Опыт работы "Дистанционные встречи как нетрадиционная форма организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи"
методическая разработка

Бабакова Евгения Юрьевна

Вопросы повышения эффективности взаимодействия родителей и педагогов детского сада, вовлечение родительской общественности в вопросы повышения качества дошкольного образования, организация эффективного взаимодействия с семьями воспитанников являются на сегодня актуальной задачей дошкольного образования.

Поддержка повышения компетентности родителей отражена в ряде нормативно-правовых документов Российской Федерации:

• «…образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» (ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273);

• предусмотрена задача «обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (п. 1.6.).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_distantsionnye_vstrechi.docx38.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА» Г.ВОЛГОДОНСКА

(МБДОУ ДС «АЛЁНУШКА» Г.ВОЛГОДОНСКА)

Выступление на городском методическом объединении воспитателей дошкольных образовательных учреждений города Волгодонска

Тема: «Дистанционные встречи как нетрадиционная форма организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи»

Дата проведения: 22.04.2022г. МБДОУ ДС «Алёнушка» г.Волгодонска

Форма проведения: Презентация педагогического опыта работы

Докладчик:        

г.Волгодонск, 2022г.

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по использованию дистанционных форм и методов взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников.

Задачи:

  • продемонстрировать коллегам различные дистанционные формы сотрудничества с семьями воспитанников;
  • прокомментировать эффективность применения данных форм и методов сотрудничества;
  • повысить уровень профессиональной компетентности участников методического объединения.

Вопросы повышения эффективности взаимодействия родителей и педагогов детского сада, вовлечение родительской общественности в вопросы повышения качества дошкольного образования, организация эффективного взаимодействия с семьями воспитанников являются на сегодня актуальной задачей дошкольного образования.

Поддержка повышения компетентности родителей отражена в ряде нормативно-правовых документов Российской Федерации:

• «…образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» (ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273);

• предусмотрена задача «обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (п. 1.6.).

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе;

• обеспечить открытость дошкольного образования;

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

• обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

 

На сегодня одними из востребованных форм работы - являются дистанционные формы сотрудничества с семьей. Они значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей. Представим некоторые из них.

Сейчас в детских садах организационные цели достигаются с наибольшей помощью родительских собраний, информационных стендов. Однако эти методы в современном сообществе зачастую оказываются недейственными: родительские собрания не посещаются, а к информационным стендам никто не подходит.

В решении этой проблемы современному педагогу могут помочь именно социальные сети, которых в настоящее время насчитывается огромное количество. В них участники могут обмениваться фото-, видео-, аудиоматериалами, задавать интересующие вопросы, комментировать информацию. Воспитатель непосредственно может ознакомить законных представителей с планами работы, рекомендовать ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информировать о предстоящих мероприятиях: праздниках, конкурсах, акциях, семинарах и т.д.

 В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией необходимо было применять новые и безопасные формы и методы работы с родителями:

  • групповые, подгрупповые, индивидуальные онлайн-консультации воспитателей или специалистов в соответствии с планом учреждения или по запросу;
  • онлайн-информирование (рекомендации, памятки, буклеты);
  • онлайн- и офлайн-мастер-классы,
  • онлайн-акции,
  • онлайн-выставки, конкурсы,
  • онлайн-анкетирование.

1. Групповые, подгрупповые, индивидуальные онлайн-консультации воспитателей или специалистов в соответствии с планом учреждения или по запросу, онлайн-информирование (рекомендации, памятки, буклеты).

Все мы сейчас попали в такую ситуацию, в которой полностью пересмотрели свои взгляды на онлайн обучение в целом. Это касается как школьников, так и родителей воспитанников детских садов. Большинство родителей в период пандемии испытывали некое подобие паники. Многие просто не ли чем занять детей. В этом случае многие из родителей рассчитывали на помощь педагогов. Наша задача как воспитателей, в свою очередь, предоставлять родителям актуальную информацию и помощь. Сделать это в современных условиях возможно с помощью онлайн-консультации.

Давайте разберемся, что же это такое эта онлайн-консультация может ли она полностью заменить обычную.

Онлайн-консультация – это беседа или обращение к родителям посредством сети Интернет. В чем же преимущества онлайн-консультации? Первое – это экономия времени, а также комфортность общения. Сейчас такие консультации – наиболее подходящее средство общения. Мы используем различные виртуальные площадки, социальные сети. У этой формы общения явно есть свои плюсы:

• удобство и комфорт (экономия времени на дорогу);

• возможность быстро доносить до родителей нужную информацию;

• возможность записи видеотрансляции для последующего неоднократного просмотра мероприятия;

• оперативно получать обратную связь.

