Технология проблемного обучения
учебно-методический материал (старшая группа)
Методическая разработка посвящена повышению профессиональной
компетентности педагогов по проблемам применения технологии проблемного
обучения. Предложенная разработка раскрывает специфику использования
проблемного обучение в детском саду.
Содержит формы и методы, позволяющие обеспечить эффективное
взаимодействие педагога с детьми в исследовательской деятельности.
Предназначена руководителям дошкольных учреждений, может быть полезна
методистам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАБОТЫ
«Использование технологии проблемного обучения
как средство
развития познавательной активности дошкольников»
Выполнила воспитатель:
Гривастова Ольга Васильевна
Содержание
Аннотация………………………………………………………..……..…………..3
Введение………………………………………………………………..………..….4
Глава I
Проблемное обучение как особый тип развивающего обучения дошкольников.
1.1. Сущность проблемного обучения…………………………………………….8
1.2. Специфика использования проблемного обучение в детском саду………..10
1.3. Проблемное обучение как фактор развития познавательной
активности старшего дошкольника
1.4 Краткие выводы по главе II..…………………………………………………..17
Глава II
Использование технологии проблемного обучения в образовательном процессе дошкольников.
2.1 Технология проблемного обучения…………………………………………...18
2.2 Исследование и анализ эффективности технологии проблемного обучения как средства развития познавательной активности дошкольников…………………27
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………..……….....42
Приложение…………………………………………………………………………43
Аннотация
Методическая разработка посвящена повышению профессиональной
компетентности педагогов по проблемам применения технологии проблемного
обучения. Предложенная разработка раскрывает специфику использования
проблемного обучение в детском саду.
Содержит формы и методы, позволяющие обеспечить эффективное
взаимодействие педагога с детьми в исследовательской деятельности.
Предназначена руководителям дошкольных учреждений, может быть полезна
методистам.
Введение.
Актуальность.
Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Основной задачей их воспитания становится понимание подробного плана развития ребёнка, который в нём уже имеется.
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении
развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы»
школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому
дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его
неповторимого, специфического возрастного потенциала.
Каким же видится человек грядущего столетия? Это, прежде всего
жизнеспособная, духовно- нравственная и творчески саморазвивающаяся
личность, умеющая ориентироваться в сложных ситуациях и решать личные и
социальные проблемы; живущая в согласии с природой, людьми, культурами;
способная делать выбор и отвечать за него перед собой, семьей, Отечеством.
Сегодня ФГОС ставят во главу угла индивидуальный подход к ребенку и
деятельностный подход к процессу обучения, где происходит сохранение
самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.
Согласно им у выпускника дошкольного образовательного учреждения должны быть сформированы такие социальные и психологические характеристики личности ребёнка как:
● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно- следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
В этой связи усилия педагога детского сада должны быть направлены на
развитие у ребенка старшего дошкольного возраста самостоятельности
целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее
осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результат.
Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных
образовательных технологий в практику работы образовательного учреждения.
В числе современных педагогических технологий, которые обогащают
субъектный опыт детей старшего дошкольного возраста, обеспечивают
самостоятельную деятельность ребенка, мы рассматриваем технологию
проблемного обучения, которая, являясь специально созданной совокупностью
специфических приемов и методов, помогает детям самостоятельно добывать
знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных
задач.
Сегодня остро ставится проблема – как развернуть систему образования в
сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных
задач, обеспечивающей духовное совершенствование личности, предусматривающей воспитание творческого человека, способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и культурных.
Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте,
чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал. Как утверждают учёные,
40% знаний человек приобретает в возрасте до 4-х лет, ещё 50% – до семи лет.
Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает
возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного
контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни.
Накопление ребёнком под руководством умного взрослого ценного опыта
познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей
самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного
потенциала дошкольника.
Посредником между деятельностью и субъектом деятельности (ребенком) призвана стать личность педагога.
Таким образом, педагогика становится не только лишь средством воспитания и обучения, но в большей степени – средством возбуждения творчески-поисковой активности.
Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов,
приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации воспитательно- образовательного процесса в ДОУ.
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели. Поэтому на современном этапе все больше внимания уделяется значению практической поисково-исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и потребовать преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Вот на этом и основано активное внедрение проблемного обучения в практику работы детских дошкольных учреждений.
Целью моего исследования является: определение роли управления организацией проблемного обучения в развитии познавательной активности дошкольников.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1.На основе изучения психолого-педагогической литературы проанализировать основные понятия «познавательной активности» и «проблемного обучения», уточнить методику организации проблемного обучения в дошкольном возрасте.
2. Создать инструментальное обеспечение оценки уровня профессиональной компетентности каждого педагога по вопросам развития познавательной активности дошкольников в процессе проблемного обучения.
