Государственная символика - одна из форм патриотического воспитания дошкольников
консультация
Что такое патриотическое воспитание? Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живет человек. Особое место необходимо уделять воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Патриотическое воспитание – одна из самых актуальных тем в работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennaya_simvolika.docx | 34.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственная символика - одна из форм патриотического воспитания дошкольников
Что такое патриотическое воспитание? Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живет человек. Особое место необходимо уделять воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Патриотическое воспитание – одна из самых актуальных тем в работе с дошкольниками.
Одним из разделов патриотического воспитания является ознакомление дошкольников с государственной символикой России. Государственная символика является частью истории и культуры страны. Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества. Маленький ребенок, дошкольник или младший школьник, еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.
Знания, представления о российской символике составляют основу формирования уважительного к ней отношения. Изображения, цвета, составляющие герб и флаг России имеют символическое значение. Чтобы суметь прочитать герб и флаг государства, нужно знать значение изображений, символику цвета, а также порядок прочтения, Существуют определенные общие правила, которые сформировались еще в эпоху средневековья. Однако определение символического значения во многом зависит от национальных традиций, этнокультурных особенностей. Белый, синий и красный цвета российского флага несут иное значение, нежели, например, такие же цвета французского флага. Двуглавый орел австро-венгерской империи в силу особенностей исторического развития имеет другой смысл, отличный от российского двуглавого орла.
С этнокультурными особенностями связана и эстетическая сторона государственных символов. Герб и флаг страны, как правило, отражают эстетические национальные идеалы. Кроме того, изображение государственного герба является произведением художественно-прикладной графики, над созданием флагов и знамен работают знаменитые художники. В свою очередь для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста эстетическая сторона государственных символов имеет огромное значение.
Знакомство детей дошкольного и младшего школьного возраста с историей происхождения современного герба и флага России на элементарном, доступном пониманию детей уровне отвечает особенностям предмета ознакомления с окружающим миром. Как известно, одной из основных особенностей окружающего мира является его изменение с течением времени, поэтому необходимо сформировать у детей представление о том, что государственная символика тоже изменяется, как и все, что нас окружает. Знакомя с историей происхождения российского герба и флага, прежде всего, нужно помнить о ребенке, о его психических особенностях, познавательном, эмоциональном развитии.
Наиболее продуктивным представляется подход к ознакомлению детей с государственными символами, основанный на песенном и сказочном фольклоре, русском народном декоративно-прикладном искусстве. Особенно это важно на начальном этапе ознакомления, поскольку, прежде всего, необходимо сформировать у детей эстетическое положительное отношение к гербу и флагу России. Современные государственные символы России самобытны и имеют глубокие исторические корни. Их происхождение тесно связано с русским народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Золотой двуглавый орел – это образ солнца и солнечной колесницы, который довольно часто встречается на русских вышивках, украшающих женские головные уборы, полотенца, подзоры. Отголоски представлений о солнце, выезжавшем на небо в колеснице, запряженной двумя птицами, сохранились и в старинных народных свадебных песнях. Бело-сине-красный флаг отражает строение мира, принятое в русской традиционной культуре. Кроме того, это символические цвета Москвы, великих московских князей, а также наиболее характерные цветовые сочетания для народной, крестьянской одежда Московской области, северных регионов России.
Ребенку-дошкольнику близки и доступны сказочные, песенные, фольклорные образы. Их яркость и красота помогают сформировать положительное отношение к государственному гербу и флагу. Может показаться, что проще объяснить детям, что двуглавый орел – это сказочная птица с двумя головами. Однако и у детей, и у взрослых сказочные существа с несколькими головами, как правило, устойчиво ассоциируются со Змеем Горынычем и прочими чудищами, что отнюдь не способствует формированию уважительного отношения к российскому гербу. Как показывает практика, дошкольники совершенно адекватно воспринимают информацию о солнечной колеснице, запряженной двумя орлами, дети 6-7 лет объясняют, что орлы летят очень близко друг к другу, поэтому кажется, что у них одно туловище, но хорошо видны две головы, повернутые в разные стороны.
