Самообразование по теме «Развитие графомоторных навыков у детей подготовительного дошкольного возраста».
методическая разработка (подготовительная группа)
Самообразование по теме
«Развитие графомоторных навыков у детей подготовительного дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovoe_samoobr.docx | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»
«Утверждаю» Заведующий МБДОУ Детский сад №;8 «Зоряночка» ______________С.Ю. Месикова 31 августа 2023г |
Самообразование по теме
«Развитие графомоторных навыков у детей подготовительного дошкольного возраста».
Воспитатель:
Волошина И.А.
Ессентуки, 2023
Дата начала работы над темой: сентябрь 2023
Предполагаемая дата окончания работы: май 2024
Цель: Развитие начальных графических навыков у детей старшего дошкольного возраста, способствующих подготовки руки к письму.
Задачи:
1. Развитие мелкой мускулатуры руки.
2. Получение навыка правильно держать карандаш, ручку.
3.Развить пальцы и кисти рук.
4.Научить проводить точно и правильно вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо, овалы.
5.Подготовить руку к письму.
6.Уметь ориентироваться на листе бумаги, совершенствовать пространственные представления.
7. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:
- произвольного внимания;
- речи, памяти;
- логического мышления;
- зрительного и слухового восприятия.
8. Формировать и совершенствовать пространственные представления:
- ориентацию на листе;
- ориентацию в пространстве на примере собственного тела.
9. Формировать навыки учебной деятельности:
- умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
- контроль за собственными действиями.
Актуальность: Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.
Русский педагог В.А. Сухомлинский говорил, что истоки способностей и дарований у детей на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Графомоторный навык –это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать и копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторные навыки включают в себя:
-мелкую моторику пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движения);
-зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела, ориентировка в пространстве по отношению к предметам, выполнение заданий с условиями по выборы необходимых направлений)
-рисование (штриховка, обвести по контуру, срисовывание геометрических фигур, зарисовка деталей, предметов, дорисовывание рисунков с недостающими деталями)
Этапы реализации:
- Подготовительный этап (сентябрь 1-2 неделя 2023г.)
- Составление плана по самообразованию, обоснование темы.
-Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования.
-Подбор дидактического и иного материала, необходимого для реализации плана по самообразованию.
- Проведение входной диагностики.
- Этап реализации (октябрь – апрель)
- Реализация запланированных мероприятий с детьми и родителями
- Заключительный этап (апрель 3-4 недели 2023г.)
- Проведение итоговой диагностики.
- Обобщение опыта проделанной работы. Составление плана на следующий учебный год
Методы и формы работы:
Форма работы с детьми: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Предполагаемые итоги реализации:
Обобщение и распространение опыта.
К концу обучения предполагается развитие и совершенствование у детей:
-мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
-крупных движений и умения владеть своим телом;
-пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени);
-активной речи, словарного запаса; -мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
-навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
Основные вопросы, намеченные для изучения.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков.
3. Апробировать возможности использования подобранных методик.
Методическая работа:
-выбор и определение темы самообразования;
-планирование работы по теме самообразования;
-определение цели, задач;
-подбор методической литературы;
- работа с картотекой и видеотекой методического кабинета;
- изучение опыта педагогов на интернет сайтах;
-диагностика знаний и умений детей в данной области;
-изучение психологических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;
-знакомство, изучение, анализ литературы по теме самообразования;
-консультация со старшим воспитателем по выбранной теме.
Изучение методической литературы по данной проблеме:
- Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму // Дошкольное воспитание, 1996.- №4.- С. 80-84.
- Федосова Н.А. Читаю и пишу: от рисунка к букве. Ч.1. Псков, 1995
- Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»
- Новотворцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб.: КАРО, 2005.
- Мастрюк Г. Детская рука: о развитии навыков письма // Дошкольное воспитание, 1976. - №11- С. 77-78.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2-е изд. 2007.
