ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учебно-методический материал по обучению грамоте
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 18 «РОДНИЧОК»
ГОРОД ШАРЬЯ
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ:
«ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
РАЗРАБОТАЛА : ВОСПИТАТЕЛЬ КУЧИНА ЛИДИЯ БОРИСОВНА
СОДЕРЖАНИЕ:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ
- ЦЕЛЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ
- ЗАДАЧИ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ
- ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики). Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Процесс письма не может быть осуществлен без участия зрительных и двигательных анализаторов без определенного уровня развития мелкой мускулатуры и координации движения. Все это создает сложности в овладении графическими навыками.
Наибольшие трудности в первом классе вызывает обучение письму. Одна из причин этого кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кисти рук к выполнению графических упражнений.
В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисованием, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций. В своей практической работе увидела проблему: даже если ребенок много и увлеченно рисует, лепит, занимается конструктором, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно, и ребенок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму. Поэтому для более эффективного овладения начальными навыками письма необходимо обучать его с помощью системы специальных игр и упражнений
2. АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА : У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведения и букв и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе-дальше, над-под, около-внутри. Только к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон мозга. Актуальность программы обусловлена практической значимостью. В настоящее время недостаточный уровень сформированности графических навыков, создает ребенку, поступающему в школу, трудности в освоении навыков письма: небрежный неразборчивый почерк, описки, пропуски и «зеркальное» написание букв, быстрая утомляемость руки, слабая фиксация рабочей строки. Неподготовленность к письму, низкий уровень развития двигательных координации, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка в школе.Отмеченные трудности в овладении письмом требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы с целью формирования двигательных предпосылок письма.
Новизна программы предполагает решение проблемы формирования первоначальных графических навыков у старших дошкольников с учетом специально - подобранных игр и упражнений, дополненных мною, с учетом психолого-педагогических и индивидуальных особенностей детей, способствуя непринужденному развитию мелкой моторики, формированию графических навыков.
3.ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
1. формирование элементарных графических навыков письма.
2. подготовить руку ребенка к письму, развивать основы для формирования
каллиграфически правильного письма в школе;
3. сформировать навыки зрительно - двигательной координации и ориентировки в микропространстве;
4. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Развитие мелкой мускулатуры руки.
2. получение навыка правильно держать карандаш, ручку.
3.развить пальцы и кисти рук.
4.научить проводить точно и правильно вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо, овалы.
5.подготовить руку к письму.
6.уметь ориентироваться на листе бумаги, совершенствовать пространственные представления.
7. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:
- произвольного внимания;
- речи, памяти;
- логического мышления;
- зрительного и слухового восприятия.
8. Формировать и совершенствовать пространственные представления:
- ориентацию на листе;
- ориентацию в пространстве на примере собственного тела.
9. Формировать навыки учебной деятельности:
- умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
- контроль за собственными действиями.
5. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
К концу обучения предполагается развитие и совершенствование у детей:
-мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
-крупных движений и умения владеть своим телом;
-пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени);
-активной речи, словарного запаса; -мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
-навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Входной контроль определяет готовность обучающихся к обучению по конкретной программе и проводится в форме: игровых упражнений, наблюдений, тестирования.
Текущий контроль выявляет степень сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде деятельности. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов в форме: наблюдения, тестов, заданий.
Промежуточная аттестация качества определяет уровень усвоения обучающимися учебного материала по итогам отдельной части модуля/программы и проводится в форме: теста, задания, наблюдения, игровых упражнений..
Итоговая аттестация определяет уровень достижений обучающихся по завершению освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей и проводиться по завершению всего объёма дополнительной общеобразовательной программы в форме: тестовых заданий, упражнений..
По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:
- высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник имеет высокие достижения;
6. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: Программа рассчитана на возрастные особенности старших дошкольников (6-7 лет), в том числе на особенности их зрительного восприятия, поэтому занятия проводятся в тетрадях с крупной клеткой. Клетка дает больше возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве.
При оценке графических умений следует помнить, что до пяти лет ребенку все еще трудно ограничивать длину линий, а учитывая то, что кинестетический контроль формируется только после 6 лет, то основной контроль, при выполнении дошкольником графических заданий принадлежит зрению. В тоже время глазомерные функции совершенствуются постепенно.
В 6–7 лет ребенка следует обучать следующим видам штриховки: прямые вертикальные штрихи (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и т.д., крупными петельками.
Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Вначале они должны быть крупными, постепенно, от задания к заданию, уменьшаясь в размерах. При этом соответственно уменьшается амплитуда движений кисти руки.
Следует обращать внимание на правильность посадки за столом, правильность удержания пишущего предмета, расположение листа бумаги на столе. Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги, при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.
Начинать нужно с выполнения простых заданий и постепенно увеличивать их сложность, увеличивая время занятия с 10 до 15 минут. После обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить с ребенком пальчиковую гимнастику.
Для того чтобы у ребенка появилось желание заниматься графическими упражнениями, нужно, чтобы он не переутомлялся и испытывал удовольствие от результата своих действий. Поэтому всякий, даже небольшой успех ребенка должен быть отмечен и одобрен взрослым.
Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.
Для развития графического навыка и мелкой моторики рук следует использовать специальные игры и упражнения.
Условия реализации программы
Работа ведется с воспитанниками всей набранной группы. Форма обучения очная.
