Проект "Космическое путешествие"
проект (старшая группа)
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 1месяц.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Актуальность темы: космос является обширной темой для исследовательской деятельности, которая вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольника.
Проблема: интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано. Много уже изучено. Но многое уже изучено, но многое остается неизведанным. Солнце, луна, звезды - это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Чтобы поддержать интерес к изучению космоса, желание узнать новое, было принято решение организовать и провести проект «Космическое путешествие».
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о космосе.
Задачи проекта:
«Познавательное развитие» продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Дать представление о том, что Вселенная-это множество звезд, уточнить представления о планетах, созвездиях. Познакомить с интересными событиями и фактами о космосе; дать представление об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле; познакомить с космонавтами; воспитывать чувство гордости за свою Родину
«Речевое развитие»: упражнять в составлении рассказов из личного опыта по теме проекта, закрепить умения подбирать слова-определения, развивать диалоговую речь.
«Художественно-эстетическое развитие»: продолжать знакомить с художественной литературой, формировать умение отгадывать загадки, воспитывать любовь, интерес к произведением, развивать творческое воображение при рисовании и конструировании.
«Социально-коммуникативное развитие»: развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание учавствовать в совместной коллективной деятельности, развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
«Физическое развитие»: продолжать формировать умение соблюдать правила подвижной игры, развивать ловкость, внимательность, быстроту.
Материалы и оборудование: интернет-ресурсы, А.Леонов «Я выхожу в космос»; макет косчического корабля; фотографии космонавтов; мультимедийное оборудование,фломастеры, цветные карандаши, альбомные листы, цветная бумага,клей, конструктор «Факластик».
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовитиельный
1. Определение целей и задач.
2. Изучение методической литературы.
3. Подбор литературы по теме проекта.
4. Выбор форм работы с детьми и родителями.
5. Составление плана работы.
II этап –основной (практический):
1. Наблюдения.
2. Проведение бесед.
3. Дидактические игры.
4. Чтение художественной литературы.
5.Просмотр презентации.
6. Конструирование, аппликация
7. Отгадывание загадок.
8. Решенин проблемных ситуаций.
9. Консультации для родителей.
III этап – заключительный:
1. Обработка результатов по реализации проекта.
2. НОД «Полет на неизвестную планету».
По окончании проекта «Космическое путешествие» деятельность в выбранном направлении будет продолжена в режимных моментах и в организации самостоятельной деятельности детей.
Работа с родителями: подбор информации по теме проекта, конультации для родителей «Детям о космосе», папка-передвижка «Космическое путешествие».
Схема проекта
Образовательная область | Формы, методы и средства |
Социально-коммуникативное развитие | - Подбор информации по теме проекта. - Д/игры «Разложи планеты на орбитах», «Угадай созвездие», «Найди лишнее», «Найди свою планету». |
Познавательное развитие | - Просмотр презентаций « Как это было». «Солнечная система», «Наши космонавты». - Проблемная ситуация «Что было бы с Землей,если бы…» - Д/игры «На что это похоже?», «Соедини точки». - Наблюдение за небом. - НОД «Полет на неизведанную планету». |
Речевое развитие | - Беседы «Важная профессия «космонавт», «Что такое Вселенная». - Составление рассказов, из личного опыта на тему: «Что я знаю о космосе». |
Художественно-эстетическое развитие. | - Конструирование «Космические корабли». - Отгадывание загадок. - Раскрашивание раскрасок. -Заучивание стихов о космосе:»Звездная мелодия», «Космос»,»День космонавтики», «Ракета», автор Григоре Виеру, «Созвездия», «Полет» ,автор Ольга Берггольц. - Чтение А. Леонов «Я выхожу в космос». Аппликация «Звездное небо» |
Физическое развитие | П/игры «Собираемся в полет», «Мы - космонавты». |
Ожидаемые результаты:
Дети: Расширили представления о космосе. Его значение в жизни человека, использование знаний в самостоятельной деятельности.
Родители: Повысили педагогическую культуру родителей. Сформировали стойкий нтереса к исследованиям и творчеству совместно с детьми.