3. Проверить в практике работы и реализовать в процессе руководства
образовательным процессом в ДОУ наиболее эффективные средства
повышения профессиональной компетентности педагогов в организации
проблемного обучения.
Гипотеза исследования состояла в предположении, что управление организацией проблемного обучения будет обеспечивать более эффективное, в сравнении с имеющейся практикой, повышение профессиональной компетентности воспитателей по вопросам развития познавательной активности дошкольников при соблюдении следующих условий:
– достаточной информированности педагогов по данному вопросу;
– при изучении уровня профессиональной готовности педагогов к организации познавательно-исследовательской работы с детьми;
– организации методической работы, основанной на принципе дифференциации;
– активной позиции самих педагогов.
Данное исследование может претендовать на следующую новизну:
* разработка интерактивных методов работы с педагогами ДОУ;
* разработка критериев диагностики профессиональной компетентности педагогов в условиях проблемного обучения.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании комплекса мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности управленческой работы по проблеме развития познавательной активности дошкольников в процессе проблемного обучения.
Практическая значимость состоит в том, что содержащиеся в работе теоретические и методические данные материалы могут быть использованы руководителями, старшими воспитателями и педагогами дошкольных образовательных учреждений для повышения уровня познавательной активности дошкольников в процессе проблемного обучения.
Глава I
Проблемное обучение как особый тип развивающего обучения дошкольников.
1.1. Сущность проблемного обучения.
Проблемное обучение – такая форма, в которой процесс познания обучающихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности.
Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем обучающиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.
Большое значение для становления теории проблемного обучения имели работы психологов, сделавших вывод о том, что умственное развитие характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий, которыми владеет ученик (Кудрявцев Т.В., Менчинская, Н.А., Рубинштейн С.Л. 2000 г), и раскрывших роль проблемной ситуации в мышлении и обучения.
Исходными при разработке теории проблемного обучения стали положения теории деятельности (Выготский Л.С., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. 2000г) .
Концепция проблемного обучения имеет в своей основе подоплеку развития, а не усвоения знаний, вместе с тем, в ней заложена идея большей прочности знаний при их самостоятельном достижении учащимся.
В настоящее время проблемное обучение имеет несколько разновидностей, в зависимости от того, какая цель выделяется педагогом в качестве основной. Так, это может быть усвоение учащимися знаний, умений и навыков, тогда педагог руководит и направляет процесс разрешения проблемных ситуаций, и за счет увеличения самостоятельности и персонализации получаемых знаний, они в большей степени усваиваются, чем при объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методах.
Проблемное обучение может быть близко и к развивающему обучению, если его задачей ставится развитие интеллекта - за счет увеличения самостоятельности при разрешении проблемных ситуаций формируется активная познавательная деятельность, достигается свобода и органичность применения способов умственных действий. В теории все эти цели признаются в проблемном обучении, но на практике педагог самостоятельно выстраивает ту или иную иерархию при структурировании учебного материала, разработке методики и реализации учебного процесса.
В настоящее время проблемное обучение является не столько педагогической технологией, сколько методикой или даже подходом к обучению, и в зависимости от уровня той или иной своей составляющей может служить различным целям и органично применяться в различных действующих педагогических технологиях.
Рассмотрим подробнее основы проблемного обучения и методику его организации.
Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает
познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность
изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.
Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность,
приучает к самостоятельности в процессе познания.(Лернер И.А. 1974 г).
Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучаемый мог бы гарантированно выполнить задание. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольников. Поэтому проблемное построение занятий требует их особой организации, отражается на выборе методов и приемов обучения, влияет на структуру и, на само содержание занятия.
Основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, представляющая собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.
Проблемные ситуации и, соответственно, все проблемное обучение строятся на принципе проблемности, противоречия как закономерности познания, как основного механизма, активизирующего обучение.
Действие этого механизма и, соответственно, концептуальная основа всего проблемного обучения основаны на психологической теории мышления, выдвинутой в советской психологической школе еще С.Л. Рубинштейном. В его теории мышление представляет собой продуктивный процесс, связующий воедино объекты познаваемой действительности. Объекты действительности всегда содержат в себе определенные внутренние и (или) внешние противоречия, проблемы, задачи которые субъект должен разрешить в процессе их практического преобразования и (или) мысленного осознания, то есть предметный мир открывается человеку, будучи исполненным проблемностью, что и вызывает необходимость в мышлении. Согласно его концепции именно проблемной ситуацией, противоречием, определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.
В процессе мыслительного процесса и разрешения, тем самым, такой проблемной ситуации происходит осознание познавательной потребности субъекта, которая, будучи осознанной, побуждает уже мыслительную активность человека.
Таким образом, именно эти идеи были положены в основу проблемного обучения: постановка проблемной задачи (создание проблемной ситуации) приводит к появлению познавательной потребности, в связи с чем повышается мыслительная активность и развивается интеллект.
