Реализация дополнительных программ
рабочая программа
Дополнительные программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_znay-ka.docx | 33.48 КБ |
dopolnitelnaya_programma_on_45_a.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№1 «Сказка»
Программа дополнительного образования
по развитию сенсорных эталонов у детей раннего возраста
«Знай-ка»
Воспитатели:
Сосламбекова К.О.
Петрова И.Н.
г. Мегион 2020-2021 уч. год
Содержание.
1. Пояснительная записка………………………………………………….3
2. Учебно-тематический план……………………………………………..8
3. Содержание дополнительной образовательной программы………….9
4. Методическое обеспечение программы………………………………12
5. Материально техническое обеспечение программы………………….13
6. Работа с родителями и коллегами……………………………………..14
7. Список литературы……………………………………………………..15
Пояснительная записка
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Теоретические обоснования, актуальность программы
Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем». В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие (от лат. «sensus» - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.
Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, мы можем сделать вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. Тихеева, Л.А. Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого – педагогических исследований.
Цель программы
Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.
Задачи программы
- Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
- Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.
Задачи обучения
- Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
- Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
- Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
- Дать представления о чередовании предметов по форме.
Предполагаемый результат
- Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
- Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
Основные принципы программы
- Принцип учета возрастно-психологических индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
- Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.
Направления программы
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно-перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Организация и проведение кружка
Объекты программы
- Дети 2-3лет.
- Семьи детей, посещающих детский сад.
- Педагогический персонал детского сада.
Продолжительность реализации программы:
Данный курс состоит из 27 занятий по 10 –12 минут каждое. Занятия проводятся 1разв неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для первого года обучения. Работа кружка проводится в групповой комнате 105, группа ОН23А, МАДОУ №1 «Сказка» по средам в Срок реализации программы 1 год.
Принципы комплектования группы и организации работ
- Учет интересов и способностей детей.
- Желание родителей.
- Добровольное участие.
- Учет психофизических особенностей детей.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Раздел | Тема | Количество часов |
1 | Формирование зрительно тактильного восприятия (обследование предмета) | «Поисковая », результативная проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов, а также формирование системы « взор - рука». Важно формировать зрительно - тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их. | 7 |
2 | Формирование восприятия цвета. | Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно. На первом этапе ребенка учат сличению цветов, дается инструкция: «Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.)». На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции. На третьем он сам называет тот или иной цвет. | 8 |
3 | Формирование восприятия формы. | Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры. С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учиться выполнять эти задания. Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинаются с различения шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью. | 6 |
4 | Формирование восприятия величины. | Закрепление понятий большой – маленький проводиться в различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками. В этих играх не только формируются представления о величине предметов, но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления. Проводятся также игры с матрешками и пирамидками. | 6 |
Итого: | 27 |
Содержание дополнительной образовательной программы
Месяц | Занятие | Цель | Оборудование, материалы |
сентябрь | Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. | Игрушки и игры из уголка сенсорики. |
октябрь | ;Назови геометрическую фигуру». | Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. | Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник |
;Пересыпание ложкой». | Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность | Горох, ложки, глубокие ёмкости. | |
3. «Прыг – скок по дорожке». | Закреплять знание цветов: красный, желтый, синий, зеленый. | Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски зелёного, красного, синего и жёлтого цветов шириной 4 см, игрушки. | |
;Сортировка». | Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с визуальными представлениями. | Шары разного цвета. | |
