Программа по допуслуге "Лепка из солёного теста"
рабочая программа (младшая группа)
"Лепка из солёного теста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по доп.услуге "Лепка из солёного теста" | 57.47 КБ |
Предварительный просмотр:
l.Целевой раздел программы
Пояснительная записка
Рабочая программа (далее Программа) дополнительного образования детей младшей группы (2-3 лет) «Непоседы» составлена на основе методических рекомендаций Т.С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду», Рубцовой Е. В. «Фантазии из соленого теста».
Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.
Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.
Тесто - хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Программа – это и своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность.
Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников.
Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Лепить могут как дети 5-6 лет, так и самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.
Наблюдения за детьми в группе раннего развития показали, что 60% детей обладают низким уровнем развития мелкой моторики рук. Они плохо рисуют карандашами и красками, с трудом держат ложку и вилку. Дети робкие и застенчивые, неуверенные в своих силах. В группе раннего развития нами была реализована работа с такими детьми по программе «Волшебное тесто». В результате чего, было выявлено, что у 45 % детей заметно повысился уровень развития мелкой моторики, улучшилась речь детей, творческое воображение, дети стали более уверенно работать как с тестом, так и с пластилином. Исходя из полученных данных, было решено продолжить работу с тестом и в первой младшей группе.
Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.
- Цели и задачи реализации программы.
Цель программы: Формирование у детей устойчивого интереса к использованию в своей деятельности техники работы с тестом и продуктов, полученных в результате этой деятельности. Развитие изобразительных умений, сенсорных способностей, восприятия (чувства цвета, формы, композиции), творческой инициативы детей младшего дошкольного возраста.
Задачи программы: Обучающие: создать у детей интерес к лепке из солёного теста; познакомить детей со свойствами материала; научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из солёного теста; обучить приёмам лепки из солёного теста; обучить навыкам экспериментирования с художественными материалами, технике росписи гуашью.
Развивающие: развивать мелкую моторику рук; развивать речь; расширять кругозор; развивать наблюдательность; развивать эстетический вкус; содействовать развитию творческого воображения, фантазии.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца; воспитывать у ребёнка умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.
1.2 Принципы и подходы к формированию программы.
1.Принципы систематичности и последовательности в развитии ребёнка (постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития воспитанников ведётся в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому»), строится с учётом принципа развивающего характера художественного образования.
2. Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
3. Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
4. Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей).
5. Учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей.
1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации программы
МАДОУ «Звездочка» функционирует в режиме 12-часового пребывания воспитанников в период с 07.00 до 19.00 при 5-дневной рабочей неделе. Основные участники реализации программы: дети в возрасте от 3 до 4 лет, родители (законные представители), педагоги. Социальными заказчиками реализации программы как комплекса образовательных услуг выступают родители (законные представители) как гаранты реализации прав ребёнка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение. В ДОУ существует сочетание традиционного дошкольного образования с дополнительным образованием. Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности ребенка. Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители (законные представители) воспитанников. Следовательно, необходимо создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.
1.4 Планируемые результаты основания Программы
Ожидаемые результаты:
Дети освоят элементарные действия с тестом.
Овладеют умением лепить предметы простейшей формы: шары, мечи, столбики, палочки, жгутики и т.д.
Постепенно будут разрабатываться пальчики.
Дети научатся получать удовольствие при выполнении своих работ.
Будут способны:
Высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций;
Проявлять бережное отношение к произведениям искусства, к материалам, инструментам в процессе дополнительной образовательной деятельности, а также аккуратность и собранность, уважение, доброжелательность к сверстникам и взрослым, работающим с ними в процессе создания коллективной (парной) работы;
Адекватно оценивать результаты деятельности, учитывая оценку и мнение взрослого;
Управлять своим поведением и планировать свои действия во время работы.
В результате реализации данной программы мы ожидаем расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки.