Итак, по сравнению с традиционным образованием, проблемное образование позволяет более эффективно развивать познавательные способности, интеллект, оно способствует более качественному усвоению знаний, умений и навыков.
1.2. Специфика использования проблемного обучение в детском саду
Специфика проблемного обучения в детском саду заключается в том, что
воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям
возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные
знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей
критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Если традиционный процесс обучения строится с опорой на память и воспроизводящую деятельность, что способствует развитию воспроизводящей
стороны мышления. Деятельность педагога, при таком обучении, заключается в
трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога к ребенку.
Деятельность ребенка – в восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции. То проблемное обучение предполагает сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что
способствует «воспитанию подлинного самостоятельного, продуктивного,
творческого мышления».
Деятельность педагога:
Учить мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций,
организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной
на открытие нового при решении проблем.
Деятельность ребенка:
Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения
проблем, новых знаний и способов действий. Каждое новое знание
приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта,
возбуждает вопросу, догадки.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны
познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.
Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают
детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к
установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире
человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает
окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает
возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо
знакомым.
Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства.
Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад. Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане.
Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день? Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению.
И не надо забывать о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.
Методы проблемного обучения:
Можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения:
1. Метод монологического изложения:
Педагог сообщает факты в определенной последовательности, дает им необходимые пояснение, демонстрирует опыты с целью их подтверждения. Проблемные ситуации если и создаются, то только с целью привлечения внимания воспитанников, заинтересовать их. Роль ребенка при использовании данного метода довольно пассивна, необходимый для работы этим методом уровень познавательной самостоятельности невысок.
2. Рассуждающий метод обучения:
Если педагог ставит цель показать образец исследования постановки и
решения целостной проблемы, то он использует рассуждающий метод. При
этом материал разделяется на части, педагог к каждому этапу предусматривает
системы риторических вопросов проблемного характера с целью привлечь
воспитанников к мысленному анализу проблемных ситуаций. В изложении педагога преобладает уже не категоричность сведений, а элементы рассуждения, поиска выхода из возникающих в силу особенностей построения материала затруднений
3. Диалогический метод изложения:
Непосредственное участие в реализации способа решения проблемы, активизация познавательного интереса, привлечение внимания к уже известному в новом материале. Использование информационных вопросов, ответы на которые дают дети.
Использование диалогического метода обучения обеспечивает более высокий уровень познавательной активности детей в процессе познания, так как они уже непосредственно привлекаются к участию в решении проблемы под жестоким управляющим воздействием воспитателя.
4. Эвристический метод изложения:
Эвристический метод применяется там, где педагог ставит цель обучить
воспитанников отдельным элементам решения проблемы, организовать частичный поиск новых знаний и способов действия. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы с решением проблемных задач и заданий.
Суть эвристического метода состоит в том, что открытие нового закона
совершается не педагогом при участии воспитанников, а самими детьми под
руководством и с помощью педагога.
5. Исследовательский метод:
Процесс усвоения «решением проблем и проблемных задач». Сущность его в том, что педагог конструирует систему проблем и проблемных задач, адаптирует ее к конкретной ситуации познавательного процесса, а дети, решая проблемы, обеспечивают сдвиг в структуре и уровне умственной деятельности, постепенно овладевая процедурой творчества, а заодно творчески усваивают и методы познавания».
Если в процессе реализации эвристического метода вопросы, указания и задания ставятся до решения проблемы и выполняет направляющую функцию в процессе решения, то в случае использования исследовательского метода вопросы ставятся в конце этапа, после того как большинство детей с решением проблемы справились.
6. Метод программированных заданий:
Метод программированных заданий представляет собой постановку педагогом системы программированных заданий. Уровень эффективности учения определяется наличием проблемных ситуаций и возможностью самостоятельной постановки и решения проблем. Применение программированных заданий заключается в следующем: каждое задание состоит из отдельных элементов-кадров; один кадр содержит часть изучаемого материала, сформулированного в виде вопросов и ответов, либо в виде изложения новых заданий, либо в виде упражнений.
1.3. Проблемное обучение как фактор развития познавательной
активности старшего дошкольника
Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого - поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.
При проблемном обучении деятельность ребенка приобретает поисково-
исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребенком
в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Все это способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления» (С.Л. Рубинштейн.2000 г), так как развитие творческого потенциала ребенка может осуществляться в творческой деятельности, специально организуемой педагогом.
Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых:
контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений. Прежде всего, необходимо помнить, что при организации познавательной деятельности отношения «ребенок-взрослый» должны строиться на соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству.
Основным средством развития познавательной активности в процессе проблемного обучения является проблемная ситуация.
