дошкольник и духовно - нравственное воспитание
статья
Любовь ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношения к
самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему
дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, к своей малой родине.
Ребёнок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой
родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, ощутить
свои «корни в родной земле». Дошкольный возраст, по утверждению
психологов и педагогов, является лучшим периодом для воспитания любви к
малой родине и Отечеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duh.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания духовно - нравственных чувств у дошкольников.
Понятия духовность, нравственность многообразны по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Любовь ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношения к
самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему
дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, к своей малой родине.
Ребёнок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой
родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, ощутить
свои «корни в родной земле». Дошкольный возраст, по утверждению
психологов и педагогов, является лучшим периодом для воспитания любви к
малой родине и Отечеству.
Педагогический термин «духовно-нравственное воспитание дошкольников» можно выразить просто – это значит научить ребенка различать, что такое хорошо и что такое плохо. То есть и мама с папой, и окружающие взрослые должны поставить перед собой задачу внушить ребенку основные понятия о добре и зле, дать необходимые знания об уважительном отношении друг к другу и людям вокруг.
Проблема нравственного воспитания детей во все времена актуальна. При этом наиболее важные качества человек приобретает в дошкольном возрасте, именно в этот период он особенно восприимчив к информации. Поэтому, чем раньше начнется его воспитание, тем лучше.
Маленький ребенок не способен воспринимать лекции о морали, но это абсолютно не значит, что не нужно с ним вести воспитательные беседы. Они необходимы, но должны быть закреплены тут же на практике.
Например, став свидетелями неприятных событий, людей, ведущих себя неподобающим образом, обязательно обсудите это с ребенком, расскажите, почему так делать не стоит.
Сюжетно-ролевые игры для маленьких детей – это не просто развлечение, это обучение. Именно в игровой форме ребенок воспринимает большую часть информации. Родители на доступном ему языке легко смогут объяснить, как стоит вести себя в обществе и семье, почему нельзя мусорить на улице, как необходимо ухаживать за животным и растительным миром. Ведь нравственное воспитание включает в себя все важные аспекты нашей жизни, такие как коммуникабельность, гуманизм, патриотизм и т.д.
Бытует мнение, что характер человека формируется до 5 лет - в остальное время его можно только скорректировать. Да, фундамент личности закладывается в раннем детстве, но под влиянием ближайшего окружения морально-нравственные качества человека могут претерпевать изменения всю жизнь. Ещё одно утверждение: от того, насколько качественно будет воспитан ребенок, зависит его дальнейшая судьба, возможность найти свое место в жизни, умение стать счастливым.
К 5 годам малыш уже, как правило, способен оценивать свои поступки, отделять хорошее поведение от плохого, контролировать свои эмоции.
Сформировать нужные моральные качества и навыки поведения ребенок не сможет без непосредственного участия в этом процессе значимых для него взрослых. То есть ребенка всему этому необходимо научить, так же как считать или завязывать шнурки. Самыми близкими людьми для детей дошкольного возраста, как правило, являются родители и воспитатели.
Родители, воспитатели и сверстники играют критически важную роль в развитии духовно-нравственных качеств, которые по своей сути являются сводом правил и ожиданий, обуславливающих поведение. На разных этапах своего развития у детей разные ценности, разные точки зрения и множество связей, которые влияют на их нравственное развитие.
1.Этап наказания и подчинения. На ранних этапах нравственного развития дети руководствуются желанием избежать наказания, а свои потребности удовлетворяют путём подчинения правилам и простым выбором между правильным и неправильным.
2.Этап справедливости и равенства. На этом этапе развития дети становятся эгоистичными, они стремятся удовлетворить свои потребности раньше других. Очень редко дети удовлетворяют потребности других.
3.Этап ожиданий и правил. С опытом и с помощью со стороны взрослых дети продвигаются к следующему этапу нравственного развития, когда индивидуальная мораль формируется вместе с нормами межличностного общения и ожиданиями окружающих (например, сверстников, учителей и родителей).
3.Этап закона и порядка. На этом этапе развития поведение характеризуется подчинением закону, уважением к лицам, облечённым властью, и приверженностью общественным правилам и нормам.
4.Этап общественного договора. Вне рамок традиционных представлений подобающее поведение основано на общественных нормах, правилах и законах. Однако необходимо следить, чтобы не нарушались индивидуальные ценности, и поддерживалась справедливость.
5.Этап универсальных и этических принципов. Несмотря на то, что поведение часто подчиняется правилам, законам и ожиданиям, существуют исключительные обстоятельства, когда независимое суждение и моральные основания могут превосходить общепринятые нормы в процессе принятия решений.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников держится на нескольких важных «китах»:
1.жизненный принцип, построенный на добре, отсутствии греховности и зла;
2.гуманное отношение к своим и чужим;
3.развитие культурных навыков;
4.рост и гармоничное развитие ребенка как личности.
Каждый из принципов предполагает определенную работу с малышом. Так, в первом случае нужную информацию помогут донести добрые сказки или понятные детям православные притчи, в которых добро непременно побеждает зло.
Гуманному отношению к окружающим научат ненавязчивые беседы, рассказы и примеры из жизни.
Воспитать тягу к культурным ценностям можно, для начала посещая с ребенком музеи природы, а затем и галереи, выставки. Если недостает нужных знаний самим, можно взять экскурсовода, который с учетом возраста интересно и увлекательно расскажет об экспонатах.
