Технология проектной деятельности
учебно-методический материал (старшая группа)

Гривастова Ольга Васильевна

Развитие творческих способностей ребенка путем организации исследовательской деятельности, в ходе которой формируются познавательные, коммуникативные навыки, интеллектуальная инициатива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti.docx69.88 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ:

«Технология проектной деятельности как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста»

                                                              Выполнила воспитатель:

                                                                       Гривастова Ольга Васильевна

г.о.Королёв

Аннотация:

Методическая разработка посвящена повышению профессиональной

компетентности педагогов по проблемам применения технологии проектной

деятельности как способ развития познавательного интереса детей

дошкольного возраста. Предложенная разработка раскрывает специфику

 использования проектной деятельности в детском саду.

Содержит формы и методы, позволяющие обеспечить эффективное

взаимодействие педагога с детьми в проектной деятельности.

Предназначена воспитателям дошкольных учреждений и узким

 специалистам.

Содержание

Аннотация………………………………………………………..……..….....3

Введение………………………………………………………………..……..5

Глава I  Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология…………………………………………………………………….9

1.1.Технология проектной деятельности в детском саду…………………..9

Глава II Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ развития познавательного интереса…………………………………………21

2.1. Эффективность обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий  проектной деятельности дошкольников………………………………………………………………....21

Глава III  Использование технологии проектной деятельности в ДОУ, как фактора поддержки детской инициативы…………………………………...28

Глава IV Адаптивность  технологии проектного метода к специфике дошкольных учреждений……………………………………………………..46

Заключение…………………………………………………………………….49

Список использованной литературы…………………………………………50

Приложение…………………………………………………………………….55

                                                 Введение:

Проектная деятельность – одна из инновационных технологий, используемых

в дошкольной образовательной практике, так как в основу метода проектов

 заложена идея о направленности познавательной деятельности

дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной

 работы педагога и детей над определённой практической проблемой (темой).

Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит

применить необходимые знания и умения из различных разделов

образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Актуальность:

     Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

     В стандарте учитываются возможности освоения ребенком образовательной программы на разных этапах ее реализации, а также индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.

Согласно стандарту, содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие области:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Содержание программы также должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

- характер взаимодействия со взрослыми;

- характер взаимодействия с другими детьми;

- система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

     Дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха. Занимаясь проектной деятельностью, дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, воспитанники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Используя проект как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

     Как написано в Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384), II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ: «2.4. Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;» . Таким образом, проектная деятельность эффективное средство для реализации нормативно правовых документов.

Желания родителей: - «Мы хотим, что бы наш ребенок был готов к школе». Проектная деятельность это по сути  исследовательская, экспериментальная, познавательная,  двигательная, художественно-эстетическая, речевая, коммуникативная  деятельность способствующая общению ребенка со сверстниками. 

При помощи проектной деятельности возможно:

1. Повысить уровень профессиональной и психологической компетентности педагогов при подготовке детей к школе.

2. Разработать и внедрить в практику работы систему интегрированных занятий в рамках ФГОС ДО, учитывая рекомендации педагога - психолога.

3. Разработать систему мероприятий, способствующих организации преемственности со школой.

     В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Данная тема меня заинтересовала. И вследствие этого, я решила взять ее как тему для саморазвития, и изучить более подробно.

 

Глава I

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология.

  1. Технология проектной деятельности в детском саду

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

 Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в ФГОС к основной образовательной программе. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости , притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

 Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел поиграть с мячом, взял для этого мяч, и осуществил свой замысел, или если инструктор организовал и провел физкультурный досуг, то эта деятельность не будет проектной – все действия ребенок и педагог выполнили в рамках традиционной продуктивной и образовательной деятельности. А если прежде, чем провести досуг «Олимпийские игры» педагог вместе с детьми приходит в ходе обсуждения к решению о необходимости проведения такого праздника, затем планирует пути ведущие к достижению данной цели. Дети вместе с родителями и педагогами, в течении нескольких недель подбирают, изучают и презентуют информацию об олимпийских видах спорта, о правилах соревнований, о рекордах и победителях, изготавливают атрибуты, разучивают правила, смотрят и обсуждают презентации и видеофрагменты, развивают спортивные умения и навыки. И итогом этой деятельности становится спортивный праздник «Зимнии спортивные игры» с привлечением родителей, выставкой фотографий т.д., - это долгосрочный проект.

 При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами.

  Несоответствие между традиционной формой организации образовательной деятельности и характером проектной деятельности. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четких заданных норм. В этом случае и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.

  Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка. Большинство педагогов ДОО очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в позиции объекта.

 В проектной деятельности под субъективностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъективность ребенка может проявляться по – разному. Так, ребенок может высказать оригинальную идею (то есть ранее не высказанную другими детьми) или поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае воспитатель должен акцентировать внимание на своеобразие идеи ребенка.

 Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.

 Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

 Итак, что же такое «ПРОЕКТ»?

 В этимологическом словаре слово “проект” заимствовано из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

“Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

 Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

 Метод проектов –это педагогическая технология,стержнем которойявляется самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

 Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

 Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенноусложняющихся практических заданий - проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

 «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

 Метод проектов может использоваться в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. Реализация любого проекта предполагает работу с детьми, методическую работу с кадрами и взаимодействие с родителями.

 При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста,которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности , включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

 Первый этап –подражательско-исполнительский,реализация котороговозможна с детьми 3,5–5 лет.

 На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

 Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  • пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  • приобщать детей к процессу познания;
  • формировать различные представления;
  • привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  • формирование эмоциональной заинтересованности;
  • знакомство с предметами и действиями с ними;
  • развитие мышления и воображения;
  •  речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  • осознание поставленной цели;
  • овладение различными способами решения поставленных задач;
  • способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  • поиск различных средств достижения цели.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей5–6лет,которыеуже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки , так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей6–7лет.Взросломуочень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

  • развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  • развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
  • формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  • развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  • произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  • потребности в создании собственной картины мира;
  • навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  • выявить проблему;
  • самостоятельно искать нужное решение;
  • выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  • самостоятельно анализировать полученные результаты.

 Спецификой  взаимодействия  с  использованием  метода  проектов  в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или , даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?»

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Работа над проектом

Первый этап – Выбор темы.

Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов”:

Что знаю?

Чего хочу узнать?

Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми , организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;

Второй этап – Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые

проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.)

Третий этап – презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:

  • организует презентацию проекта (праздник, занятие,досуг),составляеткнигу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги(выступает на педсовете,родительском собрании,бобщает опыт работы).

Четвёртый этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1. исследовательские-творческие  проекты: дети экспериментируют, азатем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

 2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

 3.информационно-практико-ориентированные проекты: дети собираютинформацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

  1. творческие проекты в детском саду (оформление результата в видедетского праздника, детского дизайна, например «Неделя здоровья»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные;
  • межгрупповые;
  • групповые;
  • творческие;
  • индивидуальные;
  • исследовательские.

По продолжительности они бывают краткосрочными(одно илинесколько занятий ), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Спортивные игры и развлечения как средство повышения интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре»- на учебный год).

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

        

                                      Глава II

Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ развития познавательного интереса.

 2.1. Эффективность обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий  проектной деятельности дошкольников.     

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети  должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 15- 20 лет назад, поэтому, постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Считается, что одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

  Актуальность:

Избранная тема является актуальной, поскольку невозможно переоценить значения познавательной деятельности для общего развития дошкольника и формирования его личности. Функциональное назначение познавательной деятельности  состоит в том, чтобы вооружить дошкольников  знаниями умениями и навыками, содействовать воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств малышей, развивать их познавательные силы, личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес), выявлять и реализовать потенциальные возможности детей,   приобщать их к поисковой и творческой деятельности.

В последнее время  образовательная работа с детьми старшего дошкольного возраста в детских садах  становится, все больше похожа на обучение в школе. Традиционно отведенные обществом для дошкольников культурные практикумы (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность), признанные формировать ребенка, как инициативного и самостоятельного субъекта активности, вытесняются  занятиями, уроками, которые даются по школьной технологии.  К сожалению, кроме ухудшения здоровья и потери учебной мотивации, это ни к чему, как правило, не приводит.  

Как  помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми  и сверстниками, как помочь детям устранять  появляющиеся трудности?  Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне?  Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.  Диагностика уровня обучаемости дошкольников в старших группах  в 2015  учебном году выявила, что лишь  у 38 %    воспитанников  высокий и средний уровень сформированности способностей к  познавательной и исследовательской деятельности.   Это породило ряд противоречий, которые должен решить данный опыт работы:

между необходимостью повышать уровень способности к  познавательной и исследовательской деятельности  дошкольника и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в детском саду;

между сформированностью у дошкольников определённой системы фактических знаний и недостаточным развитием способности к познавательной деятельности.

Поэтому   актуальность опыта  заключается в реализации в условиях ДОУ системы образования, воспитания и развития детей,  проектной деятельности дошкольников.   Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

 Ведущая идея опыта состоит  в активизации интереса, формировании навыков и умений детей   познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада.

 Проектная деятельность сможет объединить детей, родителей и педагогов ДОУ в совместную творческую, продуктивную деятельность и сформировать настоящее сообщество детей и взрослых.  

Метод проектов  рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается  возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Длительность работы над опытом.

       Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы  в МАДОУ «Детский сад № «Лукоморье»  с сентября  2014 учебного года.

