Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Откуда хлеб пришел?»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Svetlana Minazarova

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие

- познавательное развитие

- речевое развитие

- художественно-эстетическое развитие

- физическое развитие

 

Возрастная группа: старший дошкольный возраст с 6 до 7 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_od.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУДРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1»

Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Тема: «Откуда хлеб пришел?»

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие

- познавательное развитие

- речевое развитие

- художественно-эстетическое развитие

- физическое развитие

Возрастная группа: старший дошкольный возраст с 6 до 7 лет

Вид занятия: познавательное развитие формирование целостности картины

мира, расширение кругозора

Составила: Миназарова С.А

Тема: « Откуда хлеб пришел?»

Цель: Формирование представлений детей о хлебе, как о главном богатстве.

Образовательные задачи:

Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.

Уточнить и закрепить знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба

( зерновых культур).

Познакомить с профессиями людей, выращивающих хлеб и техникой, помогающей им.

Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида хлебобулочных изделий в творческой деятельности.

Учить лепить хлебобулочные изделия из теста.

Развивающие задачи:

Развивать диалогическую и связную речь детей; обогащать словарь прилагательными.

Упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист, сеяльщик, комбайнер, пекарь), сельскохозяйственной техникой (трактор, комбайн, сеялка, борона).

Активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками.

Координировать речь детей с движениями.

Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности.

Способствовать формированию мыслительных операций.

Развивать память и слуховое внимания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, выращивающих хлеб.

Формировать умение работать сообща. Вызывать интерес к коллективному труду.

Интегрируемые образовательные области:

  • «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие»

Предварительная работа:

- Рассматривание колосьев пшеницы и ржи (совместная образовательная деятельность в ходе режимных моментов). Задача: познакомить с внешним видом колосьев пшеницы и ржи.

- Рассматривание картины И.Шишкина «Рожь» (совместная образовательная деятельность в ходе режимных моментов). Задача: познакомить с картиной И.Шишкина «Рожь»; формировать представления о хлебном поле.

- Чтение сказки «Колосок» (НОД – занятие). Задача: познакомить с этапами приготовления хлеба посредством сказки.

- Чтение стихотворения С.Погореловского «В каждый дом, на каждый стол» (совместная образовательноя деятельность в ходе режимных моментов). Задача: воспитывать бережное отношение к хлебу, как к богатству страны.

- Экскурсия на кухню в день выпечки булочек (совместная образовательная деятельность в ходе режимных моментов). Задача: закрепить представления детей о том, откуда берутся вкусные булочки в детском саду.

- Заучивание стихов, пословиц, поговорок о хлебе (совместная образовательная деятель-ность в ходе режимных моментов). Задача: Расширять словарный запас; прививать интерес к народному творчеству.

- Хороводная игра «Лады, лады, ладушки» (совместная образовательная деятельность в ходе режимных моментов). Задача: Познакомить и разучить слова и мелодию песни – хо-ровода; учить ходьбе в хороводе легким, равномерным шагом, соответствуя ритмическому рисунку песни.

Оборудование и материалы:

- хлебные изделия, колоски пшеницы и ржи, иллюстрации о труде хлеборобов, аудио запись хороводной песни «Лады, лады, ладушки» (минусовка), мука, мяч

Для детей: соленое тесто, доски разделочные, влажные салфетки.

План проведения занятия:

#1042;водная часть

#1054;сновная часть

Дидактическая игра «Какой хлеб?»

Беседа о выращивании хлеба с показом иллюстраций Физкультминутка «В землю зёрнышко попало» Хоровод "Лады, лады, ладушки". Игра «Расставь правильно»

Изобразительная деятельность

  1. Заключительная часть

Ход занятия:

1. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить.

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

  • бывает подгорелый.

Дети:

Хлеб.

  1. Основная часть

Воспитатель открывает поднос, на котором лежит белый и черный хлеб, мука, хлебные колосья, булочки.

