Среднесрочный проект в подготовительной группе к школе «Радуга» «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
проект (подготовительная группа)
Среднесрочный проект
в подготовительной группе к школе «Радуга»
«Путешествие
по сказкам А.С. Пушкина»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_pushkinu.docx | 56.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида № 103»
Заводского района города Саратова
Среднесрочный проект
в подготовительной группе к школе «Радуга»
«Путешествие
по сказкам А.С. Пушкина»
Авторы проекта: Власенко О.А. Маслова Е. В. Павлова Л.В. |
Саратов 2023г.
Вид: творческо-информационный, среднесрочный.
Участники: воспитанники подготовительной группы к школе «Радуга», воспитатели группы, педагог – психолог, родители.
Сроки: с 13..11.2023 г по 15.12.2023 г
Актуальность проекта:
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка, а также играют важную роль в процессе общего развития дошкольников – речевого, познавательного, личностного.
К сожалению, родители в наше время в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит у телевизора и за компьютером, чем в живом окружении.
В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Так на чём же остановить свой выбор? Хорошим вариантом, например, станут сказки Пушкина для детей. Они насквозь пропитаны мечтой человека о счастье, о различных чудесах, о волшебстве. Сказки радуют ребёнка, дают возможность рассуждать над тем, что такое хорошо, а что такое плохо, увлекают досягаемостью того, что, казалось бы, абсолютно невозможно.
Цель:
Формирование у детей интереса к книгам, литературным произведениям
Задачи:
Познавательное развитие
• Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям.
• Познакомить детей с жизнью и творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина.
•Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.
Речевое развитие
• Обогащать и расширять словарный запас детей. Познакомить с новыми словами: царевна, прялка, невод, дуэль и т. д.
• Формировать грамматический строй речи (используя игры на согласование числительных с существительными, с глаголами, на образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. д.)
• Развивать умение составлять рассказ по картине, заучивать стихотворения, отрывки из произведений А. С. Пушкина.
• Формировать умение у детей излагать свои мысли понятно для окружающих, используя распространённые предложения.
Художественно – эстетическое развитие
•Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства через знакомство с картинами русских художников
•Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей (изобразительное творчество, литература, музыка, мультфильмы).
• Привлекать детей к оформлению выставок в группе, изготовлению макетов.
• Познакомить с музыкальными произведениями по сказкам А. С. Пушкина
Методы и формы работы:
1. проведение консультаций с родителями
2. разработка методических материалов для родительского уголка
6. рассматривание рисунков, фотографий о сказках А. С. Пушкина
7. просмотр видеоматериалов
Планируемые результаты.
В ходе реализации данного проекта у детей происходит
• обогащение знаний и представлений о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
• активное взаимодействие в системе социальных отношений.
• совершенствование восприятия, осмысливания прослушанных рассказов, сказок, стихотворений, обогащения чувств.
• развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений,
• заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка.
• повышается интерес к произведениям А. С. Пушкина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового.
• дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, умение
Мероприятие | Задачи | Сроки | Источники | |
Подготовительный этап | ||||
Для педагога | Для детей | Для родителей | с 13.11.2023 г. по 17.11.2023 г. | Nsportal.ru Maam.ru |
-разработка содержания проекта. -планирование предстоящий деятельности, направленной на реализацию проекта | -познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина | -приобщению родителей к художественной литературе | ||
Этапы реализации | ||||
Беседа на тему: «Какие сказки мы знаем?» | Цель: формирование устойчивого интереса к сказочному жанру | 20.11.2023 г | Приложение №1 | |
Рассматривание портрета А. С. Пушкина | Цель: развивать внимание, наблюдательность, усидчивость. | 20.11.2023 г | См.альбом писателей | |