Приложение
Стихотворения
Ракета Вот так pадyга на небе - А над pадyгой - pакета И на звёзднyю доpожкy
| День Космонавтики На небо ночью все смотрели? Красавец месяц среди звёзд Пусть звёздный дождь в него нальётся, Галактик меркнет свет игриво, |
Подвижные игры
Игра «Собираемся в полет» (групповая)
Цель: развивать внимание
– Звездолет мы смастерили,
А багаж собрать забыли.
Ход игры: Я буду показывать разные предметы, а вы должны хлопать в ладоши, если этот предмет пригодится в путешествии и топать, если он не нужен – кислородный баллон, подушка, аптечка, половник, звездная карта, шуба, фонарик.
Игра «Мы космонавты»
Цель. Закрепить умение быстро ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу воспитателя, быть внимательным.
Ход игры. По краям площадки чертятся контуры ракет (двух-, четырехместные). Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей.
Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.
С последним словом дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракете, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят.
После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.
НОД «Полет на изведанную планету» (для подготовительной группы)
Цель: Создание условий для формирования представлений о космосе.
Задачи:
Познавательное развитие:
Уточнить и расширить представления о космосе; повторить небесные тела, их названия; упражнять в умении находить и называть планеты Солнечной системы; закрепить умение конструировать по схеме, соединять точки по порядку; повторить обратный счет.
Речевое развитие:
Активизировать словарный запас детей, развивать творческое воображение в придумывании названий планеты, упражнять в подборе обобщающих слов; вовлекать детей в беседу, закрепить умение отвечать и задавать вопросы.
Социально-коммукативное развитие:
Закрепить представление о профессии космонавт, вспомнить фамилии известных космонавтов, закрепить умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь и поддержку.
Художественно-эстетическое развитие:
Развивать творческое мышление, образное представление, закреплять навыки аппликации, умение создавать композиции.
Методы и приемы:
Практические: погружение в игровую ситуацию; конструирование космического карабля, аппликация.
Наглядные: рассматривание фотографий космонавтов; рассматривание слайдов с заданиями, работа с макетом Солнечной системы.
Словесные: беседа, ситуативные разговоры.
Материалы и оборудование: слайды с заданиями, схема конструирования космического корабля, макет солнечной системы и ракеты, клей, цветная бумага, мультимедийное оборудование.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая | Игровые ситуации. Дидактические игры |
Изобразительная и конструирование | Конструирование космического корабля Игра |
Коммуникативная | Беседа Ситуативные разговоры, вопросы по теме |
Двигательная | Игра |
Восприятие художественной литературы и фольклора. | Стихотворение: Ракета (Григоре Виеру, День космонавтики, Космос. |
Логика образовательной деятельности
Этап занятия | Задачи | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Введение в игровую ситуацию |
| Игровая ситуация «Сообщение из Космического центра» |
Мотивированы на предстоящую деятельность | |
Собирает детей около себя и сообщает, что утром в детский сад поступило сообщение из космического центра, в котором говориться, что в Солнечной системе обнаружена неизведанная планета. Сотрудники космического центра предлагают всем желающим отправиться ее изучать. Задает детям вопрос: «согласны отправиться в космос для изучения неизведанной планеты?» | Слушают сообщение из космического центра.
Соглашаются отправиться изучать неизведанную планету. | |||
Игровая деятельность | Закрепить представления о профессии «космонавт»,вспомнить известных космонавтов («Познавательное развитие», развивать умение взаимодействовать со сверстниками сообща «Социально-коммуникативное развитие» | Беседа «Профессия космонавт» | Закрепление представления о профессии «космонавт», фамилии известных космонавтов.
| |
Предлагает отправиться в космос. Задает вопросы: «Кто летает в космос? Чем занимаются космонавты? Каких космонавтов вы знаете? (Фото космонавтов).
| Отвечают на вопросы.
Называют известных космонавтов (Юрий Гагарин, Алексей Леонов, Валентина Терешкова, Михаил Корниенко), рассматривают фото космонавтов на слайде. | |||
| Закрепить умение конструировать по схеме. («Познавательное развитие»). | Д/упражнение «Строим космический корабль» Задает вопрос: «А на чем же мы с вами отправимся в космос?» Предлагает построить звездолет. Задает вопрос: «из чего можно его построить?» Предлагает построить космический по схеме, используя конструктор (схема).