Воспитатель:

-Да, сегодня мы поговорим именно о нем. Ребята, подойдите поближе к столу, рассмотрите всё, что я приготовила. Что чувствуете? (Дети подходят, рассматривают, наслаждаются ароматом свежего хлеба) Хлеб, хлебушек. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть, вы мне и расскажете.

Дети вместе с воспитателем встают в круг и передают по кругу мяч, называя определения.

Дидактическая игра «Какой хлеб?»

Предполагаемые ответы детей: хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный, вкусный и т.д..

Воспитатель:

Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Дети:

Его покупают в магазине.

Воспитатель: Как хлеб попал в магазин?

Ответы детей.

Воспитатель:

Скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?

Дети:

Пекут из муки.

Воспитатель:

А что такое мука, из чего её получают?

Дети:

Из зёрен пшеницы и ржи.

Воспитатель:

Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Дети:

Да хотим.

Воспитатель:

Тогда давайте сядем и я вам расскажу. Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …

Дети:

Тракторист.

Воспитатель сопровождает свой рассказ показом иллюстраций.

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы (иллюстрация). Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое, посмотрите (иллюстрация). Давайте и мы свами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

  • землю зёрнышко попало, (приседают, группируются) Прорастать на солнце стало (руки над головой, ладошки вместе) Дождик землю поливал, (встряхивание кистями рук)

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся (встать на носочки)

И красавцем обернулся. (руки на пояс, повороты вправо, влево))

Воспитатель:

Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва-пора уборки пшеницы и ржи. Повторите это слово.

Дети повторяют слово хором и индивидуально.

Даша, объясни, что такое жатва?

Ответ Даши.

На поле выходят другие машины – комбайны (иллюстрация). Кто работает на комбайне?

Дети:

Комбайнёр.

Воспитатель:

Что же делает комбайн?

Дети:

Собирает колосья.

Воспитатель:

Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайна через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

Далее машины везут зерно на элеваторы- специальные сооружения для хранения зерна.

(иллюстрация).

Дети повторяют слово хором.

Воспитатель: Ну, вот и убрали урожай с поля, теперь можно и песни петь, хороводы водить, как это делалось в старину после жатвы. А давайте и мы с вами споем песню и поводим хоровод.

Дети вместе с воспитателем встают в хоровод; исполняют песню, шагая в хороводе легким, равномерным шагом, соответствуя ритмическому рисунку песни.

Хоровод "Лады, лады, ладушки".

Музыка Е. А. Гомонова, слова 1 куплет Е. А. Гомонова, 2,3 куплеты из сборника "Народные праздники в детском саду". Авторы: М.Б. Засцепина, Т. В. Антонова

Лады, лады ладушки,

Рада нам хозяюшка

Мы о хлебушке поем

Разговор ведем о том.

Убран хлеб, и тише стало,

Жарко дышат закрома,

Поле спит, оно устало,

Приближается зима.

Над селом дымки плывут,

Люди хлеб в домах пекут.

Заходите, не стесняйтесь,

Хлебом нашим угощайтесь

Воспитатель: А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети:

На мельницу.

Воспитатель:

Правильно, и там зерно мелют в муку (иллюстрация). Ребята, а куда потом отправляется мука?

Дети:

На хлебозавод, пекарню.

Воспитатель:

На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской (иллюстрация). В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.

  • вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь (иллюстрация). Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины.

А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Дети:

Булочки, печенье, торты, пироги, сухари и т.д. Воспитатель: Как это все назвать двумя словами?

Дети: Хлебобулочные изделия.

Игра «Расставь правильно»

Цель: расставить картинки, отражающие процесс выращивания хлеба в нужной последовательности.

Воспитатель: Ребята, а ведь в нашем игрушечном магазине нет хлебобулочных изделий. Давайте налепим булочек, батонов, крендельков, косичек из соленого теста. Все это, когда высохнет станет новыми игрушками для игры в «Магазин» или «Дом».