Дидактическая игра «Собери сказку» | Цель: развивать логическое мышление | 21.11.2023 г | См.картотеку д/и | |
Просмотр «Сказки о рыбаке и рыбке» | Цель: развивать слух, внимание, усидчивость, умение отвечать на вопросы воспитателя. | 22. 11.2023 г. | См. медиатеку | |
НОД рисование на тему: «Золотая рыбка» | Цель: формировать умение детей изображать образы крупно, на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения; равномерно и аккуратно закрашивать красками; дополнять изображение деталями. | 22. 11.2023 г. | Приложение №2 | |
Просмотр «Сказки о Царе Салтане» | Цель: развивать слух, внимание, усидчивость, умение отвечать на вопросы воспитателя. | 24.11.2023 г. | См. медиатеку | |
НОД аппликация на тему: «Царевна лебедь» | Цель: формировать умения создавать поделки в технике объемная аппликация из полос. | 24.11.2023 г. | Приложение №3 | |
Презентация на тему: «Детство А.С. Пушкина» | Цель: развивать слух, внимание, усидчивость, умение отвечать на вопросы воспитателя. | 27.11.2023 г. | См. медиатеку | |
Просмотр «Сказки о золотом петушке» | Цель: развивать слух, внимание, усидчивость, умение отвечать на вопросы воспитателя. | 28.11.2023 г. | См. медиатеку | |
НОД аппликация на тему: «Золотой петушок» | Цель: Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. | 29.11.2023 г. | Приложение №4 | |
Игра – драматизации по сказки: «Три девицы под окном» | Цель: учить выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок; развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, артистические способности; воспитывать любовь и интерес к сказкам русских поэтов. | 30.11.2023 г. | Приложение №5 | |
ЧХЛ: «Сказка о Попе работе и его работники Балде» | Цель: развивать слух, внимание, усидчивость, умение отвечать на вопросы воспитателя. | 01.12.2023 г. | Приложение №6(книга) | |
ЧХЛ: «Сказка о мертвой царевне и » | Цель: развивать слух, внимание, усидчивость, умение отвечать на вопросы воспитателя. | 04.12.2023 г. | Приложение №6 | |
ЧХЛ: «Сказка о Царе Салтане» | Цель: развивать слух, внимание, усидчивость, умение отвечать на вопросы воспитателя. | 05.12.2023 г. | Приложение №6 | |
НОД лепка на тему: «Кот учёный» | Цель: вспомнить прочитанные сказки А.С.Пушкина, познакомить с новым произведением, помочь запомнить общеупотребительные пушкинские строки наизусть. Развивать интерес к творчеству русских писателей, желание услышать сказки Пушкина ещё раз. | 06.12.2023 г. | Приложение №7 | |
Викторина по сказкам А.С. Пушкина. | Цель: развивать слух, внимание, усидчивость, умение отвечать на вопросы воспитателя. | 07.10.2023 г. | См.медиатеку | |
Заключительный этап | ||||
Выставка рисунков по сказкам А. С. Пушкина | 8.12.2023 г. |
Приложение №2
НОД рисование на тему: «Золотая рыбка»
Цель:
Формировать умение детей изображать образы крупно, на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения; равномерно и аккуратно закрашивать красками; дополнять изображение деталями. Учить детей составлять предложения на заданную тему: «Что бы ты попросил у золотой рыбки». Побуждать кратко рассказывать содержание мультфильма «Сказка о золотой рыбке». Активизировать словарь детей по темам: «Море», «Небо». Познакомить с отрывком из «Сказки о золотой рыбке» А. С. Пушкина; объяснить значение слов «невод», «чешуя». Развивать связную речь, чувство рифмы, мелкую мускулатуру кистей рук. Воспитывать желание доброжелательно обсудить изображение.
Оборудование:
Запись шума морского прибоя, фоновой музыки. Иллюстрации к «Сказке о золотой рыбке» А. С. Пушкина. Листы бумаги, тонированные голубым цветом. Палитра с разноцветной гуашью. Оборудование для рисования.
Предварительная работа:
Наблюдение за рыбками в аквариуме. Просмотр мультфильма «Сказка о золотой рыбке».
Ход занятия:
Ребята, прислушайтесь! (Звучит шум морского прибоя). Что это за шум? Это море шумит. Как называется наше море? Черное море. Давайте представим, что мы вышли из детского сада и пришли на берег моря. Над головой у нас голубое небо с облаками, под ногами золотистый песок, а впереди – море. Как красиво вокруг!
А сколько слов можно найти, если присмотреться и подумать. Ведь слова можно найти везде.
Я слова найду везде –
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Сыграем в слово!
Дидактическое упражнение «Найди слова»
Найдите слова на небе. (Облака, птицы, ветер, тучи, самолет, молния, голубое, солнце.) Найдите слова в море. (Вода, волна, рыба, водоросли, шторм, краб, дельфин, медуза, корабль.)