 В воспитательно-образовательный процесс проектный метод включили как инновационную технологию организации педагогического процесса.

Диапазон опыта

Этот опыт работы может быть использован воспитателями для работы с детьми 3-7 летнего возраста.

Работая в этом направлении нужно понимать, что проектная деятельность – сложноорганизованный интегрированный  процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного  процесса, которые требуют активного участия администрации дошкольного учреждения. Диапазон опыта представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в учебный процесс  – «занятия + индивидуальная работа + детское экспериментирование,  практические упражнения»

Новые знания помогут педагогам сориентироваться и выработать свою творческую линию на основе теоретических и методических подходов, которые рассматриваются в данном опыте работы

Теоретическая база опыта.

Метод проектов - одно из инновационных направлений в современной дидактике, которому в последнее время уделяется все большее внимание.

Проектная деятельность – форма продуктивной деятельности.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.   Педагог  организует проблемную ситуацию для детей, но  не предлагает  свои варианты решения, т.е. уходит  от  традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу.                Ведь проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удерживать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация  снимается максимально быстро.

 В работе над опытом идет опора на педагогические взгляды современных педагогов–новаторов: Л.А.Венгера, Б.П.Никитина, А.В.Запорожца, Т.И.Ерофеевой, Н.Е. Веракса, Джон Дьюи и др.

 Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследователи–педагоги  выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной, исследовательской деятельности и мыслительных операций.

       Проблема познавательной активности издавна привлекала внимание философов, психологов, педагогов от Сократа до ученых наших дней (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн,  А. Н. Поддьяков и др.).    

    В основу практико-методологической стороны  данного опыта положены методические пособия: Л.С Киселёвой «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»;  Т.А. Данилиной, Т.С. Ладоги, М. Б. Зуйковой, материалы Н.Е. Веракса, Е.С. Евдокимовой.   По мнению этих ученых, основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, которые включат в себя:

Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

Развитие познавательных способностей,

Развитие творческого воображения,

Развития творческого мышления,

Развитие коммуникативных навыков.                                          

Считаю, что умение пользоваться проектным методом – показатель

высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

 Степень новизны

      Проектный метод работы с детьми дошкольного возраста распространён, крайне мало, и практически не затрагивает дошкольные учреждения.

 Новизна опыта заключается в том, что использование модели образовательной технологии проектной деятельности дошкольников приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность,  социальная и творческая активность дошкольников перейдут на качественно новый уровень.

 В данном опыте  предложены новые формы, приемы и методы организации проектного метода работы; разработка совместных авторских проектов: воспитатели, дети, узкие специалисты, родители, которые вошли в методическое пособие: «Технологии развития социальной компетенции дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ, семьи и общества» (Белгород, 2009).

 Работа строится на основе технологий авторов Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», Л.С. Кисилевой «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Данные образовательные технологии проектной исследовательской деятельности дошкольников охватывают  дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), с учетом сенситивных периодов каждой возрастной ступени, включающие разные виды проектов по срокам реализации, содержанию тематике, количеству и категории участников. Считаю, что организация работы с детьми на основе предложенных технологий актуальна и инновационна для дошкольного образования

                                      Глава III

Использование технологии проектной деятельности в ДОУ, как фактора поддержки детской инициативы.

Тема опыта: Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ развития познавательного интереса.

 Целью  является создание системы работы по развитию познавательной деятельности  дошкольников на основе проектного метода.

    Гипотеза. Система формирования основ проектной деятельности будет эффективной   если:

она включает изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;

направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью;

характеризуется наличием системности в образовательном процессе.

Для достижения цели были поставлены следующие  задачи:

  • увеличить мотивационно–развивающее пространство через подбор стимулирующего, дидактического и развивающего материала соответственно сенситивным периодам детского развития;
  • детально разработать и апробировать образовательное содержание предполагаемой модели;
  • формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи;
  • провести экспериментальную проверку эффективности использования (проведения) проектной деятельности в данной группе.

                                   

                            Описание средств достижения цели:

Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, организовывая детское проектирование, соблюдались следующие условия:

  • учет интересов ребенка;
  • деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
  • тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
  • предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
  • совместное с взрослыми  поэтапное достижение цели.

Работа  над опытом состоит из трех этапов:

1 этап – аналитико-диагностический:

 сбор информации по проблеме, изучение и анализ исследовательских трудов ученых; проведение диагностики познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций, формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности.

2 этап – практический:

методическая работа с педагогами ДОУ, разработка и реализация семейных, творческих, социальных и познавательных проектов, проведение занятий  и индивидуальной работы с детьми по развитию способностей к  познавательной деятельности, корректива методов и средств достижения поставленных задач.

3 этап – аналитико – обобщающий:

итоговая  диагностика способностей детей, оценка результатов, создание методических рекомендаций для внедрения данной модели в практику работы дошкольных учреждений.

