Отчет по теме самообразования "Развитие познавательных процессов посредством совершенствования игровых, двигательных и коммуникативных навыков"
материал

Горожанцева Наталия Валерьевна

Отчет по теме самообразования "Развитие познавательных процессов посредством совершенствования игровых, двигательных и коммуникативных навыков"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение «Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»

        

                   

Отчет

по теме самообразования

«Развитие познавательных процессов посредством совершенствования игровых, двигательных и коммуникативных навыков»

                                                                                                                                      Подготовила:

                                                                                                                         Горожанцева Н.В.

Работая над своим образованием по теме: «Развитие познавательных процессов посредством совершенствования игровых, двигательных и коммуникативных навыков», целью которой  стало  развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, что предусматривает решение следующих задач:

 1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

 2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

 3. Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

 4. Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

 5. Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи - словаря) ;

 6. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.

Получаемый результат: в процессе совершенствования игровых, двигательных, коммуникативных навыков у детей развивается внимание, память, речь, мышление, повышается интеллектуальное развитие.

Свою работу начала с развития предметно-развивающей среды в группе, что позволяет создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года.

Так для организации совместной и самостоятельной деятельности детей в группе созданы центры с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности. где собраны различные материалы, дидактические игры, авторские игры, многофункциональные пособия , которые широко используются детьми. Это центр  дидактических игр «Размышляй-ка», центр развития речи и обучения грамоте «Говорунчик», центр развития двигательной активности «Крепыш», центр творчества « Цветные ладошки», литературный центр «Волшебные страницы», центр драматизации «В гостях у сказки», центр исследований «Знайка. Также созданный  мини-музей «Воздух-невидимка» выполняет огромную роль в развитии познавательной активности детей.

 Обучение детей строится на основе программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС. Основной формой познавательного развития являются игровая мотивация.

 Работа с детьми построена по следующим направлениям:

 1. Интеллектуальное развитие;

 2. Развитие внимания;

 3. Развитие восприятия и памяти;

 4. Развитие речи.

В интеллектуальном развитии применяю такие игры: «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Превращения», «Чудесный лес», «Четвёртый лишний», «Путаница» и др.

 В развитии внимания: «Отражение», «Выложи кружочки», «Пантомима», «Портрет» и др.

 В развитии восприятия и памяти: «Найди отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?», «Кто не на месте?», «Рассмотри внимательно», «Найди предмет» и др.

По развитию речи: «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Угадай, что я съел», «Что за предмет? », «Разноцветный сундучок» и др.

Стараюсь контролировать познавательное развитие каждого ребенка. Есть ли у ребенка познавательный интерес? Может ли он принять или поставить сам простую познавательную задачу, разрешить ее доступными способами (понаблюдать, сравнить, высказать предположение, доказать)? Находит ли решение самостоятельно или просто повторяет, копирует действия других детей? Какова умственная работоспособность ребенка? Способен ли он сохранять внимание, запоминать. Проявление интеллектуальной пассивности служит для меня сигналом неблагополучия в развитии ребенка.

При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Игры для образовательной деятельности подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали.

 По ФЭМП я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения:  игры головоломки, игры шутки, игры с занимательными вопросами: «Почему овал не катится? », «Кто быстрее найдет», «Незаконченные картинки», «Чиним одеяло», «Живые числа», «Новогодние елочки».

Обязательным элементом является участие детей в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей.  

Побуждаю детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: обращаю внимание на новые, необычные черты объекта, строю догадки, обращаюсь к детям за помощью, нацеливаю на экспериментирование, рассуждение, предположение. В группе постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса и т. п. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания. «Почему это так происходит?», «Что будет, если...?», «Как это изменить, чтобы...?», «Из чего мы это можем сделать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» — подобные вопросы постоянно присутствуют в общении воспитателя с детьми. Поэтому также  в своей работе использую  «модель трех вопросов», план «Паутинка», методику группового сбора.

Особо подчеркиваю роль книги как источника новых знаний. Показываю детям, как из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. В «трудных» случаях специально обращаюсь к книгам, вместе с детьми находим в книгах решение проблем.

         По развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет».

Наряду с этим провожу работу по развитию фонематического слуха детей, подготовку к овладению грамотой. Широко использую материалы, побуждающие детей к освоению самостоятельного чтения слогов: кубики с буквами и слогами, наборы печатных букв, контурные и трафаретные изображения букв, мозаика с буквами, буквы-вкладыши, картинки, подписанные крупными печатными буквами и др. Дети сами составляют свои имена из печатных букв, подписывают свои рисунки.

 При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности: «Волшебный кубик», «Садовник и цветы», «Кто летает? », «Отгадай-ка»

 В ходе самих игр задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

 Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

Выступление на конференции молодых педагогов ДОУ г.Элисты по теме «Развитие познавательных процессов посредствам развивающих игр-головоломок у детей старшего дошкольного возраста».

Знакомство с разнообразием игр-головоломок; с помощью игрового моделирования описание показа закрепления сказки, опираясь на  игры-головоломки....

Учебно-Методический материал (старшая группа) по теме: «Игровые методы развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

Выпускная работа на факультете по направлению:Педагогика и психология дошкольного образования в рамках реализации ФГОС...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию познавательных процессов с использованием игровых и личностно-ориентированных технологий на тему: " Знакомство с дымковской игрушкой".

Знакомство с дымковской игрушкой в средней группеЗадачи:1. Продолжать знакомить детей с одним из видов декоративно-прикладного искусства - дымковской игрушкой, рассказать о процессе изготовления...

Семинар для педагогов ДОУ "Современные игровые технологии развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста". Презентация к семинару.

В семинаре рассказывается о коммуникативных играх для деетй дошкольного возраста, которые могут быть использованы во время образовательной деятельности,  в развлечениях, а также рекомендованы род...