ноябрь | ;Найди предмет такой же формы». | Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. | Дидактическая игра «Геометрическое лото» |
2. «Угости маленького и большого зайца морковкой». | Закреплять умение группировать и соотносить однородные предметы по величине. | Игрушечные зайцы и морковка разных размеров. | |
;Сбор фруктов». | Учить детей определять на ощупь и называть знакомый предмет по форме | Яблоки-образцы, три корзины. | |
;Угадай на ощупь» | Учить детей определять на ощупь и называть знакомый предмет по форме. | Предметы знакомые детям. | |
декабрь | ;Большие и маленькие куклы». | Учить детей различать и называть предметы по величине. | Куклы, посуда. |
;Шарики». | Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета. | Шарики основных цветов. | |
;Подбери по форме». | Закреплять знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. | Блоки-вкладыши на каждого ребёнка. | |
4. Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, ёлка, ёжик) | Развивать у детей мелкую моторику. | Бельевые прищепки. Силуэты: солнышко, ёлка, ёжик, тучка, ягодка. | |
январь | 1. «Катание цветных шариков». | Учить различать и называть основные цвета, развивать координацию движения рук. | Воротца четырех цветов, шарики тех, же цветов. |
2. «Счетные палочки». | Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. | Счетные палочки. | |
3. «Золушка». | Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. | Фасоль, тарелочки. | |
февраль | 1. «Воздушные шары». | Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. | Дидактическая игра «Воздушные шары». |
2. Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны. | Развивать у детей мелкую моторику. | Грецкие орехи. | |
3. Окрашивание воды. | Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный). | Вода в прозрачных емкостях, краски светлых и темных оттенков. | |
4. «Поможем зайке разложить игрушки». | Закреплять знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. | Игрушки: зайцы, сенсорный куб с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, овал. | |
март | 1. «Ткани». | Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. | Пары одинаковых на ощупь тканей. |
2. «Строим башню». | Обучение соотнесению по величине четырех предметов. | Строительный материал: кубики. | |
3. «Что лежит в мешочке? » | Закреплять знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами | Дидактическая игра «Волшебный мешочек». | |
4. «Подбери петушку перышко». | Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы. | Дидактическая игра «Подбери петушку перышко». | |
апрель | 1. «Сделаем куклам бусы». | Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. | Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей. |
2. «Спрячь мышку». | Закреплять у детей представления о шести цветах. | Дидактическая игра «Спрячь мышку». | |
3. Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу. | Развивать у детей мелкую моторику рук. | Счетные палочки основных цветов, образцы предметов. | |
4. «Башня из кубов». | Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине. | Деревянные кубики. | |
май | Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. | Игрушки и игры из уголка сенсорики |
Методическое обеспечение программы.
Методы обучения:
- Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический –показ способов действия с предметами, эксперимент.
- Словесный метод (объяснение, беседа индивидуальная, фронтальная, поощрение).
- Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, пример).
Формы работы:
- Игры (дидактические, развивающие, словесные)
- .Использование мелких игрушек.
- Прослушивание аудиозаписи, использование технических средств.
- Использование рассказов, стихов, загадок.
- Задания для развития мелкой моторики.
Материально техническое обеспечение программы.
1. Комната светлая, просторная, проветриваемая, отвечающая требованиям САНПиНА.
2. Демонстрационная магнитная доска или мольберт.
3. Аудио колонка.
4. Шкафы для хранения дидактических и методических пособий.
5. Дидактические пособия: дидактические игры; комплект упражнений на проверку и закрепление знаний по методике Г.В.Бурменской
Работа с коллегами
С воспитателями групп запланирован круглый стол на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях детского сада», опыт работы по изготовлению дидактических игр по сенсорному развитию детей, анкетирование.
Запланированы консультации с воспитателями по следующим темам:
- «Зарождение игровой деятельности» (история развития, возникновение ролевой игры),
- «Сензитивный период сенсорного развития и восприятия предметов»,
- «Ведущий вид деятельности в раннем детстве»,
- «Гуманистическая педагогика М. Монтессори».
Работа с родителями
В зону сенсорного развития запланировано совместно с родителями, изготовить дидактические игры:
- «Разложи орешки по цветам»
- «Разноцветная коробочка»
- «Украсим бабочек»
- «Застегни пуговицы»
- «Веселые карандаши»
- « Собери хвост петушку»
Совместно с родителями оформить:
- «Центр активности »
- «Центр спокойных игр»
Провести консультации с родителями на темы:
- «Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика»
- «Я учусь действовать с предметами»
- «Массаж рук»
- «Игра – спутник детства»
Список литературы.
