Музыкально ритмические движения у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОО. Выступление на ГОР МО
материал
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластике, интеграции различных видов художественной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на ГОР МО | 23.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №23
Музыкально ритмические движенияу дошкольников
на музыкальных занятиях в ДОО
Выполнила: Кистанова Светлана Витальевна
музыкальный руководитель МБДОУ «ДС №23»,
первая квалификационная категория
г.Чебаркуль
Музыкально ритмические движенияу дошкольников
на музыкальных занятиях в ДОО
20.10.2021г выступление на
ГОР МО музыкальных руководителей,
Кистанова С.В. МБДОУ «ДС №23»
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластике, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, "трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души... Ввиду этого воспитания в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим... Он будет упеваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт".
В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном очень непростом и жестоком мире. И, наверное, естественно стремление педагогов к воспитанию детей по "законам красоты", к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: "от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни и от красивой жизни - к абсолютной красоте".
У философов Древней Греции было не мало последователей. Так, идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865-1950), который разработал на ее основе уже в начале 20 века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах Европы и в России под названием "метода ритмической гимнастики". Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в ее названии, что ль широко используемом многими специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. Заслуга Э. Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, "с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем "мышечного чувства", что, в свою очередь, способствует "более живой и успешной работе мозга". При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен "приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены".
В комплексе ритмических упражнений швейцарский педагог выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением.
Дальнейшее развитие система Жака Далькроза получила в работах его учеников и последователей: Н.Г. Александровой, В.А. Гринер, Е.А. Румер и др., которые в 1911г. окончили Институт музыки и ритма. Российские педагоги-ритмисты понимали важность распространения музыкально-ритмического воспитания для детей и молодежи. Ими была проделана огромная работа по дальнейшей разработке практического материала и пропаганде системы Ж.Далькрозо в различных школах.
Таким образом, прогрессивная система музыкально-ритмического воспитания Ж. Далькрозе была положена в основу работу российских педагогов, которые по инициативе Н. Г. Александровой организовали московскую организацию ритмистов, где разработали учебные программы (для школ, техникумов, консерватории) и методические указания к занятиям по ритмике для учебных заведений, систематизировали практический материал.
Активно единство музыки и движений, которые в синтезе должны стать средствами физического, эстетического, нравственного воспитания детей, знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан, приглашённая в 1921 году в нашу страну Советским правительством с целью создания балетной школы. Самым важным в движениях Дункан считала искренность, непосредственность, грацию и непринуждённость. Она говорила детям: "Смотрите, как залетает птица, как порхает бабочка, как ветер качает ветви деревьев; учитесь движениям у природы. Всё, что естественно, то и прекрасно".
Эту важную мысль подчеркивала известная советская балерина Г. Уланова: "Когда бы и в каком бы балете мне не приходилось танцевать, я всегда стремилась осознать движение, из которых состоит танец". В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. А музыка становится более понятной и легче усваивается, придавая движениям особую выразительность, чёткость, ритмичность.
К. Станиславский подчёркивал, что как в пении, так и в движении необходимо достичь полного соответствия с музыкой. Убедительным свидетельством действенности этого положения является артистизм прославленных мастеров советского балета: Г. Улановой, О. Лепешинский, М. Плисецкой и др. Не зря об известной русской балерине Анне Павловной говорили, что её движения - это "танцующая музыка".
Над созданием отечественной методики музыкально-ритмического воспитания работали, начиная с первых после октябрьских лет, многие отечественные исследователи в области педагогики, психологии и методисты, музыкальные руководители детский учреждений и др. Среди них заметное место принадлежит: Н. Г. Александровой, М. А. Руме, Е. В. Коноровой. В последующие годы методы работы, объём необходимых умений и навыков, репертуарный материал проверялись на практике, уточнялись, совершенствовались.
Музыкально-ритмические движения способствует всестороннему развитию ребёнка. Инсценировки, праздничные построения, национальные танцы, игры формируют нравственные качества школьников. Они помогают воспитывать у детей любовь к Родине, чувство интернациолизма, приучают детей к коллективным действиям, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения, честности и смелости.
Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовлетворение, получаемое ребёнком в процессе игры, обычно сопровождается значительными физиологическими изменениями в организме, улучшается дыхание и кровообращение. Весёлые игры и танцы возбуждают нервную систему и вызывают усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами.
Музыкально-ритмические движения способствуют формированию моторики, улучшают осанку. У детей появляются такие качества движений, как легкость, полётность, быстрота, упругость, ловкость и энергичность. Благодаря музыке движения школьников приобретает эмоциональную окраску, становятся более чёткими и выразительными.