 На первом этапе работы возникло предположение, что проектная деятельность имеет законное право на существование.

Прежде всего, сочли нужным пополнить предметно – развивающую среду в группе дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями для занятий, игр.

Изучив и проанализировав  труды ученых, я  отметила необходимость разумного сочетания поощрения детской инициативы и контроля со стороны воспитателя на основе возрастной дифференциации.

          Педагогическая диагностика развития познавательных способностей детей осуществлялась  при помощи     игровых тестовых заданий: «Найди лишнюю картинку », «Назови одним словом», «Разложи по полочкам», (автор М.В. Крулехт); Диагностика развития  способностей к исследовательской деятельности осуществлялась по тестам, разработанным профессором А.И. Савенковым: «Угадай предмет», «Развитие навыков экспериментирования», «Развитие умений задавать вопросы».

Критерии диагностики познавательной  и  исследовательской деятельности: %

  Средняя группа

В

С

Н

Развитие познавательных способностей

18,3

43

38,7

Скорость ответа на уточняющий вопрос

19,8

54,9

25,3

Скорость ответа на восполняющий вопрос

17,5

44.1

38,4

Умение задавать вопрос

17.8

42,4

39,8

Быстрое решение задач. Нахождение новых

способов решения задач (вместе с педагогом)

18,5

55.2

26,3

Реакция на помощь в решении задач

15, 8

57

27,2

Предпосылки  поисковой деятельности (практ. опыты)

19,7

37,5

42,8

Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что воспитанники   недостаточно владеют разнообразными способами познаниями окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы),  анализировать, сравнивать, группировать. У детей отмечалось бедное творческое мышление, воображение, слабо развиты коммуникативные умения, навыки. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо.

  С целью изменения сложившейся ситуации  был осуществлен

второй этап работы – практический.

Чтобы помочь ребятам достигнуть более высокого уровня,  изучив методику работы с вопросами, было принято решение применить в работе, поделив  сами вопросы на две группы:

Уточняющие (Правда ли, что у тебя дома живет кошка?   Почему весной снег тает?).

Восполняющие (Где можно построить нарисованный тобою дом?  Кто, когда и где может построить этот дом?).

Для развития умения задавать вопросы  используются  разные упражнения и задания. Очень нравится малышам игра «Угадай, о чем спросили».  Ребенку на ушко шепотом задается вопрос, например, «Ты, любишь музыку?» Ребенок отвечает: «Я люблю музыку». Всем  остальным детям надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выполнять то или иное задание, нужно договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

       На занятиях  тоже ставятся перед детьми вопросы, стимулирующие познавательную активность: Почему дует ветер? Почему осенью бывает листопад? Как получается радуга? и т.д.  Каждый вопрос, обращая ребенка к определенному факту, условиям возникновения какого-то явления, заставляет их сравнивать, различать и соединять эти факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними.

Таким образом,  вместе  с детьми обсуждаются высказанные идеи, предложения, предлагаются свои версии ответа.

        При работе над тем или иным проектом крайне важно  научить детей основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, так как умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени.

        В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой  деятельности дошкольников:

в учебной деятельности:

  • занятия-путешествия, занятия в форме дидактических игр.
  • в повседневной деятельности: наблюдения, целевые прогулки и экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры, практические упражнения,  опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами, коллекционирование (классификационная работа), совместное творчество детей и родителей, презентация.  

Для развития познавательной, исследовательской активности у детей, используются также активные методы и приемы: ТРИЗ, методика предметно-схематических моделей, технология экспериментирования, игровые технологии. Приняв позицию заинтересованного партнера,  можно придерживаться примерно-следующей последовательности этапов исследования:                                                                                                                       Основные этапы метода проектов

    1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

    2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Задачи проектной деятельности   для каждого возраста различны:                              

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).                                                                                                      

Уже в младшем возрасте дети приобретают определенные навыки и умения:      умение видеть проблемы, умение задавать вопросы, умение выдвигать гипотезы, умение наблюдать, умение проводить эксперименты, умение делать выводы и умозаключения.                                                                                С младшими дошкольниками реализуются 2-3 проекта, со старшими дошкольниками в течение года до пяти проектов, среди которых разнообразные по продолжительности (кратко, средне, долгосрочные), по количеству участников (индивидуальные, парные групповые, межгрупповые и др.), совместные с родителями и без них.  Организовывая проектную деятельность  внутри группы, важно, чтобы пошаговое проектирование всегда приводило к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности.    

      Поскольку ведущий  вид деятельности дошкольников – игра, то, начиная с младшего возраста, можно использовать ролево–игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками.     В то же время, нужно помнить, что все обучение не должно сводиться в проектную деятельность, какой бы продуктивной она не являлась.

