

Самообразование на тему: "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр"

Самообразование на тему: "Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр"...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников посредством сюжетно ролевых и игр – ситуаций. "В мире профессий" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет

Цель: дать детям конкретные знания и представления о труде, доступном пониманию дошкольников 3-4 лет и воспитание положительного отношения к труду взрослых....

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...