Закономерно возникает вопрос, с какого возраста начинать знакомить детей с государственными символами нашей страны? Уже в работе с детьми младшего дошкольного возраста возможно ознакомление с гербом и флагом в повседневной жизни. Если ребенок, увидев изображение герба или российский флаг, развевающийся над каким-либо зданием, задал вопрос, то мы не можем его проигнорировать. В такой ситуации ребенку следует объяснить, что такое флаг или герб, зачем они нужны. Проводя занятия в средней группе, основное внимание следует уделить сравнению цветов российского флага и красок родной природы, образу солнца в народном искусстве, в песне, загадке, сказке, вышивке. Дети старшего дошкольного возраста начинают проявлять интерес к историческим событиям, к выдающимся историческим личностям, а также к таким объектам материальной культуры, как марки, значки, монеты, флаги, гербы, имеющим знаково-символическое содержание. Ребенок 5-7 лет уже способен устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Эти возрастные особенности позволяют познакомить детей с различными видами гербов и флагов, их функциями и значениями. Старший дошкольный возраст также имеет особое значение для приобщения ребенка к прошлому и настоящему культуры нашего отечества, частью которого является государственная символика.
Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в игре, в рисунке или какой-либо другой продуктивной деятельности. Поэтому важно, чтобы дети не только знакомились с государственным гербом и флагом, гербами города, района, области, но и создавали сами эмблемы детского сада, группы, класса и школы. Это чрезвычайно важно и с точки зрения методики ознакомления детей с государственной символикой, и с точки зрения научных основ геральдики.
Создание эмблемы интересное и увлекательное занятие для детей, но довольно сложное. Поэтому необходимо сразу обратить внимание детей на то, что придумать и нарисовать герб или эмблему – символическое изображение – отличительный знак для человека, города, какой-либо местности, группы или класса очень непросто. Чтобы подчеркнуть значимость такой деятельности, можно рассказать, что существует особая наука о составлении гербов – гербоведение. Эта наука изучает гербы, их историю, их происхождение, значение различных символов, изображений людей, животных, предметов, значение цвета, определяет правила, согласно которым можно создать герб или эмблему. Если бы ученые не исследовали историю гербов, мы не узнали бы, как появился герб нашей Родины – России, что означает фигура двуглавого орла, всадника. Воспитание патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Задача педагогов - донести все это до детей в доступной форме, приобщая их к духовному наследию России, воспитать веселого, доброго, порядочного человека, который любит сказки и бабушку, читающую ему перед сном книжку. Любит друга со всеми его недостатками. Любит город, в котором живет, и лес, куда ходит за грибами. Чувствует красоту, уважает ум и справедливость. И готов будет все это защищать – когда вырастет, наберется сил и станет Гражданином.
1. Этапы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Государственными символами России.
Что такое Государственные символы и как постепенно знакомить дошкольников с ними мы сегодня постараемся выяснить на нашем образовательном мероприятии.
Итак, начинаем наше интересное путешествие по материалам Государственных символов России.
1 этап Ознакомление с флагами РФ
Сначала знакомлю детей с флагом России. Первоначальное знакомство с Государственным флагом России обусловлено двумя причинами. Во-первых, с изображением российского триколора дети встречаются наиболее часто: на улицах, на открытках, плакатах, телевизионных заставках, на сувенирах, одежде. Во-вторых, при ознакомлении с флагом России ребенку необходимо уяснить лишь две вещи: цвета, из которых состоит флаг, и их взаимное расположение (красная полоса – наша прекрасная, красивая земля, на которой иногда, к сожалению, случаются войны и проливается кровь. Над землей - синее небо. Это синяя полоса. А над землей и небом находится самое чистое, светлое, некая Божественная сила. Это – белая полоса).
Государственный флаг может размещаться совместно и с другими официальными российскими флагами.
Копия Знамени Победы. Знамя Победы — таково его официальное название. Оно наследник того знамени, кото¬рое было водружено над Рейхстагом в 1945 г. в знак победы над фашистской Германией. Знамя символизирует не только победу в Великой Отечественной войне, но и великое мужество, и подвиг нашего народа, проявленные в этой войне. Знамя Победы поднимается вместе с Государственным фла¬гом в дни государственных праздников, во время проведения воинских парадов.
Андреевский флаг является старым знаменем военно-мор¬ского флота России еще со времен Петра I и главным корабельным кормовым флагом Российского Флота. Он представляет собой белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест, который называется Андреевским, в честь Андрея Первозванного. Вывешивается Андреевский флаг на 23 февраля и 9 мая.
Еще одно официальное знамя — штандарт Президента Рос¬сийской Федерации. В рабочем кабинете Президента России постоянно установлен Государственный флаг. Вместе с Государственным флагом главу государства представляет его особый знак – Штандарт. От Государственного флага штан¬дарт отличается, прежде всего, квадратной формой и тем, что на фоне трехполосного флага изображается еще и Государствен¬ный герб РФ. Штандарт в виде небольшого флажка укреплен и на служебном автомобиле Президента.
Ознакомление детей с флагами нашего государства проходит постепенно, так в старшей группе знакомлю детей с Государственным флагом РФ и с копией Знамени Победы, а в подготовительной группе закрепляю знания об этих флагах и знакомлю с Андреевским флагом и Штандартом президента РФ.
Совместное размещение Государственного флага с иными флагами требует соблюдения следующих условий:
1. При совместном размещении с одним флагом Государственный флаг располагается с левой стороны от него, если стоять к ним лицом.
2. При одновременном размещении нечетного числа флагов Государственный флаг располагается в центре.
Государственный флаг рекомендуется вывешивать, размещать выше остальных.
2 этап Ознакомление с гимном страны.
Что такое гимн? (ответы педагогов)
Гимн — В «Толковом сло¬варе русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова слово гимн трактуется следующим образом:
«1. Торжественная песня, принятая как символ государствен¬ного или социального единства.
1. Хвалебная песня, музыкальное произведение».
Детям необходимо объяснить, что гимн – это музыкальная песня, славящая кого-либо. Гимн России прославляет нашу Родину – Россию. Государственный гимн исполняется в торжественных случаях, например при проведении праздничных мероприятий, посвященных дням воинской славы, награждении победителей международных спортивных соревнований. Это обстоятельство значительно поднимает статус мероприятия, усиливает его патриотическое значение. При исполнении гимна всегда встают, мужчины снимают головные уборы. Слушают гимн, молча, или подпевают. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным. Рассказываю дошкольникам, кто написал гимн.
Кто может назвать авторов гимна?
(композитор А.В. Александров и поэт С.В. Михалков).
С детьми подготовительной группы мы прослушиваем гимн, можно разучить первый куплет гимна.
Прослушивание гимна России: «Прошу встать. Исполняется Государственный гимн Российской Федерации». «Прошу сесть!»
3 этап Ознакомление с гербом.
Этот этап более сложный для восприятия ребенка, поэтому я бы хотела рассказать о нем более подробно.
В своей работе использую материалы по геральдике российских городов. Сразу хочу отметить, что геральдика - это наука, которая занимается изучением гербов. Понятие “символ”, а также такие термины, как “символизирует”, “олицетворяет”, для дошкольников весьма сложны. Сложны для понимания и сами российские символы. Дети прекрасно их запоминают, узнают, находят среди других похожих, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников зачастую остается абстрактной. Чтобы суметь донести до ребенка значение и содержание символики РФ, педагог должен владеть необходимым минимумом информации, подобрать интересные методические приемы, знать содержание государственных знаков, касающихся символики России.
Как же помочь ребенку глубже понять смысл такого сложного государственного символа, как герб? В первую очередь необходимо познакомить детей с историей происхождения герба, его значении, как в прошлой, так и в современной жизни.
Что же такое герб? (ответы педагогов).
Герб – от нем. erbe – наследство. Слово герб определяется как «эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, документах». Герб может считаться таковым лишь тогда, когда он используется постоянно, на протяжении столетий. Специалисты по геральдике считают, что первый герб возник в XI – XII вв. в странах Западной Европы.
Начало работы над геральдикой состоит в информировании в доступной для старших дошкольников форме о мире древних воинов и рыцарей.
История герба, так же как и флага, начинается в те времена, когда наши предки были очень воинственны и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены – доспехами, щитами.
