Семейные традиции – как одна из форм патриотического воспитания дошкольников
статья (подготовительная группа)

Базарова Евгения Сергеевна

Семейные традиции – как одна из форм патриотического воспитания дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminar_dsno67_aistenok.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Семейные традиции – как одна из форм патриотического воспитания дошкольников

                                                  Базарова Евгения Сергеевна, воспитатель,

Еськова Наталья Владимировна, воспитатель.

                                              МБДОУ Детский сад № 71 «Почемучка»

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом.

Человек как личность формируется в дошкольном возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В дошкольном возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.

Семья стоит у истоков не только человеческой жизни, но и человеческой личности, а это значит, чем прочнее семейные отношения, тем лучшие создаются условия для воспитания детей.

Семья сильна, прежде всего, своими традициями, а именно в семье ребенок обучается жить, делить горе и радость, сострадать, ощущать единство с родными людьми. Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его. Познание мира начинается с восхищения, Например -  закат на берегу реки, куда ребёнок приехал с родителями на отдых, большие пузыри на луже во время дождя, которые он увидел по дороге в детский сад, или торжественные звуки марша во время парада в День Победы. У каждого общества свои нравственные ценности.

Традиции – это поющие на сцене народные песни, шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье, Светлая Пасха, покраска яиц и знаменитый Парад в День Победы. А еще традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза, поездка в деревню, создание подарков своими руками и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются прекрасными воспоминаниями о детстве. Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем.

В мире нет ни одного народа, который не имел бы традиций и обычаев, передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в создании культуры, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, формирования личности. Этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Семья – это опора, крепость, за стенами которой могут царить лишь любовь и взаимопонимание. От того в какой среде воспитывается ребёнок, такие культурные ценности приобретает в семье, всё это он сохраняет в течение всей последующей жизни. К сожалению, в современном мире утрачиваются семейные функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей, говорит о некомпетентности семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.

               У нас в группе сформировались свои маленькие традиции. Каждый день начинается с приветствия под музыку и коммуникативной игры: «Подари своё хорошее настроение всем», «Комплимент друг другу».  Так же дети очень любят «День именинника», в этот день именинник находится в центре внимания: для него мы все вместе водим хоровод, говорим добрые пожелания, дарим подарки, сделанные своими руками, а потом проводим игровые, танцевальные и интеллектуальные конкурсы. Вместе с родителями организуем тематические праздники, такие как: «День матери», «Новый год», «Рождественские посиделки», «А ну – ка папы!», «Зарница», «Масленичные гулянья», «А ну –ка мамы!», «День здоровья», «День Победы», «День города».  Через совместную образовательную деятельность с детьми мы стараемся прививать детям чувство привязанности к родному городу, к детскому саду, своей семье. Так же участвуют в различных акциях: «Подари книгу», «Посади дерево или кустарник»; «Любимый город» - совместное создание макета города, его важных объектов; «Ветераны всегда с нами» - изготовление праздничных лент и открыток ветеранам; «Моя семья» -  создание семейного альбома, семейного древа; «Своих не бросаем» - гуманитарная помощь солдатам; «Письмо солдату»; «Открытка солдату». Тематические встречи в городских библиотеках;  оформление стенда «Помню и горжусь», книга памяти «Прохоровское сражение»  тематические занятия «Города-герои», «Дети войны»;  беседы о природе родного края, родном городе, области, России; тематические игры.

Наши традиции сближают и укрепляют внутригрупповые отношения в системе «воспитатель-родитель-ребенок», положительно влияют на социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста. Всё это формирует тот фундамент, на котором будет подниматься более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны ими глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В жизни семьи случается много поводов, дающих взрослым возможность на конкретных примерах утверждать в детях понимание гуманизма, патриотизма и чувства дружбы.

Воспитание на примере боевых и трудовых традиций нашего народа удается каждой семье, в которой чтят родственников и знакомых – ветеранов войны и труда, с уважением относятся к боевым наградам и трудовым свершениям, делятся впечатлениями о событиях прошлого и настоящего. В умении помнить, дорожить прошлым, заключена огромная нравственная сила семьи, которой наделяется и маленький человек.

Услышанный или увиденный на экране рассказ о подвиге, благородном поступке позволяет ребенку «примерить» себя к герою, пройти в своем воображении его путь и также совершать добрые дела, бороться со злом и несправедливостью.

Исходя из выше сказанного совершенно ясно, что задача воспитания любви и привязанности к родному дому очень актуальна в современном обществе и решить эту задачу в первую очередь необходимо в семье через семейные традиции.

Семейные традиции предоставляют большую возможность для формирования у детей дошкольного возраста основ патриотического воспитания. В своей работе, считаем важным условием взаимосвязь с родителями, семьёй. Эта работа требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Поэтому, чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (памятки, беседы, консультации), мы поставили цель — вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, соревнованиях, праздниках, играх, акциях, проектах, конкурсах).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Государственная символика - одна из форм патриотического воспитания дошкольников

Что такое патриотическое воспитание? Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живет чело...

"Патриотическая онлайн - акция, как одна из форм патриотического воспитания детей"

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей.Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека...

Подготовительная к школе группа № 6 "Алёнушка" Проведение патриотических акций, как одна из форм патриотического воспитания детей.

laquo;Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.И такой фундамент – это патриотизм».В. В. Путин.Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных...

Мастер-класс для педагогов «Создание герба семьи, как одной из форм патриотического воспитания дошкольников»

Цель. Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулировании творческого потенциала педагогов.Задачи:повышение педагогического мастерства и квалификации педагоговраспространен...

«Государственная символика –одна из форм патриотического воспитания дошкольников».

laquo;Государственная символика –одна из форм патриотического воспитания дошкольников».Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни», поэтому то, какие качества разовьются у р...

Семейные традиции – как одна из форм патриотического воспитания дошкольников

Формирование патриотического воспитания дошкольников через семейные традиции...