Проблемная ситуация, ее основные компоненты:
- неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
- познавательная деятельность;
- творческие возможности и достигнутый уровень знаний.
Противоречие – основное звено проблемной ситуации С.Л. Рубинштейн: «Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружение в ней противоречия. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленный на их «снятие» (С.Л. Рубинштейн.2000 г). Чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает.
ПРОТИВОРЕЧИЕ
ПОСТАНОВКА
ПРОБЛЕМЫ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (гипотезы, участие в беседе, выполнение задания, открытие нового знания (способа деятельности)
ВЫВОД
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». А.М.Матюшкин, - этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения?»( А.М. Матюшкин 1972 г).
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.
Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки.
Как считает А.М. Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу
ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему - он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого» ?»( А.М. Матюшкин 1972 г). Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
1.4. Краткие выводы по главе I
Проблемное обучение - важнейшее средство развития познавательной активности дошкольников. Методика проблемного обучения определяется содержанием предмета и познавательными возможностями детей.
Главным этапом в проблемном обучении является создание проблемной ситуации разными способами.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.
Итак, применение в учебном процессе методов проблемного обучения помогает воспитателю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского сада, - формировать у воспитанников активное, творческое мышление, их познавательную активность.
Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности детей, специально организуемой воспитателем в процессе обучения. Поэтому педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить дошкольников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Одним из таких условий является создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность развития познавательной активности.
Глава II
Использование технологии проблемного обучения в образовательном процессе дошкольников.
2.1 Технология проблемного обучения
Человек, как считает С.Л.Рубинштейн, подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом.
В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые – ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.
Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. Но проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.
Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.
Появление такого инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Джона Дьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.
В России проблемным обучением занимались отечественные психологи И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, они утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Что же такое проблемное обучение?
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.
Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).
В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых, контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения
1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
2. Быть доступным для обучающихся.
3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Почему современное образование активно внедряет данную технологию?
Достоинства проблемного обучения:
1. Высокая самостоятельность обучающихся;
2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся;
3. Развитие мыслительных способностей детей.
Недостатки
Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.
Проблемное обучение включает несколько этапов:
1) осознание общей проблемной ситуации;
2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;
3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);
4) проверка правильности решения проблемы.
Формы организации проблемного обучения в ДОУ.
Существуют следующие формы организации проблемного обучения?
Проблемный вопрос
Проблемная задача
Проблемная ситуация
Проблемный вопрос: это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.
«Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?».
«Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»
Т.е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.
В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.
Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»?
Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)
Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).
Почему утка плавает, а курица нет?
Почему обувь не делают из железа?
2) Проблемная задача: Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?
Примеры проблемных задач.
Проблемная задача №1.
Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».
Проблемная задача №2..
- Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.
Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.
Проблемная задача №3
- Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до донца зимы.
Почему?
3)Проблемная ситуация.
Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.
При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.
(Противоречие - положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним,противоположное ему.)
Проблемная ситуация №1,металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?
Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.
Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.
Проблемная ситуация №2, воспитатель предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски.
Неизвестное в данном случае – почему только металлический шарик остановился посередине доски.
Возникло противоречие: шарик должен скатиться, но не скатился.
Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Те, кто не знаком со свойствами магнита – в затруднении.
Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Если у кого-то уже имеются знания о свойствах магнита, могут правильно разрешить возникшее противоречие без обследования доски. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей. Такое знакомство со свойствами магнита запомнится лучше всех рассказов взрослых, т. к. основано на эмоциональном восприятии.
Данная проблемная ситуация была специально создана воспитателем, но очень часто проблемные ситуации возникают естественно. В этом случае воспитатель обязан помочь детям увидеть противоречие, несоответствие, замеченное одним ребенком (или несколькими), и включить их в активную поисковую деятельность.
Приемы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками
Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом.
Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.
Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых.
Создание противоречия, проблемной ситуации.
Организация противоречия в практической деятельности детей
Требования к проблемным ситуациям:
— решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;
— проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает
ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;
— формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от
непонятных для детей слов и выражений;
— проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;
— проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности детей;
— в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;
— проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических
принципов обучения;
— в основе проблемной ситуации должно быть противоречие.
Рекомендации по стилю общения с детьми
Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо». Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач.
ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ.
• В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
• Дым в соседней квартире. Твои действия?
• Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
• В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?
• Сказка «Репка». У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?
•Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.
•Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.
В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.
Таким образом, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки, не читаем нравоучений. Ведь это порождает робость. Как считает А. М. Матюшин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему — он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только легкие проблемы», что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
2.2 Исследование и анализ эффективности технологии проблемного обучения как средства развития познавательной активности дошкольников.
Практическая часть технологии проблемного обучения была мною составлена на базе МБОУ «Лицей №4» (дошкольное отделение) г. о.Королев. В исследовании принимали дети старшей группы (20 человек)
Экспериментальная работа проводилась в 2 этапа (обучающий и контрольный этапа).