 В условиях ДОУ  выделяются четыре группы проблем: ребенок и семья,  ребенок и природа,  ребенок и рукотворный мир, общество и его культурные ценности.                                                                      

Мы, педагоги, воспитываем  в ребенке личность, способную максимально свободно и самостоятельно реализовывать свои потребности, проявлять  себя в действительности, которая значима в данный момент. Считается, что самоутвердится,  самореализоваться    дошкольник младшего возраста сумеет через   постижение ими основ гигиенической культуры, так как она на данном этапе у них является одной из основных.

С этой целью  был задуман проект «Хочу все уметь».

Разработан перспективный план проекта «Хочу все уметь». Девизом исследовательской работы  стали  слова Е. А. Аркина: «В ребенке следует воспитывать  не страх перед грязью, а брезгливость  и отвращение к ней, не чувство опасения за здоровье и свое тело, а уважение к нему». В ходе работы над проектом, были апробированы комплекс игр и  практических упражнений (алгоритм процесса умывания, одевания, стирки кукольного белья, раздевания) для постижения детьми основ    гигиенической культуры. Дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», с/рол. игры: «Пригласим Попрыгунчика к столу»,  «Научим куклу мыть посуду»; практические упражнения: «Мы уже большие - вилками едим», игровые занятия: «Да здравствует мыло пушистое…» , «Купаться любят все», «Постираем кукле платье», игры-путешествия: «Путешествие в страну Чистюль», побудили детей к постоянному соблюдению  культурно - гигиенических навыков.

При проведении  экспериментов, таких как: «В какой воде лучше отстирается белье» у детей сформировались начальные предпосылки поисковой деятельности.     Внедряя навык групповой работы, повышая  психоло - педагогическую  культуру  родителей,  дети научились избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу,  бережно относиться ко всему, что создано людьми для красоты и уюта.                                                                                                                                                                                           В рамках этого  долгосрочного проекта был реализован проект: «Самые родные, самые любимые»,  в котором  апробировали разные формы  взаимодействия детей  и  взрослых.   Осуществили апробацию новых форм организации воспитательно-образовательной работы, оптимально интегрирующих индивидуальную, коллективно-групповую, фронтальную деятельность, направленную на реализацию принципа дифференциации и индивидуализации в воспитании и развитии дошкольников.  

Благодаря специально разработанным занятиям,  играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, сверстникам и взрослым людям. Они приобретают навыки, умения и опыт,  необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.                                                                                                          

          В средней группе темами совместного проектирования стали:

Альбомы с рисунками, фотографиями и рассказами на темы: «Моя семья»,  «Как мы отдыхали летом», «Домашние питомцы» и др., которые дети  рассматривают, показывают  друзьям;

Праздники: «Папа, мама, я  – спортивная семья»

«Друзья наши меньшие»

«Ребенок и дорога»

      Например, интересным проектом является, проведение семейного детского праздника: «Папа, мама, я – спортивная семья», где в результате совместных (взрослых и детей) обсуждений, продумываются шаги по достижению цели. Также определяются сроки и состав участников и приглашенных; намечается содержание (поиск информации) и фиксируется план – сценарий проведения; распределяются обязанности и роли каждого; определяются средства, и рассчитывается бюджет; составляется список и приобретается все необходимое.

Это так называемый подготовительный этап. Далее наступает этап реализации, когда воспитатели, родители и дети приглашают гостей, оформляют, шьют, разучивают, репетируют и т.д. Презентацией продукта совместной деятельности становится сам детский праздник, после которого остается много неизгладимых впечатлений от совместной деятельности и ощущений, что удалось лучше, а что не очень хорошо, и что надо сделать в следующий раз иначе, чтобы получилось отлично.

    С целью повышения эффективности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством систематизации взаимодействия деятельности ДОУ, ГИБДД и родителей  был реализован проект «Ребенок и дорога».  Были разработаны содержание и методы обучения детей безопасному поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей. Совершая экскурсии  к перекрестку, по территории детского сада, апробируются комплекс игр, и практические упражнения для постижения детьми правил дорожного движения в самостоятельной деятельности: «Я иду по переходу», «Стоп - идите»,  «Водитель и пешеходы», «Найди безопасный путь», «Какая машина лишняя?», «Красный, желтый, зеленый». Всегда решали проблемные ситуации, возникающие на дороге: «Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается».  

Познавательными для детей являются занятия: «Общественный транспорт»,  «Путешествие в страну Светофорию».    

