Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Как сообщить родителям негативную информацию о поведении ребенка"
консультация
Цель: Формирование навыков сообщения негативной информации родителям.
Задачи:
1. Познакомить педагогов со специальными техниками речевого общения.
2. Расширить представления о психологических основах и особенностях профессионально-педагогического общения.
3. Познакомить педагогов с правилами конструктивного взаимодействия, с «речевыми формулами» для общения с родителями.
4. Провести среди педагогов тест «Уровень коммуникабельности педагогов в работе с родителями».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehniki_obshcheniya_s_roditelyami.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3»
Ул. Мира, 14, город Чебаркуль Челябинской области, 456440 Российская Федерация. Телефон: (8-35168) 2-13-90; 2-28-58; Е-mail: buratinosad3@mail.ru
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
по теме:
«Как сообщить родителям (законным представителям) негативную информацию о поведении ребёнка».
Подготовила:
Педагог-психолог
I квалификационной категории
Орлова С.А.
г. Чебаркуль, 2023
Цель: Формирование навыков сообщения негативной информации родителям.
Задачи:
- Познакомить педагогов со специальными техниками речевого общения.
- Расширить представления о психологических основах и особенностях профессионально-педагогического общения.
- Познакомить педагогов с правилами конструктивного взаимодействия, с «речевыми формулами» для общения с родителями.
- Провести среди педагогов тест «Уровень коммуникабельности педагогов в работе с родителями».
Ход семинара.
- Приветствие.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня мы поговорим о специальных техниках общения с родителями.
Правила работы на тренинге.
- Доверительный стиль общения.
- Активное участие в происходящем.
- Общение по принципу «здесь и теперь».
- Уважение к говорящему.
- Практикум:
Психолог: Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образовательного учреждения. Именно поэтому знание и отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов педагогического мастерства.
Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития ребёнка – это всё ведёт к росту недоверия между воспитателем и родителями, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнёрства, о необходимости которого мы говорим.
Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное вербальное сообщение может привести, как к непониманию партнёрами друг друга, так и к открытому конфликту.
Перед общением нужно позаботиться о своём эмоциональном состоянии, в котором вы собираетесь сообщить информацию родителям. Если вы недовольны ситуацией от действий ребёнка, слова могут звучать как критика и осуждение по отношению и к ребёнку, и к родителю. Такое послание родитель воспринимает как нападение и начнёт защищаться. Значит, к сотрудничеству вы сейчас не готовы. Перед разговором нужно эмоционально отсоединиться от ситуации. Переключить своё внимание, чтобы восстановить психологический баланс. Необходимо подумать, за что конкретно вы переживаете и задать себе вопросы: «Какое препятствие эта ситуация создаёт в моей работе как педагога?», «Какую сложность создаёт для успешной социализации ребёнка?». Только после этого нужно настраиваться на сотрудничество с родителями. При общении стоит учитывать свои интересы как педагога, и интересы родителя в заботе о ребёнке. Вам нужно аргументировать свою позицию и применить активное слушание. Важно дать понять родителям, что цель с воспитателем одна – развивать ребёнка.
В сложных (конфликтных) ситуациях желательно использовать эффективные техники речевого общения.
Техника «От негатива к позитиву».
По этой технике сообщать родителям важную информацию о детях нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога, и настроиться на сотрудничество. С помощью позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая чувства стыда и вины за своего ребёнка. Акцент нужно делать на достижениях ребёнка, даже если они не значительные.
Вам стоит перефразировать содержание обращения в позитивном ключе.
Пример замены негативного обращения на позитивное.
1.«Ваш ребёнок плохо себя ведёт. Он дерётся с другими детьми».
- «Ваш ребенок умеет отстаивать свои потребности и защищать себя. Это важно для жизни. Но ему бывает сложно выразить это безобидным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить дружеские отношения с детьми».
«Ваш ребёнок гиперактивный, неусидчивый, непослушный».
– «Ваш ребенок очень любознательный и всем интересуется во время занятий, даже успевает увлечься чем-то другим. Не сомневаюсь, что он будет эрудированным человеком. Но иногда это мешает ему сосредоточиться, чтобы доделать работу до конца и получить удовлетворённое состояние».
«У Вашей дочери всегда начинается истерика, когда ей что-то не дают!».
