Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
презентация
Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования: Определить эффективность ручного труда как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Задачи - на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность и особенности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста; - выявить возможности ручного труда как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста; - изучить основы педагогической диагностики определения уровня развития мелкой моторики; - провести диагностику по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста; - разработать и экспериментально опробировать комплекс занятий по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством ручного труда.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста Предмет исследования: условия эффективного развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда
Гипотеза исследования: изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что использование ручного труда будет способствовать развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста более эффективно, если: -будет разработана система занятий по ручному труду; -будет пополнена предметно-пространственная среда необходимыми материалами для занятий ручным трудом; -будет установлено тесное сотрудничество с семьей;
Теоретико-методологическая основа исследования: Теоретико-методологической основой исследования, позволяющей решить поставленные задачи, явились исследования педагогов и психологов в области общих закономерностей педагогического процесса, опирающиеся на идею комплексного подхода – одного из основных принципов обучения и воспитания (Л.С. Выготский , А.В. Запорожец); теория Е.С. Плутаевой и О.К. Сечкиной о развитии мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста; теоретические подходы к обучению детей старшего возраста ручного труда Т.А Ткаченко.
Моторика – ( от латинского motus - движение) – двигательная активность организма или отдельных органов. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».
Показатели развития мелкой моторики Развития двигательных навыков рук (автоматизация серий движений, точности движений и произвольности); Координаций движений обеих рук – отражает точные движения рук, ног, или одновременное движение ногами и руками; Тонкая координация движений – это точные движения мелких мышц пальцев руки; Зрительно- моторная координация – отражает согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно- двигательного анализаторов (рука-глаза)
Что такое Ручной труд? Ручной труд — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно — прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта .
Ручной труд – изготовление предметов из разнообразных материалов : бумаги, картона, дерева, природного материала (листьев, шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика, бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т. п. Ручной труд связан с изготовлением посредствам вышивания , плетения, вязания, шитья, а так же игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, коробок, атрибутов для игр, лодочек, машин, корзинок, домиков, мебели, животных.
Виды труда: Работа с тканью Работа с природным материалом Работа с бумагой Работа сбросовым материалом
Констатирующий эксперимент выявить уровень развития мелкой моторики у детей анализ методического сопровождения и календарно-тематического планирования анализ предметно-пространственной развивающей среды выявить уровень компетентности родителей
Критерии развития: умение координировать действия и движения обеих рук; умение зрительно контролировать движения, переключаться с одного на другое; умение выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук;
УРОВНИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – ребенок умеет координировать свои действия и движения обеих рук, умеет зрительно контролировать движения; быстро переключается с одного движения на другое, выполнять мелкие и точные движения пальцами рук СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – действия детей по координации движения недостаточно развиты; у ребёнка недостаточно развиты умение зрительно контролировать движения; ребёнок выполняет мелкие и точные движения пальцами рук с подсказкой или с помощью воспитателя НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – ребенок не может координировать свои действия; не умеет зрительно контролировать свои движения; у ребёнка не развито умение выполнять мелкие и точные движения пальцами рук
Методики: Методика М.М.Кольцовой выявление уровня развития кинестетического праксиса (системы произвольных действий ) Методика Н.И . Озерецкого «Кулак - ребро — ладонь » Методика М.М.Кольцовой выявление уровня развития сформированности «содружества» обеих рук в работе
Результаты диагностики уровня развития мелкой моторики рук у детей на констатирующем этапе № кода ребенка Задание №1 по М.М. Кольцовой Задание №2 Тест Н.И. Озерецкого "Кулак - ребро - ладонь" Задание №3 Выявление уровня развития сформированности "содружества"обеих рук в работе. Сумма баллов Уровень Выявление уровня развития кинестетического праксиса
Формирующий эксперимент Разработать перспективный план работы с детьми Обеспечение методи - ческой литературой Пополнение РППС в группе Разработать перспективный план работы с родителями
Конспект НОД кружка «Умелые руки» Занятие Цель «Веселые ребята» Объемная аппликация. Учить детей составлять цветок из отдельных лепестков, аккуратно сгибая их по центру вдоль, наклеивать намазывая клеем только ровный край лепесточка. Катать шарики из салфетки, аккуратно наклеивать их в середину цветочка. Приклеивать свой цветок в общий букет так, что бы он не загораживал цветы других детей. «Сказочные герои» Поделки из природного материала. Предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин. « Матрешка» Объемная фигурка из листочка познакомить детей с новым для них видом труда. Ознакомить с техникой работы. Учить сгибать лист в трубочку и завязывать ниткой (показать образцы), учить аккуратно вырезать и красиво приклеивать узоры на платьице (листик). «Маленький Мишутка» Аппликация с использованием чайной заварки. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок заварки. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении, создавать композицию.
Октябрь № Занятие Цель 1. «Груша» Аппликация с использованием крупы. Познакомить детей с новым видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении. 2. «Золотая осень» Мозаичная аппликация из бросового материала. Познакомить детей с видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеящийся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом. 3. « Чебурашка » Поделки из спичечных коробков познакомить детей с новым видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Предложить самим придумать и изготовить игрушку (показ образца поделки). Упражнять в вырезании круглых и овальных форм, аккуратно обклеивать спичечные коробки.. 4. «Петя - петушок» Мозаичная аппликация из пластилина. Учить детей самостоятельно выполнять работу, отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шарики и наклеивать их на форму, приготовленную педагогом.
