ПРОЕКТ «Наставничество, как инструмент наращивания профессиональных компетенций молодых педагогов»
проект по психологии
Как бы человек успешно не окончил педагогический вуз
Как бы он ни был талантлив
Но если не будет учиться на опыте
Он никогда не станет хорошим педагогом
А.С. Макаренко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvokak_instrument_narashchivaniya_professionalnyh_kompetentsiy.docx | 54.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
город Иркутск детский сад № 148
ПРОЕКТ
«Наставничество,
как инструмент наращивания профессиональных компетенций
молодых педагогов»
Выполнил:
Матель Н.К.
воспитатель
Иркутск, 2022г.
Как бы человек успешно не окончил педагогический вуз
Как бы он ни был талантлив
Но если не будет учиться на опыте
Он никогда не станет хорошим педагогом
А.С. Макаренко
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
План взаимодействия
наставника с молодым педагогом в течении первого года наставничества
Срок проведения | Мероприятие | Ответственный |
Первый год наставничества | ||
В течение первой недели работы | игра «Ищу наставника» Знакомство нового педагога с наставником, ознакомление сотрудника с планом взаимодействия с наставником на 1-й год и на весь период наставничества | заместитель заведующего по УВР наставник |
В течение периода наставничества | Изучение нормативно-правовых актов федерального, регионального, муниципального уровней, уровня ДОУ, регламентирующую реализацию ФГОС ДО согласно сформированной нормативно-правовой базы МАДОУ | Наставник |
1 месяц -октябрь В течении периода наставничества | Рекомендации по режиму дня, особенностям планирования, организации, контроля и корректировки образовательного процесса, совместной и самостоятельной деятельности детей | Наставник |
1 месяц | Ознакомление с педагогической диагностикой (системой мониторинга детского развития) | Наставник |
2 месяц | Изучение: Образовательной программы дошкольного образования МАДОУ; | Наставляемый |
Составление конспекта НОД | ||
3 месяц В течение периода наставничества | Открытые мероприятия: НОД. Обучение технологии проведения самоанализа, педагогической рефлексии. | Наставник |
4 месяц | Проведение НОД по образовательным областям. Самоанализ НОД. | Наставляемый |
Корректировка плана взаимодействия наставника и молодого специалиста | Зам.зав.по УВР Наставник | |
5 месяц | Открытые мероприятия: организация режимных моментов. | Наставник |
Организация режимных моментов. Самоанализ деятельности. | Наставляемый | |
6 месяц В течение периода Наставничества | Тематическое обсуждение: «Анализ педагогических ситуаций»; «Анализ стилей педагогического общения» «Структура педагогических воз- действий»; «Построение и управление коммуникативным воздействием». | Наставник |
Проведение НОД по образовательным областям. Самоанализ НОД. | Наставляемый | |
7 месяц | Открытые мероприятия: организация совместной и самостоятельной деятельности детей. | Наставник |
Организация совместной и самостоятельной деятельности детей. Самоанализ деятельности. | Наставляемый | |
8 месяц | Ознакомление с системой мониторинга; Семинар-практикум «Эффективные формы взаимодействие с родителями воспитанников». | Наставник |
Разработка и проведение мероприятия для родителей. Самоанализ мероприятия. | Наставляемый | |
9 месяц | Проведение педагогической диагностики (мониторинга) детского развития | Наставляемый |
10 месяц | Заполнение диагностической таблицы и индивидуальной карты развития ребенка | Наставник наставляемый |
Оценка уровня сформированности профессионально значимых умений (компетенций) | Зам.зав. по УВР | |
Самооценка молодым специалистом уровня сформированности профессиональных умений (компетенций) | Наставляемый | |
На конец первого года наставничества | Составление плана взаимодействия наставника с наставляемым на второй год наставничества. | Наставник |
План взаимодействия наставника и молодого специалиста в течение второго года наставничества носит функции предупредительного контроля, консультирования, вовлечения в проектирование и разработку образовательной программы дошкольного образования МАДОУ (рабочих программ, проектов различной целевой направленности), а также направлен на подготовку молодого специалиста, проработавшего в занимаемой должности два года, к прохождению аттестационных испытаний. | ||
Второй год наставничества | ||
В течение периода наставничества | Предупредительный контроль: наблюдение за педагогическим процессом, беседы с молодым специалистом по предупреждению возможных ошибок в работе, координация и оптимизация его профессиональной деятельности | Наставник |
Консультирование: выбор темы самообразования, составление портфолио, изучение способов получения необходимой информации | Наставник Наставляемый | |
Проектирование и разработка рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС ДО В составе творческих групп. Разработка проектов различной целевой направленности | Зам.зав. по УВР Наставник Наставляемый | |
Подготовка к прохождению аттестационных испытаний для подтверждения соответствия занимаемой должности на основе оценки профессиональной деятельности | Наставник Наставляемый | |
Участие конкурсах | Наставник Наставляемый | |
На конец второго года наставничества | Оценка уровня сформированности профессионально значимых умений (компетенций) | Зам.зав. по УВР Наставник Наставляемый |
Самооценка молодым специалистом уровня сформированности профессионально значимых умений (компетенций) | Наставляемый | |
Конкурс «Лучший педагогический дуэт ДОУ» | Наставник Наставляемый | |
Оценка уровня эффективности взаимодействия наставника с молодым специалистом. | Зам.зав. по УВР | |
Заключение об итогах взаимодействия наставника с молодым специалистом | Зам.зав. по УВР |
Приложения
Приложение 1
Памятка для молодых специалистов
"Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"
Старайтесь:
Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
Помните:
"Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.
Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.
Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
Не скупитесь на похвалу. Не создавайте конфликтных ситуаций.
Следите за внешностью и поведением.
Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.
Воспитывая детей, стремитесь:
Любить ребенка таким, каков он есть.
Уважать в каждом ребенке личность.
Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.
В детском саду запрещается:
Кричать и наказывать детей.
Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
Приходить к детям с плохим настроением.
Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
Оставлять детей одних. Унижать ребенка.
Приложение 2
Анкета молодого специалиста
- Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?
- Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?
8. Что Вас привлекает в работе коллектива:
- новизна деятельности;
- условия работы;
- возможность экспериментирования;
- пример и влияние коллег и руководителя;
- организация труда;
- доверие;
- возможность профессионального роста.
9. Что Вам хотелось бы изменить?
Приложение 3
Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)
Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:
1. Поступление на работу в детский сад:
А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.
Б. Ехал к вам, да заехал к нам.
В. Попался, как ворона в суп.
2. Посвящение в должность воспитателя:
А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.
Б. Летать летаю, а сесть не дают. В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.
3. Первый самостоятельный опыт:
А. Прежде веку не помрешь.
Б. Его пошли, да сам за ним иди.
В. Как ступил, так и по уши в воду.
4. Отношение к наставничеству:
А. Наука учит только умного.
Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.
В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.
5. Проведение занятий с детьми:
А. Не бьет стрела татарина.
Б. Учи других – и сам поймешь.
В. Ехала кума неведомо куда.
6. Проведение режимных моментов:
А. День в день, топор в день.
Б. Жив, жив Курилка.
В. Что ни хвать, то ерш, да еж.
7. Родительские собрания:
А. Не трудно сделать, да трудно задумать.
Б. Первый блин комом.
В. Жаловался всем, да никто не слушает.
8. Участие в педагогических советах в ДОУ:
А. Живет и эта песня для почину. Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.
В. Фасон дороже приклада.
9. Конец учебного года:
А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.
Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.
В. Вечер плач, а заутре радость.
Ключ к тесту Если у Вас преобладают ответы: "А" – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как "идеальном педагоге" (каким бы Вы хотели стать), "потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и "реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности. "Б" – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности. "В" – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется! Стрессоустойчивость: для ответов типа "А" – нормальная.для ответов типа " Б" – неустойчивая. для ответов типа "В" – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.
Приложение 4
Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)
Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд, в наибольшей степени соответст-вуют представлениям о Вашей деятельности: 1. Воспитатель детского сада – это:
А. Добрая лошадка все свезет.
Б. Без матки пчелки – пропащие детки.
В. Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены.
2. Педагогический коллектив – это:
А. В мире, что в море.
Б. У одной овечки да семь пастухов.
В. Склеенная посуда два века живет.
3. Обучать детей – значит:
А. Что посеешь – то и пожнешь.
Б. Была бы нитка, дойдем и до клубка.
В. В дорогу идти – пятеры лапти сплести.
4. Воспитывать детей – значит:
А. Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.
Б. Перемелется – все мука будет. В. Наказом воевода крепок.
5. Развивать детей – значит: А. Сей день не без завтра.
Б. Высоко летаешь, да низко садишься. В. Палка о двух концах.
6. Работа с родителями – это:
А. Бумага некупленная, письмо домашнее.
Б. В добрый час молвить, в худой промолчать.
В. По способу пешего хождения.
Ключ к тесту Если у Вас преобладают ответы: "А" – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности. Преимущество Вашей работы в качестве наставника заключается в том, что Вы ориентированы на когнитивную практику работы с молодыми специалистами, т. е. способны показать, чему нужно учить детей и как это лучше всего делать. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание дидактического, "поучающего" стиля взаимодействия. Постарайтесь быть демократичнее! "Б" – у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы ориентированы на эмотивную и креативную практику работы с ними, т. е. способны оказать психологическую поддержка и продемонстрировать весь педагогический потенциал Вашего подопечного. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание излишне демократического и либерального стиля взаимодействия. Иногда Вашему подопечному может понадобиться и четкая инструкция для ориентирования в сложных педагогических ситуациях. "В" – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы можете научить их усматривать педагогическую проблему в разных ее проявлениях и упрощать ее (в сложных ситуациях выделять 1–2 ключевые составляющие проблемы), а также объединять свои усилия с другими специалистами ДОУ и родителями детей для достижения оптимальных результатов педагогического процесса. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать формирование у него представлений о Вас как об идеальном педагоге, уровня которого достичь просто невозможно. Постарайтесь с присущим Вам чувством юмора объяснить, что Вы начинали точно так же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол «Повышение профессиональной компетенции молодых педагогов»
Ø Создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.Ø Пом...
Презентация Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ
Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной системы образования, в том числе, дошкольного....
Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ
laquo;Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет х...
Наставничество как средство формирования профессиональных компетенций молодых педагогов.
Статья о наставничестве в ДОУ....
Повышение профессиональной компетенции молодых педагогов посредством наставничества
Материалы выступления на Городском методическом объединении воспитателей дошкольных образовательных учреждений Североральского городского округа. Тема: "Реализация части ОП ДО, формируемой участн...
Наставничество как форма повышения профессиональной компетенции молодых педагогов в ДОУ. Презентация.
Презентация представлена на конкурс профмастерства....