Режим занятий
Занятия проходят 2 раза в неделю по 30 минут.
Форма занятий – групповая.
Учебный план
N п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | игровые упражнения, задания, наблюдения, тесты |
2 | Основная часть | 46 | 13 | 33 | |
3 | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 | |
Итого часов: | 49 | 14 | 35 |
Календарный учебный график
N п/п | Число/ Месяц | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |||||||
I. Вводное занятие | ||||||||||||||
1.1 | 01.10 | - | групповая | 1 | Вводное занятие («Знакомство») | групповое помещение | наблюдения, опрос | |||||||
1.2 | 05.10 | - | групповая | 1 | Вводное занятие («Ориентация в пространстве») | групповое помещение | наблюдения, упражнения | |||||||
II. Основная часть | ||||||||||||||
2.1 | 07.10 | - | групповая | 1 | «Обведи по точкам» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.2 | 12.10 | - | групповая | 1 | «Ориентация на листе бумаги в клетку» | групповое помещение | Игра, задания | |||||||
2.3 | 14.10 | - | групповая | 1 | «Штриховка» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.4 | 19.10 | - | групповая | 1 | «Прямые линии» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.5 | 21.10 | - | групповая | 1 | «Штриховка» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.6 | 02.11 | - | групповая | 1 | «Уголки» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.7 | 09.11 | - | групповая | 1 | «Наклонные» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.8 | 11.11 | - | групповая | 1 | «Фигурные дорожки» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.9 | 16.11 | - | групповая | 1 | «Умный карандаш» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.10 | 18.11 | - | групповая | 1 | «Параллельные прямые линии» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.11 | 23.11 | - | групповая | 1 | «Штриховка» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.12 | 25.11 | - | групповая | 1 | «Чего не хватает» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.13 | 02.12 | - | групповая | 1 | «Найди и раскрась» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.14 | 07.12 | - | групповая | 1 | «Квадраты» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.15 | 10.12 | - | групповая | 1 | «Школьный ориентир» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.16 | 14.12 | - | групповая | 1 | «Графические узоры» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.17 | 16.12 | - | групповая | 1 | «Обведи и раскрась» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.18 | 21.12 | - | групповая | 1 | «Определи след» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.19 | 11.01 | - | групповая | 1 | «Дорисуй» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.20 | 13.01 | - | групповая | 1 | «Игрушка» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.21 | 18.01 | - | групповая | 1 | «Прямоугольник» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.22 | 20.01 | - | групповая | 1 | «Елочка» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.23 | 25.01 | - | групповая | 1 | «Внимательный художник» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.24 | 27.01 | - | групповая | 1 | «Домик» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.25 | 01.02 | - | групповая | 1 | «Дорисуй бусы» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.26 | 03.02 | - | групповая | 1 | «Влево –вправо» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.27 | 08.02 | - | групповая | 1 | «Дорисуй рисунок» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.28 | 10.02 | - | групповая | 1 | «Тренируем память» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.29 | 15.02 | - | групповая | 1 | «Рисование по точкам» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.30 | 17.02 | - | групповая | 1 | «Моя семья» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.31 | 22.02 | - | групповая | 1 | «Про ежиков» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.32 | 24.02 | - | групповая | 1 | «Слева, справа, впереди» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.33 | 01.03 | - | групповая | 1 | «Собачка» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.34 | 03.03 | - | групповая | 1 | «Продолжи узор» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.35 | 07.03 | - | групповая | 1 | «Цветы и бабочки» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.36 | 10.03 | - | групповая | 1 | «Небылицы» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.37 | 15.03 | - | групповая | 1 | «Найди отличия» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.38 | 17.03 | - | групповая | 1 | «Домик для улитки» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.39 | 22.03 | - | групповая | 1 | «Разноцветные мячики» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.40 | 05.04 | - | групповая | 1 | «Закономерность» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.41 | 07.04 | - | групповая | 1 | «Тренируем память» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.42 | 12.04 | - | групповая | 1 | : «Графический диктант-лодочка» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.43 | 14.04 | - | групповая | 1 | «Графический диктант-дом» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
2.44 | 19.04 | - | групповая | 1 | «Дорисуй вторую половину» | групповое помещение | наблюдения, игровые упражнения | |||||||
III.Аттестация | ||||||||||||||
3.1 | 23.12 | - | групповая | 1 | Промежуточная аттестация | групповое помещение | практическое задание, приложение 1, 2 | |||||||
3.2 | 21.04 | - | групповая | 1 | Итоговая аттестация | групповое помещение | тестовые упражнения – приложение 1, 2 | |||||||
IV. Итоговое занятие | ||||||||||||||
4.1 | 26.04 | - | групповая | 1 | Итоговое занятие Квест- игра «Король- графики» | групповое помещение | Квест- игра «Король- графики» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию. Тема «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
Работая над этой темой, мы старались искать и применять в работе новые эффективные технологии развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала. Можно отметить, что у ...
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности 2016-2017 учебный год».
Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему...
Досуг. Опыт работы по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности»
Досуг . Опыт работы по теме : " Художественно - эстетическое развитие посредством пазных видов деятельности ....
План по самообразованию на 2022-2023гг по теме: «Формирование экологического воспитания у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности» 18.10.2022 г.
Актуальность:Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития д...
План работы по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском общест...
Отчет по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
В течение 2021-2022 учебного года я изучала тему по самообразованию: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деяте...