Занятия ритмикой позволяет детям полюбить музыку, обостряют восприятие, развивают музыкальный слух, чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор, развивают творческое воображение и мышление.
В процессе игровой деятельности формируется творческое воображение ребёнка, проявляется его инициатива и выдумка. Младшие школьники передают характерные особенности персонажей, создают интересные композиции танцев, построение игр, инсценируют песни. Для этого они используют разнообразные выразительные средства - речь, движения, мимику, пение. Они глубоко и искренне верят в то, что они изображают, К. Станиславский считал, что артисту нужно учиться играть у ребёнка. "Вот когда в искусстве до правды и веры детей в играх, тогда вы сможете стать великими".
Музыкально-ритмические движения- вид музыкальной деятельности детей (значение, задачи, виды ритмики, содержание программы). Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.
Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.
Известно, что при помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Задача воспитателя состоит в том, чтобы развить в детях умение быстро выполнять предлагаемые им движения и, в случае надобности, уметь затормозить их, т. е. развивать активное торможение. Музыка - это раздражитель, который обусловливает реакцию, как в сторону возбуждения, так и в сторону торможения. На занятиях по музыкальному воспитанию можно наблюдать, как вялые, пассивные дети становятся активными, а возбужденные -дисциплинированными.
В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребенка; развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества, ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, вырабатываются такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей. Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладение им. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.
Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.
Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они:
-обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;
- развивают познавательные способности;
- воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;
-способствуют физическому совершенствованию организма.
Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, т. е. движение не должно быть только движением под аккомпанемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать:
- характеру музыки;
-средствам музыкальной выразительности;
- форме музыкального произведения.
Среди средств музыкальной выразительности особое значение для музыкально-ритмического воспитания имеют темп, метро - ритм и динамика. Темп - это скорость движения музыкального произведения, метроритм- организация сильных и слабых долей, соотношение различных длительностей, динамика - сила (громкость) звучания.
Дети должны уметь ощущать метрическую долю и, сначала в хлопках, а затем в движениях, исполнять несложный ритмический рисунок, овладеть разнообразными движениям.
Следовательно, в процессе музыкально-ритмических движений осуществляются как общие задач музыкального воспитания, так и следующие специальные задачи:
- развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;
- обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
- обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
- развитие художественно-творческих способностей.
Научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает y человека сокращения мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Профессор-музыковед Л. Медушевский писал: «Бесконечно богатая информация, заключённая в музыке, считывается не рассудком, a динамическим состоянием тела - со интонированием, пантомимическим движением». Известно, что движение оказывает влияние на характер восприятия образов музыки.
Б. М. Теплов также доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.).
Также исследованием проблемы музыкально-ритмического воспитания занимались известные отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них: Д. Б. Кабалевский, Б. М.Теплов, Е.А. Флерина, М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина, А. В. Кенеман, С. Д. Руднева, Н.А. Ветлугина, О. П. Радынова, А. И. Бурёнина и многие другие.
Таким образом, восприятие музыки - активный слуха-двигательный процесс. Через движение ребёнок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, чувствует смену её настроения, закрепляет знания o средствах музыкальной выразительности, понимает и ощущает её, развивает эмоции, интересы, вкусы, т.е. приобщается к музыкальной культуре, обогащается его духовный мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение музыкально-ритмических движений в развитии музыкальных способностей детей
Значение музыкально-ритмических движений трудно переоценить. Когда ребёнок ещё не умеет говорить, он уже умеет двигаться под музыку, реагирует на неё эмоционально, что несомненно положительно влияет н...
" Роль музыкально-ритмических движений в развитии музыкальных способностей детей"
Статья "Роль музыкально-ритмических движений в развитии музыкальных способностей детей"...
«Музыкально-ритмические движения - составной раздел музыкального, эмоционального и физического воспитания детей».
План по самообразованию...
Музыкально - ритмические движения, как вид музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Значимость музыкально-ритмических движений в старшем возрасте детского сада....
Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ "Методы разучивания музыкально-ритмических движений посредством игры"
Мастер - класс для музыкальных руководителей...
Музыкальная игра как средство формирования музыкально – ритмических движений у детей младшего дошкольного возраста
Основное место в разделе музыкально – ритмических движений занимают игры. Для детей один из ведущих видов деятельности — игра. Ребенок живет играя....
О пользе музыкально-ритмических движений и развитии музыкальности у детей
Консультация для родителей и педагоговМузыкально-ритмические занятия имеют и большое оздоровительно-гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение ребенка. Положител...