1 группа детей – экспериментальная. Здесь я проводила занятия с использованием проблемного обучения.
1. Биченков Данила
2. Борзенков Андрей
3. Богачёв Михаил
4. Будко Елизавета
5. Виноградова Анна
6. Евтодьева Эвелина
7. Кюрегян Анна
8. Норинова Виктория
9. Майоров Юрий
10. Беляев Лев
2 группа детей – контрольная. Здесь занятия проводились традиционно.
1. Абасов Раатбек
2. Аскарян Инга
3. Блохина Лола
4. Карпов Максим
5. Киселёв Захар
6. Матвеев Игнат
7. Новиков Яромир
8. Скаляух Марианна
9. Сажина даяна
10. Суханов Леонид
Для исследования эффективности проблемного обучения я использовала занятия по развитию речи традиционным методом и с использованием технологии проблемного обучения.
Занятие по развитию речи в контрольной группе
Тема: «Знакомый незнакомец».
Программное содержание:
· Продолжать учить детей придумывать загадки с элементами описания, сравнения и описания.
· Познакомить детей с новым способом словообразования.
· Закрепить знания детей о способах словообразования: при помощи сложения существительного с существительным, с помощью увеличительных, уменьшительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов.
· Упражнять в подборе определений, синонимов, в согласовании прилагательных и существительных, развивать интерес к этимологии слова.
· Развивать интонационную выразительность речи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В группу заносится сундучок.
Воспитатель:
– Хотите узнать, что в сундучке? Надо придумать чистоговорку:
Чок-чок-чок-открывайся… (сундучок)
Сундучок открывается, и дети обнаруживают письмо и корзину с грибами.
– Ребята, в сундучке что-то есть. Это письмо. Кто же написал нам это письмо? Давайте откроем и прочтем его: «Здравствуйте, ребята! Я вам отправила грибы из леса, чтобы вы знали какие они бывают и как называются.
Ваш давний друг – Волшебница Осень».
– Ребята, давайте посмотрим и скажем какие же грибы нам прислали.
– Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?
– Оказывается, лисички похожи на лисичку-сестричку, а рыжики получили свое название так, потому что и шляпка, и ножка этого гриба ярко-рыжая. Вот посмотрите.
Опенок получил себе такое название, потому что он растет на пнях и образовалось слово «опенок» от слова «пень», «пенёк».
– Ребята, а вот этот гриб растет под березой. От какого слова мы можем образовать нужное нам слово – название грибу, если он растет в березовом лесу?
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
– Вернемся к нашему грибу.
– Ребята, слова ещё можно образовывать с помощью частичек перед словом.
– Где растет гриб по отношению к березе? (Показ картинки)
– Около березы, у березы, под березой.
– Какое слово мы можем образовать с помощью частички «около» и слова? (Околоберезовик)
Аналогично: уберезовик, подберезовик.
Проверка в словаре: подберезовик.
«Гриб, который растет под березой – подберезовик. Похож подберезовик на березку «стройную, на березку белоствольную». Про него говорят: «Этот грибок – березы сынок». У красавицы-березы ствол разукрашен черными точками, и у подберезовика белая ножка разрисована темными чешуйками» (Показ картинки)
Физкультминутка с элементами релаксации
Включается спокойная тихая музыка.
– Дружба не только в нашей группе, но и у растений тоже очень ценится.
Вот, например, грибы и деревья очень дружат между собой. Давайте представим себя маленькими подберезовиками, которые вот-вот появятся под березками. Теплый луч упал на землю и согрел маленький грибочек. Нежится на солнце грибочек, подставляя то один свой бок, то другой. И вырос из маленького грибочка красивый гордый подберезовик, похожий на раскрытый зонтик.
Чистоговорка:
Шу-шу-шу –
Я листочками шуршу.
Су-су-су –
Под листочками грибы в лесу.
Игра «Волшебные дорожки»
Задание: Хлопните в ладоши 1 раз, если вы услышите слова, подходящие к слову «подберезовик» и 2 раза, если вы услышите слова, которые подходят к слову «береза».
душистый | стройная | белоствольная | полезный | аппетитный |
подберезовик | + | + | + | |
береза | + | + |
– Значит подберезовик душистый, полезный, аппетитный. Береза стройная и белоствольная.
Задание: С помощью этих слов составьте предложение.
(Под стройной, белоствольной березой растет вкусный, полезный, аппетитный, подберезовик)
Закрепление знаний.
– А вы любите отгадывать загадки?
– А кто их придумывает?
– Хотите придумать загадку про подберезовик?
– Вспомним, какие слова мы придумали к слову «подберезовик».
– Какой он?
– Где он растет?
– Что особенного у него есть?
– На что похож?
