Статья ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РИСОВАНИИ НЕТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНИКАМИ
статья (младшая группа)
Актуальность своего исследования вижу в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. В младшем дошкольном возрасте не все воспитанники ДОО владеют нетрадиционными техниками рисования, что препятствует эффективному развитию изобразительных способностей и умений у детей младшего дошкольного возраста и отражается на качестве и оригинальности детских рисунков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_agazade.docx | 37.43 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.24
Н.И. Агазаде
ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РИСОВАНИИ НЕТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНИКАМИ
Проблема владения нетрадиционными техниками рисования у детей 3-4 лет, в настоящее время является одной из наиболее актуальных. Нетрадиционные техники рисования привлекают детей своей спонтанностью и свободой. Здесь нет никаких правил, главное – это процесс. В ходе таких занятий развивается не только видение и понимание прекрасного, но и фантазия, ловкость, изобретательность и моторика. Нетрадиционные техники стимулируют положительную мотивацию, способствуют выражению индивидуальности ребенка. Комбинирование различных техник побуждает ребенка думать, самостоятельно выбирать подходящие приемы для создания уникальных и более выразительных продуктов деятельности [4, с. 17].
В ходе наблюдений за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса к нетрадиционным техникам рисования имеют несколько причин:
1. Недостаточное внимание к проблеме на раннем этапе развития детей (в младшем дошкольном детстве) со стороны родителей.
2. Недостаточность знаний, опыта работы у детей младшего дошкольного возраста по проблеме изобразительного творчества посредством нетрадиционного рисования.
Актуальность своего исследования вижу в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. В младшем дошкольном возрасте не все воспитанники ДОО владеют нетрадиционными техниками рисования, что препятствует эффективному развитию изобразительных способностей и умений у детей младшего дошкольного возраста и отражается на качестве и оригинальности детских рисунков.
По Д.И. Ушакову, понятие «умение» трактуется, как способность делать что-либо, основанная на знании, опытности [2].
В кратком психологическом словаре, под ред. А.В. Петровского, предлагается следующее определение: «Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый в совокупности приобретённых знаний и опыта, который формируется через упражнения и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях».
Термин «нетрадиционный» в большинстве источников рассматривается специалистами как - не являющийся традиционным, связанный с отступлением, отказом от традиций, свежим, новаторским.
Под термином «нетрадиционный» (от лат. traditio — привычный) подразумевается использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепризнанными, традиционными, широко известными. [3].
Под техникой (от греч. technike — искусная и techne — искусство, мастерство) в изобразительном искусстве представляется совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение. В узком смысле понимания понятие «техники» соответствует непосредственному результату работы художника со специальными материалами и инструментами (например, техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.д.), умение пользоваться разнообразными художественными возможностями этого материала, а в широком понимании этот термин охватывает также соответствующие элементы изобразительного характера — передачу вещественности предметов [5,c. 26].
Использование нетрадиционных техник в образовательном процессе для формирования изобразительных умений у дошкольников, в настоящее время, не является нововведением и не вызывает сомнения необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества дошкольников. Доказано, что нетрадиционный подход к выполнению изображения и разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит его нестандартно мыслить.
Нетрадиционные изобразительные техники - являются весьма эффективным средством передачи изображения, использующим новые способы для создания художественных образов, позволяющим обеспечить высокую выразительность образа в творческой работе, исключающим использование детьми шаблонов [6, c. 29]. Исключительная ценность применения нетрадиционных техник в рисовании заключается не в качестве выполняемой работы, а в том, что дошкольники получают огромное удовольствие и радость от самого процесса изображения.
Проблему формирования умений владения нетрадиционными техниками рисования у дошкольников младшего возраста исследовали: А.А. Андлюшевич, С.Р. Гимранова, Г.Н. Давыдова, Е.С. Жукова, Т.В. Казеннова, Л.Ф. Колемасова, И.В. Некрасова, В.П. Озерова, А.В. Пономарчук и др.
Применение нетрадиционных материалов и техник в изобразительной деятельности способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентации на бумаге; внимания и усидчивости; развитие глазомера и зрительного восприятия; изобразительных умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; навыки контроля и самоконтроля. [1].
Констатирующий эксперимент проходил на базе МАДОУ ДС №61. Исследованием было охвачено 23 воспитанника 2 младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить критерии и показатели для оценки уровней развития умений владения нетрадиционными техниками рисования у детей 3-4 лет.