Известно, что лучший метод воспитания – личный пример. Любые слова теряют свой смысл, если они не используются на практике. Не важно, сколько родители и воспитатели будут рассказывать о хорошем поведении, об уважении окружающих и о гуманном отношении к природе, если взрослые не делают того, о чем говорят, то все разговоры будут напрасными.
Например, если папа декларирует, что надо любить животных, а сам отшвыривает ногой приблудного котенка, то вряд ли это явится достойным примером для подражания. Если мама самым любезным образом общается с соседкой, а за ее спиной выдает нелестные оценки, то дочка скорее получит урок лицемерия и двоедушия, чем искреннего отношения к близким.
Нравственное воспитание дошкольников является нелегкой задачей, и чтобы ваш ребенок вырос достойным человеком, он должен копировать ваше соответствующее поведение.
Маленьким детям крайне сложно понять, почему он должен дать, пусть на время, любимую игрушку мальчику в песочнице. Ребенок еще не имеет понятия, что такое щедрость, что такое жадность, и не стоит его отчитывать за это. Надо просто и ненавязчиво рассказать, как здорово, когда ты можешь порадовать другого человека – тогда и самому радостнее, как здорово, когда любишь не только получать подарки, но и дарить их.
Немного погодя тема «умей делиться» может быть расширена. Дети узнают, что можно поделиться не только предметами, игрушками, угощением, но и теплым отношением, хорошим настроением, улыбкой. Уместно напомнить замечательную песенку про улыбку из мультфильма.
Воспитывать такие нравственные качества человека, как доброта и отзывчивость тоже проще и эффективнее на личном примере. Когда дети видят, что мама с папой любят не только их, но и инвалида – соседа по площадке, что они не способны обидеть ни словом, ни действием не только человека, но и любое живое существо, можно быть уверенным, что малыши впитают в себя эту манеру поведения.
В раннем возрасте неоценимое значение имеет духовно - нравственное воспитание детей сказкой. Заботиться об окружающих, в частности, живо учат сказки К.Д. Ушинского «Умей обождать», русская народная про петушка, курочку и бобовое зернышко и т.д.
Уже готовя малыша к первому посещению детского сада, можно провести маленький, но наглядный урок на тему «нравственное воспитание детей дошкольного возраста».
Не исключено, что ребенку придется столкнуться с тем, что другие ребята дерутся.
1.Надо объяснить ему, что обижать других людей, а особенно бить их, категорически нельзя.
2.Нельзя портить, рвать, ломать книжки, игрушки. Их делали люди. На них затрачен человеческий труд. Испортив вещь, обидишь человека, окажешь неуважение к его труду.
3.Маленький человечек на всю жизнь должен запомнить третье «нельзя»: брать без разрешения чужое – это кража.
Эти три «нельзя» в итоге превращаются в неоспоримую истину: нельзя вырасти хорошим человеком, если нарушать их.
Детские дошкольные учреждения, вне всякого сомнения, наравне с родителями играют важную роль в духовно-нравственном развитии детей.
Занятия в детском саду включают в себя не только усвоение каких-либо знаний в теории, но и применение их на практике. Дети с малого возраста привыкают к дисциплине, учатся отличать игровое время, когда можно пошуметь и расслабиться, от учебного, когда следует вести себя тихо и внимательно слушать воспитателя.
Интересен опыт некоторых из них, когда воспитатели активно вовлекают в духовно-нравственное воспитание в ДОУ и семьи своих питомцев. Кое-где работают так называемые школы молодых родителей, с помощью которых проводятся ознакомительные прогулки по ближайшим окрестностям. Дети вместе со взрослыми в частности познают, что такое родной край, как его надо любить и беречь.
Когда проходят такие общие детско-родительские мероприятия, папы и мамы получают возможность увидеть свое чадо как бы со стороны, в не знакомой им ситуации, видят, стоит ли обратить на что-то особое внимание в домашнем воспитательном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование начальных ключевых компетентностей дошкольников средствами духовно - нравственного воспитания»
Перед нами педагогами стоит важная задача воспитать в маленьком человеке ценности, которые помогут ему в будущем построить гуманные и грамотные взаимоотношения с окружающим его миром. Отношения, основ...
Доклад «Социализация дошкольников посредством духовно-нравственного воспитания»
Доклад«Социализация дошкольников посредством духовно-нравственного воспитания»Енякина Маргарита Николаевна воспитательСтруктурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учрежде...
Презентация "Успешная социализация старших дошкольников через духовно-нравственное воспитание"
Презентация "Успешная социализация старших дошкольников через духовно-нравственное воспитание"...
«Успешная социализация старших дошкольников через духовно-нравственное воспитание».
«Успешная социализация старших дошкольников через духовно-нравственное воспитание»....
Система работы с дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию.
Главной целью является создание условий для приобщения детей и родителей к духовно-нравственным ценностям, а также готовность следовать им....
Особенности социального партнерства с родителями младших дошкольников по духовно-нравственному воспитанию
Особенности социального партнерства с родителями младших дошкольников по духовно-нравственному воспитанию...
Сказки для дошкольников по духовно-нравственному воспитанию
Добрые сказки по духовно-нравственному воспитанию дошкольников играют большую роль в воспитании детей. Данные сказки учат добру, человечности, дают ответы на вопросы детей....