Флаг помогал воинам определить, где свои войска, где вражеские. Но флаг был только один, у знаменосца. А во время боя воины, закованные в доспехи, были очень похожи, и было очень трудно определить, свой это или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия – и разноцветные плащи, и перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносился на щит. Щит большой, и рисунок на нем хорошо виден. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но и все его воины. Такое изображение на щите стали называть гербом.
Чаще всего рыцарь изображал на щите гербе то животное, с которым себя сравнивал, на которого хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым как лев. А если нарисована ящерица, то хозяин такого герба ловкий и быстрый; дракон – мудрый; кошка – независимый; волк – злой, жадный; петух – воинственный. Рыцари очень дорожили своими гербами. Передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались не опозорить его дурными поступками.
Форма щита была самая разнообразная: фигурный – немецкий, овальный итальянский, квадратный с округлостью внизу – испанский, четырёхугольный с заострением внизу – французский. Именно четырехугольная форма преобладает в гербах России.
Символика цветов так же разнообразна:
Красный – мужество;
Голубой - величие, красота, ясность;
Зелёный - изобилие, надежда;
Чёрный - печаль, скромность;
Серебро – чистота и скромность;
Золото – богатство, сила, верность, знатность.
Простые люди всегда старались селиться поближе к рыцарскому замку в надежде, что хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. Герб рыцаря хозяина становился не только его личным, но и гербом всего города. Над воротами города вывешивался щит-герб. Теперь любой гость, путешественник, увидев герб над воротами, знал, что у города есть надежная защита.
Прошло много лет, уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щиты. Но герб остался. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Если вы внимательно рассмотрите герб какого-нибудь города, то вы можете узнать много интересного. Чаще всего герб по-прежнему изображают в виде старинного щита. Это означает, что в случае необходимости жители, все как один, встанут на защиту города, страны. На щите изображается то, чем город славится, гордится, дорожит. Щит это обязательный элемент герба.
Таким образом, дети узнают, что такое герб и для чего он нужен. Также они получают представление о том, что каждый город имеет свой собственный герб в форме щита как символа готовности к обороне.
Следующий этап работы – объяснение изображения на гербе. Опыт работы показывает, что эта тема лучше всего раскрывается на примере гербов городов России. Каждый город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство что-то очень дорогое для себя. Это могут быть его героические или трагические страницы истории; та профессия, ремесло, которыми он исстари кормился, славился; уникальный природный объект или “живность”, в изобилии водящаяся в округе. Словом, то, чем город гордится.
Исходя из этого, можно выделить три основных типа городских гербов: природный или экологический, профессиональный, исторический.
Работу на этом этапе можно организовать в двух вариантах:
- первый вариант – традиционный – занятия (не все занятие, а элемент в занятии: дидактические игры: «Собери герб», «Угадай по описанию»);
- второй вариант – освоение материала в разнообразных видах деятельности детей.
Такой подход дает возможность достаточно быстро ознакомить детей с темой и дать им готовые принципы построения и “расшифровки” российских гербов.
Работа с гербами может стать фрагментом многих занятий по ознакомлению с окружающим и природой. Например, разговаривая об образе жизни насекомых (птиц, животных) и их значении в жизни природы и человека, можно в заключение рассмотреть, какие города внесли подобное изображение в свои гербы. А разговор о роли воды можно начать с рассматривания гербов с изображением рек, волн, синих полос (их в геральдике великое множество). По некоторым гербам можно узнать, что город находится на реке или в этом городе очень ценится какая-нибудь птица или животное. Например:
Природные или экологические гербы помогают ребенку увидеть, как разнообразна, богата природа России, обширна ее территория, как богата она разными климатическими зонами, полезными ископаемыми. Гербы городов России могут служить прекрасным подспорьем для знакомства детей с профессиями. На многих гербах выражено уважение к труду жителей города. Гербы прославили труд ткачих, кузнецов, нефтяников, горняков, рыбаков и т. д.
Герб города Балабаново
Современный герб Балабанова — города в Калужской области — принят в 2000 году.Земля, на которой расположен город, ранее служила местом отдыха князей. Здесь есть Соколиный холм и соколиная гора, указывающие на то, что именно в этих окрестностях проходили княжеские соколиные охоты. Название города происходит от слова «балобаны», так называли род ловчих соколов.Горящая стрела аллегорически говорит о том, что становление Балабанова связано со спичечной фабрикой. Стрела — это также символ стремительного движения вперёд.
Голубой цвет — знак чести, славы, преданности, истины, добродетели и чистого неба; белый — простоты, совершенства, мудрости, благородства, мира; красный — труда, силы, мужества, праздника и красоты; жёлтый — прочности, величия, интеллекта, великодушия.
Герб города Калуги
Геральдическое описание герба:
В лазоревом (голубом, синем) поле волнистый серебряный пояс, сопровождаемый во главе золотой, украшенной жемчугом и самоцветами и подложенной пурпуром российской государственной короной времен Екатерины Великой (без лент).
Девиз "КОЛЫБЕЛЬ КОСМОНАВТИКИ" начертан на червленой (красной) ленте серебряными литерами; поверх середины ленты положена фигура того же металла, которая образована безантом (шаром), от которого отходят три жезла, обращенные от щита вниз и влево.
Символика герба:
За основу герба взят современный герб муниципального образования "Город Калуга" составленный на основе исторического герба города Калуги, утвержденного 10 марта 1777 года, подлинное описание которого гласит:
На голубом поле, горизонтально извилистый серебряный переклад, означающий "реку Оку, протекающую возле сего города, и в верхней части щита Императорская корона, в знак знаменитости, которую он через нынешнее учреждение в нем губернии от Монаршей милости получил.
Учитывая то, что Калуга является колыбелью космонавтики: здесь жил и творил великий советский ученый - Константин Эдуардович Циолковский, все наши космонавты - почетные граждане города Калуги, в городе имеется уникальный государственный музей космонавтики. К историческому гербу города Калуги добавлена девизная лента с девизом "КОЛЫБЕЛЬ КОСМОНАВТИКИ", со стилизованным изображением первого искусственного спутника Земли. Тем самым, в гербе муниципального образования "Город Калуга" отражена история Калуги, проходящая через века до наших дней.
Голубой цвет в геральдике - символ красоты, чести, славы, преданности, истины, добродетели и чистого неба.
Красный цвет символ мужества, самоотверженности, справедливой борьбы и жизни.
Серебро в геральдике - чистоты, мудрости, благородства, мира, взаимосотрудничества.
Золото - символ прочности, величия, интеллекта, великодушия.
Детям достаточно показать и рассказать об одном гербе каждого типа.
Таким образом, гербы помогают педагогу в приемлемой форме посвятить дошкольников в историческое прошлое России. На заключительном этапе работы, когда дети хорошо ориентируются в символике гербов, когда их представления о родной стране, ее природе, истории, людях значительно расширились, можно приступать к работе по ознакомлению с такой сложной символикой, как «московский герб – Георгий Победоносец».
При ознакомлении детей с гербом города Москвы рассматриваем форму и основной цвет герба, рассказываю легенду о Георгии Победоносце.
В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье. Напал на него лютый змей дракон. Поселился он в темной пещере недалеко от моря. Огнем жег землю и разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же требовал, чтобы каждый день его кормили свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого, ни коров, ни овец, ни коз – все съел змей. Тогда повелел змей приводить ему на съедение каждый день человека. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на морской берег и оставили там. А в это время проезжал мимо добрый молодец Георгий на своем добром белом коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и поразил его своим копьем. За эту победу и прозвали Георгия Победоносцем.
Для эмоционального восприятия детьми главного символа России – двуглавого орла, после всей проведенной ранее работы, можно воспользоваться следующим наглядным приемом.
Если на большой карте России разложить все карточки с изображением гербов городов, она получится очень впечатляющей. В этих маленьких картинках она разом отразит все богатство, уникальность и величие нашей страны. А если над этой картой мысленно поместить большое изображение двуглавого орла, этой гордой, свободолюбивой птицы, то орел раскинет свои крылья над всей Россией. Он объединяет русские города под своими крыльями, опекает их, как своих птенцов, и защищает от всех бед и напастей. И, конечно же, его необычный внешний вид говорит об уникальности нашей страны. От востока до запада, от крайнего севера до юга протянулась территория России.