Сообщает, что звездолет готов и можно отправиться в полет. Задает вопрос: «К полету готовы? Занимайте места» (Звучит музыка). | Предлагают варианты, на чем можно отправиться в космос. Предлагают варианты конструирования звездолета.
Совместно конструируют звездолет из конструктора по схеме.
Отвечают, что готовы к полету, занимают места в звездолете и начинают обратный отсчет. | Закреплены умения конструировать по схеме.
|
| Закрепить представление о комете, небесных телах, активизировать словарный запас детей, упражнять в подборе обобщающего слова.
(«Познавательное развитие», «Речевое развитие»). | Игра «Подбери слово» | Закреплены представления о комете, небесных телах, активизирован словарный запас детей, закреплено умение подбирать обобщающее слово. | |
Сообщает, что навстречу летит какой-то объект. Задает вопрос: «Что это? (на экране появляется иллюстрация кометы). Как вы догадались, что это комета?».
Предлагает подобрать обобщающее слово к картинкам, чтобы комета пролетела мимо и не задела. (На экране появляются картинки: комета, планета, звезды, астероиды). Предлагает отправиться дальше. (Звучит музыка). | Смотрят на экран и называют, что навстречу летит комета, потому что у нее есть хвост. Отвечают, что все эти картинки относятся к небесным телам и называют их. | |||
| Закрепить представления о звездах, умение соединять точки по порядку, активизировать словарный запас детей.
(«Познавательное развитие», «Речевое развитие») | Игра «Соедини точки»
| Закреплены представления о звездах, умение соединять точки по порядку, активизирован словарный запас детей. | |
Обращает внимание на экран с изображением звезд. Задает вопросы: «Что вы видите? Что такое звезда? Какие созвездия вы знаете?».
Предлагает детям соединить точки и назвать созвездие.
Предлагает отправиться дальше. (Звучит музыка). | Отвечают на вопросы. Сообщают, что каждая звезда - это огромный светящийся газовый шар, как наше Солнце. Только располагаются они очень далеко, поэтому и светят так слабо. Звезда образуется из газовых и пыльных облаков. Соединяют точки по порядку и называют получившееся созвездие «Большая медведица». | |||
| Закрепить представления о планетах Солнечной системы, их названия
(«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие») | Игра «Найди планету» | Закреплены представления о планетах Солнечной системы. | |
Обращает внимание на экран, где изображены планеты. Задает вопросы: «Что изображено на экране? Сколько планет в Солнечной системе? Назовите их» (можно предложить прочитать стихи про планеты, которые были разучины в ходе проекта) . Показывает макет Солнечной системы.
Предлагает найти недостающую планету (три варианта: Сатурн, Марс, Земля).
Предлагает отправиться дальше. (Звучит музыка). | Отвечают на вопросы.
Рассматривают макет
Называют недостающую планету. Проверяют на экране. | |||
| Развивать творческое мышление, воображение в придумывании названий планеты, закрепить навыки рисования. («Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»). | Игра «Неизведанная планета» | Развито творческое мышление, воображение в придумывании названий планеты, закреплены навыки рисования. | |
Сообщает, что приземлились на новую неизведанную планету. Обращает внимание на экран, как выглядит планета. Задает вопросы: «Какую форму напоминает вам планета? На что она похожа? Как бы вы ее назвали?». Предлагает «оживить» планету и заселить ее жителями, животными, растениями.
Сообщает, что справились с просьбой сотрудников Космического центра и пора возвращаться назад.
Предлагает занять места в звездолете (Звучит музыка). |
Отвечают на вопросы. Предлагают варианты названия планеты.
Каждый ребенок на своем листе заселяет неизведанную планету. Несколько детей рассказывают, кем они заселяли свою планету. Занимают места и начинают обратный отсчет.
| |||
Осмысление | Создать ситуацию успеха | Рефлексия | Рефлексия деятельности | |
Собирает детей вокруг себя и задает вопрос: «Где побывали?» «Кому помогали? Что было самым сложным? Что понравилось больше всего? | Отвечают на вопросы воспитателя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»
Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....
ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»
Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...
Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»
Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме. Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...
Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"
пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....
«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».
Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...
Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"
Муниципальное дошкольное образовательное учреж...
Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие
Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...