  Полученные детьми знания  на занятиях закрепляются в дидактических и сюжетно-ролевых играх, в повседневной деятельности.   Итогом проекта является выставка детских работ: «В стране Светофория»,  музыкальные праздники: «Азбука дорожного движения», «Праздник на улице»

       Использование методических приёмов, (показ, объяснение, решение проблемных ситуаций, практические упражнения, игры и т. д), позволяют целесообразно и грамотно доводить познавательную деятельность дошкольников до оптимальных результатов,(быстроты,  легкости, автоматизма, сознательности, прочности).

        Конечно, нужно понимать, что малыши, которые  сочинили   сказку, завтра не обязательно станут  добрыми, открытыми  и восприимчивыми. Дети также долго меняются, как и взрослые. К тому же человек обыкновенно меняется через свои собственные ошибки, свой жизненный опыт. Дети не имеют такой свободы выбора, как взрослые, на свершение поступков, их жизненный личностный опыт накапливается ими медленнее. Изменения становятся очевидными к школьному возрасту.  Но все то, что получил ребенок в дошкольном детстве, пригодится и поможет ему. (Например, все действия детей будут  доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе  станет привычкой).

                К концу пятого года жизни дети накопили определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования.

Задачами  проектной деятельности в старшем возрасте стали:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.      

 В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Несомненно, положительными моментами использования проектной деятельности стало то, что в процессе исследовательской работы у детей стала проявляться культура мышления, появилось умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезы, умение задавать вопросы, сформировались классификационные умения, навыки исследовательского поведения, появилось умения выдвигать идеи и их оценивать.                                 Например, убирая листья на площадке, один ребенок  заметил, что с этой задачей робот справился бы быстрее. Малыши включились в дискуссию. Так возник проект: «Робот и человек».

В основе  этого проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности воспитанников. Проблема исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях.   Самое главное, дети научились анализировать, дискутировать, распределять обязанности и поручения, делать выводы и умозаключения. Использование схем, позволяет осмысливать и систематизировать полученные знания в играх.                                                          

           Таким образом, ясно, что проектная деятельность начинает формироваться в возрасте от 3,5-4 до 5 лет на подражательно – исполнительском уровне. В этом возрасте ребенок выступает в качестве заказчика проекта. К концу пятого года дети переходят на развивающий уровень. Это первый опыт общения со сверстниками, опыт совместных переживаний (общие радости, заботы, огорчения). У детей 6-7 лет интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально–волевая, действенно–практическая. В этом возрасте происходит третий – творческий – этап развития проектной деятельности.    

 Алгоритм действий взрослых и детей на каждом из этапов представлено в виде таблицы №1.  (Приложение №1)                      

  Из таблицы видно, что активность взрослого постепенно снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить темы проектирования. Со временем у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.

      Так, постепенно, перестроились отношения  детей с взрослыми: дошкольники реже обращаются с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно оценивать собственные поступки; принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для постижения намеченного результата. Важную роль в развитии познавательного интереса детей  сыграли экскурсии в  библиотеку, магазин, на почту, в школу с целью расширения представления о предметах, значении их для людей, осознания необходимости бережного отношения к ним для длительного использования. Во время экскурсий  поддерживали заинтересованность и любознательность детей,  побуждали к активной исследовательской деятельности, самостоятельным умозаключениям, организовывали совместную деятельность. Попытки детей самостоятельно решить проблему  замечали  и поощряли, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел мне на помощь!» Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, а где допускает ошибки.

 Следовательно, каждый ребенок ставился в позицию активного деятеля, ему давалась возможность самостоятельно получать знания о том или ином предмете, найти ответы на интересующие вопросы, т. е развивались умения усваивать способ познания и применять его на  другом  материале.

 Так как метод проектов начался внедряться с  младшей группы, привлечение родителей к осуществлению проектов сочли необходимым. Родителям предоставляли разную степень участия в проектах: руководитель, участие на всех или отдельных этапах, консультант, материально – техническая поддержка и др.  Таким образом,  у родителей сформируются представления о методе проектов как эффективном условии развития творчества детей.   Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволило объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду, а мы смогли вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий, дальнейших проектов.

Сотрудничество  с родителями   включает три основных направления:

1) психолого-педагогическое просвещение родителей;

2) вовлечение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения;

3) участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.                                                                                                

    Используются следующие  формы взаимодействия с родителями:                  

 Консультирование, беседы, круглые столы, дискуссии, деловые игры,  наглядная пропаганда, анкетирование…

 Одно из перспективных направлений в системе дошкольного образования – интеграция образовательного процесса, основанного на личностно-ориентированной модели воспитания. Это предполагает сотрудничество и партнерство взрослых и детей, постоянное саморазвитие и самообразование работников ДОУ.

