Назад к русскими народными играми
материал

Хомякова Олеся Александровна

Содержание сборника направлено на ознакомление с русскими  народными сказками, русскими костюмами, а также ознакомление с предметами русского быта .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Гурьевского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска

О.А.Хомякова

И.Л.Харук

Знакомство с русскими народными играми

        Сборник         

Автор – составитель :Олеся Александровна Хомякова, Ирина Леонидовна Харук  воспитатели муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска»

Хомякова О.А.,Харук И.Л.: Знакомство с русскими народными играми [Текст] – сборник. Гурьевск: МБДОУ «Детский сад №17 «Улыбка» города Гурьевска», 2021. -18с.

Сборник дидактических игр предназначен для воспитателей, логопедов, психологов, а также для родителей. Содержание сборника направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, расширение представлений о народно-прикладном искусстве, ознакомление с русскими  народными сказками, русскими костюмами, а также ознакомление с предметами русского быта и углубленным представлением о различных материалах развивает внимание, мышление, память, речь, моторику. Развивает умение сравнивать, классифицировать и обобщать. Дидактические игры подходят для занятий в группах детского сада и индивидуально.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Дидактические игры ……………………………………………………4

Заключение ……………………………………………………………...8

Литература……………………………………………………………….9

Приложение ……………………………………………………………..10

Введение

Народная игра – это наше детство, забавы старшего поколения – наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности.

Народная игра – средство обучения и воспитания, сохраняющее свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование ребенка через рефлексию. Она – отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа.

Дидактические игры

На что похоже

(в игре принимает участие вся группа)

Дидактические задачи: учить создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов (корыто, коромысло, радуга, матрешка и т.п.);стремиться к тому, чтобы каждый ребенок придумал что-то новое ,своё.

Детям предлагаются карточки с нарисованными фигурками, которые могут восприниматься, как деталь или контурное изображение, какого–либо предмета, напоминающего предметы быта русского народа. Чтобы детям было интереснее играть, можно отгадывать с ними предметы по-очереди, и конечно же, делать при этом ошибки. В виде подсказки можно загадывать загадки.

Дети, сидят по кругу, воспитатель показывает им картинку, а они должны придумать, на что картинка похожа. Если ребенок затрудняется с ответом, можно спросить следующего ребенка. По ходу игры воспитатель поддерживает  инициативу у каждого ребенка.

Цветы на платке

Дидактические задачи: познакомить детей с элементами русского орнамента; закрепить у детей умение составлять узор из отдельных предметов; закрепить знания цвета; помочь детям сделать открытие, что все прекрасные платки – это произведения искусства.

Детям предлагаются разрезные карточки с элементами русского орнамента. Даётся задание выложить из карточек (треугольной, квадратной, прямоугольной формы) платки с разными орнаментами. В эту игру могут играть 2-3 ребенка.

Угадай сказку

Дидактические задачи: продолжить знакомство с русскими народными сказками; научить называть сказку по сюжету, давать характеристику персонажам сказки; развивать творческое воображение,  речь.

Всем участникам игры показывают карточки с иллюстрациями сказок. Каждый желающий берет одну из карточек, называет сказку и рассказывает отрывок из сказки. Выполнившему задание ребенку выдаётся фишка. В конце игры подсчитываются фишки и выбирается победитель.

Укрась сарафан

Дидактические задачи: продолжить знакомить детей с русским народным костюмом; научить  называть части костюма: сарафан, сорочка, кокошник, лапки; закрепить название цвета и формы; воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

Детям предлагают трафареты кукол в русских сарафанах и кокошниках разных цветов; наборы геометрических фигур (круги, квадраты, овалы, треугольники), пуговицы разных размеров, конфетти. Дети проявляют фантазию, творчество, украшая костюм своим орнаментом.

Найди тень

Дидактические задачи: учить детей сравнивать предметы по форме, классифицировать предметы (птицы, домашние животные, посуда, русские народные игрушки и т.п.), развивать творческое воображение.

Детям предлагается набор из 20 карточек. На 10 карточках нарисован предмет черным цветом, который представляет собой «тень» этого предмета, а на других – его цветное изображение. Это могут быть животные, птицы, народные игрушки, предметы быта. Каждый участник игры берет себе несколько карточек с  «тенью». Затем карточки с цветным изображением предметов воспитатель раскладывает перед детьми на столе. Дети называют изображенные предметы и находят соответствующие «тени» для них.