Использование таких форм общения и взаимодействия с родителями реализуются на основании принципа партнерства и диалога.
Работа по педагогическому взаимодействию с семьями представляется четырьмя группами форм:

-информационно-аналитическая;

-познавательная;

-наглядно-информационная;

-досуговая.

Современному педагогу важно наладить каналы коммуникации с родителями, позволить им получать необходимые знания, чтобы стать проводником знаний своим детям. Для этого нужно учесть, что доступность материала должна быть простой, но ёмкой.

Рассмотрим наиболее актуальные консультации на сегодняшний день:

- Первое место, несомненно, особенно в период пандемии, отводилось теме «Профилактика вирусных заболеваний». Ведь в период карантина необходимо донести до родителей эту информацию.

- Актуальны консультации по теме «Играйте вместе с детьми». В них педагог дает родителям рекомендации по различным играм (подвижные, настольные, дидактические и пр.).

- Так же, важной темой является «Организация семейного досуга».

- Актуальны консультации по культурно-гигиеническим навыкам, ведь очень важно, чтобы родители помогали ребенку развивать и совершенствовать приобретённые им навыки.

- Необходимо отметить степень важности консультаций специалистов:
«Почему дети себя плохо ведут?», «Как помочь ребенку преодолеть кризис?», «Детские страхи» и т.д.

Сейчас, в связи со сложившейся ситуацией в стране и мире, у родителей есть время прислушаться к советам воспитателей и попытаться вместе с ними добиться положительного результата, причем они могут сделать это в удобное для них время, а также неоднократно возвращаться к этой информации.

Онлайн-консультация способствует решению следующих задач:

1. Повысить педагогическую грамотность родителей,

2. Вовлечь родителей в процесс деятельности детей и педагогов, режимные моменты жизни ребенка в детском саду,

3. Сформировать позитивные, доверительные взаимоотношения между детским садом и семьей,

4. Создать условия для диалога, обмена опытом, мнениями,

В нашем учреждении такое онлайн-информирование, онлайн-консультации проводятся через официальный сайт детского сада, сообщества в социальных сетях через мобильные приложения, электронную почту, в прямом эфире через Skype, ZOOM.

С помощью общения в прямом эфире через Skype, ZOOM участники могут получать оперативную обратную связь, задавать вопросы и сразу получать на них ответы, обсуждать актуальные вопросы и проблемы. Эта форма общения помогла нам внедрить онлайн родительские собрания. Внедрение новых технологий в практику родительских собраний позволило нам достичь большей эффективности во взаимодействии с родителями, а также сделало родителей, в период дистанционного общения, более активными участниками жизни ребенка и детского сада.

Среди неоспоримых преимуществ можно говорить о возможности участия каждого из родителей. С помощью удаленной версии общения каждый может высказать свою точку зрения и быть услышанным (прочитанным) и прокомментированным аудиторией. Дает возможность родителям оставить свои комментарии, вопросы и пожелания, просьбы, которые могут быть рассмотрены постепенно, не тратя на это время здесь и сейчас. При проведении традиционных сборов этот процесс затягивается во времени, нарушая организацию.

Электронная почта педагога является универсальным и интерактивным средством общения. Родителям больше не нужно переписывать рекомендации, и в случае болезни или отсутствия по какой-либо причине связь между семьей и садом не теряется. Это также удобно, поскольку обратная связь работает, родитель или представитель ребенка имеет возможность задать вопрос в письменной форме, получить рекомендацию в Интернете, объяснить информацию по любому интересующему их вопросу, назначить консультацию, если это необходимо.

Основное взаимодействие с родителями в дистанционном формате осуществляется в чате группы WhatsApp. Это форма постоянного оперативного взаимодействия воспитателей и родителей, которая предоставляет дошкольному учреждению дополнительные возможности в работе. На данном этапе всевозможные консультации, фото- и видеоматериалы, которые педагоги оформляют, служат подспорьем для родителей в вопросах воспитания и обучения детей дома. Можно присылать ссылки своих мастер-классов, интересных статей по воспитанию и обучению детей, творческие работы детей и т.д. При этом работа с родителями в группах строится на следующих принципах: личностная ориентация; социальное партнёрство; социальное творчество; доброжелательный стиль общения; индивидуальный подход; сотрудничество, а не наставничество.

Другой формой дистанционного взаимодействия родителей и педагогов является официальный сайт детского сада или педагогов, узких специалистов. Он отражает всю административно-правовую информацию о ДОУ (устав, лицензия, правила приема, список работников, график работы, объявления об актуальных проблемах, фотоотчеты о жизни сада и группы и т.д.). Кроме того, на сайте размещена информация для родителей по воспитанию и обучению ребенка. Обновленная информация на сайте привлекает повышенное внимание родителей к саду, способствует созданию открытого пространства для взаимодействия между сотрудниками ДОУ и родителями. Мы считаем, что такая форма работы с родителями также помогает построить доверительные и партнерские отношения в системе «педагог-родитель-ребенок», расширяет возможности семьи для получения качественного образования.