Ребёнок может:
отделять от большого куска небольшие комочки
раскатывать комок теста прямыми движениями;
раскатывать комок теста круговыми движениями;
сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
соединять концы;
сплющивать между ладонями комок теста;
соединять 2-3 знакомые формы;
защипывать края формы кончиками пальцев.
1.5 Система оценки результатов освоения программы.
Для выявления степени овладения ребенком навыков в лепке изделий из соленого теста предлагается следующая диагностика. Данная диагностика осуществляется педагогом методом наблюдения за практической работой детей на занятиях по тестопластике. Оценки по каждому критерию даются по трехбалльной системе: 3 балла соответствуют высокому уровню усвоения программы, 2 – среднему и 1 – низкому.
Диагностика проводится в конце года.
Уровни усвоения программы
Высокий уровень - ребенок владеет основными приемами лепки из соленого теста, точно передает форму, строение, пропорции предметов. Эмоционально относится к процессу создания поделки. Лепит и самостоятельно, без помощи взрослого.
Средний уровень – ребенок в основном владеет основными приемами лепки из соленого теста, но немного искажает форму, строение, пропорции предметов. В реализации замысла проявляет самостоятельность, творчество, инициативу, получая при этом эстетическое наслаждение от результатов своей деятельности. В процессе работы изредка обращается я за помощью к педагогу.
Низкий уровень – характеризуется у ребенка желанием лепить. Но не всегда удается передать в лепке форму, строение, пропорции предметов. В процессе работы часто обращается за помощью.
У каждого ребенка суммируются все баллы по каждому из критериев, а затем высчитывается средний балл. По полученному среднему баллу и определяется уровень умений и навыков каждого ребенка.
Уровни:
Менее 2 баллов – низкий |
От 2 до 3 баллов – средний |
3 и выше балла - высокий |
Диагностика по лепке из соленого теста по программе «Маленькие фантазеры» 1младшая группа « Непоседы» Дата:____
№ | Ф. И. ребенка | Лепка | |
Владение основными приемами лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, скрепление деталей и т. д.) | Умение лепить простые поделки из соленого теста | ||
1 | |||
2 | |||
3 |
II. Содержательный раздел программы.
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития воспитанника:
2.1.1 Взаимодействия взрослых с детьми (вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы).
1. По образцу (детям предлагают образцы поделок из соленого теста, как правило, показывают способы их воспроизведения.)
2. По замыслу (развертывается творчество детей, проявляется их самостоятельность: ребенок сам решает, что он будет лепить. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о объекте, владеть обобщенными способами лепки и искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм лепки - по образцу и по теме.)
3. По теме (детям предлагают общую тематику лепки, и они сами создают замысел конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель организации лепки по заданной теме - актуализация и закрепление полученных умений).
Каждая из рассмотренных форм организации лепки может оказать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.
Индивидуальная работа с детьми.
Руководитель кружка устанавливает контакт с каждым ребенком, учитывая индивидуальные склонности, интересы и возможности. Ребенок должен чувствовать себя членом близкого ему коллектива, должен знать, что его труд - это частица большого интересного дела, которое приносит радость всем. При выполнении индивидуальных заданий ребенок принимает от педагога советы в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла. Сам ребенок может помогать сверстникам в осуществлении их замыслов.
Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей: развитием речи; художественной литературой; экологией; ознакомлением с окружающим миром.
2.1.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся.
Организация взаимодействия с семьей строится на принципах сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи. С целью расширения информационного поля и компетентности родителей по вопросам обучения приемам тестопластики организуются следующие формы сотрудничества: -презентации; -индивидуальные беседы и консультации; -презентации продуктов детской деятельности (выставки); -организация «дней открытых дверей» (по желанию педагога и запросам родителей); -организация итоговых мероприятий (в конце года).
2.1.3 Календарно-тематическое планирование и содержание Программы.
III. Организационный раздел.
3.1.Методические и оценочные средства. ( Критерии и способы определения результативности. Формы подведения итогов.)
Критерии оценки образовательной деятельности обучающихся.
