Проект «Мы вместе!»
проект

Грищенко Светлана Анатольевна

Актуальность проекта

Вечная  проблема  человечества, - воспитание  детей. Сегодня  эта проблема  обсуждается  педагогами, психологами, родителями, социологами. Практика  и  проведенные исследования, показывают,  что   родители  испытывают  трудности  в  воспитании   детей, которые  объясняются  целым  рядом причин:

-   ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);

- социально-экономическими проблемами общества, ведущим к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи, трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;

- личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях) отсутствия понимания.

Деятельность, общение педагогов и родителей должны базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения, поэтому  действия ДОУ должны основываться на интересах и запросах семьи.  

В современных социально-экономических условиях,  родители вынуждены большую часть времени отдавать работе, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность. Следовательно, у родителей остается меньше времени для занятий с ребенком, организации его досуга. Кризисная ситуация в семье ведет к нарушению детско – родительских отношений.

Как показывают  современные исследования,  у многих родителей появилась потребность в «хорошем ребенке». Авторитарность родителей приводит к тому, что ребенок начинает подчиняться настроению взрослых в семье, отрицая своё настроение и переживания. А  это, ведет к нарушению мироощущения ребенка и возникновению проблем личностного роста. Ребенок не понимает, любим  ли он, положительно ли к нему относятся близкие и, как следствие этого, возникает  дефицит чувства собственного достоинства, безынициативность, чувство вины.  Все эти сложности в детско-родительских отношениях говорят о необходимости целенаправленной, систематической и специально организованной работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении.

Таким образом, для углубления и расширения работы с семьями воспитанников, для изменения  ее содержания  необходимо более широкое применение нетрадиционных методов взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_temu_my_vmeste_.docx42.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад №21 «Надежда»

городского округа Ступино московской области

Проект

«Мы вместе!»

        

          Проект разработал:

                                                                             воспитатель  I кв. категории

                                                                                                        Грищенко С.А.

2023 г.

Проект «Мы вместе»

 

Актуальность проекта

Вечная  проблема  человечества, - воспитание  детей. Сегодня  эта проблема  обсуждается  педагогами, психологами, родителями, социологами. Практика  и  проведенные исследования, показывают,  что   родители  испытывают  трудности  в  воспитании   детей, которые  объясняются  целым  рядом причин:

-   ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);

- социально-экономическими проблемами общества, ведущим к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи, трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;

- личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях) отсутствия понимания.

Деятельность, общение педагогов и родителей должны базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения, поэтому  действия ДОУ должны основываться на интересах и запросах семьи.  

В современных социально-экономических условиях,  родители вынуждены большую часть времени отдавать работе, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность. Следовательно, у родителей остается меньше времени для занятий с ребенком, организации его досуга. Кризисная ситуация в семье ведет к нарушению детско – родительских отношений.

Как показывают  современные исследования,  у многих родителей появилась потребность в «хорошем ребенке». Авторитарность родителей приводит к тому, что ребенок начинает подчиняться настроению взрослых в семье, отрицая своё настроение и переживания. А  это, ведет к нарушению мироощущения ребенка и возникновению проблем личностного роста. Ребенок не понимает, любим  ли он, положительно ли к нему относятся близкие и, как следствие этого, возникает  дефицит чувства собственного достоинства, безынициативность, чувство вины.  Все эти сложности в детско-родительских отношениях говорят о необходимости целенаправленной, систематической и специально организованной работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении.

Таким образом, для углубления и расширения работы с семьями воспитанников, для изменения  ее содержания  необходимо более широкое применение нетрадиционных методов взаимодействия.

Основы проекта, прогнозируемый результат.

Семья основной институт социализации ребенка.  Это первый институт, формирующий и закладывающий морально-нравственный фундамент ребенка. Поведение ребенка, его морально-нравственные принципы формируются семьей. В современных условиях родители заняты обеспечением материальной стороной жизни ребенка. Постоянная нехватка времени, возникающие вопросы по воспитанию и взаимодействию с ребенком, все это  побудило к созданию межсемейного детско-родительского проекта «Мы вместе».

Задача дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы выстроить эффективное взаимодействие родителей и педагогов удовлетворяющее интересы обеих сторон.

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие ребенка, родителя, воспитателя, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направленно на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение родителям воспитанников знаний, формирование у них педагогических умений и навыков, рефлексивного отношения к себе как к воспитывающим взрослым.