В море живет много самых разных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Рыбаки их ловят, а мы покупаем, готовим и едим. Это хамса, сельдь, бычки, ставрида, камбала. Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат. Рыбаки их не ловят, ведь встреча с такими рыбами очень неприятна. У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем. Еще у рыб есть плавники. Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет. Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать. Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? Тело рыб покрыто пластинками - чешуей.
Ребята, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Если это рыбка – у нее улыбка.
Если это рыбочка – у нее … (улыбочка).
Если это рыба – у нее … (улыба).
Если это рыбина – у нее … (улыбина).
Если это рыбища – у нее … (улыбища).
Не только в нашем море царевны морской – золотой рыбки, которая умеет говорить человеческим голосом и исполнять желания. О такой рыбке написал сказку Александр Сергеевич Пушкин. Эта сказка так и называется – «Сказка о золотой рыбке». Послушайте отрывок из этой сказки, в которой рассказывается о том, как старик забросил в море невод – такую большую рыбацкую сеть для ловли рыбы, и в этот невод попала золотая рыбка.
Чтение отрывка из «Сказки о золотой рыбке» А. С. Пушкина
В третий раз закинул он невод, -
Пришёл невод с одною рыбкой.
С непростою рыбкой, - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
"Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь".
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе".
А что же было дальше? (Ответы детей).
А сейчас поиграем. Выходите на ковер.
Динамическая пауза
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Как рыбки плывут, покажи!
(Ноги на ширине плеч, покачивание руками
справа-налево, изображая волны)
Рыбки плавали, ныряли
В голубой морской воде.
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке.
(Руки перед грудью со сложенными ладонями, бег
врассыпную, наклоны, сближение-расхождение, приседание).
А сейчас я предлагаю вам нарисовать золотую рыбку.
Рисование «Золотая рыбка»
Обратите внимание, какой формы тело рыбки? Какого цвета золотая рыбка? Что есть у рыбки? Показ выполнения работы. Выполнение работы детьми под фоновую музыку. Чтобы сделать рыбку красивой давайте нарисуем ей чешую. А еще нарисуем камушки и водоросли, чтобы рыбке было где спрятаться. Показ выполнения работы. Выполнение работы детьми под фоновую музыку. Готовые работы дети выкладывают на общую поверхность.
Ребята, вам нравятся рисунки ваших товарищей? Какие именно рисунки вам понравились? Почему они вам понравились?
Ребята, давайте пофантазируем. А что было бы, если бы нам золотая рыбка предложила исполнить наши желания? О чем бы вы попросили рыбку? Подумайте! А каковы ваши желания? Дети рассказывают свои желания, а воспитатель записывает их на обратной стороне рисунка.
Приложение №3
НОД аппликация на тему: «Царевна лебедь»
Цель: формировать умения создавать поделки в технике объемная аппликация из полос.
Задачи:
- закрепить навыки работы с шаблоном, умение выполнять объемную аппликацию из полос бумаги;
- закрепить знания о сказках А.С. Пушкина, о художниках – иллюстраторах;
- развивать мелкую моторику рук, творческие навыки, воображение;
- воспитывать интерес к чтению, самостоятельность, аккуратность, бережное отношение к результатам труда.
Ход НОД:
Воспитатель: ребята, со сказками какого русского писателя мы с вами познакомились совсем недавно? (Ответы детей).
Дети: А.С. Пушкина.
Воспитатель: правильно. Отгадайте, из какой сказки А.С. Пушкина я прочитаю вам отрывок:
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» -
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает-
Диво б дивное хотел
Перенесть я в мой удел».
«А какое ж это диво?»
- Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Князю лебедь отвечает:
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Дети: это сказка «О царе Салтане….»
Воспитатель: кто исполнял все желания князя Гвидона?
Дети: Царевна – лебедь.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, а как выглядела Царевна – Лебедь?
(ответы детей)
Воспитатель: подходите к мольберту, давайте рассмотрим, как изобразили Царевну – лебедь разные художники – иллюстраторы.
- Какая она, Царевна – лебедь?
Дети: белая, прекрасная, пушистая, грациозная и т.д.
Воспитатель: ребята, а вы хотите превратиться в лебедей? (Ответы детей).
Воспитатель: я вам с радостью в этом помогу.