Ноябрь № Занятие Цель 1. «Бусы для мам» Бисерография. Учить делать бусы(браслеты) из бисера. Развивать эстетическое восприятие, образное мышление. Научить практическим приемам низания на леску 2. «Ремонт книг в группе» Обучать приемам ручного труда, обращать внимание на необходимость соблюдения определенной последовательности использовать зрительные модели; 3. « Собачка» Поделки из спичечных коробков. Продолжать знакомить детей с видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Предложить самим придумать и изготовить собачку разных пород, (возможен показ образцов собачек.). Продолжать учить склеивать спичечные коробки, дополнять их деталями. 4. «Цыпленок» Аппликация, выполненная из салфетки. Учить детей скатывать кусочки салфетки в комочки. Готовые комочки наклеивать на нарисованную форму цыпленка, дополнить дополнительными деталями.
Декабрь № Занятие Цель 1. «Ёлочка» Мозаичная аппликация из бросового материала. Продолжать знакомить детей с видом ручного труда. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеящийся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом. 2. «Дед Мороз». Аппликация из резаных ниток и пластилина. Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток и мозаичной аппликацией из пластилина. Учить равномерно намазывать небольшие участки (волосы, бороду, мех) изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них маленькие шарики, выкладывать шарики на готовую форму. 3. «Черепаха» Поделка из грецкой скорлупы. Учить использовать природные материалы для изготовления поделок; комбинировать поделку, видеть её целостный образ. Развивать творческое мышление, воображение, любознательность, самостоятельность; мелкую моторику
Январь № Занятие Цель 1. «Волшебные снежинки» Лепка из соленого теста. Украшение из бисера. Учить детей изготавливать снежинку их четырех тонких колбасок, пересекающихся в центре. Развивать фантазию в украшении снежинок бисером. 2. «Браслет из войлока» Поделка «Браслет». Учить создавать браслет из войлока предложить самим придумать сюжет (показ образцов). Объемная фигурка и бумаги. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить вырезать из войлока различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным. 3. «Веточка елочки с шишками» Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина.
Февраль № Занятие Цель 1. Поздравительная открытка. Открытка, аппликация. Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать цветы гвоздики и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки. Бисерография . Учить украшать свою открытку бисером. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки. 2. « Валентинки » Поделка из салфеток. Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать не большой участок формы клеем и приклеивать шарики из салфеток. 3. «Собака» Конструирование-оригами. Познакомить детей с новым видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно складывать лист бумаги по диагонали, вдоль и поперек. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным 4. «Звери из конусов» «Зайчик» Конструирование. Ручной труд. Учить создавать выразительный образ из бумаги, продолжать знакомить со способом закручивания полукруга в конус, украшать дополнительными деталями. Самостоятельно моделировать зверя по своему усмотрению.
Методическая литература
Перспективный план работы с родителями Формы работы Наименование Консультации (Приложение Ж) «Что такое мелкая моторика» «Пальчиковая гимнастика» «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики» « Самомассаж пальцев и кистей рук » Мастер-класс (Приложение З) «Творим вместе с детьми» Семинар-практикум (Приложение И) «Ручной труд и дошкольник » Проект (Приложение К) «Рукотворный мир» Буклеты «Развитие мелкой моторики у детей посредством ручного труда» «Приемы ручного труда» Памятки для родителей (Приложение Л ) «Как ребенка приобщить к труду?» «Игры с крупой» «Игры с прищепками» Рекомендации (Приложение М ) «По организации ручного труда дома с детьми»
Контрольно-обобщающий эксперимент ЦЕЛЬ : Определить эффективность работы на формирующем этапе эксперимента
Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста на контрольно-обобщающем этапе № кода ребенка Задание №1 по М.М. Кольцовой Задание №2 Тест Н.И Озерецкого «Кулак-ребро-ладонь Задание №3 Выявление уровня развития сформированности "содружества" обеих рук в работе. Сумма балов Уровень 4 4 4 12 Высокий 4 5 4 13 Высокий 1 2 3 12 Средний 3 2 3 8 Средний 3 4 4 11 Высокий 4 5 4 13 Средний 1 1 2 9 Низкий
Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста на контрольно-обобщающем этапе
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Дошкольное воспитание ставит перед педагогами задачу всестороннего развития личности ребенка и его подготовку к обучению в школе. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченны...
«Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста»
Значение лепки для развития ребенка огромно. Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности....
"Использование техник тестопластики как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Лепка развивает и совершенствует природное чувство осязание обоих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и перех...
«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Презентация опыта работы...
Опыт работы " Использование техник тестопластики как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста ."
Лепка из солёного теста имеет важное значение для развития мелкой моторики кистей обоих рук ,зрительно-моторной координации, психических познавательных процессов ,формирования умений и навыков работы ...
Методическая разработка на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГОВ МОНТЕССОРИ – МАТЕРИАЛОВ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Нетрадиционное использование аналогов Монтессори-Материалов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжен...
Проект «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Теремок» ст. Будённовской Пролетарского района Ростовской области Проект «П...