Повышение   педагогической  культуры  родителей  разрешает  сложившиеся  противоречия  между имеющимся воспитательным  потенциалом  семьи  и  его  не достаточным использованием.

Решением данной проблемы, может стать создание единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи, в рамках которого реализуется одно из важнейших направлений работы в системе «педагог – ребенок - родитель».

Для предупреждения  и преодоления  трудностей  семейного воспитания  недостаточно проводить  работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо совместить ее с работой с детьми, с сотрудниками детского сада и вести ее одновременно и параллельно. Родитель не ученик, а партнер по общению, в процессе которого педагог выходит на личный контакт с родителем и ребенком по разнообразным каналам –   визуальному, тактильному, вербальному, предметно - действенному. Для более эффективной работы необходимо расширить рамки сотрудничества. Исходя из практического опыта взаимодействие с родителями более эффективно в неформальной обстановке - чтобы взаимодействие с родителями было регулярным, повышающим педагогическую культуру родителей возникла идея создания меж семейного детско – родительского проекта  «Мы вместе».

Цель проекта: создание единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи. 

Задачи проекта:

- Установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, воспитателями.

- Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.

- Повысить степень осознанности родителями своих прав и обязанностей по отношению к своему ребенку.

- Создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами  дошкольного образовательного учреждения.

- Развивать у родителей способности рефлексии собственных возможностей в организации продуктивного воспитательного воздействия на детей.

-  Пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни.

-  Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместных мероприятий.

-  Обеспечить  атмосферу доброжелательности,  комфортности в общении: родитель - родитель; родитель - педагог; родитель – ребенок.

-   Способствовать сплоченности родительского коллектива.

Критерии:

-  Увеличение количественного состава участников  проекта  «Мы вместе».

- Рост потребности в общении со специалистами дошкольного образовательного учреждения.

-   Инициативность и активность родителей в  мероприятиях проекта  «Мы вместе».

-   Способность проведения рефлексии родителями собственных возможностей.

Таким образом, систематическая работа с детьми способствует формированию понятия «семьи», доброжелательного отношения к членам семьи, потребности радовать своим поведением и своими поступками. Участие родителей в реализации проекта  будет способствовать формированию у ребенка положительных эмоций,   семейному единству, гордости за свою семью и своих родителей, формированию высокой самооценки ребенка, его успешности и положительной «Я - концепции».

В целом, реализация проекта является эффективной, интересной, способствующей развитию детско-родительских отношений формой взаимодействия взрослых и детей. Деятельность детско – родительского  проекта  «Мы вместе» является неотъемлемой частью педагогического процесса при реализации работы в цепочке «педагог – родитель - ребенок». Таким образом, реализация проекта будет способствовать  формированию и развитию семьи как основного института социализации и  адаптации семьи и ребенка в социуме.

Особенность проекта -  неотъемлемая часть деятельности    проекта «Мы вместе»   выявление   характера детско – родительских отношений, определение  проблем и задач через организацию разнообразных мероприятий  с детьми, родителями, педагогами ДОУ.

Описание проекта (стратегия и механизм достижения поставленных целей).

Реализация проекта «Мы вместе» - это ежемесячные  мероприятия, информационные встречи, тематические выставки,  выпуск газет и журналов, консультации, практическое обучение  родителей.

Продолжительность встреч 30-40 минут, так как небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в коротком отрезке времени представляет большой интерес для родителей.

Мероприятия проекта   организуются в форме  нетрадиционного  общения  с  родителями, например: «Круглый  стол», «Педагогическая  гостиная».

«Опора семьи – здоровые отношения» и т.д.  Родителям  не  навязывается  готовая  точка  зрения, проблемная  постановка  вопроса  вынуждает  их  думать,  искать  собственный  выход  из  сложившейся  ситуации,  опираясь  на  свой  опыт. В  ходе  мероприятий   находится  ответ, удовлетворяющий большинство родителей в триаде «педагог – родитель – ребенок». К  ним  относится  общение  на  основе  диалога,  открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. А также нетрадиционные формы общения, которые призваны устанавливать неформальные отношения между педагогом и родителем, и доверительным отношением между родителем – детьми.

Методы, используемые при организации мероприятий проекта.

- Метод проблемной постановки вопроса.

- Метод педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций,

решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Способ решения педагогических  задач способствует формированию у родителей умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления.