1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. –М.: Просвещение, 1988.
3. Интернет ресурсы.
4. ЛяминаГ.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития,1997.
6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина –СПб.: «Паритет», 2002.
7. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. –72 с.
8. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград.
9. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №1 «Сказка»
Программа
Литературного кружка
«Сказки – наши верные друзья»
Группа общеразвивающей направленности
для детей от 4 до 5 лет
Воспитатели:
Сосламбекова К.О.
Петрова И.Н.
г. Мегион 2022-2023 уч. год.
1. Место реализации: МАДОУ №1 «Сказка».
2. Название кружка: «Сказки – наши верные друзья».
3. Воспитатели: Сосламбекова О.Н., Петрова И.Н.
4. Тип программы: литературный.
5. Вид программы: развивающий.
6. Направление деятельности кружка: формирование интереса к книге.
7. Срок реализации программы: 1 год.
8. Количество детей: 23 человека.
9. Возрастная категория: дети от 4 до 5 лет.
10. Форма организации деятельности кружка: групповая.
11. Продолжительность занятия: средняя группа 20 минут.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям. Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что Федеральные государственные общеобразовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяют чтение художественной литературы в отдельную образовательную область, призванную помочь в формировании у дошкольника целостной картины мира. Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Цель: повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.
Задачи:
1. Развитие поэтического слуха, способность чувствовать выразительные средства художественной речи, осознавать их, различать жанры, понимать их особенности, осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения
2. Познакомить детей с ритмичностью, музыкальностью, напевностью стихотворений, подчеркнуть образные выражения.
3. Развивать способность замечать красоту и богатство русского языка.
4. Активизировать познавательные процессы, расширять горизонт творческого самовыражения.
5. Добиваться свободного общения между детьми.
Принципы:
1. Принцип активности, стимулирующие активность и познавательную деятельность ребёнка, стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия.
2. Принцип свободы и самостоятельности.
3. Принцип иллюзии, жизненной правды позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность поддаваться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными предметами.
Методы:
Основной метод показа, создание образа, игровой.
Формы:
Диалог, индивидуальная работа, работа в паре, игровая, творческая группа.
Средства, необходимые для реализации программы:
Создание художественно-развивающей среды в детском саду, музыка, костюмы, иллюстрации, декорации.
Прогнозирование результатов и критерии их замеров
Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений).
Итогом в реализации программы являются: выставки детских работ в детском саду;
дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).
Тематический план
Месяц | Неделя | Тема | Совместная деятельность |
Сентябрь | 2 неделя | «Русские народные песенки, потешки, небылицы» | Заучивание на выбор. Почитать детям потешки, обратить внимание, что их на Руси издавна читали детям, забавляя их таким образом. Заучить потешку на выбор, добиваться выразительного чтения, правильного произношения звуков. |
3 неделя | «Репка» | 1. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций. 2. Аппликация в технике обрывания бумаги. | |
4 неделя | Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди» | 1. Колыбельные песенки (слушание в записи). Познакомить детей с убранством русской избы; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; подвести к пониманию, что добро всегда побеждает, а в жизни важна взаимовыручка. | |
Октябрь | 1 неделя | «Петушок и бобовое зёрнышко» в обработке А.Н. Толстого | 1. А.Н. Толстой, рассматривание иллюстраций автора. Познакомить детей с творчеством писателя, побеседовать по содержанию сказки, добиваясь полных ответов. |