– Составим загадку с отрицанием «но не»:
Растет под осиной | но не | трава |
вкусный | но не | ягода |
со шляпкой | но не | человек |
Что это? (Гриб подберезовик)
– Молодцы, ребята! Сейчас пойдем играть.
Занятие по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения в экспериментальной группе
Тема: «Знакомый незнакомец».
Программное содержание:
· Продолжать учить детей придумывать загадки с элементами описания, сравнения и описания.
· Познакомить детей с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации.
· Закрепить знания детей о способах словообразования: при помощи сложения существительного с существительным, с помощью увеличительных, уменьшительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов.
· Упражнять в подборе определений, синонимов, в согласовании прилагательных и существительных, развивать интерес к этимологии слова.
· Развивать интонационную выразительность речи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В группу заносится сундучок.
Воспитатель:
– Хотите узнать, что в сундучке? Надо придумать чистоговорку:
Чок-чок-чок-открывайся… (сундучок)
Сундучок открывается, и дети обнаруживают осенние листья.
– Ребята, осень на память о себе оставила осенние листья. Какие они? (Разноцветные, пестрые, багряные…)
–– Ребята, в сундучке еще что-то есть. Это письмо. Кто же написал нам это письмо? Давайте откроем и прочтем его: «Здравствуйте, ребята! Хочу рассказать вам одну историю. Однажды мальчики Миша и Костя отправились в лес и обнаружили в березовом лесу очень много грибов. Миша сорвал гриб и обрадовался: «Вот так находка! Сколько березовых грибов!».
«Нет, это – березовка», – сказал Костя. Стали мальчики спорить, кто из них прав. Миша утверждает, что он прав, что гриб называется «березовый». А Костя говорит, что прав он, что гриб должен называться «березовка». Спорили-спорили, что даже поссорились. Так и не поняли, кто из них прав, как точно и правильно называется этот гриб. Может быть, вы разберетесь в этой истории?
Ваш давний друг – Волшебница Осень».
Эвристические вопросы:
– Ребята, что вы услышали сейчас?
– Когда произошла эта история? Где?
– Как назвали мальчики один и тот же гриб? (Березовый, березовка)
– Что произошло между мальчиками? Почему? (У них появилась проблема: они не знают, как называется гриб)
– Сможем ли мы им помочь? Сможем ли мы их помирить?
– Как можно решить проблему, которая возникла между Мишей и Костей?
– Как это сделать, каким способом? (Нужно узнать, как точно и правильно называется гриб, который растет в березовом лесу).
– Давайте разберемся в этой проблеме и поможем мальчикам. Ведь проблема мальчиков – теперь и наша проблема.
– Во-первых, обратимся к схеме.
– Что мы знаем об образовании слов?
– Как образуются слова?
– От какого слова мы можем образовать нужное нам слово – название грибу, если он растет в березовом лесу?
Поиск: (используется схема)
– А как точнее и правильнее называется этот гриб, давайте порассуждаем.
– Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?
– Оказывается, лисички похожи на лисичку-сестричку, а рыжики получили свое название так, потому что и шляпка, и ножка этого гриба ярко-рыжая.
Опенок получил себе такое название, потому что он растет на пнях и образовалось слово «опенок» от слова «пень», «пенёк».
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
– А теперь давайте вернемся к нашему грибу.
– Где растет гриб по отношению к березе? (Показ картинки)
– Около березы, у березы, под березой.
около | у | под |
береза |
– Какое слово мы можем образовать с помощью частички «около» и слова? (Околоберезовик)
Аналогично: уберезовик, подберезовик.
– Ребята, мы с вами сделали открытие – оказывается, слова ещё можно образовывать с помощью частичек перед словом. Мы с вами – открыватели.
– У нас получилось три названия грибу. Какое же из них правильное? Кто нам сможет подсказать? Откуда мы можем узнать? (Взрослые, словарь)
Проверка в словаре: подберезовик.
«Гриб, который растет под березой – подберезовик. Похож подберезовик на березку «стройную, на березку белоствольную». Про него говорят: «Этот грибок – березы сынок». У красавицы-березы ствол разукрашен черными точками, и у подберезовика белая ножка разрисована темными чешуйками» (Показ картинки)
– Ребята, мы помогли мальчикам? Их проблему мы решили?
– Мы обязательно сообщим им о нашем решении.
Физкультминутка с элементами релаксации
Включается спокойная тихая музыка.
– Дружба не только в нашей группе, но и у растений тоже очень ценится.
Вот, например, грибы и деревья очень дружат между собой. Давайте представим себя маленькими подберезовиками, которые вот-вот появятся под березками. Теплый луч упал на землю и согрел маленький грибочек. Нежится на солнце грибочек, подставляя то один свой бок, то другой. И вырос из маленького грибочка красивый гордый подберезовик, похожий на раскрытый зонтик.
Чистоговорка:
Шу-шу-шу –
Я листочками шуршу.