Таблица 1
Критерии, показатели и уровни умений владения нетрадиционными техниками рисования у детей 3-4 лет
Критерии | Показатели | Уровни |
Умение рисовать в технике «Пальчиковой живописью» | -Умение оставлять отпечаток пальцами. -умение правильно набирать краску на палец. -умение правильно наносить точки, пятнышки. | Низкий – ребенок не может оставлять отпечатки пальцами и правильно набирать краску на палец. Средний – ребенок обладает умением правильно набирать краску на палец и оставлять отпечаток пальца. Высокий – ребенок самостоятельно может выполнить рисунок. |
Умение рисовать в технике «Ладошками» | -умение правильно наносить краску кисточкой на ладошку. -умение ориентироваться на листе. -умение передавать в рисунке цветовое решение. | Низкий – неумение наносить краску, с помощью кисти на ладошку и неправильное ориентирование на листе. Средний – умение ориентироваться на листе и правильно наносить краски на ладошку. Высокий - ребенок умеет передавать в рисунке цветовое решение, и рисунок соотнесен с размером листа бумаги. |
Умение рисовать в технике «Ватными палочками» | - умение пользоваться ватными палочками; -умение оставлять отпечаток ватными палочками. -умение набирать краску на ватную палочку.
| Низкий – ребенок не может выполнить рисунок в нетрадиционной технике рисования. Средний – ребенок умеет пользоваться и оставлять отпечатки ватными палочками. Высокий – ребенок самостоятельно выполняет рисунок, набирая краску на ватную палочку. |
Система оценок, которые мы использовали для определения уровня умений владения нетрадиционными техниками рисования:
2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной.
1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление.
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее проявление носит случайный характер.
Полученные данные по каждому заданию складываются и соотносятся соответственно определенным уровням изобразительных умений в рисовании:
Высокий уровень 12 – 15 балов;
средний уровень 6 – 11 баллов;
низкий уровень - менее 5 баллов.
Обследование детей дошкольного возраста проводилось методом анализа детских работ, целенаправленного наблюдения за образовательным процессом и в ходе бесед с педагогами, детьми и родителями.
Для получения данных об исходном уровне умений владения нетрадиционными техниками в рисовании были подобраны задания к каждому критерию:
1 задание - для выявления у детей уровня умений владения техникой нетрадиционного рисования «Пальчиковой живописью».
Тема: «Снежок».
Цель: Выявление уровня владения техническими умениями: оставлять отпечаток пальцами, правильно набирать краску на палец и умение правильно наносить точки, пятнышки.
2 задание - для выявления у детей уровня умений владения техникой нетрадиционного рисования «Ладошками».
Тема: «Солнышко».
Цель: Выявление уровня владения, умениями правильно наносить краску кисточкой на ладошку, ориентироваться на листе и передавать в рисунке цветовое решение.
3 задание - для выявления у детей уровня умений владения техникой нетрадиционного рисования «Ватными палочками».
Тема: «Одуванчик».
Цель: Выявление уровня владения детьми умениями: пользоваться ватными палочками, оставлять отпечаток ватными палочками и набирать краску на ватную палочку.
Анализ полученных данных показал, что из 23 воспитанников младшей группы, с которыми проводился констатирующий эксперимент только у одного ребенка (4%) выявлен высокий уровень владения нетрадиционными техниками рисования. Средний уровень выявлен у 10 воспитанников (43%) и 12 воспитанников (52%) показали низкий уровень умения владения нетрадиционными техниками рисования.
Рис.1 Результаты овладения нетрадиционными техниками рисования
Таким образом, по итогам проведения диагностики в начале исследования было установлено, что уровень овладения нетрадиционными техниками рисования находится у большинства воспитанников на недостаточно высоком уровне, что актуализирует разработку и апробацию специального проекта образовательных мероприятий, направленных на повышение результативности работы по формированию умений владения нетрадиционными техниками рисования целесообразна разработка педагогической технологии, направленной на развитие этих умений.
Литература
- Алексеева Г. Использование нетрадиционных техник рисования в младшем дошкольном возрасте // Детство, открытое миру: актуальные вопросы образования: сборник научных материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции /ответственный редактор Е. В. Коротаева. – 2016. – С. 39-41.
- Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.М. Ушаков.- М.: Альта-Принт, 2005. — 1216 с.
- Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт рус. языка им. В.В.Виноградова.- 4-е изд., допол.- М.: Азбуковник, 1999.
- Казакова, Р. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов / Р. Г. Казакова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
- Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования / Т. С.Комарова. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Лебедева, Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития / Е.Н. Лебедева. - М.: Классике Стиль, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"
Программа расчитана на детей 1,5-3 лет, срок реализации программы - 2 года. Программа направлена на формирование у детей навыков изодеятельности, совершенствование наблюдательности, воспита...
Инновационный проект «Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования и аппликации»
Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях по изодеятельности требующей решения творческой задачи. Выход из нее — поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческ...
« Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования крупой»
Проект направлен на развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Использование нетрадиционных спо...
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...
Проект развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста с применением нетрадиционных техник рисования на примере изображения салюта различными нетрадиционными способами.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающег...
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста при помощи нетрадиционных техник рисования
Особенности работы по развитию мелкой моторики при помощи нетрадиционных техник рисования в младшей группе. Планирование организованной обраовательной деятельности....
Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования.
Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования....