Проект "Космическое путешествие"
проект (старшая группа)

Главатских Валерия Владимировна

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 1месяц.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.

Актуальность темы: космос является обширной темой для исследовательской деятельности, которая вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольника.

Проблема: интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано. Много уже изучено. Но многое уже изучено, но многое остается неизведанным. Солнце, луна, звезды - это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Чтобы поддержать интерес к изучению космоса, желание узнать новое, было принято решение организовать  и провести проект «Космическое путешествие».

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о космосе.

Задачи проекта:

«Познавательное развитие» продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Дать представление о том, что Вселенная-это множество звезд, уточнить представления о планетах, созвездиях. Познакомить с интересными событиями и фактами о космосе; дать представление об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле; познакомить с космонавтами; воспитывать чувство гордости за свою Родину

«Речевое развитие»: упражнять в составлении рассказов из личного опыта по теме проекта, закрепить умения подбирать слова-определения, развивать диалоговую речь.

«Художественно-эстетическое развитие»: продолжать знакомить с художественной литературой, формировать  умение отгадывать загадки, воспитывать любовь, интерес к произведением, развивать творческое воображение при рисовании и конструировании.

«Социально-коммуникативное развитие»: развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание учавствовать в совместной коллективной деятельности, развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

«Физическое развитие»: продолжать формировать умение соблюдать правила подвижной игры, развивать ловкость, внимательность, быстроту.

Материалы и оборудование: интернет-ресурсы, А.Леонов «Я выхожу в космос»; макет  косчического корабля; фотографии космонавтов; мультимедийное оборудование,фломастеры, цветные карандаши, альбомные листы, цветная бумага,клей, конструктор «Факластик».

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовитиельный

1. Определение целей и задач.

2. Изучение методической литературы.

3. Подбор литературы по теме проекта.

4. Выбор форм работы с детьми и родителями.

5. Составление плана работы.

II этап –основной (практический):

1. Наблюдения.

2. Проведение бесед.

3. Дидактические игры.

4. Чтение художественной литературы.

5.Просмотр презентации.

6. Конструирование, аппликация

7. Отгадывание загадок.

8. Решенин проблемных ситуаций.

9. Консультации для родителей.

III этап – заключительный:

1. Обработка результатов по реализации проекта.

2. НОД «Полет на неизвестную планету».

По окончании проекта «Космическое путешествие» деятельность в выбранном направлении будет продолжена в режимных моментах и в организации самостоятельной деятельности детей.

Работа с родителями: подбор информации по теме проекта, конультации для родителей «Детям о космосе», папка-передвижка «Космическое путешествие».

Схема проекта

Образовательная область

Формы, методы и средства

Социально-коммуникативное развитие

- Подбор информации по теме проекта.

- Д/игры «Разложи планеты на орбитах»,

«Угадай созвездие», «Найди лишнее»,  «Найди свою планету».

Познавательное развитие

- Просмотр презентаций « Как это было».

«Солнечная система», «Наши  космонавты».

- Проблемная ситуация «Что было бы с Землей,если бы…»

- Д/игры «На что это похоже?», «Соедини точки».

- Наблюдение за небом.

- НОД «Полет на неизведанную планету».

Речевое развитие

- Беседы «Важная профессия «космонавт»,

«Что такое Вселенная».

- Составление рассказов, из личного опыта на тему: «Что я знаю о космосе».

Художественно-эстетическое развитие.

- Конструирование «Космические корабли».

- Отгадывание загадок.

- Раскрашивание раскрасок.

-Заучивание стихов о космосе:»Звездная мелодия», «Космос»,»День космонавтики», «Ракета», автор Григоре Виеру, «Созвездия», «Полет» ,автор Ольга Берггольц.

- Чтение А. Леонов «Я выхожу в космос».

Аппликация «Звездное небо»

Физическое развитие

П/игры  «Собираемся в полет», «Мы - космонавты».

 

Ожидаемые результаты:

Дети: Расширили представления о космосе. Его значение в жизни человека, использование знаний в самостоятельной деятельности.

Родители: Повысили  педагогическую культуру родителей. Сформировали стойкий нтереса к исследованиям и творчеству совместно с детьми.

 

 


 

Приложение

Стихотворения

Ракета
(Григоре Виеру)

Вот так pадyга на небе -
Шёлковый yзоp!
Hy и pадyга на небе,
Как цветной ковёp!

А над pадyгой - pакета
Взмыла к небесам.
Вот такyю же pакетy
Я постpою сам.

И на звёзднyю доpожкy
Полечy на ней,
Hабеpy я звёзд лyкошко
Мамочке моей.

 

День Космонавтики

На небо ночью все смотрели?
Там отблеск праздника пылает
День космонавтики в апреле,
Двенадцатого, кто не знает.

Красавец месяц среди звёзд
Плывёт, как лодка по реке.
Провозглашу за космос тост,
Держа бокал в своей руке.

Пусть звёздный дождь в него нальётся,
Мерцаньем тайным ум пьяня.
Пусть счастье нас рукой коснётся,
В мир неизведанный маня.

Галактик меркнет свет игриво,
Когда бутылка на столе.
Напиток звёзд мы пьём ретиво
За невесомость на земле.

 

Подвижные игры

Игра «Собираемся в полет» (групповая)

Цель: развивать внимание

– Звездолет мы смастерили, 
А багаж собрать забыли.

Ход игры: Я буду показывать разные предметы, а вы должны хлопать в ладоши, если этот предмет пригодится в путешествии и топать, если он не нужен – кислородный баллон, подушка, аптечка, половник, звездная карта, шуба, фонарик.

                                                     Игра «Мы космонавты»

Цель. Закрепить умение быстро ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу воспитателя, быть внимательным.

Ход игры. По краям площадки чертятся контуры ракет (двух-, четырехместные). Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей.

Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет.

С последним словом дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракете, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят.

После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.

 

НОД «Полет на изведанную планету» (для подготовительной группы)

Цель: Создание условий для формирования представлений о космосе.

Задачи:

Познавательное развитие:

 Уточнить и расширить представления о космосе; повторить небесные тела, их названия; упражнять в умении находить и называть планеты Солнечной системы; закрепить умение конструировать по схеме, соединять точки по порядку; повторить обратный счет.

Речевое развитие:

Активизировать словарный запас детей, развивать творческое воображение в придумывании названий планеты, упражнять в подборе обобщающих слов; вовлекать детей в беседу, закрепить умение отвечать и задавать вопросы.

Социально-коммукативное развитие:

Закрепить представление о профессии космонавт, вспомнить фамилии известных космонавтов, закрепить умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь и поддержку.

Художественно-эстетическое развитие:

Развивать творческое мышление, образное представление, закреплять навыки аппликации, умение создавать композиции.

Методы и приемы:

Практические: погружение в игровую ситуацию; конструирование космического карабля, аппликация.

Наглядные: рассматривание фотографий космонавтов; рассматривание слайдов с заданиями, работа с макетом Солнечной системы.

Словесные: беседа, ситуативные разговоры.

Материалы и оборудование: слайды с заданиями, схема конструирования космического корабля, макет солнечной системы и ракеты, клей, цветная бумага, мультимедийное оборудование.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Игровые ситуации.

Дидактические игры

Изобразительная и

конструирование

Конструирование космического корабля

Игра

Коммуникативная

Беседа Ситуативные разговоры, вопросы по теме

Двигательная

Игра

Восприятие художественной

литературы и фольклора.

 Стихотворение: Ракета (Григоре Виеру, День космонавтики, Космос.

 

 

 

 

 

 

 

 

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Введение в игровую ситуацию

 

Игровая ситуация «Сообщение из Космического центра»

 

 

 

Мотивированы на предстоящую деятельность

Собирает детей около себя и сообщает, что утром в детский сад поступило сообщение из космического центра, в котором говориться, что в Солнечной системе обнаружена неизведанная планета. Сотрудники космического центра предлагают всем желающим отправиться ее изучать.

Задает детям вопрос: «согласны отправиться в космос для изучения неизведанной планеты?»

Слушают сообщение из космического центра.

 

 

Соглашаются отправиться изучать неизведанную планету.

Игровая деятельность

Закрепить представления о профессии «космонавт»,вспомнить известных космонавтов («Познавательное развитие»,

развивать умение взаимодействовать со сверстниками сообща «Социально-коммуникативное развитие»

Беседа «Профессия космонавт»

Закрепление представления о профессии «космонавт», фамилии известных космонавтов.

 

 

Предлагает отправиться в космос. Задает вопросы: «Кто летает в космос? Чем занимаются космонавты? Каких космонавтов вы знаете? (Фото космонавтов).

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

Называют известных космонавтов (Юрий Гагарин, Алексей Леонов, Валентина Терешкова, Михаил Корниенко), рассматривают фото космонавтов на слайде.