- Метод анализа -  формирование родителя как педагога,  анализ их собственной воспитательной деятельности, способствующей развитию самонаблюдения и самооценки.  - Метод игрового моделирования. В игровой обстановке родители получают   возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком.    

 -     Метод беседы. Беседа является одним из основных методов реализации проекта

«Мы вместе».  Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игр,  все это оказывает содействие эмоциональному раскрепощению родителей, дающему возможность, открыто высказывать собственное мнение делиться  успехами и трудностями семейного воспитания.

Работа с детьми

Работа с детьми неотъемлемая часть деятельности педагогов и родителей в рамках     реализации проекта.

Цель: выявление особенностей детско – родительских отношений.

Задачи:

 -   формировать понятие «Семья»;

- вырабатывать потребность радовать близких,  добрыми делами, заботливым отношением.

-   развивать навыки взаимодействия с членами семьи;

-   воспитывать уважение и чуткое отношение к близким людям;

-   повышать уровень коммуникативности;

Создание   предметно –  развивающей  среды.

Создание центров   детской деятельности и дополнение следующими пособиями и материалами:

 -  «Семья – уголок для сюжетно – ролевой игры»,

-  «Центр  уединения».

-   Дидактические игры.

-   Цикл демонстрационных картин «Семья».

-    Семейный  альбом.

-    Подборка детских книг  по  теме «Семья» ( согласно возрастным особенностям детей)

-    Свободный  доступ ко всем предметам.

Каждый  вид  детской  деятельности  в  силу  своей  специфики  создает  наиболее  благоприятные  возможности  для  осуществления  определенных  задач.  Однако  в  процессе  любого  вида  деятельности  можно  осуществлять  широкий  круг  задач.  Все  они  одинаково  важны, тесно  взаимосвязаны и решаются  в единстве. Весь комплекс  задач должен  быть устремлен  на  достижение главной цели - создание  единого  образовательного  пространства  детского  сада  и  семьи.  

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

-  анкетирование родителей,

- выявление особенностей детско – родительских отношений (наблюдение во время сюжетно – ролевых игр, режимных моментов, бесед, выполнения продуктивной деятельности).

- обобщение результатов и выдвижение задач.

Основной этап:

- составление сценария  заседаний клуба,

- подбор, интересующей родителей, информации по данной теме в шкатулку вопросов,

- подбор информации для родителей по данной теме,

- изготовление пригласительных листов с указанием темы  меропритий,

- подбор информационного материала и продуктивного материала для стендов и выставок.

- подбор материала для изготовления подарков, сюрпризов,

- заучивание стихотворений с детьми в группе,

- обыгрывание ситуаций для обсуждения родителями,

- проведение  мероприятий - проблемная постановка вопроса, обсуждение двух различных точек зрения, просмотр видеороликов, разыгрывание ситуаций, конкурсы, рефлексия, психогимнастика.

Оценочный этап:

Главным результатом реализации проекта удовлетворение запросов родителей, развитие детско – родительских отношений, общение в триаде «педагог – родитель – ребенок».

Оформление  « Книги отзывов» с целью оценки каждого мероприятия родителями, детьми, педагогами.

План мероприятий по реализации проекта «Мы вместе»

  Этапы работы по проекту

Мероприятия

Сроки

 2023-2024 уч.г.  

Формат результата

Ответственное лицо

1. Подготовительный этап

Анкетирование родителей

Сентябрь

Результаты анкетирования

Воспитатели

Наблюдение за  деятельностью

детей.

Сентябрь

Результаты наблюдений

Воспитатели

2. Основной

этап

Организационное собрание родителей

Сентябрь

Протокол родительского собрания

Воспитатели, родительский комитет

 «Шкатулку вопросов» (сбор информации, вопросов родителей)

Перед каждым  мероприятие в рамках проекта

Обработка вопросов

 Воспитатели

Изготовление приглашений детьми  для родителей

Перед каждым  мероприятием

Вручение родителям

Воспитатели старших групп  

Спортивные мероприятии «Папа, мама, я – спортивная семья».

Октябрь

Сценарии спортивных праздников для детей подготовительной и старшей групп.

Инструктор по физической культуре

Совместный праздник родителей и детей, в том числе дети с ОВЗ «День матери».

Ноябрь

Сценарии праздника для всех возрастных групп.

Музыкальные руководители

Кружок дополнительного образования «Скоро в школу»

.