Педагогами нашего детского сада также была опробована форма сетевого взаимодействия с родителями в социальных сетях. В социальной сети ВКонтакте были созданы сообщества «ДС АЛЁНУШКА ВОЛГОДОНСК», «Команда ЮПИД «ДЮД» детского сада «Алёнушка»», страницы в Инстаграм групп нашего детского сада.

Преимущества использования такой формы во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем:

  • минимизация времени доступа родителей к информации;
  • оперативное получение информации родителями (социальная сеть ВКонтакте, Инстаграм имеют приложения в любом мобильном устройстве, что позволяет мгновенно оповещать о новой информации);
  • возможность воспитателей и родителей демонстрировать любые документы, фото, видео материалы о жизни группы и детского сада;
  • возможность хранения фото и видео архивов;
  • размещение методической копилки воспитателей;
  • обеспечение диалога воспитателей и родителей группы в режиме онлайн  (позволяет проводить опросы, анкетирование, дискуссии на наиболее важные темы, учитывать мнение каждого члена группы);
  • организация коллективной работы (совместная работа по созданию предметно-развивающей среды в группе и на участке детского сада).

Данная форма работы с родителями решает проблему «информационного кризиса». Заглянув в сообщество в сети, родители могут ознакомиться с проведением мероприятий, успехами и достижениями детей, просмотреть фотографии, задать интересующий их вопрос или получить консультацию.

Изначально группы и сообщества задумывались как форма размещения информации о жизни детей в детском саду и группе. Но вскоре они стала площадкой для обсуждения очень многих вопросов.

Такая форма общения с родителями интерактивна: она предоставляет пользователям возможности диалога. Родители задают вопросы, узнают новости детского сада, обсуждают поступившую информацию. Некоторые интересуются, где в Интернете можно найти ответ по той или иной проблеме воспитания или, как и чем позаниматься с ребенком.

2. Онлайн- и офлайн-мастер-классы.

Одним из инструментов взаимодействия педагога с семьей, а также с воспитанниками является мастер-классы. В дошкольном образовании актуальным является ведение творческих мастер-классов, развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста при помощи небольших по времени видео-роликов с трансляцией разнообразных материалов, познавательных исследований доступных для понимания детей согласно их возрасту. Возможно также актуальным будет выступать не только воспитательно-познавательные видео, но также видео развлекательного характера, подталкивающие детей к подражанию. Родители и дети, получая обратную связь с педагогом, с интересом будут непосредственно принимать участие в предлагаемых заданиях, привлекая детей к совместной деятельности. Устранится проблема временного контроля, так как воспитатель уже продумал заранее возможное время пребывания у экрана. Уйдет проблема поиска канала с занимательными и развивающими занятиями для детей. Выгодно экономится время, никуда не нужно вести ребенка, все приходит само к вам в дом. Эффект достигнут!

3. Онлайн-акции, -выставки, конкурсы.

Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных конкурсах, марафонах и сетевых проектах, акциях. Это интересная и увлекательная форма, при которой любой ребенок с помощью взрослых сможет проявить свои способности, имея компьютер или смартфон и доступ к Интернету.

Данная форма взаимодействия была очень актуальна в период самоизоляции. Педагоги нашего учреждения проводили конкурсы и выставки на своих страницах в Инстаграм, где каждый участник группы мог оставить отзыв, прокомментировать ту или иную работу. Важным моментом проведения таких конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

На сегодняшний день наши педагоги активно проводят различные онлайн-акции, такие как «Мой защитник Отечества», «Сбережем электроэнергию», «Водитель снизь скорость» и т.д. Также мы участвуем во Всероссийских онлайн-акциях, конкурсах, флешмобах и т.д.

Такая форма дистанционная форма взаимодействия с семьей имеет большое значение – повышается престиж ДОУ, появляется возможность привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Создается социально-педагогическое пространство для творческого взаимодействия детей и взрослых. А чувство успешности стимулирует дошкольника к последующей творческой деятельности, способствующей его саморазвитию.

Мы можем с уверенностью сделать вывод о том, что если раньше родители были недостаточно активными участниками наших конкурсов, то теперь мы можем порадоваться выбранной нами форме взаимодействия. Интерес родителей к данной форме возрос в разы. Участие в конкурсах способствует появлению новых семейных интересов и увлечений, сплочению семьи, выстраиванию благоприятных взаимоотношений между детьми и родителями.

4. Онлайн-анкетирование

Немаловажную роль в процессе становления открытости учреждения играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье.