2 неделя | «Маша и медведь» | 1. Выставка книг – данная сказка в разных изданиях. | |
3 неделя | Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила, высохли цветы» | 1. Познакомить детей с творчеством А. Плещеева, приобщать к классической поэзии, объяснить непонятные слова. Заучить с детьми стихотворение, добиваясь выразительного чтения. | |
4 неделя | «Колобок» | 1. Настольный театр. | |
Ноябрь | 1 неделя | Чтение рассказа К. Ушинского «Уточки» | 1. Рисование уточек на пруду. Прочитать рассказ детям, побеседовать по содержанию. Предложить нарисовать уточек на пруду; воспитывать бережное и доброе отношение к животным. |
2 неделя | «Теремок» | 1. Чтение сказки и рассматривание картинок. 2. Игра-конструирование «Современный теремок». | |
3 неделя | Чтение стихотворения-игры Л. Пантелеева «Карусели» | 1. Разучивание игры. Познакомить детей со стихотворением-игрой, разучить игру с детьми и поиграть, совершенствовать умение действовать в соответствии со словами. | |
4 неделя | «Гуси-лебеди» | 1. Коллективная работа: рисование иллюстрации к сказке. | |
Декабря | 1 неделя | Чтение стихотворения Я. Акима «Первый снег» | 1. Рисование снега на тонированной бумаге. Прочитать детям стихотворение, объяснить непонятные слова, предложить нарисовать снег гуашью в разных техниках (кисточкой, ватными палочками). Вызвать эмоциональный отклик на красоту природы. |
2 неделя | «Кот, петух и лиса» | 1. Познакомить с автором, рассмотреть иллюстрации к сказке. 2. Инсценировав сценку. | |
3 неделя | «Госпожа Метелица» | 1. Познакомить детей с немецкой сказкой, обратить внимание, что добро и трудолюбие вознаграждаются, а лень и грубость – наказываются, побеседовать по содержанию сказки, добиваясь полных ответов. | |
4 неделя | «Два жадных медвежонка» | 1. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций. 2. Сочинение нового варианта сказки «Два дружных медвежонка». | |
Январь | 1 неделя | Рассказывание сказки «Рукавичка» (кукольный театр) | 1. Создать хорошее настроение, развлечь детей показом кукольного театра. Поговорить о героях сказки, провести аналогию с сказкой «Теремок». |
2 неделя | «Лиса и заяц» («Заюшкина избушка») | 1. Чтение сказки, рассматривание иллюстрации. Описание главных героев. 2. Игра-конструирование «Избушка для зайчика». | |
3 неделя | Чтение С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» | 1. Прочитать детям стихотворные сказки, побеседовать, как мышонок изменился, каким он стал (смелым, находчивым); обогащать словарный запас детей. 2. Предложить детям раскраски мышонка. | |
4 неделя | «У страха глаза велики» | 1. Выставка книг: произведения о трусости и храбрости. Беседы по содержанию выставки. | |
Февраль | 1 неделя | Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» | 1. Прочитать детям рассказ, побеседовать по содержанию, выяснить, почему Маша стала большой, хоть и осталась маленькой девочкой. Предложить рассказать, как дети помогают своим родителям. |
2 неделя | «Кто сказал мяу?» | 1. Коллективная работа: рисование иллюстрации к сказке. 2. Фотовыставка кошек «Кто сказал мяу?» | |
3 неделя | Чтение стихотворения З. Александровой «Дозор» | 1. Рисование по содержанию стихотворения. Прочитать детям стихотворение, побеседовать по содержанию; воспитывать патриотические чувства, вызвать сострадание к раненому Дозору. | |
4 неделя | «Дядя Стёпа» | 1. Знакомство с автором Сергеем Михалковым. Рассматривание иллюстраций. | |
Март | 1 неделя | «Мамин день». Стихи о маме, бабушке, весне. | 1. Повторить с детьми стихи к утреннику, добиваться выразительного чтения, чёткого произношения; воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке. 2. Из пластилина слепить маме цветок. |
2 неделя | Заучивание русской народной заклички о весне «Солнышко» | Рисование солнечного пейзажа. Заучить с детьми закличку о весне, объяснить непонятные слова; вызвать интерес к народному творчеству. 2. Предложить нарисовать весенний, солнечный пейзаж. | |
3 неделя | «Сказочка про Козявочку» | 1. Выставка иллюстраций «Насекомые». | |
4 неделя | Чтение сказки Л. Муур «Крошка Енот и Тот, который сидит в пруду» | 1. Подвести к мысли, что добрая улыбка и хорошее отношение приносят больше пользы, чем агрессия. Учить решать конфликты мирным путём. 2. Коллективная работа детей и воспитателя «Наши улыбки». | |