Еженедельно в течение учебного года

План мероприятий для детей подготовительной группы «Ромашка», родителей и педагогов.

Воспитатели подготовительной группы

Кружок дополнительного образования « Азбука эмоций».

Еженедельно в течение учебного года

План мероприятий для детей старшей логопедической  группы «Петрушка», родителей и педагогов.

Воспитатели логопедической группы «Петрушка», учитель - логопед

Логопедическая неделя

- консультационный час для педагогов «Основы речевого развития

 дошкольников»;

- ярмарка педагогических идей «Весёлые артикуляционные разминки»

Ноябрь (последняя неделя)

План проведения логопедической недели

Старший воспитатель, педагоги, специалисты

Фотовыставка «Родители и я – здоровая семья!»

Декабрь

Выставка фотогазет в возрастных группах

Старший воспитатель, воспитатели всех возрастных групп

Педагогическая гостиная для родителей младших дошкольников  и педагогов «Как научить малыша говорить правильно?»

Декабрь

Информация на сайте ДОУ

Информация на сайте ДОУ

Педагогическая гостиная для родителей старших дошкольников и педагогов ДОУ «Готов ли ребёнок к школе»

Январь

Информация на сайте ДОУ

Информация на сайте ДОУ

Путешествие в страну «Не болей-ка!»

Встреча с медицинской сестрой и врачом (советы, рекомендации).

Февраль

Консультация, рекомендации,

Мед. работники, воспитатели, родители детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Встреча «В кругу друзей» - дискуссионный клуб  вопрос – ответ, развивающие мероприятия с детьми.

Март

Информация на сайте ДОУ

Старший воспитатель, родители, дети подготовительной группы, учитель – логопед

Встреча «Доверие. Сплочение»

- Консультация для родителей.

«Традиции семейного воспитания» (опыт семейного воспитания).

- Конкурс семейной символики: герб семьи, «Наше родословное древо»

Апрель

Информация на сайте ДОУ

Старшие группы

 -  «Вечер семейных талантов» - конкурсы: детский рисунок «Моя семья»; «Мы великие таланты – певцы и музыканты»

 .

Май

Видеозапись

Старший воспитатель – дети - все возрастные группы,  педагоги и родители

 3. Оценочный

   этап

Сбор информации по результатам проекта

После каждого  мероприятия

Учет посещаемости,

отзывы родителей

Старший воспитатель.

Анкетирование родителей

2 раза в год

Результаты анкетирования

Воспитатели

 4. Заключительный этап

Расширенный мониторинг «Удовлетворенность взаимодействием дошкольного учреждения и семей воспитанников»

май

Результаты мониторинга

Старший воспитатель.

Распространение результатов.

Обобщение опыта работы «Формирование единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи через организацию работы детско-родительского  проекта «Мы вместе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Главное - вместе!"

Подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффетивного сотрудничества ДОУ с семьей ребенка....

Результаты работы педагогического коллектива МДОУ «Детский сад № 202» Ленинского района г. Саратова по реализации экологообразовательного проекта «Растем вместе с комнатными растениями» в рамках участия в опытно-экспериментальной деятельности.

С начала 2010 учебного года на базе МДОУ «Детский сад № 202» «Колобок» совместно с педагогическим институтом СГУ им. Н.Г.Чернышевского» успешно реализуется программа эксперимента «Формирование э...

Проект "Растем вместе"

Проект "Растем вместе"...

Проект: "Пойте вместе с нами"

Проект по развитию певческих навыков у детей 1 младшей татарской группы расчитан на учебный год, может помочь музыкальным руководителям в постановке целей, задач и пути их реализации....

Проект терренкур "Вместе весело шагать"

Терренкур (лечебная ходьба) — одна из форм оздоровления, которая осуществляется путем естественного физического упражнения (ходьбы по определенному маршруту). Проводится терренкур в естественных...

Творческий проект "Играем вместе" (по формированию межличностных отношений у детей среднего дошкольного возраста)

Цель: овладение детьми правилами взаимоотношений со сверстниками через подвижную игру. Фрмировать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские отношения с...

Долгосрочный проект «Детская библиотека». Тема: Семейный проект «Читаем вместе».

Долгосрочный проект «Детская библиотека». Тема: Семейный проект «Читаем вместе».   ГБОУ СОШ №1 детский сад «Умка» г. Нефтегорска...