Найди отличия

Дидактические задачи: познакомить детей с северодвинской, городецкой, полхов-майданской росписью; научить находить в рисунках сходства и различия, развивать внимание; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Детям предлагаются  парные картинки с изображением, например: матрёшек, лошадок, подносов  и т.д.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть  картинки на фланелеграфе, с различными видами росписи, на которых нарисовано почти одно и тоже, но с небольшими отличиями. Эти отличия надо найти. Ребята по очереди называют несоответствие между картинками (можно организовать соревнования команд). Выигрывает тот ребенок (или команда) который наберет наибольшее количество фишек.

Листопад

Дидактические задачи: развивать зрительную память, внимание, логическое мышление, закреплять название деревьев, цветов.

Детям предлагается 4 листка (три от деревьев и один - цветка). Необходимо найти лишний предмет,отметить чем похожи все эти листья, чем различаются, выложить дорожку из листьев.

Пуговичная карусель

Дидактическая задача: развивать зрительную и тактильную память, внимание, логическое и образное мышление.

Дети должны рассортировать пуговицы по форме и цвету (на ощупь); выложить из пуговиц геометрический орнамент; нанизать пуговицы на нитку (бусы), чтобы была какая – либо закономерность; создать картинку из пуговиц.

Собери картинку

Дидактические задачи: познакомить детей с предметами быта русского народа (печкой, сундуком, крынкой, самоваром); научить собирать из частей целое; углубить представление детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы (металл, дерево, камень, глина).

В игре используются целые и разрезные карточки различных предметов.

Дети рассаживаются за столами, педагог сообщает, что сейчас они будут складывать картинки. Затем он показывает первую картинку, например печку. Каждый участвующий ребенок в игре получает комплект разрезных карточек, из которых можно сложить эту картинку. Дети конструируют картинку, а педагог наблюдает за качеством работы: картинка должна соответствовать образцу. После выполнения первого задания воспитатель предлагает детям сложить новую картинку.

 Педагог отмечает тех детей, кто это сделал быстрее и правильнее остальных. Дети могут играть в эту игру самостоятельно.

Ладошки

Дидактические задачи: развивать образное мышление, воображение, память.

Детям необходимо нарисовать только березовыми  (рябиновыми и др.) листьями дом, дорожку, цветок и т.д.; определить и назвать, на что похож тот или иной листик; приклеить листики на бумагу и дорисовать образ.

Загадки – отгадки

Дидактические задачи: продолжать упражнять детей в классификации предметов (животные, растения, овощи, фрукты); развивать речь детей.

В игре используется десять пустых карточек, десять карточек с загадками. Детям раздаются карточки с картинками. Педагог берет карточку с текстом загадки и читает её. Во время чтения загадки дети рассматривают свои картинки, и если среди них найдется предмет, являющийся отгадкой, то ребенок должен сказать: «Это про ……» - объясняет почему. Тот кто отгадал загадку, получает пустую карточку,  которой накрывает свою картинку. Если ребенок ошибся, то педагог объясняет ошибку, но не дает отгадки, и карточка с загадкой снова возвращается в общую стопку. Игра продолжается пока ребята не закроютвсе картинки на своих карточках.

Заключение

Народная игра всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения. Игры удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа.

Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития.  Они являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника.

К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов  детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности заложенных в них.

Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения.  В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека – гражданина своей страны.

Литература

  1. Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] / Бударина Т.А. // – СБ., 2001, - 49с.
  2. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. Детство – Пресс 2010, - 35с.

Приложение

Настольно – печатные игры

  1. Игра «Что лишнее»
  2. Игра «Хлеб всему голова»
  3. Игра «Угадай сказку»
  4. Игра «Герои русских народных сказок»
  5. Игра «На каждую загадку – четыре отгадки»
  6. Игра «Чудо узоры»
  7. Альбомы «Хохломские узоры»

«Гжельские узоры»

«Жостовские подносы»

«Каргопольская игрушка»

«Дымковская роспись»

  1. Пуговицы разной формы и цвета.
  2. Дидактическое пособие «Деревья»
  3. Изделие народных умельцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Конспект во второй младшей группе Тема: «Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»

Цель: Воспитание интереса к русскому народному музыкальному наследию, развитие и обогащение музыкального кругозора детей, их эмоционального потенциала.  задачи: 1....

Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"

Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...