Изобразительная деятельность

Воспитатель предлагает детям сесть за столы и слепить хлебобулочные изделия из соленого теста. Показывает образцы и приемы лепки.

  1. Заключительная часть

Воспитатель:

Какие вы молодцы! Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?

Дети:

(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).

«Без хлеба – нет обеда».

«Хлеб – батюшка, вода – матушка».

«Будет хлеб – будет и песня».

«Много света – много хлеба»

Воспитатель:

Ну вот, теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь, не оставлять недоеденные куски и не выбрасывать их. Старые люди говорят, что оставляя кусочек, оставляешь своё здоровье.

Закончите предложение: Я знаю, что хлеб - наше богатство, поэтому я ….

Примерные ответы:

- Беру столько, сколько съем.

- Не бросаю на землю, на пол.

- Хлеб всегда доедаю.

Анализ занятия

с детьми старшей группы (6-7 лет)

«Откуда хлеб пришел?»

воспитатель

Миназарова Светлана Андреевна

Занятие разработано и проведено с соблюдением требований и норм СанПиН 1. 3049-13. Форма организации педагогического процесса – НОД (занятие). Продолжительность – 30 мин. Количество участвующих детей - 15

Доминирующий тип взаимодействия педагога с детьми - субъект-субъектное ;

доминирующие педагогические позиции педагог-партнер. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о хлебе. Воспитатель – партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве (например, сидела в одном кругу вместе с детьми во время беседы, водила хоровод вместе с детьми, помогала во время практической деятельности). Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения). Свободное общение и перемещение детей во время деятельности. Каждый ребенок работает в своем темпе.

Дети активны и заинтересованы на протяжении всего занятия. Оптимальность физической, умственной и псхоэмоциональной нагрузки; изменение характера и величины нагрузки в разных частях занятия. Признаков утомления не наблюдалось.

Все поставленные задачи на занятии были решены.

Была проведена большая подготовительная работа. Ход занятия хорошо продуман.

Конспект соответствует реальной методике проведения занятия. Рассматривание хлебобулочных изделий и вдыхание аромата хлеба позволило заинтересовать всех детей темой занятия. Дидактическая игра «Какой хлеб» активизировала речь детей. Показ иллюстраций во время беседы позволял удерживать внимание детей на протяжении всей беседы. Физминутка и хороводная песня позволили снять усталость. Игра «Расставь правильно» была проведена для закрепления материала. Во время практической деятельности дети были очень увлечены, так как были мотивированы тем, что продукты их деятельности в последующем будут использоваться для игр.

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в педагогическом процессе – работа ведется как со всей группой детей так и индивидуально во время занятия.

Использование предметно-развивающей среды группы для решения образовательных задач: используемые картинки для развития речи, демонстрационный материал для обследования и рассматривания по теме занятия.

Занятие построено так, чтобы все виды деятельности сменяли друг друга для обеспечения работоспособности, заинтересованности детей в течение всего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности Тема: Путешествие по следам животных в лесу (образовательная область «Познание») в 1й младшей группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для составления данного конспекта мною использовано: 1.     Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности Тема:В гостях у курочки Рябы(образовательная область «Коммуникация»)в первой младшей группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для составления данного конспекта мною использовано: 1.     Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Как хлеб к нам на стол пришел?»

Этот конспект поможет воспитателю познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.Расширить и обогатить знания детей о хлебе и его изготовлении.Познакомить с профессией пекаря.Развивать любознательн...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: «Осенние листочки» (образовательная область «Познавательное развитие»). Старшая группа

Планируемые результаты:1.Умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями2. Имеет элементарное представление о строение листа;3. Проявляет интерес к природе....

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №103" Заводского района г. Саратова Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: "Моя семья" в общеобразовательной группе младшего дошкольного воз

Цель: создать условия для развития у детей представлений о семье, семейной принадлежности.Задачи:Образовательные:1. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе. 2. Закреплять ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Как колосок хлебом на стол попал"

Составление рассказа по мнемотаблице "Как колосок хлебом на стол попал"...