Отчет по самообразованию на тему: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
статья

Федорова Виктория Сергеевна

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_na_temu.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию на тему:  «Дидактические игры в обучении детей основам математики»


                                                   Воспитатель: Федорова Виктория Сергеевна

МБДОУ № 21

п. Светлая Заря

2023г.

Отчет воспитателя по самообразованию на тему:

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

Тема самообразования: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»

Цель работы: изучить и проанализировать эффективность использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольников; развивать интеллектуальные способности детей дошкольного возраста.

Задачи: повысить собственный теоретический уровень знаний путем изучения необходимой литературы по теме самообразования; развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием; формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей; развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы; развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию детей.

Изучение методической литературы по теме:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) ДО.

2. От рождения до школы: программа под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой,

М. А. Васильевой.

3. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов.

4. З. А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.

5. А. А. Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.

6. С. Бантикова. Геометрические игры /Дошкольное воспитание.

7. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду.

8. Л. А. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребенка.

9. Л. С. Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада.

10. М. А. Беженова. Веселая математика.

Актуальность выбранной темы:

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Ожидаемый результат:

Развитие у детей: интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности; образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять; произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники; способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения; стремления к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

Формы работы:

Сентябрь - мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях. Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».

Индивидуальные беседы по результатам мониторинга.

Октябрь - формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.

Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».

Оформление картотеки: «Дидактические игры по математике».

Консультация на тему: «Дидактические игры для обучения математике дошкольников».

Ноябрь - объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру:

«Найди пару», «Разложи по коробочкам». Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Декабрь - выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

Дидактические игры: «Что лишнее?», «Что изменилось?». Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи».

Январь - знакомство с понятиями «один», «много».

Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат».

Консультация «Игрушки-развивашки».

Февраль - сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).

Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы». Консультация «Развитие ориентировки в пространстве средствами дидактических игр».

Март - формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже).

Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам». Папка-передвижка «Математика в жизни ребенка».

Апрель - знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.

Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится-не катится», «Найди пару по форме». Рекомендации: «Формируем пространственные представления».

Май - формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.

Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел.

Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».

Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек».

Индивидуальные беседы по результатам мониторинга.

Консультация «Знакомство детей со свойствами предметов». 

В результате работы по теме самообразования: у большинства детей повысился интерес к дидактическим играм по математике; развились интеллектуальные способности детей; развилась мелкая моторика и зрительно-двигательная координация. У родителей расширились представления о влиянии дидактических игр в обучении детей основам математики.

Таким образом, дидактические игры разнообразны по

содержанию, целевому назначению и возрастным возможностям.

Они являются важным средством развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Дидактические игры в обучении детей основам математике.

Виды дидактических игр. Задачи, и способы их решения....

Отчет по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики»

В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики». Формирование элементарных математических представлений я...

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»

Тема самообразования:«Дидактические игры в обучении детей основам математики»Цель самообразования по теме:Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формиро...

Отчет по самообразованию педагога по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики.» вторая младшая группа

Отчет по самообразованию педагога по теме:«Дидактические игры в обучении детей основам математики.»вторая младшая группа...

Отчет по самообразованию педагога по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение."Детский сад общеразвивающего вида № 27"   Отчет по самообразованию педагога по теме:«Дидактические игры в ...

Конспект занятия на тему : «Дидактические игры в обучении детей основам математики» для детей средней группы .

Цель: Обучать детей основам математики через дидактическую игру, развитие интеллектуальных способностей....

План самообразования воспитателя Хамматовой Алсу Рашитовны на тему: «Дидактические игры в обучении детей основам математики» 2024-2029 г.г.

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...