Выступление на конференции молодых педагогов ДОУ г.Элисты по теме «Развитие познавательных процессов посредствам развивающих игр-головоломок у детей старшего дошкольного возраста».
материал по коррекционной педагогике на тему

Знакомство с разнообразием игр-головоломок; с помощью игрового моделирования описание показа закрепления сказки, опираясь на  игры-головоломки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры-головоломки26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на конференции молодых педагогов ДОУ г.Элисты по теме «Развитие познавательных процессов посредствам развивающих игр-головоломок у детей старшего дошкольного возраста».

Очирова Светлана Геннадьевна,

педагог-психолог МКДОУ №24

Здравствуйте, участники городской конференции молодых педагогов!

Разрешите представить вашему вниманию тему моего выступления: «Развитие познавательных процессов посредствам развивающих игр-головоломок у детей старшего дошкольного возраста».

Теоретическая часть.

С сентября этого года я начала работу по данной теме, в рамках самообразования. Мной был изучен материал о развивающих играх-головоломках и поставлены следующие цели и задачи.

Цель: в игровой форме развивать необходимые для предстоящего успешного обучения в школе, психические процессы, такие как: внимание, мышление, речь, память, воображение.

Задачи:

  • Изучение игр-головоломок и использование их в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога.
  • Внедрение игр- головоломок  в развитие  познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
  •  Развитие всех психических процессов, в том числе творческих способностей, творческого мышления: гибкость, беглость, оригинальность, продуктивность мышления.
  • Развитие всех компонентов речи детей.
  • Взаимодействие с педагогами старших и подготовительной к школе групп по активному применению игр-головоломок в индивидуально-коррекционной работе воспитателей.
  • Пропагандирование игр-головоломок в семейном воспитании детей.

Какие геометрические фигуры вы знаете? (треугольник, круг, квадрат и т.д.)

Во что превращается круг (солнце, мяч …)

Круг еще превращается в кораблик, зайчика, цветок ,петушка.

Квадрат превращается в домик, вертолетик, лису,рыбку…

И все эти превращения  используются в играх головоломках. Таких, как квадрат «Танграм», овал «Колумбово яйцо», круг «Вьетнамская игра», круг «Волшебный круг», квадрат «Пифагор», прямоугольник «Архимедова игра», квадрат «Монгольская игра» и др.

 Игра «Танграм»- старинная китайская игра-головоломка. Другое название игры «Семь дощечек  мастерства». Она состоит из 7 частей, полученных разрезанием квадрата определённым образом, различных фигурок, а также  в придумывании новых.

Игра «Колумбово яицо» состоит из 10 частей. Для изготовления игры используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон.

«Монгольская игра» состоит из 11 частей.

Также в своей работе использую развивающие игры: «Счётные цветные  палочки Кюизенера» и «Логические блоки Дьенеша»

 Все эти игры: 

  • Способствуют развитию умения играть по правилам и выполнять инструкции,
  • Развивают воображение
  • Развивают внимание
  • Совершенствуют понимания величины и формы
  • Развивают восприятие
  • Формируют комбинаторные способности
  • Развивают пространственное воображение
  • Совершенствуют умение сопоставлять картинку на рисунке и настоящий предмет.

Где еще можно использовать эти игры? В математике, развитии речи, обучении грамоте  и т.д.

Еще эти игры  можно использовать в закреплении сказок. На примере одной из сказок  представлю  это закрепление.

Практическая часть.

Воспитатель: Ой, ребята, к нам в гости пришла волшебная «Книга знаний». Она просит вас рассказать её любимую сказку. Какую же сказку просит рассказать Книга?

(прислушиваюсь к книге).

Воспитатель: Книга просит рассказать калмыцкую народную сказку «Храбрый лев».  Что же она  принесла  нам?

(открывает книгу и показывает)

Воспитатель: «Книга» принесла нам  игры –головоломки  «Танграм»,  «Цветные счётные палочки Кюизенера», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Логические блоки Дьенеша»  и  волшебный лист бумаги. Расскажем ей?

Участники: Да.

Воспитатель: Рассказывать мы будем с помощью геометрических фигур, и их превращений. Для этого разомнём свои пальцы.

 

Пальчиковая гимнастика.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

И мизинчик-малышок

Сам забрался на порог.

Вместе пальчики друзья,

Им без друга жить нельзя.

Воспитатель: Итак, сказка.

Воспитатель: Бежал по степи заяц. Выложите зайца из «Колумбова яйца» на картонке. Из каких геометрических фигур голова зайца? А сколько всего треугольников? На какие геометрические фигуры похожие вы видите детали?

(Звучит музыка, на экране появляется образец, участники выкладывают на картоне зайца из «Колумбово яйца»)

Воспитатель: Захотелось зайцу ему напиться воды. Остановился он, огляделся по сторонам, видит: невдалеке колодец. Выложите  из цветных счетных  палочек Кюизенера колодец на столе по памяти.

(Участники  выкладывают на столе колодец из цветных счетных  палочек Кюизенера)

Воспитатель:  Какой колодец по размеру?

Участники: Большой,  маленький, средний.

Воспитатель: Где можно встретить колодец?  Для чего он нужен? А как называется вода из колодца?

Участники: Вода из колодца называется колодезная.

