Люби и знай родной свой край
проект (подготовительная группа)
Познавательно-творческий проект
в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет c ТНР и ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_proekt_lyubi_i_znay_rodnoy_svoy_kray.docx | 516.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 15 «Югорка»
Познавательно-творческий проект
в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет c ТНР и ЗПР «В»
на 2023-2024 учебный год
«Люби и знай родной свой край»
Воспитатели:
Власенко Л.И.
Гафарова Г.Г.
г. Мегион, 2023
"Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь,
образуют могучую реку патриотизма"
В. А. Сухомлинский
Актуальность
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно – патриотическое воспитание. Нравственный и интеллектуальный потенциал нашего общества в первую очередь зависит от того, что будет заложено в наших детях с детства. Это задача актуальна в условиях современной России.
Перед учреждением дошкольного образования в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к родному дому, малой Родине, к своей стране, бережного отношения к её историческому и культурному наследию.
Большое значение для развития детей старшего дошкольного возраста имеет знакомство с родным краем. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине, к своей Отчизне. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство Родины у ребёнка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родному краю, стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из актуальных задач, которую необходимо решить в период дошкольного детства.
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Тип проекта: долгосрочный, групповой, познавательно-творческий
Срок реализации проекта: сентябрь-январь
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители, социальные партнёры
Цель: Формирование нравственно-патриотического представления о малой Родине на основе исторических, национальных, природных особенностей родного округа и толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
1. Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, культурному наследию своего округа.
2. Расширить знания дошкольников через изучение истории малой Родины, истории народных промыслов, социально-экономической значимости ХМАО - Югра.
3. Развивать коммуникативные навыки, познавательную активность в изучении мира природы и образа жизни коренного населения родного края.
4. Воспитывать уважения к национальной культуре народов ханты, манси, самобытности языка и традиционным ценностям; воспитывать музейную культуру дошкольников.
5. Повысить педагогическую компетентность родителей по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
Сформировано представление о родном городе и крае – Югре: знают и называют памятные места города, названия городов округа, профессии взрослых (жителей Югры); о культуре коренного населения ханты и манси, их традициях и обычаях, быте и праздниках.
Повысился интерес к окружающему миру своей малой Родины.
Проявляют эмоционально – положительное отношение к своему городу, гордость и любовь к родному краю.
Родители активно принимают участие в проектной деятельности по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста к своей Родине.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный
1. Работа с методическим материалом, литературы по теме проекта
2. Подбор материалов для реализации проекта
3. Разработка конспектов образовательной деятельности; сценариев развлечений и праздников; рекомендаций для воспитателей, консультаций для родителей.
4. Беседы с родителями, анкетирование.
5. Мониторинг детей на начальном (конечном) этапе проекта.
2 этап - основной (практический).
Работа с детьми
Проведение совместных праздников.
ООД, беседы, игры, чтение художественной литературы.
Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических
средств обучения.
Экскурсии, целевые прогулки (по городу, в музеи).
Работа с родителями
1. Развлечение совместно с родителями «Фестиваль дружбы народов».
2. Консультации для родителей
3. Мастер-классы
4. Подборка и оформление книжного уголка для детей; наглядно - иллюстративного
материала.
Взаимодействие с социальными партнёрами – специалистами Регионального историко-культурного и экологического центра города.
По согласованию
3 этап – заключительный
1. Продукт проектной деятельности
2. Подведение итогов проекта
План реализации проекта
Дата | Мероприятие/Тема | Содержание |
Подготовительный (Сентябрь) | Формирование цели и задач. Разработка проекта, составление перспективного плана. Подбор и изучение методической литературы. Оснащение развивающей среды по теме проекта. Знакомство родителей с проектом. | Сформировать цель и задачи; составить план мероприятий к проекту; создать в группе предметно - пространственную развивающую среду; условия для изобразительной и продуктивной деятельности. Оформить родительский уголок, разместить рекомендации родителям по работе с детьми по проекту. |
Основной – Продуктивный Октябрь 1 неделя | Познавательное развитие: «Моя Родина - Югра». | Закрепить представления детей о географическом положении Ханты-Мансийского округа. Учить находить столицу ХМАО на карте, районы округа. Уточнить и расширять знания о коренных жителях Югры, их среде обитания в прошлом и в современном мире. Воспитывать любовь и уважение к родному краю. |
Октябрь 2 неделя | Беседа: «Символика родного края» с использованием презентации. | Учить детей различать гербы и флаги г. Мегиона, ХМАО- Югры. Закреплять умение отвечать на вопросы полными ответами. Воспитывать нравственно-патриотические чувства. |
Октябрь 3 неделя | Аппликация «Флаг моей малой Родины» | Закрепить знания о символике Югры и города Мегиона. Пробуждение у детей интереса и любви к родному краю. Развивать творческие способности. Воспитывать у детей интерес к истории своего округа, чувство любви и гордости за свою малую Родину. |