Перспективный план работы по теме самообразования
Месяц | Тема | Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Диагностика. | 1.Составить перспективный план работы по самообразованию; 2.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования; 3. Проведение первичной диагностики детей в начале учебного года. 4. Анализ и оформление результатов диагностики. | Проведение диагностики с целью выявления у детей уровня овладения необходимых навыков и умений по разделу графомоторные навыки. 1.Упражнение «Выкладывание дома из геометрических фигур по словесной инструкции» -развивать внимание, пространственное восприятие. 2.Разрезные картинки «Осенний калейдоскоп» -развивать мышление, пространственное восприятие. | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». |
Октябрь | Создание предметно-развивающей среды в группе. | Продолжать оформлять картотеку дидактических игр уголок игры, наглядно-дидактический материал по развитию графомоторных навыков | 1.Упражнение «Обведи по контуру и раскрась две одинаковых березки» -совершенствовать умение обводить по контуру, аккуратно раскрашивать. 2.Оригами «Подарок для друга» -развивать мелкую моторику. 3.Упражнение «Заштрихуй все дома в ряду разными способами» -развивать графические умения. 4. Упражнение «Ладонь- кулак» -развитие межполушарного взаимодействия | Анкетирование родителей на тему «Формирование графомоторных навыков» |
Ноябрь | Работа с личной библиотекой, интернетом. | Работа над созданием методических папок. | 1.Упражнение «Заштрихуй шарики» у ребят разными способами -развивать мелкую моторику, графические умения 2.Упражнение «Найди и раскрась буквы: РОССИЯ» -развивать графические умения 3.Упражнение «Взрослые и дети» -развивать умение выгибать из проволоки геометрические формы, собирать из них фигуры человека 4.Упражнение «Бусы для мамы: назови ласковое слово для мамы- надень бусинку» -развивать словарный запас, мелкую моторику, точность движения. | Буклет-рекомендация для родителей "Развиваем правильно графические навыки ребёнка" |
Декабрь | Знакомство с литературой по данной тематике. | Изучение теории обучения детей графических диктантов. | 1.Упражнение «Дорисуй машину и кубики, выполни штриховку по образцу» -развивать графические умения 2.Упражнение «Выложи контур санок цветными шнурками» -развивать тактильные ощущения, мелкую моторику 3.Упражнение «Фонарики для елочки» -закреплять умение рисовать кружки и длинные вертикальные линии 4.Упражнение «Обведи контур елочки без отрыва карандаша от листа» -развивать графические умения | Рекомендации для родителей «Формирование графических навыков у дошкольников» |
Январь | Работа с методической литературой по заданной теме. | Пополнение картотек загадок; пальчиковой гимнастики. | 1.Д/И «Четвертый лишний» -закреплять знание детьми диких животных. 2.Упражнение «Помоги птичке подлететь к кормушке» -формировать умение обводить зигзагообразные линии, не отрывая карандаш от листа бумаги 3.Упражнение «Выкладывание из мозаики санок» -развивать зрительно- пространственное восприятие, мелкую моторику | Консультация для родителей на тему: "Пальчиковая гимнастика её роль в формировании техники письма"» |
Февраль | Оформление уголка группы | Пополнение личной страницы на сайте http://dohcolonoc.ru; | 1.Рисование на морской гальке -развивать тактильные ощущения, творческое воображение 2.Упражнение «Дорисуй нужную фигуру и заштрихуй» -развивать логическое мышление, графические умения 3.Упражнение «Корабль» -формировать умение выкладывать контур корабля на геометрическом планшете 4.Упражнение «Подбери второй сапог для мамы и заштрихуй» -развивать внимание, графические умения | Папка – передвижка «Варианты игр с нетрадиционными материалами» -показать возможности использования нетрадиционного материала в развитии мелкой моторики детей 6 -7лет |
Март | Подбор материала по темам. | «Формирования графо моторного навыка у старших дошкольников посредством кинезиологических упражнений» | 1.Упражнение «Дорисуй половинку Матрешки и раскрась» -развивать умение дорисовывать симметричные рисунки 2.Упражнение «Реши примеры и раскрась цветы по номерам» -развивать графические умения; -закреплять знание цветов 3.Конструирование «Животные из синельной проволоки» -развивать конструктивные умения, мелкую моторику 4.Упражнение «Раскрась предметы на заданную букву» -закреплять графические умения. | Папка- передвижка «Графические диктанты: от простого к сложному» -вовлечь родителей в воспительно- образовательный процесс |
Апрель | Обмен опытом по проблеме. | Изучение опыта работы коллег через Интернет-ресурсы. Упражнения и игры на формирование графомоторных навыков | 1.Упражнение «Найди на картинке и раскрась буквы РАКЕТА» -развивать внимание, зрительное восприятие 2.Упражнение «Узоры на платочках» -закреплять умение рисовать узоры из овалов, прямых, ломаных линий, ромбов. 3.Упражнение «Петрушкин костюм» -практиковать в рисовании симметричных изображений. 4.Упражнение «Раскраски - путаницы» -развивать мышление детей, графические умения | Консультация на тему: "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников" |
Май | Самоанализ по изучаемым темам. Диагностика на конец учебного года. | 1.Проведение итоговой диагностики, анализ, оформление результатов диагностики. 2.Провести самоанализ и самооценку работы по самообразованию; 3.Обобщить результаты самообразования, написать отчет. | 1.Пластилинография «Подводная лодка» -закреплять умение рисовать пластилином. 2.Пластилинография «Выкладывание жгутиками контуров музыкальных инструментов» -развивать мелкую моторику 3.Упражнение «Определи с закрытыми глазами букву по тактильному трафарету -развивать тактильные ощущения. | Изготовление папки передвижки. Формирование графических навыков у дошкольников |
Методическая литература:
- Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет.) -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003. — 120с.
