Отчет по самообразованию на тему: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
статья
«Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_na_temu.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию на тему: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Воспитатель: Федорова Виктория Сергеевна
МБДОУ № 21
п. Светлая Заря
2023г.
Отчет воспитателя по самообразованию на тему:
«Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Тема самообразования: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Цель работы: изучить и проанализировать эффективность использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольников; развивать интеллектуальные способности детей дошкольного возраста.
Задачи: повысить собственный теоретический уровень знаний путем изучения необходимой литературы по теме самообразования; развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием; формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей; развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы; развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию детей.
Изучение методической литературы по теме:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) ДО.
2. От рождения до школы: программа под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой.
3. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов.
4. З. А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
5. А. А. Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.
6. С. Бантикова. Геометрические игры /Дошкольное воспитание.
7. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду.
8. Л. А. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребенка.
9. Л. С. Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада.
10. М. А. Беженова. Веселая математика.
Актуальность выбранной темы:
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс
решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Ожидаемый результат:
Развитие у детей: интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности; образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять; произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники; способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения; стремления к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.
Формы работы:
Сентябрь - мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях. Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».
Индивидуальные беседы по результатам мониторинга.
Октябрь - формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.
Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».
Оформление картотеки: «Дидактические игры по математике».
Консультация на тему: «Дидактические игры для обучения математике дошкольников».
Ноябрь - объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру:
«Найди пару», «Разложи по коробочкам». Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».
Декабрь - выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.
Дидактические игры: «Что лишнее?», «Что изменилось?». Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи».
Январь - знакомство с понятиями «один», «много».
Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат».
Консультация «Игрушки-развивашки».
Февраль - сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).
Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы». Консультация «Развитие ориентировки в пространстве средствами дидактических игр».
Март - формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже).
Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам». Папка-передвижка «Математика в жизни ребенка».
Апрель - знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.
Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством.
Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится-не катится», «Найди пару по форме». Рекомендации: «Формируем пространственные представления».
Май - формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.
Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел.
Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».
Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек».
Индивидуальные беседы по результатам мониторинга.
Консультация «Знакомство детей со свойствами предметов».
В результате работы по теме самообразования: у большинства детей повысился интерес к дидактическим играм по математике; развились интеллектуальные способности детей; развилась мелкая моторика и зрительно-двигательная координация. У родителей расширились представления о влиянии дидактических игр в обучении детей основам математики.
Таким образом, дидактические игры разнообразны по
содержанию, целевому назначению и возрастным возможностям.
Они являются важным средством развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Дидактические игры в обучении детей основам математике.
Виды дидактических игр. Задачи, и способы их решения....
Отчет по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики»
В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики». Формирование элементарных математических представлений я...
ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Тема самообразования:«Дидактические игры в обучении детей основам математики»Цель самообразования по теме:Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формиро...
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики.» вторая младшая группа
Отчет по самообразованию педагога по теме:«Дидактические игры в обучении детей основам математики.»вторая младшая группа...
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики.»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение."Детский сад общеразвивающего вида № 27" Отчет по самообразованию педагога по теме:«Дидактические игры в ...
Конспект занятия на тему : «Дидактические игры в обучении детей основам математики» для детей средней группы .
Цель: Обучать детей основам математики через дидактическую игру, развитие интеллектуальных способностей....
План самообразования воспитателя Хамматовой Алсу Рашитовны на тему: «Дидактические игры в обучении детей основам математики» 2024-2029 г.г.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...