Доклад "Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"
материал
Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sensomotornoe_razvitie.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Меновщикова Нина Николаевна
воспитатель первой категории
МБОУ Бажинская ООШ
Новосибирская область, Маслянинский район
Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности
Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется только в процессе воспитания. Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.
Рассмотрим понятия «сенсорика» и «моторика» и определим взаимосвязь между ними. Сенсо - чувство, моторика - движение.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т. д.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика помогает развивать память, внимание, логику. Развивая мелкую моторику мы развиваем речь детей и подготавливаем их к школьному обучению. Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность - сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи. Таким образом, сенсорное развитие следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием.
Сенсомоторное развитие имеет важнейшее значение для полноценного психического развития детей раннего и дошкольного возраста, т.к. это время наиболее благоприятно для развития и совершенствования деятельности органов чувств, накопления разнообразных представлений об окружающем мире.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Так как сенсорное развитие ребенка должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно, мы организовали пространство таким образом, чтобы задействовать все центры активности детей и работа по сенсорному развитию могла осуществляться воспитателем во всех видах организованной и самостоятельной детской деятельности: познавательной, речевой, двигательной, игровой, а так же в режимных моментах.
Здесь подобраны дидактические игры и пособия на любой вкус: пирамидки, вкладыши, шнуровки. Все это развивает ручную умелость, способствует обогащению сенсорного опыта. В руководстве дидактическими играми важен индивидуальный подход; одному дать задание полегче, другому - усложнить задачу, первому оказать помощь, второму предоставить самостоятельность.
В нашей группе в уголке сенсомоторики представлены различные игры и пособия, в которые дети с удовольствием играют.
- игрушки для нанизывания ( пирамидки, шнуровки, бусы, пуговицы ), имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень.
- игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине, форме .
- игрушки, состоящие из геометрических фигур – вкладышей, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине.
- игрушки сборно- разборные. Игры с ними способствуют развитию пространственной ориентации, умению составлять предмет из двух частей.
Многие дидактические игры сделаны своими руками: « Цветные палочки», «Веселые прищепки», «Геометрическое лото», « Разноцветные пробки» и т.д.
Игрушки и пособия систематически обновляются, это повышает к ним интерес и позволяет более разнообразно их использовать.
Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые дети получают через кожу: горячее – холодное, мягкое – твёрдое, сухое и мокрое и т.д. Тактильно – кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся мир.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих играх. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Игры с водой –для ребёнка открывающего перед собой двери в мир неизведанного, вода- это удивительный объект познания. Она даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и представляет неограниченные возможности познавать мир и себя в нём. Все игры с водой так или иначе способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений. Игры с водой позволяют успешно развивать психические познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления.
На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определённых сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект развития сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности
Сенсорное воспитание: - является основой для интеллектуального развития; - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии ...
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"
Выступление на семинаре: Развитие моторики у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.Игры и упражнения для развития моторики. Пособия...
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности 2016-2017 учебный год».
Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки- важная часть развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, н...
Отчет о работе по самообразованию за 2019-2020 учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"
В 2019-2020 учебном году я работаю над темой «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности», которая продолжает быть актуальна в наш...
Проект « Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности».
Одним из главных задач в работе с дошкольниками является работа над речевым развитием детей. Этот процесс обычно длительный и не простой. Речь является средством приобретения знаний,...
Отчет по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Разнообразие действия руками, пальчиковые...