План мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению коррекционно-образовательного обучения с ОВЗ в МДОАУ д/с "Родничок"
материал
Поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального и личностного потенциала детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в МДОАУ д/с "Родничок" | 162.51 КБ |
Предварительный просмотр:
План мероприятий
по психолого-педагогическому сопровождению
коррекционно-развивающего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
в МДОАУ д/с «Родничок»
Цели психолого-педагогического сопровождения:
- Поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального и личностного потенциала детей с ОВЗ;
- Создание оптимальных условий в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- выявление причин отклонений и анализ проблем у детей;
- комплексное сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ;
- составление индивидуальной программы (маршрутов, планов) сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (обучающей, социально-педагогической, психологической, коррекционной)
Участники сопровождения: педагог-психолог, учитель логопед, педагоги, родители
Основные направления психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ:
- Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования обучающихся, организованного в рамках комплексного изучения развития детей-инвалидов, детей с ОВЗ специалистами ППк, и дальнейшего динамического наблюдения за развитием воспитанников.
- Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ, планирование содержания занятий, комплектование подгрупп воспитанников, проведение индивидуальной работы с детьми.
- Аналитическое направление – определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы коррекционно-развивающих занятий и индивидуальные маршруты в соответствии с достижениями детей.
- Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям (законным представителям) в вопросах воспитания и обучения ребёнка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, способствует повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей (законных представителей) в решение коррекционно-воспитательных задач.
В основе психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы.
Для решения проблем сохранения здоровья, психологической и коррекционной поддержки воспитанников в учреждении организована специализированная (коррекционная) помощь детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Для успешной организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников, в ДОУ действует психолого-педагогический консилиум (далее ППк), в состав которого входят: педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги.
- Этап подготовительный
В рамках ППк специалисты выявляют, анализируют проблемы и причины отклонений у детей. Коллегиально обсуждают возможные варианты решений проблем, составляют индивидуальные планы, маршруты, программы сопровождения. Знакомят участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми ОВЗ.
Промежуточные результаты:
1. Изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, медицинской карты);
2. Разработка индивидуальной программы (ИОМ, планов) сопровождения;
3. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса;
4. Повышение качества комплексных мероприятий.
5. Пополнение информационно-методического банка образовательных и современных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В 2022-2023году число воспитанников с ОВЗ в нашем детском саду -13, из них:
- Дети с тяжёлыми нарушениями развития – 9.
- Дети с задержкой психического развития – 3.
- Дети с нарушением опорно двигательного аппарата -1
- Дети ОВЗ инвалиды - 5
В детском саду действует логопедический пункт.
Родители (законные представители) проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании согласия в письменной форме родителей (законных представителей).
Разработаны и реализуются:
- адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР);
- адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования для детей с задержкой психического развития (ЗПР);
- адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата (НОДА);
- реализуются индивидуальные образовательные маршруты детей, имеющих заключения ТПМПК.
2. Этап коррекционно-развивающий.
Коррекционно-педагогическое воздействие, реализующееся в форме подгрупповой и индивидуальной организованной образовательной деятельности, было направлено на восполнение пробелов предшествующего этапа развития и ориентировано на зону ближайшего развития ребёнка (в соответствии с программным содержанием). В ДОУ образовательный процесс был организован таким образом, чтобы дети с ОВЗ, и дети-инвалиды могли обучаться совместно с «нормативно-развивающимися детьми». Педагоги учились работать с разно - уровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле.
Промежуточные результаты:
1. Успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, социуме, повышение уровня толерантности социума;
2. Расширение участия детей с ОВЗ в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях;
3. Повышение уровня родительской компетентности через консультирование;
4. Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников.
3. Этап аналитико-обобщающий
Проводится мониторинг динамики развития детей на основе реализации индивидуальных программ (маршрутов, планов) сопровождения. Внесение коррективов в перспективном планировании дальнейшего психологического сопровождения детей ОВЗ.
Промежуточные результаты:
1. Анализ результатов деятельности специалистов по работе с детьми, имеющими ОВЗ.
2. Перспективное планирование.
3.Корректировка программ, планов, маршрутов.
Формы работы специалистов сопровождения
Профилактические и просветительские беседы, индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга, ролевые игры, консультирование участников образовательного процесса, наблюдение за детьми, диагностика, семинары, консилиумы, диспуты, акции, викторины, олимпиады.
Оформление тематических стендов, выпуск буклетов, памяток, информационных листов.
План мероприятий психологического блока:
Цель:
выявление характера и интенсивности трудностей развития детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого--педагогической помощи.