 Из материалов данного опыта видно, что, проектная деятельность напрямую решает эту проблему. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применить их на практике. Дети учатся сначала думать, а потом делать, составлять план действий, соблюдать соглашения и придерживаться достигнутых договоренностей. Деятельность каждого ребенка направлена на достижения намеченного результата. Именно  поэтому большое внимание уделяется сотрудничеству с дополнительными специалистами.  Проект, объединяющий все способы познания, дает возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен. Вместе с тем, действуя каждый в своем направлении (кто-то лепит, рисует, читает, сочиняет сказки, делает опыты) все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон.

   Таким образом, создано единое оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.

     Все выше изложенное позволяет сделать вывод, что  если нам, педагогам,  хоть немного удалось направить детскую активность на получение положительных впечатлений от процесса проектирования, повысить детскую самооценку, значит, ощущение успешности и значимости останется в памяти человека и позволит выбрать  такую жизненную позицию, которая всегда будет конструктивной, позитивной, созидательной.

 Результативность опыта.

    За время  работы над проблемой был  выполнен следующий объем работы:

Изучена  методическая  и практическая  литература по данной теме.

Апробированы рекомендации многих ученых и практиков: Л.С. Выгодского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн,  американского педагога-демократа Джон Дьюи;  Л.С Киселёвой   Т.А. Данилиной.

 Пополнена предметно – развивающая среда в группе дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями для занятий, игр.

Апробирована методика работы над проектами  в условиях группы.

Итогом  методической и практической  работы считаю:

  • Систематизацию содержания работы.
  • Разработку и реализацию семейных, творческих, социальных и исследовательских  проектов в условиях данной группы.
  • Разработку календарно - тематического планирования.  
  • Составление  конспектов занятий к проектам.
  • Систематизацию взаимодействия с родителями воспитанников и воспитателями ДОУ.

Критериями результативности опыта является  диагностика уровня   развития познавательных способностей детей,  которая  осуществлялась при помощи игровых тестовых заданий: «Найди лишнюю картинку », «Назови одним словом», «Разложи по полочкам», (автор М.В.Крулехт); «Нелепица» (автор С.Д. Забрамная); «Лишний предмет», «Раздели на группы» (автор М.И. Ильина, Л.Г.Парамонова). Диагностика развития творческого воображения и творческого мышления детей осуществлялась по методикам: «Назови картинку»,  «Дорисовывание фигур». Диагностика  развития коммуникативных навыков осуществлялась по методикам: «Метод вербальных выборов», «Два домика», «Маски» (автор М.И. Лисина).   Диагностика развития  способностей к исследовательской деятельности осуществлялась по тестам, разработанным профессором А.И. Савенковым:  «Угадай предмет», « Развитие навыков экспериментирования», « Развитие умений  задавать  вопросы».

Критерии диагностики познавательной деятельности: %

2014-2015гг.

2015-2016гг.

2016-2017гг.

Средняя группа

Старшая группа

Подготов. группа

В

с

н

в

С

н

в

С

н

Развитие позн-ных способностей

18,3

43

38,7

25

46

29

36,2

46,5

8,7

Развитие творческого воображения

17,8

42,4

39,8

24,8

45,9

29,3

37,8

45,3

9,9

Развитие творческого мышления

17,5

44,1

38,4

25,4

46,6

28

36,2

45,4

6,7

Коммуникативные умения и навыки

19,7

42,8

37,5

28

48,6

23,4

39,8

47

5,5

Уровень развития у детей  познавательных способностей повысился   с 61,3% до 91,3 %,  уровень развития творческих способностей  повысился с 60,2% до 90,1%,  уровень развития творческого мышления повысился с 61,6% до 93,3%,  уровень развития коммуникативных навыков и умений повысился с 62,5%  до 94,5%

Критерии

диагностики

исследовательской

деятельности %

2014 -2015гг.

2015-2016гг.

2016-2017гг.

Средняя группа

Старшая группа

Подг. группа

в

с

Н

в

с

н

в

с

н

1. Скорость ответа на проблемный вопрос

19,8

54,9

25,3

27,5

54

18,5

35,5

56

8,5

2.Быстрое решение задач

18,5

55,2

26,3

28,7

53,7

17,6

35,9

56,5

7,6

3.Нахождение новых способов решения задач

16,4

58,2

25,4

29,6

52,2

18,2

36,7

56,5

6,8

4.Реакция на помощь в решении задач

15,8

57

27,2

28,7

54,8

16,5

35,8

58,5

5,7

 

Уровень развития интеллектуально – поисковой деятельности повысился с 73,7 % до 92,4 %,  уровень  умений решать проблемы самостоятельно повысился с 72,8% до 94,3 %,  уровень умений использовать различные варианты решения задач повысился с 74,6 %  до  93,2 %

Результаты работы показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность.  

В ходе проектной деятельности у детей:

Расширились знания об окружающем мире

Развились общие способности детей. Дети научились экспериментировать, синтезировать полученные знания, сформировались творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит им успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. Таким образом, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей. У них  сформировалась способность  оценивать результативность предпринятых действий, что является ростком рефлексии, т.е. готовит ребенка к учебной деятельности.