Физкультминутка «Лебеди»
Чудо – палочку возьму (воспитатель берёт в руки «волшебную палочку»)
И два раза ей взмахну, (два взмаха)
И сейчас вы из детей
Превратитесь в лебедей! (дети в воздухе руками рисуют большой круг)
Мы направо повернулись, (дети поворачивают голову направо)
Крылья к солнцу потянулись! (поднимают руки вверх)
Мы налево повернулись (поворачивают голову налево)
И друг другу улыбнулись! (улыбаются)
Хоть лететь нам нелегко, («вытирают пот со лба»)
Но летаем высоко! (поднимаются на носочки и «машут крыльями»)
Опустились на реке (присели на корточки)
И поплыли по воде, (делают волнообразные движения руками)
Шею вытянул вперед (тянут шею наверх)
Лебединый весь народ.
И, поев немного хлеба, (изображают, что жуют)
Снова мы взлетели в небо! (машут руками, как крыльями)
Вам понравилась игра? (делают жест «лайк»)
Возвращаться нам пора!
Снова палочку возьму (воспитатель снова берёт «волшебную палочку»)
И два раза ей взмахну (два взмаха)
И теперь из лебедей
Превратились вы в детей! (дети хлопают в ладоши)
Воспитатель: молодцы! А теперь, я предлагаю вам самим создать эту прекрасную птицу, для этого нам понадобиться цветная бумага, ножницы и клей. У вас на столах есть шаблоны силуэта лебедя, их необходимо обвести и вырезать.
- А какой лебедь без оперения. Перья мы с вами будем делать в технике объёмной аппликации, используя полоски бумаги. Давайте попробуем, возьмите полоску белой бумаги и аккуратно согните её пополам, не прижимая середину, соедините её концы, чтобы получилась капелька, концы закрепите клеем.
Воспитатель вместе с детьми проделывает данный этап работы. Далее нужно приклеить наши перья к лебедю (воспитатель показывает детям, как клеить «перья»).
- Ну а чтобы наша Царевна – лебедь стала пушистой, ей на грудь и шею надо приклеить немного ваты.
Воспитатель: вам предстоит не простая творческая работа, так что нужно хорошо размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Лебёдушка»
Вдоль по реченьке лебедушка плывет (плавные горизонтальные движения кистей рук)
Выше бережка головушку несет (плавные вертикальные движения кистей рук)
Белым крылышком помахивает (скрещиваем кисти рук, махаем)
На цветы водицу стряхивает (встряхиваем кистями рук).
Дети приступают к аппликации. Воспитатель подходит к каждому ребенку, если возникают трудности, подсказывает, направляет.
В конце занятия воспитатель вместе с детьми проводит анализ проделанной работы и подводит итог занятия.
Приложение № 4
НОД аппликация на тему: «Золотой петушок»
Задачи:
1. Создать условия для изображения детьми сказочного петуха по мотивам литературного произведения.
2. Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции.
3. Поддерживать самостоятельность, уверенность, инициативность, в поиске средств художественно-образной выразительности.
4. Воспитывать художественный вкус.
Материал, инструмент, оборудование:
Лист бумаги белый или цветной (на выбор детей), краски гуашевые, кисти разного размера, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые, клей
Ход занятия.
- Ребята, сегодня мы с вами будем делать аппликацию золотого петушка. Но для начала мы с вами посмотрим отрывок из произведения А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке».
-Дети отвечают.
- Молодцы. А теперь я вам сейчас прочитаю, а вы послушайте.
- Чтение отрывка: Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу,-
Молвил он царю,- на птицу;
Петушок мой Золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
То сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся».
Царь мудреца благодарит,
Груды золота сулит
- Молодцы. Внимательно слушали.
- А теперь после того как вы просмотрели отрывок, я вам предлагаю сделать аппликацию золотого петушка, но необычную.
Сегодня мы с вами будем использовать в работе салфетки, клей и краски.
- Ребята, а давайте вспомним, кокой он петушок, ведь наверняка почти у всех есть бабушки, которые живут в деревне.
-Дети отвечают.
- Ну, вот вспомните какие по цвету петушки, какие на нем узоры.
- Приступим к работе: на столах лежат раскраска петушка, вы должны взять маленький квадратик салфетки и сделать из него маленький шарик, который приклеиваем на нашего петушка, как только все салфетки приклеить, наша работа должна высохнуть. Можем приступать к раскрашиванию петушка красками.