Октябрь 4 неделя | Беседы «Наши леса»; «Природа Югры» с использованием презентации. | Расширить знания детей о растениях родного края. Воспитывать уважение и чувство ответственности за сохранение природного наследия нашего округа. |
Октябрь 5 неделя | Чтение сказок, легенд народов Севера «Буровичок Югорка | Закреплять умение детей внимательно слушать произведение, участвовать в беседе по прочитанному. Воспитывать уважение к национальному фольклору. |
Ноябрь 1 неделя | Лепка «Дары родной природы» | Формировать представления о взаимосвязи человека и природы. Расширять знания о растениях леса, животных, грибах и ягодах Югры. Закреплять освоенные навыки лепки. Совершенствовать умение детей составлять композицию. Воспитывать бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами. |
Ноябрь 2 неделя | Беседа «Животный мир нашего края» с использованием презентации. | Расширить животных родного края. Воспитывать уважение и чувство ответственности за сохранение природного наследия нашего округа. |
Ноябрь 3 неделя | Беседа «Ханты и манси –коренные жители ХМАО» с использованием презентацией | Развивать познавательный интерес, формировать, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей о коренных жителях родного края. |
Ноябрь 4 неделя | Рисование «Узоры ханты и манси» | Продолжать закреплять представление о Югорской национальной одежде, закреплять умения, совершенствовать развивать чувство формы и композиции. |
Декабрь 1 неделя | Прослушивание музыкальных произведений: гимн ХМАО – Югра, Хантыйская народная песня, народные напевы ханты и манси. | Закреплять умение детей внимательно слушать произведение, участвовать в беседе по прослушанному. Воспитывать уважение к национальному фольклору. |
Декабрь 2 неделя | Беседа «Красная книга ХМАО» с ИКТ | Формировать представление дошкольников о Красной книге. Расширить и углубить знания детей о редких животных, растениях нашей местности, раскрыть основные причины сокращения численности этих видов и выяснить, какие меры необходимо предпринять для их охраны; развивать познавательный интерес, память, речь учащихся; воспитывать любовь к животным, родному краю, ответственность, доброту. |
Декабрь 3 неделя | Спортивное развлечение «Подвижные игры народов Севера» | Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные подвижные игры; обогащать словарный запас детей национальными названиями края; способствовать развитию физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости через использование подвижных игр народов Севера; развивать чувство солидарности, соперничества и соревнования; воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО. |
Декабрь 4 неделя | Викторина «С Днём рождения, Югра!» | Закрепить полученные знания детей о своей малой Родине – Югре. Воспитывать нравственно-патриотические чувства. |
Январь 3 неделя | Презентация «Природные богатства нашего края». | Обогатить знания детей о природных богатствах ХМАО – Югры, воспитывать уважение к природе родного края, к профессиям. |
Январь 4 неделя | Экскурсия в музей «Природа и быт Югры» | Развивать познавательный интерес, формировать, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей о музейных экспонатах. |
Январь 5 неделя | Рисование «Узоры моего края». | Расширять интерес детей к изобразительной деятельности. Воспитывать интерес к орнаментам народов Севера и их значению, закрепить умение действовать по замыслу, соблюдая последовательность в рисунке. Воспитывать интерес к культурному наследию. |
Работа с родителями:
- оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край»;
- художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на различные темы;
- консультации: «Мы живем в Югре», «Поможем детям узнать о родном крае»;
- привлечение родителей к пополнению уголков краеведения альбомами: «Животный и растительный мир ХМАО», «Промыслы ХМАО», «История ХМАО», «Игры народов ханты и манси», «Орнаменты».
Используемые ресурсы:
- Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание. - 2001. — №12. – C. 47-52.
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., «Просвещение».
- Антонов Ю.Е. Левина Л.В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.
- Моя Югра. Край, в котором я живу. Учебное пособие для ДО организаций. Киричек Е.А., Проснякова Т.Н., Савина Е.В. - Москва: АСТ-пресс школа, cop. 2017
- Буре Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.
- Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003, с. 82.
- http://www.maam.ru/ - маам.ru -Международный образовательный портал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной области "Познание" в подготовительной группе "Люби и знай родной свой край"
Данное занятие было проведено ко Дню округа ХМАО- Югры...
Проект "Люби и знай родной свой край"
Несколько занятий, посвященных изучению природы своего края....
Зимний экологический КВН "люби и знай родной свой край"
Развивать интеллектуальные, эмоциональные и нравственные качества....
Люби и знай родной свой край» конспект КВН в подготовительной группе на день открытых дверей посвященному дню города
Люби и знай родной свой край» конспект КВН в подготовительной группе на день открытых дверей посвященному дню города...
Люби и знай родной свой край
Люби и знай родной свой край» конспект КВН в подготовительной группе на день открытых дверей посвященному дню города...
Проект"Люби и знай родной свой край". (средствами изобразительной деятельности).
изучение и анализ по проблеме проекта. - формирование нр...
Люби и знай родной свой край
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»К.Паустовский «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первосте...