Приобрели необходимые социальные навыки.

Дети стали внимательней друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, но и установленными нормами.

Изменилось содержание игровой деятельности детей.

Игра стала более разнообразной, а сами дошкольники стали интересны друг другу.

Как показывает практика, в процессе проектирования     дошкольники не только стали подражать взрослым, но и передавать опыт сверстникам. Создают игры, сказки, загадки, моделируют костюмы, приобретая творческий опыт.

   Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставило нас, педагогов, постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило мировоззрение и не допустило применения стандартных, шаблонных действий, потребовало ежедневного творческого, личностного роста.

       В ходе проектной деятельности развились и детско-родительские отношения. Ребенок стал более интересен родителям, поскольку стал выдвигать различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполнилась богатым содержанием.

           

                                            Глава IV

Адаптивность  технологии проектного метода к специфике дошкольных учреждений.

В настоящее время в дошкольном образовании на смену традиционному обучению приходит развивающее обучение, которое направлено на развитие творческой личности, формирование у детей познавательного интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Я считаю, что метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и может быть осуществлен как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей.

В связи с этим, работа с детьми в нашей группе направлена на решение  целей и задач по развитию личности ребенка, его познавательных, коммуникативных и творческих способностей посредством проектного метода. Этот метод позволил мне изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Исходя из поставленной цели, у меня сложился ряд поставленных задач:

-Формировать у воспитанников навыки сбора и обработки информации и материала;

-Развивать творческие способности детей;

-Формировать у детей позитивное отношение к познавательной, исследовательской и творческой деятельности;

-Создать единое пространство совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

В практике нашего дошкольного учреждения используются следующие виды проектов:

  • творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя».
  • игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.;
  • исследовательские - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.)

В основу проектного метода положена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат решения конкретной проблемы. В ходе реализации проекта происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Мною были разработаны и применены такие проекты:

«Космические дали», «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – МАТЬ!», «В гостях у сказки», «Светлая Пасха», «Никто не забыт – ни что не забыто», «Вот оно, какое наше лето», «Народные промыслы»,  «Золотая осень» и многое другое.

Добиться полной активизации познавательных интересов детей и поддержки детской инициативы невозможно без сотрудничества родителей. Поэтому я стараемся привлекать их в совместную образовательную деятельность, применяя различные нетрадиционные формы сотворчества:

Продуктивная совместная деятельность  детей и родителей: выставки осенних поделок, создание личных макетов, книг и т.п.

Совместные мастер-классы

Познавательно - развлекательные и спортивные мероприятия: вечера досуга, КВН, театрализованная деятельность

Совместные экскурсии, маршруты выходного дня, гости группы.

Завершением любого проекта считается презентация проекта, подведение итогов в единое целое. Это может быть в виде:

•        Выставок, газет, журналов

•        Индивидуальная или коллективная коллекция

•        Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра или инсценировка

•        Экскурсия, поход, путешествие

•        Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий

•        Спектакль, праздник

Таким образом, рассмотренный выше метод дает представление о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике дошкольных учреждений. В работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Заключение

  Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.

Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении:

1.        Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

2.        Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

3.        Происходит смена  стиля общения взрослого с ребенком.

4.        Родители становятся  активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

      Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

         

        

Список литературы

1. Белолуцкая Ф. К.  Организация детской проектной деятельности в детском саду. М.: Мозаика Синтез, 2009.

2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. - М.: Айрис-Пресс, 2008.

3. Киселёва Л.С. Проектный метод деятельности дошкольного учреждения.- М.: Аркти, 2003.

4. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников.- М.: Аркти, 2008.

5. Колпачникова О.В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников/ О.В. Колпачникова // Воспитатель ДОУ.-№3-2009.

 6.Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.

 7.Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» №4. 2004 г.

   8. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство  развития детей и взрослых // Развитие личности.2000.№ 1. С. 24-36.

   9.Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети взрослые и мир вокруг. М.,   1993.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2008

   10.Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2005.

   11.Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград: Учитель, 2009.

   12.Комарова Т.С. Дети в мире творчества: книга для педагогов дошкольных учреждений. М., 1995.

    13.Киселева Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М., 2003.

    14. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М., 2004.

   15.Метод проектов// Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993 С. 567..

    16.Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учебное пособие. М., 2001.

     17.Савинков А.И. Маленький исследователь. Как научить ребёнка приобретать знания: Методическое пособие. Ярославль: Академия развития, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ".

Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ...

Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

  Актуальность:    В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности во...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования....

Проектная деятельность и технологии проектной деятельности

В примерных программах на сегодняшний день прописаны основные требования, которым должен отвечать выпускник детского сада. Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые зн...