- Кто справился с заданием положите руки как положено и я вам прочитаю ещё один отрывок из того же произведения А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке». А вы послушайте. Хорошо?
-Чтение отрывка. Петушок с высокой спицы
Стал стеречь царя границы.
Чуть опасность, где видна,
Верный сторожок как со сна,
Шевельнется, встрепенётся,
И той сторонке обернётся
И кричит: «Кири – ку – ку.
Царствуй, лёжа на боку!»
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели…
- Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? А из ваших работ мы сделаем выставку.
- Дети отвечают.
Приложение №5
Сценарий представления сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане …»
Задачи: учить выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок; развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, артистические способности; воспитывать любовь и интерес к сказкам русских поэтов.
Ход представления:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, а вы любите сказки? Сегодня наш праздник будет посвящен не всем сказкам, а сказкам, которые написал А.С.Пушкин.
Сказочница: Сегодня день совсем не прост, о Пушкине здесь речь пойдет. О том поэте, чьи стихи мы прославляем в эти дни.
Он гениальный был поэт, о нем мы помним много лет.
И вот поэтому сейчас мы в сказку приглашаем.
Девицы играют в жмурки. Выходит Бабариха.
Бабариха: Ах, негодницы! Работа стоит, а они жмурки играют!
(девицы усаживаются на лавочку, прядут и поют)
Сказочница: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Повариха:
«Кабы я была царица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
Ткачиха:
«Кабы я была царица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
Царица:
«Кабы я была царица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Сказочница: Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела, (музыка) «ВДРУГ КАК В СКАЗКЕ СКРИПНУЛА ДВЕРЬ».
- И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
Царь:
«Здравствуй, красная девица, —
будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».( все уходят со сцены)
Сказочница: В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Приложение №7
НОД лепка на тему: «Кот учёный»
Цель:
- вспомнить прочитанные сказки А.С.Пушкина, познакомить с новым произведением, помочь запомнить общеупотребительные пушкинские строки наизусть.
- развивать интерес к творчеству русских писателей, желание услышать сказки Пушкина ещё раз.
- познакомить детей с приёмами лепки кота, совершенствовать технику лепки, воспитывать любовь к животным.
Задачи:
Образовательные: учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, передавать форму и пропорциональное соотношение частей.
Развивающие: развивать творческое воображение.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой.
Оборудование, материалы: пластилин чёрный и белый, доска для лепки, стека; салфетки бумажные и влажные, иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, портрет писателя, заранее вылепленный кот учёный для демонстрации.
Методические приёмы: отгадывание загадок, беседа, самостоятельная деятельность детей, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, подведение итогов.
Предварительная работа: чтение сказок А.С. Пушкина, рассматривание иллюстраций, раскатывание из пластилина столбиков.
Ход образовательной деятельности:
I. Организационная часть
Воспитатель: - Ребята, представляете, иду сегодня в сад, а мне почтальон даёт письмо. Вот конверт, а в нём портрет (воспитатель достает из конверта портрет писателя и показывает детям). Дети, а вы знаете, кто это?
Воспитатель зачитывает детям отрывки из произведений А.С. Пушкина и просит отгадать, из каких они сказок.
"Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
“Посади ты эту, птицу, -
Молвил он царю,- на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.
(«Сказка о золотом петушке»)
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
Вот пошёл он к синему морю;
Видит - море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка и спросила;
"Чего тебе надобно, старче?"
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
(«Сказка о царе Салтане»)
Воспитатель: - Ребята, когда Александр Сергеевич был таким же маленьким как вы, у него была замечательная няня, которую звали Арина Родионовна. Она рассказывала маленькому Саше сказки, пела песни долгими зимними вечерами, а когда Саша вырос, он записал сказки своей няни в стихах.
А еще поэт придумал волшебное место, где живут волшебные сказочные существа и назвал его Лукоморье. Я хочу вас познакомить с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила», который называется « У лукоморья дуб зеленый». (Воспитатель зачитывает фрагмент).
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, какой могучий дуб с золотой цепью у меня уже есть, я предлагаю вам слепить учёного кота, который будет ходить по цепи и рассказывать сказки.
II. Практическая часть.
Воспитатель:- Давайте подумаем, на сколько частей нужно разделить кусок пластилина, чтобы слепить нашего кота.