- Голубь В.Т. Графические диктанты : Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО, 2008. – 144 с.
- Жукова О. С. Мои самые первые прописи.-М.:АСТ, 2018
- Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. 2-е изд. — М.: Генезис, 2010 — 32 с.
- Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1.-М.:Владос, 2019.-с.112
- Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 2.-М.:Владос, 2019.-с.111
- Лопатина Л.В., Логинова Е.А., Липакова В.И. Готовимся к овладению письмом. Дидактическое пособие для развития зрительно- пространственных функций и графомоторных навыков у детей. -Спб.:Корона-Век, 2018.32с.
- Моисеева Л.Г. Готовим руку к письму. –М.: Речь, 2004-80с.
- Новикова Е.В. Как подготовить руку ребенка к письму: комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей.- М.: Гном, 2009-40с.
- Новоторцева Н.В. Обучение письму в детском саду.-М.: Академия развития, 2012 -160 с.
Анкетирование
«Формирование графомоторных навыков у детей 6-7 лет»
1.Считаете ли Вы необходимым, формирование графомоторных навыков у детей в детском саду?____________________________________________________
2.Что входит в понятие «графомоторные навыки»?______________________
3. Имеете ли Вы какую- либо информацию о том, какие игры, игрушки, пособия помогают развивать графомоторные навыки?_______________________
4. Знаете ли Вы пальчиковые упражнения, игры? Как часто применяете в игре с детьми?________________________________________________________
5. Любит ли Ваш ребёнок играть с мелкими:
а) игрушками,
б) деталями,
в) природным материалом,
г) бросовым материалом (крышки, катушки)
6. Часто ли Ваш ребёнок рисует дома?_______________________________
7. Что ребёнок чаще использует при рисовании: ручку,
карандаш цветной, простой, фломастеры, краски, мелки?
8. Проявляет ли Ваш ребёнок интерес к раскраскам, штриховкам, «обводилкам», лабиринтам?___________________________
9. Какие варианты заданий на развитие графических умений вы предлагаете
ребенку?_________________________________________________________
10. Отметьте, какой рукой правой, левой, обеими, Ваш ребёнок предпочитает действовать (есть, держать карандаш)?________
11. Обращаете ли Вы внимание на положение ребёнка во время рисования: (осанка, положение листа, захват карандаша)?____________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация даёт рекомендации родителям для успешного развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Статья на тему: "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...
Консультация для родителей на тему "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующ...
Консультация для родителей и педагогов ДОУ на тему :"Развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста"
Данная консультация поможет педагогам ДОУ и родителям в совершенствовании графомоторного навыка у детей с 4 лет до 7 лет. Так как письмо является сложным навыком, включающий выполнение тонких ко...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗРАБОТАЛА : ВОСПИТАТЕЛЬ КУЧИНА ЛИДИЯ БОРИСОВНА...
Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»...
План профессионального самообразования по теме: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовка детей к обучению в школе путем формирования графомоторного навыка, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важных задач моей педагогической деятельност...