 

Закрепить умение конструировать по схеме. («Познавательное развитие»).

Д/упражнение «Строим космический корабль»

Задает вопрос: «А на чем же мы с вами отправимся в космос?»

Предлагает построить  звездолет.

Задает вопрос: «из чего можно его построить?»

Предлагает построить космический  по схеме, используя конструктор (схема).

 

Сообщает, что звездолет готов и можно отправиться в полет.

Задает вопрос: «К полету готовы? Занимайте места» (Звучит музыка).

Предлагают варианты, на чем можно отправиться в космос.

Предлагают варианты конструирования звездолета.

 

Совместно конструируют звездолет из конструктора по схеме.

 

 

Отвечают, что готовы к полету, занимают места в звездолете и начинают обратный отсчет.

Закреплены умения конструировать по схеме.

 

 

Закрепить представление о комете, небесных телах, активизировать словарный запас детей, упражнять в подборе обобщающего слова.

 

(«Познавательное развитие», «Речевое развитие»).

Игра «Подбери слово»

Закреплены представления о комете, небесных телах, активизирован словарный запас детей, закреплено умение подбирать обобщающее слово.

Сообщает, что навстречу летит какой-то объект. Задает вопрос:

«Что это? (на экране появляется иллюстрация кометы). Как вы догадались, что это комета?».

 

Предлагает подобрать обобщающее слово к картинкам, чтобы комета пролетела мимо и не задела. (На экране появляются картинки: комета, планета, звезды, астероиды).

Предлагает отправиться дальше. (Звучит музыка).

Смотрят на экран и называют, что навстречу летит комета, потому что у нее есть хвост.

Отвечают, что все эти картинки относятся к небесным телам и называют их.

 

Закрепить представления о звездах, умение соединять точки по порядку, активизировать словарный запас детей.

 

(«Познавательное развитие», «Речевое развитие»)

Игра «Соедини точки»

 

Закреплены представления о звездах, умение соединять точки по порядку, активизирован словарный запас детей.

Обращает внимание на экран с изображением звезд. Задает вопросы: «Что вы видите? Что такое звезда? Какие созвездия вы знаете?».

 

Предлагает детям соединить точки и назвать созвездие.

 

Предлагает отправиться дальше. (Звучит музыка).

Отвечают на вопросы.

Сообщают, что каждая звезда - это огромный светящийся газовый шар, как наше Солнце. Только располагаются они очень далеко, поэтому и светят так слабо. Звезда образуется из газовых и пыльных облаков.

Соединяют точки по порядку и называют получившееся созвездие «Большая медведица».

 

Закрепить представления о планетах Солнечной системы, их названия

 

(«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)

Игра «Найди планету»

Закреплены представления о планетах Солнечной системы.

Обращает внимание на экран, где изображены планеты. Задает вопросы: «Что изображено на экране? Сколько планет в Солнечной системе? Назовите их» (можно предложить прочитать стихи про планеты, которые были разучины в ходе проекта) .

Показывает макет Солнечной системы.

 

Предлагает найти недостающую планету (три варианта: Сатурн, Марс, Земля).

 

Предлагает отправиться дальше. (Звучит музыка).

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Рассматривают макет

 

 

Называют недостающую планету.

Проверяют на экране.

 

Развивать

творческое мышление, воображение в придумывании названий планеты, закрепить навыки рисования.

(«Познавательное  развитие», «Художественно-эстетическое  развитие»).

Игра «Неизведанная планета»

Развито творческое мышление, воображение в придумывании названий планеты, закреплены навыки рисования.

Сообщает, что приземлились на новую неизведанную планету. Обращает внимание на экран, как выглядит планета. Задает вопросы: «Какую форму напоминает вам планета? На что она похожа? Как бы вы ее назвали?».

Предлагает «оживить» планету и заселить ее жителями, животными, растениями.

 

Сообщает, что справились с просьбой сотрудников Космического центра и пора возвращаться назад.

 

Предлагает занять места в звездолете (Звучит музыка).

 

Отвечают на вопросы. Предлагают варианты названия планеты.

 

Каждый ребенок на своем листе заселяет неизведанную планету. Несколько детей рассказывают, кем они заселяли свою планету.

Занимают места и начинают обратный отсчет.

 

 

 

Осмысление

Создать ситуацию успеха

Рефлексия

Рефлексия деятельности

Собирает детей вокруг себя и задает вопрос: «Где побывали?» «Кому помогали?

Что было самым сложным?

Что понравилось больше всего?

Отвечают на вопросы воспитателя

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...