Апрель | 1 неделя | Чтение шуточных стихов | 1. С. Чёрный «Концерт», С. Маршак, Д. Хармс «Весёлые чижи». Развивать чувство юмора, умение видеть смешное в литературных произведениях, обратить внимание на выразительные средства, используемые авторами. |
2 неделя | Рассказывание по картине «Кошка с котятами» | 1. Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа, а также короткого рассказа на основе личного опыта. | |
3 неделя | «Телефон» | 1. Знакомство с творчеством К. Чуковского. Побеседовать по содержанию, прививать интерес к творчеству Чуковского. | |
4 неделя | Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине» | 1. Формировать умение выразительно читать стихотворение, передавая его настроение. 2. Рассматривание картинок к стихотворению. | |
Май | 1 неделя | «Как зайчонок нашёл маму» | 1. Формировать умение составлять коллективный повествовательный рассказ; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. 2. Лепка «Зайчик». |
2 неделя | Андерсен Г. Х. «Гадкий утёнок» | 1. Знакомство с автором Г.Х. Андерсеном. 2. Продолжать побуждать детей к пересказыванию сказки; развивать монологическую речь, ориентируясь на картинный план. | |
3 неделя | «Путаница» | 1. Коллективная работа: лепка из пластилина, герои произведения. | |
4 неделя | «В гостях у Мухи – Цокотухи» | Настольный театр для детей 1-ой младшей группы. |
Календарно – тематическое планирование работы с родителями
на 2022-2023 учебный год.
Сентябрь.
Консультация на тему: «Первые книги ребенка»
Октябрь.
Консультация на тему: «Уголок книги в детском саду»
Ноябрь.
Консультация на тему: «Ребенок дошкольник – слушатель или читатель»
Декабрь.
Консультация на тему: «Мир, окружающий ребенка, это прежде всего мир природы»
Январь.
Консультация на тему: «Покупаем книги для ребенка»
Февраль.
Консультация на тему: «Роль книги в жизни ребенка»
Март.
Консультация на тему: «Книга для дошкольников»
Апрель.
Консультация на тему: «Международный день книги»
Май.
Консультация на тему: «Добро и доброта»
Методическая литература
1. Баландина Л.А. Риторика для малышей. Ростов - на – Дону, 2003г
2. Богуславская М.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка).-Екатеринбург,1997.
3. Дурова А.В.Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста-М.,2000.
4. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками. Москва, 2003
5. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. Москва,2005
6. Сухомлинский В.А.Хрестоматия по этике.-М.,1990
7. ФесюковаЛ.Б. Воспитание сказкой.-Харьков,#1060;ормирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры. упражнения .(Под редакцией Л.В.Кузнецовой и др.) -М.2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по реализации дополнительной программы по лего-конструированию
Предлагаемое перспективное планирование по лего-конструированию включает в себя тематическое планирование на младшую, среднюю, старшую и подготовительную к школе группы, взаимодействие с родителями и ...
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...
" Рабочая программа"по реализации дополнительной программы музыкального развития «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо реализации дополнительной программы музыкального развития«Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевойв образовательной области «Художественно-эстетическое развитие...
«От интерактива до детского мультфильма один шаг!» Использование Mimio – проектов при реализации дополнительной программы «Мультляндия».
Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – современный вид проектной технологии, очень привлекательный для детей старшего дошкольного возраста....
Диагностика развития детей при работе с конструкторами 5-7 лет по реализации дополнительной программы "ТИКО-конструктор в образовании"
Диагностика при работе с ТИКО-конструктором...
Представление опыта работы по реализации дополнительных программ
Программа "Добрый мир"...
Опыт по реализации дополнительной программы "Веселые ложкари"
опыт реализации программы "Веселые ложкари"...