- Посмотрите, все ли части одинакового размера? (Нет)
- Кусок, из которого будем лепить туловище самый большой. Для туловища кота катаем толстую «колбаску» (цилиндр). Для головы лепим шар, добавляем ушки, оформляем мордочку, обратите внимание, что мордочка у нас беленькая. Прикрепляем голову к туловищу. Лапки коту лепим отдельно и прикрепляем к туловищу. Лепим хвост в виде колбаски, присоединяем к туловищу.
Пальчиковая гимнастика:
Пальчики правой руки растираем, героев наших мы называем:
Большой палец – котик учёный, что сказки расскажет и песни споет.
Указательный – леший лесной.
Средний – русалка красавица с рыбьим хвостом.
Безымянный – ступа с Бабой-Ягой, что бредет сама собой.
Мизинец – волк, что верно служит, царевне , что в темнице тужит.
И на левой руке всех покажем, про всех расскажем.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику по предложенному образцу.
Воспитатель: - С чего начнём лепить кота учёного? (С туловища и лапок)
- Кусок пластилина, раскатываем круговыми движениями ладоней, чтобы получился шар, потом прямыми движениями раскатываем пластилин в форме овала, цилиндра.
(Самостоятельная деятельность детей, наблюдая за работой детей, воспитатель помогает им добиться выразительной передачи образа кота.)
Физкультминутка.
У нашего котища (показать, какие глазищи у кота)
Желтые глазищи.
У нашего котища (показать, какие длинные усы у кота)
Длинные усищи.
У нашего котища (показать, острые цапки-царапки)
Острые когтищи.
У нашего котища (движения от головы вверх)
Умные мыслищи.
Моется котище (показать, как кот умывается- трём кисти рук, а затем щёки)
С каждым днём всё чище,
Отмывая мордочку
От остатков пищи.
Вечером охотиться (крадущиеся шаги на носках)
В чулане за мышами.
И играет в ладушки (разбиться на пары и играть в ладошки)
С пушистыми котами.
Воспитатель: - Когда вылепите котика, не забудьте, что ему нужны глазки. Для этого из белого пластилина сделайте сам глаз, а из черного серединку.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: - Молодцы! Какие замечательные коты учёные у нас получились! И мы поместим наших котов на золотую цепь, к нашему могучему дубу.
Приложение № 1
Беседа на тему: «Какие сказки мы знаем?»
Цель: формирование устойчивого интереса к сказочному жанру
Задачи:
• Закрепить представления о видах литературного жанра народной сказки (волшебные, русские народные, небылицы, докучные, короткие)
• Познакомить с новым видом сказок – сказка-шутка
• Активизировать речь детей, расширять и пополнять словарный запас
• Развивать коммуникативные навыки, умение общаться
• Развивать мышление, умение рассуждать, высказывать своё мнение
Интегрируемые виды деятельности : «Коммуникативная деятельность. Речевое развитие», «Коммуникативная, игровая деятельность. Социальный мир», «Художественно-эстетическое развитие» «Познавательное развитие»
Форма работы с детьми : подгрупповая
Оборудование: выставка книг с разными видами сказок, иллюстрации грибов, изображение домика с незавершёнными деталями.
Предварительная работа: в течение недели чтение разнообразных народных сказок
1 часть - вводная
Цель: создание интереса к жанру сказки, ситуации сплоченности детей и педагога, закрепление знакомых видов сказок
Создание образовательной ситуации
Педагог привлекает внимание детей к выставке книг, на которой помещены издания книг с народными сказками, предлагает найти и назвать знакомые сказки.
Спрашивает детей, какие бывают сказки.
Приводит примеры сказок.
Дети рассматривают книги на выставке.
Называют знакомые сказки.
Называют виды сказок (волшебные, русские народные, небылицы, короткие)
Объясняют, почему та или иная сказка относится к какому-то виду
Мотивация детей на предстоящую деятельность
- Сегодня я хочу вас познакомить с новой сказкой, и вы попробуете сами угадать, что же это за сказка. Но сначала мы с вами немного поиграем. Оказывается, с помощью сказок тоже можно играть. Как бы вы стали играть со сказками? Какие игры предложили?
Дети высказывают свои предположения.
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми. Развитие мыслительной и речевой деятельности, познавательных интересов, эмоциональной отзывчивости, умения оценивать действия и поступки героев
Возможность поиграть, ощущение уверенности, самостоятельности, радости от общения друг с другом и воспитателем
Сначала для вас игра – разминка.