∙ оценивание педагогом деятельности детей;
∙ оценивание родителями работ детей через просмотры
Формы подведения итого образовательной программы включают в себя:
- Организацию и проведения открытых занятий для родителей воспитанников;
- Проведение мастер-классов;
- Участие тематических выставках
- Участие в городских, областных, всероссийских конкурсах, выставках.
3.2. Материально - техническое обеспечение
С целью успешной реализации Программы созданы необходимые условия для организации занятий детей:
1. Групповая комната, оснащенная детской мебелью и местом для релаксации и отдыха
2. Основные инструменты и материалы для работы:
− Скалка для раскатывания теста.
− Стека для резки теста.
− Доска для раскатывания теста и изготовления изделий.
− Краски для раскрашивания (акварель, акрил, гуашь - любые водорастворимые красители).
− Набор кистей для раскрашивания.
− Емкость с водой.
− Бросовый и природный материал (пуговицы, пробки, бусинки, тесьма, цветные нити, семена, ракушки, шишки, веточки, листья и т. д.)
− Фартуки.
3. Наглядный материал:
− Иллюстрации.
− Народные игрушки.
− Образцы изделий.
4. Детская художественная литература.
3.3 Учебно-методическое обеспечение
1. 3.3 И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду (Ранний возраст) М. 2007 Г. «Карапуз – Дидактика»).
2. Ш. А. Лыкова «Из солёного теста» (Лепим с мамой).
3. Н.Б. Халезова Декоративная лепка в детском саду, под ред. М.Б. Халезовой- Зацепиной, 2008 г.;
4. Е. В. Рубцова Фантазии из соленого теста, 2008 г.;
5. Чаянова Г. Н. Соленое тесто, М. , 2005 г.
6. О.В. Корчинова «Детское прикладное творчество» (Ростов – на Дону: «Феникс», 2005г.).
7. Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» программа и методические рекомендации, для занятий с детьми 2 -7 лет, И.: «Мозаика – Синтез», М. 2006г
3.4 Кадровое обеспечение.
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий среднее профессиональное образование –Яковлева Л.А.
3.5 Список используемой литературы.
1.Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
3. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.: ТЦ «Сфера», 2000.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа, - М.:
«Карапуз_дидактика»,2009
5. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.Б. Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,2006. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
6. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет». М.: Мозаика-Синтез, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования "Фантазии из солёного теста"
Рабочая программа на 2015 - 2016 учебный год по художественно-эстетическому направлению...
Рабочая программа кружковой деятельности по тестопластике «Чудеса своими руками из солёного теста» с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет.
Содержание данной рабочей программы кружковой деятельности по тестопластике «Чудеса своими руками из солёного теста» представлена одним из видов деятельности по художественно-эстетическому...
Рабочая программа кружковой работы по лепке из солёного теста «Волшебное тесто» в подготовительной группе
Рабочая программа кружковой работы по лепке из солёного теста «Волшебное тесто» в подготовительной группе...
Программа краткосрочной образовательной практики «Мукасолька» (поделки из солёного теста) (для детей 5 - 6 лет)
Краткосрочная образовательная практика «Мукасолька» развивает познавательный и творческий интерес детей с помощью соленого теста. Соленое тесто один из самых доступных материало...
Программа дополнительного образования по направлению «художественно –эстетическое развитие» тема: «Фантазии из солёного теста» (от 2 до 3 лет)
Программа дополнительного образования по направлению «художественно –эстетическое развитие» тема: «Фантазии из солёного теста» (от 2 до 3 лет)...
Программа дополнительного образования по направлению «художественно-эстетическое развитие» тема: «Фантазии из солёного теста»(5-6 лет)
Программа дополнительного образования по направлению «художественно-эстетическое развитие»тема: «Фантазии из солёного теста»(5-6 лет)...
Выставка детских работ по программе кружка дополнительного образования дошкольников по лепке из солёного теста "Тестопландия"
По итогам года за 2019-2020 учебный год, руководитель кружка Шайхулова Е.Н., организовала выставку детских работ по программе кружка дополнительного образования дошкольников по лепке из солёного теста...