Диагностическая работа
Задачи | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, |
Первичная диагностика | Создание банка данных детей, нуждающихся в специализированной помощи | Наблюдение, психологическое обследование; |
Углубленная диагностика детей-инвалидов, детей с ОВЗ | Получение объективных сведений о детях на основании диагностической информации специалистов разного профиля (учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители) | Диагностирование. |
Анализ причин возникновения трудностей в обучении, выявление резервных возможностей обучающихся | Индивидуальные и групповые коррекционные программы | Разработка индивидуального плана психологического сопровождения, коррекционной программы |
Коррекционно-развивающая работа
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей-инвалидов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия |
Обеспечить психологическое сопровождение детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ | Позитивная динамика развиваемых параметров | 1.Формирование групп для коррекционно-развивающей работы. 2.Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. 3.Отслеживание динамики развития ребенка |
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ | Укрепление здоровья обучающихся | 1. Разработка рекомендаций для педагогов, родителей 2. Внедрение современных технологий в образовательный процесс. |
Консультативная работа
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия |
Консультирование педагогов по вопросам инклюзивного образования | Разработка рекомендаций, приёмов, упражнений, памяток и т.д. | Индивидуальные, групповые, тематические консультации |
Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей | Разработка рекомендаций, упражнения, памяток и т.д. | Индивидуальные, групповые, тематические консультации |
Информационно – просветительская работа
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса, повышение уровня психологической компетенции в вопросах воспитания и обучения детей-инвалидов, детей с ОВЗ
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия |
Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам | Проведение родительских собраний, семинаров, тренингов. | 1. Мастер-класс «Раз фасолька, два фасолька». 2.Консультация «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей». 3. Тренинговое занятие «Психологическая поддержка в семье. Я и мой ребёнок – поиски взаимопонимания». 4. Круглый стол «Мы с тобой равны». 5. Консультация «Особенности развития ребёнка» на разных возрастных этапах. 6. Консультация «Тревожные дети». 6. Консультация «Кто такой гиперактивный ребёнок?» |
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей | Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования | Информационные мероприятия, размещение информации на странице психолога. Инновационные коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ |
План мероприятий логопедического блока
Цель: Организация эффективного комплексного сопровождения детей с целью коррекции и профилактики речевых нарушений на основе системно - деятельностного подхода
№ | Направления деятельности | Сроки |
Диагностическое | ||
1. | Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями. | по плану |
2. | Определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у детей. | |
Коррекционное | ||
1. | Разработка индивидуальной программы (плана) сопровождения. Планирование соответствующей коррекционной работы. | по плану |
2. | Создание условий (использование речевой картотеки и игротеки), благоприятных для коррекции речи. | |
3. | Коррекция и развитие всех компонентов речи | в течение года |
Консультационное | ||
1. | Проведение с участниками образовательного процесса целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, необходимой коррекции, фиксированию речевых и неречевых реакций, анализу характера взаимодействий. | в течение года |
2. | Систематические консультации для родителей. Оказание действенной консультативной помощи педагогам по обучению логопатов. | |
Просветительское | ||
1. | Обеспечение логопедического кабинета инновационно-коррекционной методической литературой. | в течение года |
2. | Создание методического уголка для педагогов и родителей по вопросам развития и коррекции речи. | |
3. | Оформление стендов. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов. | |
Профилактическое | ||
1. | Профилактика нарушений устной речи у детей дошкольного возраста, профилактика вторичных нарушений. Организация пропедевтических занятий. | в течение года |
2. | Профилактика возможных трудностей детей на этапе школьного старта, связанных с речевой готовностью. | |
Развивающее | ||
1. | Совершенствование движений сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кистей пальцев рук; развитие артикуляционной моторики. | в течение года |
2. | Коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, пространственных представлений ориентаций, представлений о времени, фонетико-фонематических представлений. Развитие лексико-грамматического строя речи. Развитие формирования звукового анализа. | |
3. | Развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления. | |
4. | Развитие речи: фонематических процессов; артикуляционной моторики, речевого дыхания; постановка и автоматизация дефектных звуков. Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания, монологической и диалогической речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий Социально – психолого – педагогической реабилитации и абилитации воспитанников Дома ребенка с учетом рекомендаций МППК
ФИО ребенка : Дата рождения: ...
СОПРОВОЖДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ МЕТОДАМИ КИНЕЗИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье описана возможность применения метода кинезиологии какспособа коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях дошкольнойорганизации, применимого всеми участниками образовательных отно...
План мероприятий Социально – психолого – педагогической реабилитации и абилитации воспитанников Дома ребенка с учетом рекомендаций МППК
План мероприятий Социально – психолого – педагогической реабилитации и абилитации воспитанников Дома ребенка с учетом рекомендаций МППК...
План мероприятий Социально – психолого – педагогической реабилитации и абилитации воспитанников Дома ребенка с учетом рекомендаций МППК.
План мероприятий Социально – психолого – педагогической реабилитации и абилитации воспитанников Дома ребенка с учетом рекомендаций МППК....