Су-су-су –
Под листочками грибы в лесу.
Игра «Волшебные дорожки»
Задание: Хлопните в ладоши 1 раз, если вы услышите слова, подходящие к слову «подберезовик» и 2 раза, если вы услышите слова, которые подходят к слову «береза».
душистый | стройная | белоствольная | полезный | аппетитный |
подберезовик | + | + | + | |
береза | + | + |
– Какой подберезовик?
– Какая березка?
Задание: С помощью этих слов составьте предложение.
(Под стройной, белоствольной березой растет вкусный, полезный, аппетитный, подберезовик)
– А вы любите отгадывать загадки?
– А кто их придумывает?
– Хотите придумать загадку про подберезовик?
– Вспомним, какие слова мы придумали к слову «подберезовик».
– Какой он?
– Где он растет?
– Что особенного у него есть?
– На что похож?
– Составим загадку с отрицанием «но не»:
Растет под осиной | но не | трава |
вкусный | но не | ягода |
со шляпкой | но не | человек |
Что это? (Гриб подберезовик)
Итог занятия
Воспитатель с детьми помещает свое новое открытие в уголок открытий.
Итоги работы
Последний этап эксперимента – это контрольный этап. Целью контрольного этапа является сопоставление результатов.
Сравнительные результаты по проведению занятий контрольной и экспериментальной группах я занесла в таблицу 1.
Экспериментальная группа (Кол-во чел.) в % | Контрольная группа (Кол-во чел.) в % | |
Активность и самостоятельность детей | 80% | 40% |
Выявление творческих способностей | 70% | 20% |
Развитие познавательной деятельности | 90% | 80% |
Развитие позитивных мотивов | 80% | 30% |
Применение полученных новых знаний в новых ситуациях | 80% | 30% |
По данным результатам я сделала вывод:
При традиционном методе обучения доминирует информационное изложение учебного материала. Учащиеся слушали и воспринимали объяснения усваивали новое знание путем запоминания, а новые действия – путем подражания действиям воспитателя. Усвоение закреплялось ответами на вопросы, обычно не требующих творческой деятельности. Отсутствует возможность обеспечения всем учащимся стопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информатизации в практике.
При проблемном обучении деятельность состоялось в том, что я, давая в необходимых случаях объяснения содержания наиболее сложных понятий, систематически создавала проблемные ситуации, сообщая учащимся факты и организуя их учебно-познавательную деятельность. Новую информацию дети получают в ходе решения теоретических и практических задач.
Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности. Дети сами добывали новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.
Повышенная активность дошкольников способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
Заключение
Все поставленные задачи исследования выполнены: проанализировала психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; раскрыла сущность проблемного обучения и специфику его использование в детском саду; проведена экспериментальная работа и подтверждена эффективность его использования.
Анализ показывает, что проблемное построение занятий требует их особой организации, отражается на выборе методов и приемов обучения, а также влияет на структуру и в определенной мере на само содержание излагаемого учебного материала. Поэтому есть все основания трактовать проблемное обучение как современную дидактическую систему, имеющую свою особую технологию.
Проблемное обучение – важнейшее средство развития учащихся. Методика проблемного обучения определяется содержанием предмета и познавательными возможностями учащихся.
Проблемное обучение, как и учебный процесс в целом, обладает свойством системности. Проблемы могут быть поставлены при установлении связей между структурными элементами содержания, а также при использовании принципа историзма.
Главным этапом в проблемном обучении является создание проблемной ситуации разными способами.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.
Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает воспитателю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского сада, – формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения. Поэтому педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить дошкольников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Одним из таких условий является создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.
Список использованной литературы:
1. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: «Знание», 1983. – 96 с.
2. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: «Знание», 1974. – 64 с.
3. Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. – М.: «Просвещение», 1968. – Сс. 186–203.
4. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: «Знание», 1983. – 96 с.
5. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: «Знание», 1991. – 80 с.
6. Матюшкин А.М. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. – М.: «Просвещение», 1968. – Сс. 186–203.
7. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика 1972.
8. Бертон В. Принципы обучения и его организация. М., 1994. – 159 с.
9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. – 585 с.
10. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., 1999. – 489 с.
11. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. М., 1990. – 234 с.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998. – 185 с.
13. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях. // Советская педагогика. – 1968 г.– №7.
14. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.
15. Педагогическая энциклопедия. – М.: Знание, 1979.
16. Беспалько В. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Педагогика, 1995.
17. Бабанский Ю. Интенсификация процесса обучения. – М.: Просвещение, 1991.
18. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб Питер, 2000
19. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
20. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие/Е.А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005
Приложение 1
Программа проблемного обучения в детском саду
Общая характеристика программы
Технология проблемного обучения направлена в первую очередь на то,
чтобы ребенок самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно
применять в решении новых познавательных задач. Для проблемного обучения
характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом
виде, не предполагаются правила и инструкции, следуя которым обучаемый
мог бы гарантированно выполнить задание. Материал не дается, а задается как
предмет поиска. И весь смысл обучения как раз заключается в стимулировании
поисковой деятельности дошкольника. Возможность проведения поисковой
деятельности существенно ограничены образовательно-культурными
традициями. Их смена – дело, требующее длительного времени, а также новых
теоретических и методических решений. И чтобы такой переход состоялся,
необходима концепция образовательной программы дошкольного учреждения.
Подобная программа не может быть сведена к элементарному использованию
проблемных ситуаций в процессе НОД по разным областям, она должна
включать широкий спектр мер по изменению всей образовательной
деятельности. Поэтому проблемное построение НОД требует ее особой
организации, отражается на выборе методов и приемов обучения, влияет на
структуру и в определенной мере, на само содержание НОД.
Цель программы: Развитие интеллектуально- творческого потенциала
личности ребенка, путем совершенствования его поисково-исследовательских
способностей, в процессе саморазвития.
Задачи программы:
1. Развитие познавательных потребностей дошкольников.
2. Развитие познавательных способностей дошкольников.
3. Обучение детей дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым
для самостоятельного поиска и исследований.
4. Формирование и развитие у детей дошкольного возраста умений и навыков
исследовательского поиска.
5. Формирование у дошкольников и педагогов представлений о проблемном
обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Самостоятельная поисково-исследовательская практика
Основное содержание работы в этом блоке программы – проведение
детьми самостоятельных исследований и решение проблемных ситуаций. Сам
блок выступает в качестве основного, центрального. НОД в ее рамках
выстроена так, что степень самостоятельности ребенка исследовательского
поиска постепенно возрастает. Деятельность ребенка приобретает поисковый,
исследовательский характер в процессе решения проблем, новых знаний и
способов действий. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные
стороны познаваемого объекта, побуждает к вопросу, догадке.
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств
анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов
действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы
можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». А.М.
Матюшкин, - этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего
все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного
способа. Наступает отказ от известных способов решения.
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в
открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы,
т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе
решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках
знаний.
Третий этап решения проблемы - доказательство и проверка гипотезы,
реализация найденного решения. Практически это означает выполнение
некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением
вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать
проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Тренинг поисково-исследовательских способностей
В ходе данного тренинга дети должны овладеть специальными знаниями,
умениями и навыками исследовательского поиска. Они должны научиться:
- выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
- предлагать возможные решения;
- проверять эти возможные решения, исходя из данных;
-ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
- делать выводы в соответствии с результатами проверки;
- применять выводы к новым данным;
- делать обобщения.
В наиболее полном, развернутом виде проблемное обучение предполагает
следующее:
- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
- предлагает возможные решения;
- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает выводы в соответствии с результатами проверки;
- применяет выводы к новым данным;
- делает обобщения.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном
слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством
находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски
путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка
воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не
указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев,
сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.
(Исследовательский метод)
Мониторинг поисково-исследовательской деятельности
Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления
процессом поисково-исследовательского обучения:
- Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим,
все, что им обнаружено и обучено, очень важно для всех, и он обязательно будет
услышан.
- Ему необходимо освоить практику презентаций результатов
собственных исследований, овладеть умением аргументировать собственные
суждения, умозаключения и выводы.
- Он должен свободно высказывать свои мысли, сомнения, следить за
ответами товарищей, соглашаться или спорить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя семья» с использованием технологии проблемного обучения, игровые технологии
Формирование представлений о семейной и гражданской принадлежности...

Конспект физкультурного занятия с использованием здоровьесберегающей технологии, технологии проблемного обучения , ИКТ в подготовительной к школе группе: «Морское приключение»
фИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ...

Конспект занятия в образовательной области «Физическое развитие» с использованием технологии проблемного обучения, социо-игровой, здоровьесберегающих, личностно-ориентированных технологий для детей старшей группы «На помощь медвежонку»
Данное занятие формирует у детей стремление к здоровому образу жизни....
"Кейс-технология как педагогическая технология проблемного обучения"
- создание комплексной интегрированной модели информационно-коммуникационного обеспечения образовательного процесса ДОУ.- систематизация, обновление и по...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, для детей с задержкой психического развития, с использованием современной образовательной технологии: технология проблемного обучения. «Песочные часы».
Внедрение в педагогический процесс игр и заданий с песком создает благоприятные условия для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной на основе проблемного подхода (образовательной технологии проблемного обучения) «Лунтик возвращается домой»
Методическая разработка«Конспект непрерывной образовательной деятельности своспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной наоснове проблемного подхода (образовательной технологиипробл...

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»
Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...