– «Ваша дочка всегда знает, что хочет и способна настаивать на своих желаниях. Это говорит о её целеустремлённости. Но иногда ей бывает трудно справиться с ограничениями. Давайте вместе подумаем, как можем ей в этом помогать».
Техника «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем».
В разговоре с родителями по этой технике нужно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребёнке что-то хорошее, а затем перейти к неприятным моментам. Когда вы будете сообщать неприятные моменты, вам нужно говорить только о поступке ребёнка, а не о его личности. Завершать такой разговор тоже стоит на хорошей ноте.
Пример. Вероника сегодня хорошо усвоила правила в новой игре. Но с правилами на занятиях пока не справилась – забрала у Кати альбом и краски. Если с ней учиться играть по правилам дома, то она будет лучше их усваивать на занятиях. Это ей позволит быстрее влиться в детский коллектив. Она у Вас очень способная. На данный момент интересуется, как играть в шахматы.
Техника «Речевые штампы для сотрудничества».
Обращайтесь к родителям в виде просьб, а не требований. Например, начинайте разговор с фраз: «Не смогли бы Вы…», «Я прошу…». Также следует проявить внимание, поинтересоваться мнением родителей:
- «Вы не замечали, что в последнее время…»;
- «Как Вы думаете, с чем это может быть связано?»;
- «Как Вы думаете, с каким специалистом вам лучше обсудить…?»;
- «Давайте вместе подумаем, как…»;
- «Мы с Вами могли бы помочь Саше…».
В разговоре с родителями ребёнка вы можете поделиться своими чувствами, с помощью техники «Я-высказывание»:
- «Вы знаете, меня очень тревожит, что…»;
- «Я начинаю беспокоиться…»;
- «Мне бы хотелось позаботиться…».
Далее предложите родителям совместный поиск решения проблем, что подчёркивает общность интересов. Например, скажите:
- «Давайте вместе попробуем поступить…»;
- «А если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему …»;
- «Мы с Вами могли бы Саше…»;
- «Как мы можем помочь Вам в том чтобы…». Проигрывание, передавая мяч.
Негативная информация, переданная педагогом родителям, в дальнейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от стиля её подачи педагогом. Рассказать о трудностях, с которыми столкнулся ребёнок, нужно не на общем собрании, а индивидуально. На общем собрании можно затронуть проблему только в общих чертах, не называя имён, в противном случае собрание может превратиться в «судилище», в групповое обвинение. Не осуждать родителей, а предлагать варианты. Если родитель чувствует, что вы собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения, то многие вопросы вы будете обсуждать в более спокойной обстановке, больше будет к вам доверия.
Для сообщения негативной информации о ребёнке родителям, наиболее эффективно использовать технику «сэндвича».
По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы). Начать с хорошего. Продолжить сложным и неприятным. Закончить хорошим.
Участники делятся на пары: « родитель» и воспитатель . На карточках написать ситуации с проблемным поведением ребёнка. Задача: сообщить «родителям» информацию, используя технику «сэндвича». По окончании упражнения родители высказываются о том, какие эмоции у них возникли в процессе беседы с воспитателем. Затем участники меняются ролями.
- Тест «Уровень коммуникабельности педагога в работе с родителями» В.Ф. Рябовский.
- Рефлексия.
Используемая литература
Журнал "Справочник педагога-психолога"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективное взаимодействие педагога с родителями или как сообщить родителям негативную информацию о ребенке.
Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образов...
Семинар - практикум для педагогов "Как сообщить родителю негативную информацию о ребёнке"
Цель: формирование у педагогов коммуникативных навыков. Подготовлена психолом...
Консультация для воспитателей "Как сообщить родителям негативную информацию о ребенке".
Способы сообщения негативной информации родителям о ребёнке...
Эффективное взаимодействие педагога с родителями. Как сообщить родителям негативную информацию о ребенке.
Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. Приэтом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому,так как именно он является официальным представителем образоват...
Консультация "Эффективное взаимодействие педагога с родителями. Как сообщить родителям негативную информацию о ребенке".
Консультация для педагогов...
Эффективное взаимодействие педагога с родителями «Как сообщить родителям негативную информацию о ребенке»
Данная статья поможет воспитателям позитивно выстраивать отношения с родителями....