Современные родители, к сожалению, часто куда-то спешат и, отвечая на вопросы анкетирования, делают это не объективно. Так как же помочь родителям в воспитании детей, не имея объективной оценки ситуации в семье. Между тем, параметр сотрудничества родителей с детским садом очень важен, поэтому необходимо разрабатывать варианты и возможности для установления этого сотрудничества, которые не займут много времени, а также могут быть переведены в онлайн-формат. Более того, нельзя не отметить, что в одном ДОУ может быть более 100 родителей, и, если использовать бумажный вариант инициации анкетирования или опроса, опросный листок может быть потерян как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Помимо этого, перевод опроса в онлайн-формат сэкономит значительное количество времени, поэтому применение онлайн-формы в качестве эффективного способа анкетирования, опроса или тестирования приносят положительный результат, так как родители могут быстро отвечать и отправлять результат через форму, которая затем автоматически анализирует полученные ответы. Стоит отметить еще одну положительную особенность использования онлайн-анкетирования в ДОУ – с помощью них можно привлечь и отцов, так как они редко участвуют в жизни детского сада. Рассылка онлайн-анкеты и отцу, и матери ребенка позволяет ответить им обоим на вопросы, касающиеся работы детского сада, что улучшит коммуникацию между ними и ДОУ.

Педагоги нашего учреждения в этом направлении работы активно используют сервисы Google. Это эффективный инструмент для взаимодействия с родителями, который помогает получить ответы на интересующие вопросы, и позволяет значительно улучшить параметр коммуникации родителей и ДОУ, улучшая заодно и саму деятельность учреждения. 

Google Forms — бесплатный сервис для создания и публикации опросов. Созданные анкеты (формы) сохраняются на Google Disc и доступны онлайн: для заполнения ничего не надо скачивать.

Форма представляет собой веб-страницу с вопросами. Ее можно распространять несколькими способами:

• отправлять приглашение на почту участников;

• оставить прямую ссылку в блоге, форуме или другом месте;

• поделиться в социальных сетях.

Создавать опросы в Google Forms очень легко, а заполнять их — еще легче. Если вам нужен мобильный и простой в освоении сервис, который будет доступен с любого устройства, Гугл Формы — наилучший вариант!

Таким образом, дистанционное взаимодействие – это актуальный на сегодняшний день инструмент для педагогов, который требует от педагога детского сада не только творческого подхода, но и повышения его компетентности в данной области. Дистанционные формы взаимодействия с родителями находят широкое применение в практике детских садов, т. к. позволяют родителям быстро, интересно и комфортно знакомиться с жизнью группы, экономят время, позволяют делиться актуальной информацией, соответствуют современным требованиям ФГОС ДО.

Можно  отметить положительные моменты в работе с семьями воспитанников:

  • родители не ограничены во времени, они могут в любое время поучаствовать в предлагаемой деятельности;
  • родители в курсе событий, происходящих в группе, которую посещает ребенок;
  • родители посещают мастер-классы, не выходя из дома;
  • родители в курсе, какие технологии используются в работе с детьми;
  • у родителей формируется положительная мотивация к деятельности детского сада.

В целом, мы осознаем необходимость продолжения работы по данному направлению педагогами дошкольной системы, и не только в ситуации пандемии, современный педагог должен уметь  работать в системе онлайн.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Обязательно придерживайтесь принципов дистанционного взаимодействия с родителями:

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, позитивный настрой на совместную деятельность.
  • Индивидуальный подход к каждой семье.
  • Сотрудничество, а не наставничество: создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
  • Повышение качества мероприятий: плохо подготовленное мероприятие может негативно повлиять на положительный имидж дошкольной организации в целом.
  • Динамичность: детский сад должен представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются формы и направления работы детского сада с семьей.

С помощью дистанционных форм взаимодействия воспитатели и специалисты могут сформировать у родителей положительную мотивацию к участию в образовательной деятельности и жизни детского сада в целом. Кроме того, такая системная работа будет способствовать повышению качества воспитательно-образовательного процесса и успешной реализации целей и задач ФГОС дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ...

Статья "Формы результативного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей"

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Макаренко А. С.В статье помещен материал о  формах взаимодействия  ...

Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Взаимодействие родителей с дошкольным учреждением....

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО, КАК ФОРМА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ

Статья в рамках научно-практической конференции с международным участием "Парадигмальный подход в отечественном педагогическом знании"...

Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста

Аннотация: Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи до...

"Современные формы организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в работе педагога- психолога"

Данная статья посвящена вопросу взаимодействия детского сада и  семьи и роли педагога-психолога в образовательном процессе.  Усиление воспитательной функции дошкольного учреждения, а также и...

"Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе адаптации ребёнка к детскому саду как проблема современной теории и практики"

 А. А. Труфанова          Аннотация: в статье доказана актуальность проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на ...