Доклад: Ознакомление детей младшего возраста с малыми фольклорными формами.
статья (младшая группа)
Доклад содержит описание работы с малыми фольклорными формами в младшем возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пришедшее к нам с давних времён, мы называем народным творчеством. С ранних лет мы учим детей культурным традициям, знакомим их с русским народным творчеством. Детям младшего дошкольного возраста, очень нравятся малые формы народного творчества, они особенно чутко откликаются на потешки, попевки, приговорки. Малыши с удовольствием повторяют движения по тексту потешки, радуются, с удовольствием хлопает в ладоши, топает ножками. Применяя малые формы фольклорного творчества, я заметила благотворное влияние на малышей. Колыбельные песни успокаивают детей, весёлые потешки радуют, веселят ребёнка.
В период адаптации малыш скучает по маме, у него нет желания общаться со взрослыми и сверстниками. Потешки помогают отвлечь ребёнка от грусти, располагают в общении со взрослыми и сверстниками. Не только в период адаптации дети приходят с плохим настроением. Пальчиковые игры также помогают в данной ситуации, они помогают отвлечь ребёнка. Дети с удовольствием пытаются повторить движения пальчиковой игры, устанавливается контакт с воспитателем, настроение детей поднимается. Потешки самые известные, которые я использую: ладушки-ладушки, водичка-водичка, на моей тарелочке рыженькая белочка. Пальчиковые игры: семья, наши пальчики малютки и т.д.
Всем известно, что малышам не нравятся некоторые режимные моменты. Такие как умыться, одеться, причесаться и т.д. В этом и приходят на помощь малые фольклорные формы потешки. Они побуждают детей с удовольствием умываться и не бояться воды, самостоятельно одеваться. Не все дети любят поспать днём, в этом также помогают потешки и колыбельные песенки в моём исполнении. Самым сложным режимным моментом для малышей является одевание. Потешки способствуют легче освоить навыки одевания.
Малые фольклорные формы способствуют обогащению словаря детей. Знакомят с особенностями народного словаря, его выражения, самобытностью. Они воспитывают в детях доброжелательность к игровым персонажам. Укладывая куклу спать дети проговаривают «Баю, Баюшки, баю». Дети в игре имитируют действия воспитателя, стараются ему подражать. Положительно эмоциональный настрой способствует для детей расширению кругозора, развитию речи, благоприятной атмосферы среди сверстников.
Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. При использовании народных подвижных игр необходимо учитывать уровень двигательных умений и навыков детей, принцип сходства используемой атрибутики или решаемых с помощью игр задач.
Очень нравятся детям театрализованные игры с использованием имитаций, инсценировок, русских народных подвижных игр, загадок, считалок и скороговорок. Прыгают как зайчики, имитируя руками над головой уши, вперевалочку, широко расставляя ноги, идет неуклюжий косолапый медведь.
Общеизвестно, что игра – способ, форма проявления жизнедеятельности ребенка. Фольклорные игры, подобно обрядовому действу, от которого они нередко берут свое начало, синтезируют в себе разные жанры детского фольклора. Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд. Отсюда появились игры имитационного характера или игры, связанные с отработкой трудовых действий. Национальные устои, представление о чести, любви, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. Каждому хочется быть в главной роли, но не все умеют считаться с мнением товарища, справедливо разрешать споры. Здесь нам на помощь приходят мудрые народные считалки. Дети с большим удовольствием их разучивают и применяют как в двигательной деятельности, так и в свободной.
Проведенная работа по внедрению фольклора в развитие детей даёт свои положительные результаты: к концу года у детей развивается устойчивый интерес к двигательной деятельности, ребята с удовольствием участвуют в подвижных играх. Далее в средней группе движения детей станут более мотивированными, упорядоченными, дети научатся понимать связь между характером движений и их целью – выполнением определенных задач. В старшей группе знакомство с народными играми приведёт к расширению кругозора детей, обогатится их словарный запас. Дети станут активно употреблять такие слова, как водящий, ведущий, считалка, поговорка, закличка и т.п.
Сочетание всех вышеперечисленных форм и методов использования фольклора при работе с дошкольниками можно наблюдать во время активного отдыха детей. Фольклорные праздники, развлечения несут в себе эмоциональный и двигательный заряд, способствуют успешному развитию нравственных качеств, формированию уважительного отношения к культурным традициям и обычаям русского народа. Итак, фольклор как эмоционально-образное средство воспитания детей поддерживает их интерес к национальным традициям, вызывает у них радость и удовольствие, желание играть и общаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Ознакомление детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами"
Использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки способствует развитию речи детей, воспитывает любовь к родному краю и дает первые представления ...

Знакомство детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами на различных занятиях
Знакомство детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами на различных занятиях...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»
Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»...

План работы по самообразованию воспитателя на тему:«Развитие речевой активности и обеспечение эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм и театральной деятельности .»
Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так к...

План Самообразования по теме: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм»
quot;Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"...
Значение пальчиковых игр для развития детей дошкольного возраста.Значение малых фольклорных форм в развитии речи детей.
1.Значение пальчиковых игр для развития детей дошкольного возраста. 2.Значение малых фольклорных форм в развития речи детей...

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой "Малые фольклорные формы"
Продолжать прививать детям любовь к малым фольклорным формам: потешкам, загадкам, пословицам, считалкам, колыбельным песенкам. Объяснить назначение малых фольклорных форм. Воспитывать любовь к родному...