Проводится игра «Какой? Какая? Какое?»
Воспитатель предлагает детям описать сказочных героев всего одним словом:
• Какая баба Яга?
• Какой Петушок?
• Какая Снегурочка?
• Какие Мышата?
• Какой Колобок?
• Какое Бобовое зёрнышко?
Следующая игра «Песенка про сказку» Ю. Мориц. Воспитатель читает стихотворение, затем задаё т вопросы к детям:
- Назовите сказки, где очень много смелости и храбрости?
- Назовите сказки, которые нас учат доброте и трудолюбию?
- Назовите сказки, в которых есть добрые герои побеждают злых?
- Назовите сказки, где главные герои – животные?
Проводится «Прощальная игра», автор Джон Чиарди (см. «Литература и фантазия», стр. 236). Воспитатель читает стихотворение, в котором используются синонимы и антонимы.
Для снятия статического напряжения, развития эмоций проводится физминутка по небылице:
Трах-тах, тарарах
Едет мышка на ежах.
Подожди колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж,
Очень колешься ты, ёж!
Дети подбирают слова для описания героев.
Дети отвечают
на вопросы воспитателя, называют сказки.
Дети договаривают слова-антонимы по ходу стихотворения.
Дети выполняют движения по ходу потешки.
2 часть - основная
Цель: закрепление и расширение знаний детей о видах сказок, развитие восприятия, умения слушать и понимать юмор сказки.
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном
контакте с детьми.
Воспитатель читает детям сказку-шутку «Ой, что во бору за крик?» (название сказки детям не сообщается). Чтение сопровождается показом иллюстраций грибов. После чтения проводится беседа по вопросам:
• Как вы думаете, какая это сказка? (после как дети выскажут свои предположения, воспитатель сообщает, что это сказка-шутка)
• Почему такие сказки называют шутками?
• Какое название вы бы дали этой сказке?
• Давайте немного пофантазируем, почему грибы собрались воевать?
• О каких грибах вы услышали в этой сказке?
• Какой урок есть в этой сказке?
Затем воспитатель предлагает детям помочь рассказать сказку с помощью движений. Снова читает сказку.
Дети слушают сказку
Отвечают на вопросы.
Высказывают свои предположения.
Дети по ходу сказки придумывают и показывают свои движения.
3 часть - заключительная
Цель: обобщение представлений детей о сказках, побуждение узнать и прочитать новые сказки.
Подведение итогов деятельности.
Педагогическая оценка результатов деятельности детей.
-Ребята, что нового вы узнали о сказках? Чего вы ещё никогда не слышали про них?
- А какие сказки вам бы ёщё хотелось услышать? О чём?
Плавный вывод детей из совместной деятельности в самостоятельную деятельность. Воспитатель помещает на доску изображение домика с незавершёнными деталями.
- Посмотрите, как вы думаете, что это за домик? Наверное, это дом, в котором живут сказки. Чего же ему не хватает?
Предлагает детям украсить дом, превратить его из простого в сказочный (коллективная работа).
Дети дорисовывают и украшают домик выразительными деталями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе. Тема:"Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина"
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитиюречи в подготовительной группе...
План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме: "Путешествие по сказкам А. С. Пушкина"
Цель: Закрепить знания детей о русском писателе А. С. Пушкине,и его произведениях.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21159381","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по приобщению к художественной литературе в подготовительной к школе группе по теме: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
Цель: закреплять знания детей о творчестве А. С. Пушкина в жанре сказки...
Краткосрочный проект для детей подготовительной группе А «Царевна Лебедь » «По сказкам А.С. Пушкина»
Тема проекта: «По сказкам А.С. Пушкина»Вид проекта: групповой.Тип проекта: познавательный, творческий.Продолжительность: краткосрочный.Сроки реализации проекта: 26.09.2022-30.09.2022Участн...
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы на тему «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы на тему «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»...
Сценарий занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в подготовительной группе по теме «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
В сценарий открытого занятия дети отгадывают загадки, показывают театральные мини сценки, кукольный мини-спектакль и рисуют картину к сказке А.С.Пушкина с помощью бус по технологии "Бусогра...
Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе Тема: «Золотая рыбка из сказки А.С. Пушкина»
Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации в нетрадиционной технике на основе произведения А.С. Пушкина «Золотая рыбка»...