Воспитатель: Заяц подбежал к колодцу. Придвиньте картонку с зайцем к колодцу. Посмотрел вниз и... в ужасе поскакал от колодца куда глаза глядят... Отодвиньте зайца влево от колодца.  Навстречу зайцу лиса. Выложите на картоне лису из «Танграма»

(Звучит музыка, на экране появляется образец, участники выкладывают на картоне лису из «Танграма»)

Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит лиса? А какая она?. Придвиньте лису к зайцу.

Воспитатель: «Куда ты так быстро бежишь, приятель?» – спрашивает она. «О, вот на дне колодца я видел страшного зверя: морда кривая, уши длинные и выпрыгнуть собирается» - отвечает заяц.

Воспитатель: Лиса, поверив зайцу, испугалась и побежала вместе с ним. Бегут не оглядываясь. Отодвиньте лису и зайца вправо от колодца.  

Воспитатель: Навстречу им медведь. Выберите фигуру из «Логических блоков Дьенеша», похожую на медведя.

(задание на творческое восприятие и фантазирование)

Воспитатель: Какой у тебя медведь?(по цвету, форме, толщине, размеру. ) Какое у него настроение? Идёт он, да разминается. Давайте тоже разомнёмся.

Физминутка.

Все движения разминки

 Повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Прогнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Воспитатель: Что, понравилась разминка медведя? Теперь продолжим. Проходите за столы.

Воспитатель: «Эй, стойте! Что такое?» – кричит медведь. Придвиньте медведя к лисе и зайцу.

Воспитатель: Беглецы рассказали медведю, что их испугало, тот также струсил и побежал вместе с ними подальше от колодца. Передвиньте картоны с персонажами вниз от колодца.

Воспитатель: По дороге встречались и присоединялись другие звери… Поставьте фигурки из «Блоков Дьенеша» других животных.

(Задание на творческое воображение)

Воспитатель: Тут бы и делу конец. Но повстречался лев. Выложите из «Монгольской игры» льва

(Звучит музыка, на экране появляется образец, участники выкладывают на картоне льва  из «Монгольской игры»)

Воспитатель: Какие геометрические фигуры использовали? А какой был лев?

Воспитатель: Звери замерли от страха и остановились. «Что такое?» – грозно рыкнул лев. Звери наперебой начали рассказывать о чудовище, живущем в колодце. Лев не поверил и заявил, что пойдет сам убедиться в правде.  «Трусы!» – рыкнул лев и приказал им идти с ним.

Воспитатель: Оробели звери: и назад вернуться страшно, и льва прогневить боязно. Звери пошли за ним, боязливо прижимаясь друг к другу: страх объединял их.

Воспитатель: Подошли к колодцу. «Ну, где тут чудовище? Пусть-ка оно выходит,» - сказал лев и, обратившись к зверушкам.

Воспитатель: Лев подошел к краю колодца. Взглянул и гневно зарычал… Звери попятились назад. Лев увидел, что со дна колодца смотрело на него косматое чудовище со страшной мордой, гневным взором и готовилось как бы скакнуть вверх.

Рыканье льва становилось гневнее и гневнее. Но и «колодезный» зверь не уступал ему. Зверушки стояли ни живи ни мертвы…

Воспитатель: Гордый лев, как и заяц, что принял за чудовище?

Участники: своё отражение.

Воспитатель: Ринулся в колодец – и кто там был?

Участники: никого.

Воспитатель: Стал лев тонуть, на помощь звать. Что делать? Как ему помочь выбраться из колодца?

Участники: Спасти льва, кинув ему верёвку.

Воспитатель: Ребята, а скажите, пожалуйста, можно ли назвать льва храбрым? Почему? А умным? А других зверей? Как вы думаете, звери были друзьями? А чем закончилась сказка? Правильно ли поступили звери? А вы как бы поступили на их месте?

Воспитатель: Понравилась вам сказка? И Книге очень понравилось, но ей пора уходить. Давайте попрощаемся с ней.

Вашему вниманию был представлен фрагмент коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста, построенного на основе  сюжета калмыцкой народной сказки «Храбрый лев» с применением игр-головоломок.

Особое место среди используемых в нашем детском саду развивающих игр мы отводим вот таким плоскостным головоломкам - играм на составление плоскостных изображений предметов из специальных наборов геометрических фигур. Так же они соответствуют нашей программе «Детство».

Они интересны и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Работа с головоломками – увлекающая детей игра, экспериментирование - деятельность, не перегружающая детей ни умственно, ни физически.

Игра в головоломки способствует развитию волевых процессов, мотивационной направленности, развитию всех познавательных процессов, учит работе в коллективе, т.е. таким образом, мы обеспечиваем готовность ребенка к школе.

        Благодарю за участие и  внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деяте...

Конспект занятия (педагога –психолога) направленного на развитие познавательных процессов и создание эмоционального комфорта с детьми старшего дошкольного возраста «Мой помощник – ёжик».

Конспект занятия (педагога –психолога) направленного на развитие познавательных процессов и создание эмоционального комфорта с детьми старшего дошкольного возраста...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...

Конспект занятия по развитию пространственных представлений посредством конструирования из бумаги для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Зайчик беленький"

Один из эффективных видов деятельности для дошкольников с ЗПР - консруирование из бумаги. Оно способствует развитию всех психических процессов, получению игрового опыта, обогащению словаря,развитие ме...

Консультация для воспитателей: "Развитие чувства ритма посредством музыкально-ритмических упражнений у детей старшего дошкольного возраста"

        Музыкальное воспитание начинается со знакомства с музыкальными произведениями, но оно не будет полноценным, если дети ограничатся лишь пением или прослушиванием музы...