Далее на заключительном этапе знакомлю детей с «двуглавым орлом – символом России».
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу смог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
Двуглавый орел – один из древнейших в истории человечества символ власти, силы, мудрости. «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан 2 малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона». В центре герба России герб города Москвы, это говорит о том, что Москва – столица (сердце) нашей Родины.
Используется Государственный герб Российской Федерации на торжественных мероприятиях, посвященных дням воинской славы. Допускается как самостоятельное использование Государственного герба, так и совместное с другими государственными символами. Воспроизведение Государственного герба допускается без геральдического щита, а также в одноцветном варианте.
Ознакомление детей с гербом РФ проходит постепенно.
В старшей группе знакомлю детей с историей происхождения герба и создаем с детьми эмблемы (центра патриотического воспитания, центра природы, изодеятельности, музыки, группы).
В подготовительной к школе группе знакомлю с гербами российских городов, гербом Москвы и на заключительном этапе с гербом РФ. Далее дети совместно с родителями создают герб семьи.
Требования при размещении герба:
1. При совместном размещении с одним гербом Государственный герб располагается с левой стороны от другого герба, если стоять к ним лицом.
2. При размещении нечетного числа гербов Государственный герб располагается в центре.
3. При размещении четного числа гербов Государственный герб размещается левее центра.
4. Размер Государственного герба не может быть меньше размеров других гербов и не может быть размещен ниже других гербов.
Система работы реализуется в непосредственно образовательной деятельности. В комплексно - тематическом планировании отражается, как часть занятия. Хочется отметить, если организована систематическая работа со старшими дошкольниками, то геральдика становится доступна их пониманию и осознанию. Использование геральдики в нравственно-патриотическом воспитании детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Дети становятся любознательными, у них расширяется кругозор. Они с увлечение слушают и рассказывают о гербах разных городов и сами придумают различные эмблемы и гербы. Кроме детей эта тема интересна и родителям, которые с большим удовольствием принимают участие в конкурсах «Герб семьи».
Такая система работы по ознакомлению дошкольников с Государственными символами России позволяет решить следующие задачи:
- познакомить детей с изображением Государственного флага, формировать представление о значении флага РФ;
- познакомить детей с Государственным гимном РФ и правилами его исполнения;
- с историей происхождения герба, многообразием гербов городов России;
- через гербы городов России дать детям представления о разнообразии природы нашей страны, воспитывать любовь к родному краю, желание сберечь природу;
- знакомить с разнообразными профессиями, воспитывать чувство уважения к представителям разных профессий;
- дать детям некоторые представления о нелегкой истории России; воспитывать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине;
- воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.
Вся работа с детьми построена на основе принципов современного образования:
• Духовно-нравственного развития (развитие социальных навыков)
• Компетентного, деятельностного подхода (активность ребёнка, позволяющая стать субъектом деятельности)
• Здоровьесбережения (интеграция с различными направлениями деятельности).
Работа, построенная таким образом, значительно расширяет знания дошкольника о родной стране, воспитывает в нем чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтение художественной литературы как одна из форм патриотического воспитания дошкольников
Патриотическое воспитание дошкольников...
"Патриотическая онлайн - акция, как одна из форм патриотического воспитания детей"
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей.Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека...
Подготовительная к школе группа № 6 "Алёнушка" Проведение патриотических акций, как одна из форм патриотического воспитания детей.
laquo;Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.И такой фундамент – это патриотизм».В. В. Путин.Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных...
Мастер-класс для педагогов «Создание герба семьи, как одной из форм патриотического воспитания дошкольников»
Цель. Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулировании творческого потенциала педагогов.Задачи:повышение педагогического мастерства и квалификации педагоговраспространен...
«Государственная символика –одна из форм патриотического воспитания дошкольников».
laquo;Государственная символика –одна из форм патриотического воспитания дошкольников».Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни», поэтому то, какие качества разовьются у р...
Семейные традиции – как одна из форм патриотического воспитания дошкольников
Семейные традиции – как одна из форм патриотического воспитания дошкольников...
Семейные традиции – как одна из форм патриотического воспитания дошкольников
Формирование патриотического воспитания дошкольников через семейные традиции...